Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «Занимательная математика» является подпрограммой курса «Заниматика» для младших школьников (1 – 4 классы) по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Новизна данного курса определена ФГОС НОО.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения , выходящими из рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общеинтеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Цель курса – развивать математический образ мышления.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
- формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;
- формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формировать пространственные представления и пространственное воображение;
- привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Адресат и длительность занятий:
Курс ориентирован на учащихся 1 - х классов (6 – 7 лет), рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю, по 45 минут).
Структура занятий:
- Орешки для ума (3 – 5 минут). Основная задача данного этапа – создание у ребят положительного эмоционального фона.
- Играй, да дело знай (10 – 15 минут). Тренировка психических процессов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1 – 2 минуты).
- Смекай, решай, учись (15 – 20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера.
- Загадки веселого карандаша (10 – 20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера.
Методическое обеспечение программы
Для проведения занятий предлагается учебно – методический комплект, состоящий из:
А) Холодова О.А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» в двух частях. + Приложение к рабочим тетрадям. – М.: Издательство РОСТ;
Б) Холодова О.А. Методические рекомендации к рабочим тетрадям «Занимательная математика». – М.: Издательство РОСТ.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД :
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других.
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Учиться выполнять различные роли в группе.
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Виды контроля знаний: занятия – испытания, математические конкурсы, КВН, турниры, выпуск математических газет.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата | Кол-во часов |
1 | Удивительная страна | 1 | |
Тема 1. Город закономерностей | 6 | ||
2 | Аллея Признаков | 1 | |
3 | Порядковый проспект | 1 | |
4 | Улица Волшебного квадрата | 1 | |
5 | В космической лаборатории | 1 | |
6 | Художественная площадь | 1 | |
7 | Испытание в городе Закономерностей | 1 | |
Тема 2. Город загадочных чисел | 8 | ||
8 | Улица Загадальная | 1 | |
9 | Цифровой поезд | 1 | |
10 | Числовая улица | 1 | |
11 | Заколдованный переулок | 1 | |
12 | Улица Магическая | 1 | |
13 | Вычислительный поезд | 1 | |
14 | Переулок Доминошек | 1 | |
15 | Испытание в городе Загадочных чисел | 1 | |
Тема 3. Город логических рассуждений | 7 | ||
16 | Улица Высказываний | 1 | |
17 | Улица Правдолюбов | 1 | |
18 | Отрицательный переулок | 1 | |
19,20,21 | Проспект Логических задач | 3 | |
22 | Испытание в городе Логических рассуждений | 1 | |
Тема 4. Город занимательных задач | 6 | ||
23 | Улица Величинская | 1 | |
24 | Временной переулок | 1 | |
25 | Улица Сказочная | 1 | |
26 | Хитровский переулок | 1 | |
27 | Смекалистая улица | 1 | |
28 | Испытание в городе Занимательных задач | 1 | |
Тема 5. Город геометрических превращений | 3 | ||
29 | Фигурный проспект | 1 | |
30 | Зеркальный переулок | 1 | |
31 | Художественная улица | 1 | |
32,33 | Математический конкурс «Умники и умницы» | 2 | |
Итого | 33 часа в год |
Список литературы
1. Холодова О.А. «Занимательная математика»: Рабочие тетради для 1 класса: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ;
2. Холодова О.А. «Занимательная математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса «Заниматика»/ О.А. Холодова – М.: Издательство РОСТ. – 279 с. (Юным умникам и умницам. Курс «Заниматика»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42197.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42197.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"
Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-433850-1396984183.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-349585-1416514948.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...