Презентация "Мониторинг сформированности навыков смыслового чтения"
презентация к уроку на тему

Холоденко Людмила Владимировна

    Систематический анализ достижений учеников – обязательное условие работы учителя.

    Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.pptx718.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг сформированности навыков смыслового чтения МБОУ Новониколаевская СОШ Учитель начальных классов Холоденко Л.В.

Слайд 2

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.

Слайд 3

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Слайд 4

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается: осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка, средств массовой информации.

Слайд 5

О сновные умения смыслового чтения : умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Слайд 6

Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее использу­ется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения. Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. П роведение мониторин­га является функцией учителя-методолога или методиста чтения.

Слайд 7

Алгоритм действий учителя и ученика по формированию навыка смыслового чтения расчленение текста на главное и второстепенное, выделение «речевой доминанты »; обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков; установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков; моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания, составление таблиц, опорных схем и пр .; проверка по опорным точкам схемы (ключевым словам) точности и полноты изложения учебного материала; формулировка вопросов по тексту (и поиск в нем ответов на эти вопросы); сравнение с текстом-оригиналом и корректировка собственного варианта текста .

Слайд 8

Систематический анализ достижений учеников – обязательное условие работы учителя. Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Слайд 9

М ониторинг сформированности техники чтения учащихся начальных классов Способ чтения (определяется во время чтения). Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста). Правильность чтения (определяется во время чтения). Выразительность чтения (определяется во время чтения). Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

Слайд 10

Мониторинг сформированности у учащихся 1 класса навыка смыслового чтения текста

Слайд 11

Задание №1. Прочитай текст. Задание №2.Озаглавь текст и запиши заголовок ___________________________________________________________________ Задание № 3.Отметь ответ значком ✓, какой из названных объектов синичка запасла на зиму? А. Грибы В. Малина Б. Зёрнышки Г. Орехи Задание № 4. Перечитай рассказ о синичке. Как ты думаешь, как будет синичка прятать свои припасы? Напиши свой ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 5. Перечитай рассказ о синичке. Подчеркни незнакомые тебе слова. Объясни значение слова: «Вылущивать» - __________________________________________________________________ Задание № 6.Как ты думаешь, что хотел сказать автор этим текстом? ___________________________________________________________________

Слайд 12

Результаты мониторинга сформированости УУД смыслового чтения текста учащихся ___класса № п/п Ф.И . ученика Техническая сторона Смысловая сторона Задание 1. чтение текста (кол-во слов) Задание 2. умение выделять существенную информацию из текста (+,-) Задание 3. умение устанавливать причинно-следственные связи (+,-) Задание 4. Умение осуществлять анализ и синтез объектов с выделением существенных признаков (+,-) Задание 5. умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте (+,-) Задание 6. умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать (+,-) 1 2 3 4 Итого (% от общего):

Слайд 13

Для того чтобы определить уровень читательских качеств учащихся при переходе из начальной школы в основную, проводится контроль чтения в 4 классе. При этом используется текст для контроля чтения молча и контрольная карта. ТЕКСТ МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ В один жаркий весенний день вывела мать Гусыня своих маленьких ж ѐ лтых гусят на прогулку . Она впервые показывала детям большой мир . Этот незнакомый мир был ярки м, зеленым, радостным: перед крошечными гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы. Они забыли о своей матери и стали далеко расходиться но огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой детьми. Тревожным голосом Гусыня стала сзывать разбредшихся по лугу детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись тяж ѐ лые темные тучи , и на землю упали первые крупные капли дождя . Гусята подумали : мир не такой уж уютный и добрый . И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась их мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мама; они подняли маленькие головки и, испуганные, побежали к ней . А тем временем с неба часто посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих неразумных детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно... Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно. Из-под материнских крыльев Гусята слышали доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле, безопасности и уюте. Потом вдруг все стихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала тяж ѐ лые крыльев . Маленькие дети Гусыни требовательно запищали : выпускай насотсюда , мама . Да , они не просили , а нас тоятельно требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на мокрую траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыни тяжело и часто дышала. Она пыталась расправить поврежд ѐ нные крылья и не могла этого сделать . Но мир снова стал таким радостным и добрым , солнышко сияло так ярко и ласково , пч ѐ лы , майские жуки , шмели , пели так красиво , что гусятам и в голову не пришло спросить : «Мама , что с тобой случилось?» И только один, самый маленький и слабый гус ѐ нок подош ѐ л к матери и с недоумением спросил : «Почему у тебя изранены крылья ? » Она тихо ответила , как бы стыдясь своей боли : « Вс ѐ хорошо , сын» . Ж ѐ лтые гусята рассыпались , как горошины , п о изумрудной траве, и, глядя на них, мать была очень счастлива. (По В.А. Солоухину)

Слайд 14

Контрольная карта Ученика( цы ) 4класса ____________________________ Контрольное время ____ 1. Куда и зачем вывела Гусыня маленьких ж ѐ лтеньких гусят в жаркий весенний день ? - на прогулку на зел е ный луг - на ромашковое поле пощипать травки - купаться на реку 2. Когда, чаще всего, мать оказывается забытой детьми? - когда рядом друзья - когда в душе мир и покой - когда много других забот 3. В какой момент гусятам снова стала нужна мать? - когда они испугались, что до нитки промокнут под дожд ѐ м - когда они проголодались - когда мир показался не таким уж уютным и добрым… …12.

Слайд 15

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности . Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной), знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Слайд 16

« Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведёт за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба. - Что ты делаешь, старик? – спросил человек. - Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? - Верно! – удивился человек. - Так бери с собой мудрость: Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым. - Как я это сделаю, если сам не умею летать? - А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. - Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес: - А меня больше радуют твои крылья…» Притча

Слайд 17

Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально! Главное условие всей работы – стимулировать деятельность ученика, терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе. Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...

Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...