Выступление "Виды оценочной деятельности в 1 классе"
статья на тему

Радостева Валентина Ивановна

Выступление на педагогической конференции по теме "Виды оценочной деятлеьности в 1 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление на конференции48.5 КБ
Файл презентация294.71 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\getImage.jpg 

         Радостева Валентина Ивановна

Руководитель ШМО учителей начальных классов

МБОУ Рощинская сош № 17

Педагогический стаж – 37 лет

Высшая квалификационная категория

Выступление на районной педагогической конференции

Тема «Виды оценочной деятельности в 1 классе»

Уважаемые педагоги, мне очень приятно, что Вы посетили нашу площадку. Вместе с Вами мы обсудим тему, которая, безусловно, актуальна. Надеюсь, что наше общение будет продуктивным.

Слайд 1. «Виды оценочной деятельности в 1 классе»

Слайд 2

Первоначально разведем понятия «отметка» и «оценка».

Подходы к данным понятиям могут быть разными, многие исследователи и методисты трактуют их по-своему, но в общепринятом понимании «оценка» - это словесная характеристика результатов действия, а «отметка» - это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы.

Договоримся с вами использовать данную терминологию.

Слайд 3

Итак, оценка и отметка.

Традиционное оценивание предполагало оценивание  конкретных знаний отметкой. Ребенок мог воскликнуть: «У меня  - 5!», порой, не понимая за что именно. Оценивал, безусловно, учитель, а как же иначе!

В нашей технологии оценивания, а под «нашей» мы понимаем ФГОС, оценивается не знание, а умение применять знания. Оценивается качественной оценкой, которая переводится в отметку.

Оценивает ученик в диалоге с учителем. «Какое было задание? Выполнил? Верно? Сам? Что себе поставишь?». В данной ситуации учитель направит ребенка в нужное русло, если тот необоснованно завышает свой результат, возвращая его к тому, что надо было сделать, и что он сделал.

Слайд 4

Современный УМК предполагает постепенное обучение ребенка системе самооценивания. Обратимся к тетради по окружающему миру по программе «Школа России».

После прохождения определенного раздела предполагается проверка и оценка достижений обучающегося.

Ребенок при помощи цвета отмечает выбранный ответ, затем сверяет правильный ответ с учебником и отмечает, на какие вопросы он ответил правильно, а в каких ошибся. Позже он подсчитывает количество правильных ответов, соотносит их с таблицей в учебнике и выбирает соответствующий знак.

Подобная работа осуществляется с 1 класса и постепенно приучает ребенка адекватно оценивать свои достижения.

Слайд 5

В 1 классе  используются многочисленные приемы оценочной деятельности. Вот некоторые из них.

«Лесенка» - ученики на ступеньках отмечают, как усвоили материал:

нижняя ступенька – не понял,

вторая ступенька – требуется небольшая помощь,

верхняя ступенька – ребенок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

«Волшебная линеечка» - на полях тетради чертятся шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

красный – я умею сам,

желтый –я умею, но не уверен,

зеленый – нужна помощь.

Допускается и словесное оценивание – устным ответам учитель дает словесную оценку: если очень хорошо – «Умница!», «Молодец!», «Отлично», если есть недочеты – «Хорошо!» и т.д.

Слайд 6.

Применяются и символы: 

«+» -ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

«- »- ученик не знает материал и не справляется с заданием

Слайд 7

Я уверено, что в Вашем арсенале есть и другие приемы оценивания. Давайте дополним нашу таблицу. Кто что может предложить?

Слайд 8

При безотметочном обучении можно использовать следующие приемы педагогической технологии

«Взаимообучение» - когда ребенок встает в позицию учителя, оценивая другого, например, при работе в парах или малых группах. В этом случае школьник получает возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно-оценочную функцию.

«Тетрадь достижений» - Бланки, или таблицы, по которым можно увидеть продвижение ученика. Эти тетради могут иметь разную форму и значение, в том числе и цветовое, как представлено на слайде (слайд 9)

И в конечном итоге эти бланки переходят в накопительную папку ученика – папку его достижений, т.е. – портфолио.

Безотметочное обучение в 1 классе с одной стороны в чем-то ограничивает педагога, а с другой – напротив, дает ему больше свободы в творческом плане.

Не стоит на месте и педагогическая наука, над вопросом оценивания в 1 классе и начальной школы в целом трудятся научные центры и коллективы учителей-новаторов.

Красноярским краевым институтом повышения квалификации были разработаны методические рекомендации для учителя, в которых раскрываются подходы к оценке, анализу и использованию метапредметных результатов младших школьников в области смыслового чтения, коммуникативных и регулятивных умений. В приложения вынесены материалы, адресованные родителям учеников.

Если вы еще не знакомы с данными наработками, я думаю, что они вам будут полезны.

Спасибо за совместную работу. С наступающим новым учебным годом, пусть он принесет много интересных идей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды оценочной деятельности в 1 классе

Слайд 4

Оценивание учащихся

Слайд 5

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении «Лесенка» «Волшебная линеечка» «Светофор» «Словесное оценивание»

Слайд 6

Символы – фиксация оценки производится следующим образом: «+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации « - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием; Бальная оценка Процент выполнения 95-100% -высокий уровень усвоения 75 -95% - средне – высокий уровень 50 -74% - средний уровень меньше 50% -низкий уровень Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.

Слайд 7

Запишите приёмы оценочной деятельности, используемые вами и вашими коллегами

Слайд 8

Приемы педагогической технологии, используемые при безотметочном обучении в 1 классе Взаимообучение Тетрадь продвижения

Слайд 9

«Уровни успешности» Уровни успешности 5-балльная шкала 100% Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача «2» (или 0)  ниже нормы, неудовлетворительно 0-49% Необходимый (базовый) уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания «3»  норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 50-64% «4»  хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 65-74% Повышенный (программный) уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации «4+»  близко к отлично . Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 75-89% или «5»  отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 90-100% Максимальный ( необязательный) уровень Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения «5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) Отдельная шкала: 50-69% « 5 и 5»  превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Отдельная шкала: 70-100%

Слайд 10

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»

Создание «Паспорта класса» -  документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...

Контрольно-оценочная деятельность. 1 класс

Примерные материалы по организации мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 класса....

Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО

Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся

В представленных материалах опубликованы доклад, презентация и буклет по теме "Рефлексия деятельности учащихся. . В данной статье я постаралась привести примеры из собственого опыта о том, как ор...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...