Универсальные учебные действия (УУД) – важнейшая часть ФГОС.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Гафарова Мадине Юнусовна

 

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающихся. Задача современной школы - это формирование человека, способного самостоятельно принимать решения. Овладение обучающимися УУД создает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: Гафарова Мадине Юнусовна, учитель начальных классов

МБОУ «Кировская школа- гимназия №2»  

Универсальные учебные действия (УУД) – важнейшая часть ФГОС.

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающихся. Задача современной школы - это формирование человека, способного самостоятельно принимать решения. Овладение обучающимися УУД создает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Выделены основные виды универсальных учебных действий:

   Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);

     Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

    Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

    Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

В личностные универсальные учебные действия входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. Речь идёт о потребностно – мотивационной сфере современного ребёнка.

Какие потребности у него есть?

Какие из потребностей наиболее актуальны и почему?

Какие цели ставит ребёнок?

Есть ли вообще у ребёнка цели, побуждающие его действовать?

Как он планирует достигать их?

В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

1.      Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

2.      Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

3.      Составление плана и последовательности действий

4.      Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

5.      Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6.      Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

7.      Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8.      Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В познавательных универсальных действиях выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем:

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2. Поиск и выделение необходимой информации.

3. Структурирование знаний.

4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

5.Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

6. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

7. Моделирование - преобразование объекта  из чувственной формы в модель. Где выделены существенные признаки объекта.

 8. Преобразование модели с целью выявления общих законов.

Логические универсальные действия:

  1. Анализ объектов с целью выделения  признаков (существенных и несущественных).
  2. Синтез – составление целого из частей.
  3. Выбор основанийи критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=04b5aeb5be6206fc3d683fac24d7c815-l&n=13
  4. Подведение под понятие, выведение следствий.
  5. Установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов  и явлений.
  6. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
  7. Доказательство
  8. Выдвижение гипотез и их обоснование.

 Постановка и решение проблемы:

  1. Формулирование проблемы.
  2. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового  характера.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

       Предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний  и систему предметных действий, которые преломляются  через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового. Предметные результаты формируются преимущественно в рамках объяснительно- иллюстративного и алгоритмического методов. Эти методы являются преимущественно репродуктивными.

       А вот метапредметные результаты формируются преимущественно в рамках проблемно-эвристического проектно-исследовательского методов обучения, которые являются по содержанию деятельности продуктивными.

       Метапредметные результаты

      Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов  проводится в ходе различных процедур  таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, исследовательские работы на межпредметной основе. Основной задачей метапредметных результатов выступает  овладение системой универсальных учебных действий (УУД).

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. 

     В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, (также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

   Умение учиться - существенный фактор повышения освоения учащимися предметных знаний, формирование умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    Поставленная задача УУД требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения. Особое место среди технологических подходов  в образовании отводится ИКТ, так как внедрение ИКТ открывает значительные возможности расширения образовательных рамок  по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Среди педагогических технологий необходимо использовать технологию обучения в сотрудничестве,  технологию проблемного обучения, дискуссионные технологии.

 

 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные

    УУД

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

- умеет делать нравственный выбор;

- способен к волевому усилию;

у ребенка развита рефлексия;

у ребенка сформирована учебная мотивация;

ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

 

Ученик умеет составлять план действий;

-осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

- может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- способен к волевому усилию;

у ученика развита рефлексия;

- владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

у ученика сформирован внутренний план действий;

- перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий

  Ученик умеет слушать и слышать;

-умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- может структурировать найденную информацию в нужной форме;

-может создавать устные и письменные высказывания;

- умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

- владеет операциями сравнение, классификация, умеет устанавливать причинно-следственные связи;

- может проанализировать ход и способ действий;

у ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

- умеет вести поиск и выделять необходимую информацию 

Ученик умеет составлять план действий;

- умеет договариваться;

- умеет вступать в диалог;

- может сотрудничать с другими людьми;

- умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы;

- может отслеживать действия партнера;

- умеет слушать и слышать;

-умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- может осуществлять взаимодействия с детьми и взрослыми;

- может работать в группе сверстников

Технологии для формирования УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Учитель находит способ увлечь детей знаниями;

-учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;

- включает детей в открытие новых знаний;

- помогает ребенку найти самого себя;

- показывает то, что ошибка -  это нормально – главное уметь учиться на ошибках;

- ненавязчиво показывает детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном примере;

-ненавязчиво транслирует смысл учения детям;

- создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на открытие нового знания

Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке обучающихся, обучая как можно найти и исправить ошибку;

- учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем;

учит оценивать то, чему научились, что получилось, а что нет;

-учит детей планировать свой досуг;

- формирует у детей содержательную оценку и самооценку

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией;

- включает детей в открытие новых знаний;

-  учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения;

- учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности;

-на уроке использует специализированные развивающие задания;

- на уроке использует интерактивные возможности ИКТ;

- дает детям возможность выбирать задания из предложенных;

-побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой проблемы

Учитель обучает детей приемам работы в группах;

- показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах;

- включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей;

- учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения;

- учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;

- активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками;

- и ученики вместе решают учебные проблемы;

-организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций;

- организует конструктивную совместную деятельность;

- при организации групповой работы учитывает степень сформированности коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результ...

Формирование орфографической грамотности в области правописания безударных гласных в корне и универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО.

Эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию навыков правописания безударных гласных в корне у младших школьников....

Роль здоровьесбережения в формировании универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС в начальной школе.

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и...

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

Диагностика личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС

Представление опыта диагностики личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в условиях реализации образовательной программы "Школа 2100"...

«Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ДОО и НОО».

Проведение предметной недели в начальной школе и семинара по преемственности между МБОУ и ДОУ по теме: «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ДОО и НОО»....