Доклад на педсовет.
учебно-методический материал на тему

Мандрикова Людмила Андреевна

Тема: Проектная деятельность учащихся начальной школы:

особенности организации и проведения.

Современный урок по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Князевская ООШ

Доклад на педсовет

Тема «Проектная деятельность учащихся начальной школы: особенности организации и проведения. Современный урок по ФГОС»

Учителя начальных классов,

ВК, МКОУ Князевской ООШ

Мандриковой Людмилы Андреевны

2017 год

Доклад на педсовет –– 27.12.2017г.

1 СЛАЙД - Проектная деятельность учащихся начальной школы:

особенности организации и проведения.

Современный урок по ФГОС.

2 СЛАЙД - «… Проектное обучение поощряет и усиливает

истинное учение со стороны учеников,

расширяет сферу субъективности

в процессе самоопределения,

творчества и конкретного участия …» 

доктор педагогических наук 

Вячеслав Валерьянович Гузеев

(Данная Презентация оформлена иллюстрациями из презентаций моих учеников)

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.

Я убеждена, что особое место в системе школьного образования отводится начальной школе, ведь именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. 

3 СЛАЙД - Альтернативой игровой технологии в начальной школе является проектная деятельность. 

Её умелая организация позволяет создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмысливать этапы своей деятельности.

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника и является проектная деятельность.

Ежегодно на первом классном родительском собрании провожу беседу с родителями о важности для развития их детей занятий проектной деятельностью.

Стараюсь активизировать родителей в участии и сотрудничестве их со своими детьми в проектной деятельности.

Как-то я посчитала, что только в 3 классе образовательная программа предлагает нам 37 проектов по разным предметам!..  

В рамках спаренных классов во время уроков — это сделать невозможно.

Не делать вообще… – но тогда ученики начальной школы не получат должного развития, требуемого по новым стандартам - ФГОС…

Значит без помощи родителей детям не справиться с такой насыщенностью учебной программы начальных классов проектами.

Многие из родителей активно помогают своему ребёнку разрабатывать в ходе практической работы проекты по разным направлениям, правда у некоторых нет возможности, а у некоторых - желания…

При освоении личностных действий проектная деятельность ведёт к формированию у учащихся: критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основ правовой культуры в области использования информации; трудолюбия, ответственности, уважительного отношения к людям, как к взрослым, так и к своим сверстникам, умения взаимодействовать с ними, добывать самостоятельно нужную информацию и выбирать из неё главное и важное.

4 СЛАЙД - Проектная деятельность является востребованной в педагогической практике, так как является одним из методов обучения, побуждающим ученика занять активную, субъектную позицию, применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку. 

Результаты исследований подтверждают реальное и целесообразное применение проектного метода в начальном звене школьного обучения.

«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, между теорией и практикой.

Проект – итоговая творческая самостоятельная работа, выполняемая под руководством преподавателя.

 

5 СЛАЙД - Проектная деятельность:

- формирует умение планировать свою деятельность;

- вырабатывает умение ставить цель своей работы;

- формирует способность к анализу, сравнению вариантов;

- формирует умение оптимального выбора необходимого оборудования, материалов;

- вырабатывает способность к самоанализу, самооценке.

Проектная деятельность предусматривает обязательную защиту проекта, которая:

- дает возможность самореализации;  

- способствует формированию навыков публичного общения.

6 СЛАЙД - Защита должна осуществляться перед аудиторией и может сопровождаться компьютерной презентацией, демонстрацией модели, музыкальными заставками.

При необходимости для защиты можно представить схемы, иллюстрации, эскизы, чертежи.

7 СЛАЙД - Проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания.

8 СЛАЙД - Проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.

Проектная деятельность предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания к самостоятельной деятельности, от ориентации на среднего ученика к дифференцированному обучению.

9 СЛАЙД –

Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям.

При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.

10 СЛАЙД - Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности; открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых (учителя, родителя).  

11 СЛАЙД - Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ей.

Но, при организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.  

Для проекта требуется значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе ограничиваем 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.  

Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту.

В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.

Я применяю проектную деятельность как один из методов обучения, формирующего у учащихся необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности: деятельностную, мыслительную, информационную, коммуникативную.

Под компетентностью рассматриваю знания, соединённые с опытом их практического применения.

Я включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность.

Вначале – доступные творческие задания, а дальше учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.

12 СЛАЙД –

В младшем возрасте начальной   школы (1-2-е классы) это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);

- формирование начальных предпосылок проектной деятельности (практические опыты).

Сегодня актуальным становится внедрение проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

13 СЛАЙД – Во всех официальных документах Правительства РФ заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании

Поэтому актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Это востребовано сегодня в целях формирования проектной компетентности, определенной ФГОС нового поколения, что требует разработки системы организации проектной деятельности, учащихся в начальной школе.

Особое внимание в начальной школе мы уделяем завершающему этапу проектной деятельности - презентации (защите проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.

14 СЛАЙД - Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, выбранный путь решения, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой или индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

15 СЛАЙД - В проектной деятельности младших школьников выделяем следующие этапы учебной деятельности:

  • мотивационный (я, как учитель заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности);
  • информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности).

16 СЛАЙД –

Роль учителя.  

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,  

2-й и 3-й этапы- учитель -УЧЕНИК,

Последний этап-УЧИТЕЛЬ ученик.

         17 СЛАЙД - Роль учителя велика на первом и последнем этапах.

И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом.

На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель.

18 СЛАЙД –

Требования к защите проекта:

- четко сформулировать цель и задачи проекта;

- обосновать необходимость изготовления данного изделия и его значимость;

- представить информацию о процессе изготовления изделия (в т.ч. возникавшие трудности и пути их преодоления);

- дать характеристику изделия, рассказать об особенностях (конструкция, материалы, технология);

- выделить наиболее важные результаты работы.

Роль учителя оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся, т.е. как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией, коммуникацией.

За каждый из этих пунктов выставляется определённое количество баллов. Объектом оценки является “Отчёт о работе над проектом” (для учащихся начальной школы).

Если листы не заполняются, возможно, проведение оценки на основе наблюдения за учащимися во время консультаций.

19 СЛАЙД - В результате проектной исследовательской деятельности у учащихся формируется жизненный опыт, стимулируется творчество, самостоятельность, реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых, повышается качество образования. 

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома пр.)

Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

20 СЛАЙД - Результатом проекта может быть атлас,  видеофильм, диафильм,  газета, журнал, коллекция, гербарий,  костюм, макет,  модель, наглядные пособия,  плакат, публикация, справочник, словарь,  экологическая программа, книга, сборник  стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник,  представление,  план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия,  путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования,  телепередача, научная конференция,  ролевая,  деловая, спортивная, интеллектуально-  творческая игра.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях.

Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

        21 СЛАЙД –

Таким образом, в процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (в современной трактовке – универсальные учебные действия), а именно:

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (в современной трактовке – универсальные учебные действия), а именно:

  1. Проектировочные – осмысливание задачи. Планирование этапов предстоящей деятельности.
  2. Исследовательские – выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
  3. Информационные – самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах, словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.
  4. Кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
  5. Коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
  6. Экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
  7. Рефлексивные – осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки.
  8. Презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

        Метод проектов обладает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным компонентом образования.

Обязательная составляющая современного урока – внимание к индивидуальным особенностям учащегося: уровню его развития, темпу работы, качествам памяти и т.д.

Только с учётом всех психологических особенностей ученика учитель должен отобрать и дать конкретному ученику задание, упражнение, тему проекта и предложить такую форму выполнения (парную, групповую, индивидуальную), которая окажется психологически комфортной для учащегося.

22 СЛАЙД –

Система организационных правил на современном уроке

1.         Доводить педагогические требования до своего логического конца

2.         Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого

3.         Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо

4.         Не предъявлять детям непосильных требований

5.         Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

- концентрация внимания;

- включение таких видов памяти, как зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная;

- более быстрое и глубокое восприятие учебного материала;

- повышение интереса к предмету; возрастание мотивации к учебе.

23 СЛАЙД –

Правила совместного общения на современном уроке

1.         НЕ произносить резких, категоричных суждений

2.         НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо

3.         НЕ пренебрегать мнением других

4.         НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях

5.         НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо

6.         Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого

7.         Выражать благодарность в адрес присутствующих

Метод проектов был разработан в начале XX века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

        В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании.

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения.

При организации такого сложного вида работы с учащимися, как выполнение проектов, учитель начальных классов сталкивается с рядом проблем даже в не спаренных классах: многие считают, что на сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана, считается, что существующие методики проведения проектной деятельности всё-таки пока ориентированы на работу с детьми старшего и среднего школьного возраста.

Но как бы там не было, мы с ребятами уже седьмой год учимся работать с проектами-  на каждого ученика в компьютере заведена папка с его презентациями; собираем материалы и в бумажном виде: плакаты, газеты, коллективные и индивидуальные творческие письменные работы, макеты, поделки, серии иллюстраций на определённые темы, сборники придуманных математических, литературных сказок, сборники словарей, праздничные сценарии, составленные детьми, есть даже сценарий музыкального утренника и др.

Все свои проекты ребята обязательно защищают в классе.

Дети любят этот вид деятельности: интересно и оценок за один проект можно получить по нескольким предметам сразу.

24 СЛАЙД –

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения.

Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат.

Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися.

Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес.

Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны.

У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

25 СЛАЙД - ЛИТЕРАТУРА:

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие. – 7-е изд. – М.: АРКТИ, 2010. – 80с.
  2. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
  3. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64с.
  4. Голуб Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – Самара: «Учебная литература»2006 – 176с.
  5. Савенкова А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. – 203с.
  6. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
  7. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //        Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  9. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.
  10. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося                      в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
  11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций /Собрание сочинений, т. 3. — М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовет

доклад на тему "Воспитательный потенциал урока"...

Доклад к педсовету "Выработка устойчивого внимания у учащихся 1 класса"

В докладе приведены примеры упражнений, в которых детям приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Все упражнения на внимание ведут к выработке устойчивости внимания, что естествен...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ

С 1 сентября 2011 года школа включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второгопоколения....

Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Доклад к педсовету

Доклад к педсовету на тему "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации". Презентация к докладу....

Доклад на педсовете:"Из опыта работы по ФГОС".

Доклад можно использовать на педсовете....

Доклад на педсовет «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ».

ПРОЕКТНАЯ   ТЕХНОЛОГИЯ.  ПРАКТИКА  РЕАЛИЗАЦИИ.В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя раз...