Проектная деятельность - базовая технология реализации ФГОС
статья по теме

ЧЕРЕМИСИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Презентация рассказывает об актуальности, целях проектной технологии, даётся классификация и примеры проектных работ в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Черемисин а Елена Александровна Февраль 2016 МОУ Удельнинская гимназия

Слайд 2

Проектная деятельность – базовая технология реализации ФГОС

Слайд 3

А ктуальность технологии проектного обучения Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности

Слайд 4

Цель проектной деятельности Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента , анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление

Слайд 5

Коротко сформулировать цель проектной деятельности можно с помощью китайской пословицы: Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь.

Слайд 6

Для сравнения: как выглядит подготовка докладов и рефератов Традиционное обучение Проектное обучение Целевая установка у учащихся Получить хорошую отметку Проявить свои способности, сделать важное дело Организационные формы работы Индивидуальная Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы Источники информации Как правило, один— два источника Различные источники из разных областей знания Предметная область Один учебный предмет Как правило, содержание полипредметно Характер работы по содержанию Реферирование Как правило, сочетание теоретических и практических методов исследования Презентация или зашита работы Не обязательна Обязательна

Слайд 7

Современная классификация учебных проектов практико-ориентированный проект - от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны; исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования; информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет); творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы , театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п. ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца

Слайд 8

Особенности учебных проектов младших школьников При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы , одноплановы . Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Слайд 9

Педагогические условия использования метода проектов на уроках П ервая задача учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. Для этого с первых уроков создаю ситуации познавательного затруднения, которые ставят учащихся перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др.

Слайд 10

Педагогические условия использования метода проектов на уроках В этом плане использую следующие приемы: 1. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов и др. 2. Формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций: высказывание предложений о явлениях, о связях между понятиями, диспуты, дискуссии. 3. Доказательства учебных гипотез на основе сравнений, логических рассуждении, проведение учебно-логических опытов и пр. 4. Формирование новых учебных выводов и обобщений.

Слайд 11

Педагогические условия использования метода проектов на уроках Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими как: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы; умение наблюдать, работать с научной литературой; умение проводить эксперименты; умение сравнивать, делать выводы и обобщения; умение структурировать собранный материал, определив главное и второстепенное; умение давать определения понятиям; умение отбирать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.

Слайд 12

Этапы работы над проектом Считаю необходимым выделить следующие этапы работы методом проектов: 1. Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); 2. Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); 3. Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); 4. Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Слайд 13

Технология проектной деятельности для урочной, внеурочной и внеклассной работы одинакова. Любой проект начинается с определения темы, выбора проблемы и постановки цели. Затем распределяются роли, и вырабатывается план. Далее идет работа по намеченному плану, подготовка к отчету, сам отчет и рефлексия. По типологии, организуемые во внеклассной работе проекты часто относятся к творческим, ролевым, исследовательским. В начале каждого учебного года предлагаю детям на первых классных часах проекты, организующие и мобилизующие коммуникативные и социальные возможности каждого младшего школьника – «Законы нашего класса», «Герб нашего класса». Хочется отметить, что ученики, переходя в следующий класс, по-другому смотрят на одну и ту же проблему, предлагая более «взрослые» варианты решений. Кроме того, подготовка к участию в каждом из общешкольных мероприятий обязательно содержит элементы проектной деятельности. Так, например, готовясь к празднованию Дня Победы, мои ученики 4 класса запланировали (и в дальнейшем успешно выступили) и инсценирование песни военных лет, и стихотворный монтаж. Проектными стали такие классные часы, как «Что в имени тебе моем», «Что может носовой платок?», «Как дарить подарки?», «Мороз не велик, да стоять не велит», «Мой друг» и др.

Слайд 14

Учебно-творческий проект «Задачи со сказочными героями» Приведу пример общеклассного проекта, продуктом которого стал сборник задач по математике. Тема проекта « Задачи со сказочными героями » Цель проекта Создание для учащихся начальных классов сборника текстовых задач по математике с использованием сказочных сюжетов. Задачи проекта На основе прочитанных сказок составить текстовые задачи со сказочными героями; Проиллюстрировать задачи с использованием компьютерных технологий; Развивать творческую и познавательную активность каждого ученика; Апробировать сборник задач на математических турнирах и уроках математики в начальной школе.

Слайд 15

Учебно-творческий проект «Задачи со сказочными героями» Подготовительный этап: работа в группах с книгами. Вспоминаем авторские и народные сказки. Составляем список сказочных героев.

Слайд 16

Учебно-творческий проект «Задачи со сказочными героями» Составление задач заданного вида, обсуждение их в группе Решение задач, составленных ребятами из других групп

Слайд 17

Учебно-творческий проект «Задачи со сказочными героями» Анкетирование учеников третьих классов. Задачи анкетирования: выявить любят ли ребята решать текстовые задачи; узнать всегда ли получается решить задачу; проанализировать какие сюжеты в задачах больше нравятся. Результаты анкетирования В выборочном анкетировании приняли участие 69 учащихся 3-х классов

Слайд 18

Учебно-творческий проект «Задачи со сказочными героями»

Слайд 19

Наши работы

Слайд 20

Наши работы

Слайд 21

Учебно-творческий проект «Задачи со сказочными героями» При выполнении проектной работы каждый ученик нашего класса проявил творческую и познавательную активность. Мы сотрудничали, координировали свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности; пробовали совместно планировать деятельность и принимать решения. Мы научились иллюстрировать задачи с использованием компьютерных технологий . В процессе анкетирования было выявлено, что большинству третьеклассников нравится решать задачи, но самостоятельное решение составных задач оказывается не по силам некоторым ученикам. Мы думаем, что задачи с интересным сюжетом помогут ребятам «погрузиться» в задачу и быстрее составить план решения, выбрать нужное арифметическое действие.

Слайд 22

Проектная деятельность является средством обучения и развития личности В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, с одной стороны, использование метода проектов чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Опыт многих учителей доказывает, что указанный метод разрушает школьную рутину. Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация активной самостоятельной проектной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО"

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать. Ему должны привить две гр...

Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших  школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....

Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования

В данном материале представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №12"  по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности  в условиях реализации ФГОС общего образования....

Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...

«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС» (посредством УМК «Перспектива», «Школа России»).

Проектная деятельность – универсальное средство развития человека.В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои зна...