Развитие информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
статья на тему

Бирзниекс Елена Александровна

Статья о  применении компьютерных технологий на уроках , и во внеурочной деятельности для повышения  познавательной активностии и учебной мотивации  младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие информационно-коммуникационных  технологий в начальной школе.

Е. А. Бирзниекс, И. А. Ильина, И. В.Бобыкина,

учителя начальных классов  высшей категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г.Йошкар-Олы»

республики Марий Эл

Современное образование и ИКТ. Эти понятия в наше время тесно взаимосвязаны.  Что именно включает в себя понятие – ИКТ, вот это не все чётко представляют. Попробуем разобраться. Информационные технологии  – это получение и преобразование любой информации. Таким образом, видим, что любая педагогическая технология является информационной.

Коммуникативные технологии – это сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами. Это не обязательно компьютерные методы. Хотя, конечно, компьютер справится с этим гораздо эффективнее. Если говорить о начальном образовании, то здесь приходится помнить, что возраст обучающихся требует бережного отношения к здоровью ещё неокрепшего детского организма.

Оптимальный вариант – использовать компьютер и интернет при подготовке к уроку. Учитель легко может найти в интернете различные тесты для проверки знаний по любой теме, интересный и даже игровой материал  к уроку. Репродукции известных картин, рисунки, фотографии теперь можно не хранить в кабинете, а найти и распечатать перед уроком. Это, конечно, очень удобно для учителя. Аналогично можно поступить и с аудиоматериалами  к уроку. При работе в 1 классе прекрасные раскраски, играющие огромную роль для развития мелкой моторики, можно приготовить к уроку, потратив, буквально, несколько минут.  Творчески работающие учителя, воспользовавшись компьютером, могут сами разработать дидактические игры для уроков и внеклассной работы в начальных классах. К примеру, таблица умножения всегда вызывает при запоминании у детей много проблем. Если набрать и распечатать такие игры, как математическое домино или математическое лото, то этот неприятный для детей момент можно превратить в увлекательную игру, и заставить их выучить таблицу непроизвольно, почти незаметно.

Один из самых важных моментов начального обучения – обучение чтению. Научить бегло и осознанно читать можно лишь, приучая детей много читать. Внеклассное чтение проводится  в нашей школе в самых различных формах. Чаще всего дети получают домашнее задание – читать  произведения определённых авторов или произведения по теме. Не всегда помочь может домашняя или городская библиотека. Интернет в данном случае самый скорый помощник. После того, как прочитана интересная сказка или повесть, которая тронула не только сознание, но и чувства, экранизация прочитанного будет иметь  колоссальное значение для читателя. И опять на помощь может прийти интернет. В нашей стране богатейшая фильмотека, которая включает в себя все лучшие произведения детской литературы. Учителю легко подыскать нужный фильм и продемонстрировать его на уроке. Дети смогут не только вместе его просмотреть, увидеть всё, о чём прочитали, несколько по-другому, нежели им представлялось при чтении, но и обсудить с товарищами увиденное.

Урок  окружающего мира  сегодня трудно представить без научных фильмов, ярких фотографий, иллюстраций природы, которые помогают малышам очень живо представить всё, о чём пишет учебник и рассказывает учитель на уроке. Обычно это запоминается ребятами надолго и оказывает большую помощь при пересказе, формировании  у ребёнка понимания целостности и многообразия окружающего мира.

В соответствии с ФГОС, большое внимание сейчас уделяется внеурочной деятельности. В нашей школе открылось огромное количество различных кружков, где дети занимаются по интересам. Один из любимых – Редакция школьной газеты «Переменка». В этом кружке занимаются обучающиеся начальных классов. Сначала ими разрабатываются  темы будущих заметок, берутся интервью, а затем начинается настоящая вёрстка газеты. Опять на помощь приходит компьютер. Газета набирается, печатается. Всё как в настоящей редакции. Кружок «В гостях у сказки» тоже не обходится без современных технологий. Все роли не переписываются от руки, а распечатываются на компьютере. После съёмки репетиции на видео, легко провести разбор ошибок.

Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания; повысить качество усвоения материала; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;  проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);  развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, достигать не только предметных результатов, но и личностных, таких как, развитие рефлексивной самооценки,  умение анализировать свои действия, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. И самое важное – достижение  метапредметных  результатов. Это овладение  способами выполнения заданий творческого и поискового характера, использование справочных изданий, поиск и передача информации.

Начальная школа -  это образовательная область, где ИКТ  можно и нужно использовать практически на каждом уроке и на каждом этапе, при внеклассной работе,  не забывая о санитарно-гигиенических требованиях. Опыт применения компьютерных технологий на уроках позволяет говорить  о повышении познавательной активности  и учебной мотивации учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской одарённости в начальной школе

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остает...

Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе

Здесь представлена презентация, как итог четырехлетней экспериментальной работы по теме "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе". Разработчик - Лобусова Н.Ю. ;куратор- Добри...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Развитие монологической речи в начальной школе

Презентация и рабочие материалы по теме"Развитие монологической речи в начальной школе". Представлена на Х "Бушелевских чтениях" в г.Петропавловске-Камчатском. В данной презентации представлены особен...

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....