Выступление на педагогическом совете "Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения"
учебно-методический материал на тему

Подколзина Наталья Алексеевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pedsovet_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»

Развитие творческих способностей на уроках

литературного чтения в начальной школе.  

Подготовила учитель

 начальных классов

                                                                                 Подколзина Н.А.

2016 г

Развитие творческих способностей младших школьников

на уроках литературного чтения

Научить младшего школьника понимать авторское произведение, видеть и осознавать не только то, что написано, но и как написано, легче при творческой организации урока и ещё легче при вовлечении детей в творческий процесс практической направленности. Этому помогает личностно ориентированное обучение.      

Работа учителя становится не навязчивой, а увлекательной, вызывающей у ребят интерес к поставленной автором в произведении проблеме и поиску её решения. У школьников зарождается потребность попробовать свои силы в творческой деятельности, дети становятся писателями и поэтами.

Творческие способности и проблемы их формирования.

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гениальности.

Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Как и когда начинается развитие творческих способностей ребенка, т.е. каковы «тайны его творчества», с давних пор вызвало огромный интерес у педагогов. Решение этого вопроса имеет огромное практическое и профессиональное значение. Если в детском возрасте ребенок научиться творить, то заложит основы продуктивного отношения взрослого человека к любому делу, каким бы он не занимался. Учиться и творить – два дела человека, которые сопровождают его всю жизнь.

Современное образование в наших школах, в основном, сосредоточено главным образом на заботе о развитии общих способностей детей, лежащих в основе репродуктивной деятельности. Ввиду этого методика образовательного процесса основывается на передаче уже существующего. Поэтому учебная деятельность ребенка направлена на освоение и воспроизведение готовых способов и образцов деятельности. В то же время устремленность ребенка в душе заставляет перестраивать образование в направлении развития творческих способностей, которые обеспечивали бы его адаптацию к изменяющимся социальным условиям.

В научной литературе развитие творческих способностей рассматривается во взаимосвязи с качествами интеллекта.

Психологи утверждают, что творческие способности дифференцируются в зависимости от характера умственной деятельности человека, и выделяют семь видов умственной деятельности:

  • язык;
  • логика и математика;
  • пространственное мышление;
  • музыка;
  • мышечно-двигательная структура (танцы и атлетика);
  • самопознание;
  • межличностные отношения (лидерство, социальные способности)

Каждая из этих способностей влияет на развитие творческого потенциала личности.

Знакомство с художественными произведениями, безусловно, создает достаточно широкий простор для индивидуального творческого поведения ребенка. Анализируя литературные произведения, ребенок не только погружается в духовные ценности, но и «проживает» совместно с автором творческий процесс рождения замысла и художественного воплощения его в тексте. Он открывает «открытое» автором. «Прочитывает» в авторском тексте значение собственных переживаний и ощущений. И все же такая работа с авторскими текстами не может в полной мере воспроизвести весь процесс самостоятельного решения творческих задач. Ребенок может создать собственную интерпретацию произведения, но ее недостаточно для формирования индивидуального творческого поведения. Для этого нужна самостоятельная практика порождения и воплощения собственных творческих замыслов.

Комплексное решение этих проблем предлагаю строить на развитии творчества детей, опираясь на культурные формы, исторически выработанные в традиции художественной деятельности. Культурная традиция требует и обучения, и ознакомления с произведениями искусства, и творчества на основе принципа органичного единства учения и творчества самих детей.

Единство обучения и творчества обеспечивается взаимосвязанностью трех видов совместной деятельности учителя и учащегося: оценочной -обсуждение художественных достоинств произведения; учебной - решение учебных задач, совместный поиск учениками и учителем новых общих способов художественной деятельности; самостоятельности - творческое применение открытых способов по собственному замыслу ребенка.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое. Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить у них огонек жажды знаний? Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий. Собирался в школу, малыш был уверен, что учеба -это радость, надеялся на успех и одобрение учителя. Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть уверенным в себе. Успех в учении вдохновляет на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. В каждом человеке с детства заложены самые различные способности: их надо только развивать, не боясь труда. Новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих приемов организации учебного процесса. Ученик должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Без усилий эмоционального интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активизация познавательной деятельности, ни сознательного участия в учебном процессе, ни субъектное взаимодействие учителя и ученика .

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, не шаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Литература как средство развития творческих способностей

у младшего школьника.

Процесс чтения сам по себе является творческим, поскольку требует не просто процесс раскодировки графической информации в звуки, слова и предложения, а включает процесс воображения, ассоциативного мышления, рассуждения, создания в своем воображении времени, места действия описываемых событий, внешнего и внутреннего мира персонажей и т.п. Иначе говоря, предполагает сотворчества с автором произведения…

В литературном образовании младших школьников выделяются два взаимосвязанных направления: формирование квалифицированного читателя, обучение анализу художественного произведения с эстетических позиций и воспитание “маленького писателя”, обучение эстетическому восприятию действительности и развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове.

Главная задача уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому сознательному чтению, состоит в развитии детей средствами художественной литературы, в формировании их художественного вкуса. Никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир в его динамике, как художественная литература.

Младшие дошкольники не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: ''страшно'', ''смешно''; читатель шести-восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы.

Формы и методы развития творческих способностей учащихся.

Цель уроков по развитию творческих способностей - это воспитание творческой личности.

Такие уроки способствуют развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. На таких уроках каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку.

В целях повышения интереса детей к учению, к предмету, для развития творческих способностей используются следующие этапы работы:

1). Создание особой творческой атмосферы не только на уроках, но и во внеурочное время.

Задача создать такую атмосферу в классе, при которой дети чувствовали бы себя комфортно и уютно, чтобы они постоянно ощущали доверие и уважение, внимание к своим интересам, склонностям, к своему здоровью со стороны учителя и одноклассников.

2). Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей. Фантазировать у Даля-это «мечтать, воображать, строить воздушные замки, созидая мысленно, умственно». И эта сила дана нашим детям от природы. Они легко заходят в воображаемый мир и также легко выходят из него в мир реальный. Ребенок младшего школьного возраста фантазер, он живет в мире своих фантазий, верит в него и обычное становится необычным и удивительным.

Нужно обучать детей умению наблюдать и фантазировать. Начать можно с игры «Что на что похоже?»

Ход игры: ученик выходит за дверь, класс загадывает слово; вошедший пробует отгадать слово по нашим эмоциям; - то, что мы задумали, похоже на листочек, тучку, ягодку.

Умению фантазировать и анализировать развитию творческого воображения, памяти и внимания поможет игра «Завиральные истории».

Материал: тексты знакомых детям сказок.

Инструкция: учитель читает сказку, немного видоизменяя её. Дети услышав в сказке ошибку, хлопают в ладоши.

Для развития фантастических гипотез можно использовать игру «Что было бы, если бы……».

Техника фантастических гипотез очень проста.

Детям раздаются различные тексты (вырезки из газет), они их прочитывают, выбирают первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.

3). Формирование у учащихся чувства любви, переживания, сострадания и т.д.

Большое значение здесь имеет работа над устными и письменными сочинениями.

Ставя на первое место задачу общего развития детей в процессе обучения по программе Л. В. Занкова большое значение придается сочинениям, как одному из важных средств, развития кругозора учащихся.

Эта программа предоставляет ребенку свободно излагать свои мысли. Не навязывать детям своего плана, а поощрять лишь умение ребенка наблюдать, составлять предложения, последовательно излагать свои мысли.

4).Сочинение сказок.

Переработка известной сказки в связи с введением нового элемента. Ребятам предлагается ряд слов (или картинок), которые напоминают хорошо известную им сказку. 

Если включить в этот ряд слово, не относящееся к содержанию данной сказки, то оно будет воспринято как «чужое», «лишнее». Наличие такого слова требует уже иных ходов, иного развития повествования. Ребятам предлагается определенный набор функций сказочных персонажей, который может служить своеобразным каркасом будущей сказки. По одному и тому же набору функций можно создавать новые и новые сюжеты, т. е. неограниченное число сказок. Составление сказки по опорным словам. Продолжение сказки до логического и эмоционального конца.

5). Знакомство с построением стиха.

На этом этапе стоит задача научить чувствовать ритм, музыку, рифму стихов, передать в стихах свое настроение, свои представления об окружающем мире.

Уроки литературного чтения стали первой ступенью в освоении знаний по теории стиха.

Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха. С греческого «ритм» переводится как «стройность, соразмерность». Дети хорошо чувствуют природу ритма и легко понимают, что в окружающем мире происходит ритмично. 

 Основные условия развития творческих способностей младших школьников

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

  1. Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.
  2. Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
  3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
  4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
  5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.
  6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.
  7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.
  8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
  9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.
  10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

На основе изученной литературы по теме, в данной работе я попыталась определить основные направления и приемы развития таких важнейших компонентов творческих способностей как мотивация, творческое мышление и воображение в младшем школьном возрасте. Мной была разработана система, т.е. упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.

                                              Заключение

Успехи в постижении произведений искусства трудно отразить, так как они связаны с перестройкой внутреннего мира человека и проявят себя позднее, при обучении в последующих классах. Но уже сейчас заметно, что дети все чаще высказывают свои мысли о прочитанном, все ярче читают лирические произведения, быстрее находят нужные характеристики героев в эпических произведениях, пробуют писать стихи, рассказы, а самое главное -любят уроки литературного чтения, любят читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Презентация "Развитие творческих способностей на уроке литературного чтения в первом классе"

В публикации представлен материал творческих заданий на уроках обучения грамоте и литературного чтения...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"

Выступление на  городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием  ИКТ"...