Воспитательная система класса
материал на тему

Редкозубова Татьяна Петровна

Отчет классного руководителя по теме "Воспитательная система класса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

   1-2 слайды. Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

  3 слайд.             Цели для перспективного развития коллектива

 

  - создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления;

  - воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;

  - самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности;

  - сознательная постановка учащимися цели достижения успехов и регуляция поведения и деятельности.

   4 слайд.        Задачи:

1. Формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе.

2. Совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей.

3. Развитие умений и навыков умственного труда.

4. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду.

5. Воспитание эстетической культуры.

 6. Физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.

 7. Развитие самостоятельности.

 8. Интеллектуальный и личностный рост учащихся.

 9. Стимулирование психического развития детей.

   Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

    5 слайд. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

   6 слайд. Чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в начальном классе я поставила цель воспитательной системы - поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

   Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме взаимодействия семьи и школы.

   Чтобы повысить уровень воспитанности младших школьников, сформировать положительную мотивацию к учению, необходимо не только хорошо знать своих воспитанников, но и договориться о содержании требований, разделить между семьей и школой "сферы влияния". Очень важно при этом помнить об этике поведения учителя: эта работа требует осторожности, деликатности и учета особенностей каждой конкретной семьи.

    Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются "индивидуальность", "самостоятельность", "доброта", "творчество", "активность", "коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

7 слайд. Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:

• Старайся делать добро!

• Бойся обидеть человека!

• Люби и прощай людей!

• Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

• Познай мир и себя!

• Стремись найти свою цель в жизни!

• Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

• Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

   8 слайд. Каждый учащийся живет в своей семейке. Еженедельно у него происходит смена поручений. Дети не только оказывают помощь учителю, но и проводят беседы с одноклассниками, стараются быть лучше. Помогают при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий.

   9 слайд. Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса. Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.

   Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса учеников начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

    Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.

10 слайд. Направление "Я и моё здоровье"

Главные идеи:

   Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.

Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.

   Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.

   Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.

Задачи воспитания:

- создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;

- учить детей рациональному правильному питанию;

- учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

- способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.

Содержание воспитательной работы:

   Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.

   Изучить состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.

Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.

   Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.

   Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.

   Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.

   «Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.

        11 слайд.         Формы внеклассной работы:

Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.

Спортивные соревнования в классе, школы, города.


12 слайд. Направление "Я и моё творчество"

Главные идеи:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель:

- создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.

Задачи воспитания:

- формирование у учащихся культурного общения;

- развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности;

- использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;

- вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей учащихся;

- стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;

- воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;

- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.

- оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью;

- представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.

Содержание воспитательной работы:

- изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса;

- изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;

- учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий;

- поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;

- соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся;

- соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

13 слайд. Формы внеклассной работы:

- концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

- проведение праздников;

- конкурсы состязания талантов;

- чествование именинников, семей в которых растут таланты.

14 слайд. Направление "Я и моя семья"

Главные идеи:

- семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;

- ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

- ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;

- школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.

Главная цель:

   Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

- влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

- создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;

- создать условия для духовного общения детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

   - создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;

   - изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

   - сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

   - создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;

Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;

   - организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей;

   - привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;

   Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

5 слайд. Формы внеклассной работы:

- тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»);

- Праздники – Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.

Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.

Дни открытых дверей.

16 слайд. Направление "Я и мои знания"

Главные идеи:

   Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.

   Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.

   Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.

Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

- создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.

- поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.

- давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.

17 слайд. Формы внеклассной работы:

- интеллектуальные марафоны в классе, в школе.

- кружки по интересам в классе и в школе.

- творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.

- экскурсии в музей, посещение выставок.

   

18 слайд. Работа с родителями:

- классные родительские собрания;

- совместный отдых детей и родителей;

- работа с родительским комитетом;

- индивидуальные консультации, беседы, посещение семей;

- индивидуальная работа с  семьями, находящихся в социально-опасном положении (сентябрь - уточнение списка и постановка на учет семей, находящихся в социально-опасном положении).

19 слайд. Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании и о6учении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.                                                                    Лукиан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...