Педсовет
методическая разработка на тему

тупикина наталья владимировна

Выступление и презинтация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный педсовет

Доклад на тему

«Эффективная образовательная среда в начальной школе»

Подготовила уч-ль нач.кл.Тупикина Н.В.

Москва Ноябрь 2016

Слайд 1. Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию индивидуальности  обучающихся. в процессе решения образовательных задач.

      Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, создание условий для обучения и воспитания, создание психологической комфортности.

      Основные принципы, лежащие в основе создания развивающей среды в образовательном учреждении:

  1. Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса).
  2. Гуманизация (равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ученика).
  3. Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения).
  4. Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования).
  5. Открытость образования (предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).

Слайд 2. Школьная жизнь должна максимально способствовать развитию способностей ребенка с учетом его индивидуальности. Все дети имеют разные возможности, здоровье, интересы, потребности, интеллектуальные способности и особенности восприятия окружающего мира. Одним важно услышать, другим- увидеть, а третьим необходимо попробовать сделать что-либо самим. Кому-то необходима частая смена деятельности, кто-то сосредоточен на выполнении задания в течение продолжительного времени. Есть дети, нуждающиеся в одиночестве, а для других одиночество-дискомфортное состояние.

Очень важно создать в школе условия для полноценного развития и обучения каждого ребенка. Поэтому образовательная среда в школе должна быть максимально насыщенна.

Выделяется требования, предъявляемые к образовательной среде начальной школы, которые обеспечивают выполнение Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения (далее-ФГОС). Слайд 3. 

Основополагающей целью федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения всех уровней является создание такой образовательной среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. Понятие «образовательная среда» очень обширно. Если быть краткими, то это система условий, влияющих на формирование личности

 Слайд 4. 

Выделяются ряд общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков обучающихся: умение организовать деятельность; собирать факты; сопоставлять , анализировать информацию; подводить итоги; осуществлять выбор; принимать решения и т.п. Есть и другая категория не менее важных умений- сопереживать другому человеку, чувствовать прекрасное, действовать сообща, давать оценку своим желаниям и поступкам и следовать общепринятым нормам, принципам и правилам.

Слайд 5. 

На результат сформированности всех этих умений влияют как условия, целенаправленно создаваемые учителем, так и случайные обстоятельства. А также исходные способности и тип личности обучаемого.

Учитель может помочь ему обрести уверенность, повысить самооценку, утвердиться в возможностях. Ученик будет стремиться овладеть теми умениями, которые помогут ему в личностном росте, а в дальнейшем- и в жизненном самоопределении.

Замечено, что многие из этих умений легко достигаются по ходу различных видов деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и др. При этом существенно влияние образовательной среды.

Слайд 6. 

Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному мобильному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука

Каждый кабинет начальной школы должен быть оборудован:

  • современной комбинированной доской, выполняющей функции меловой, маркерной, интерактивной и экрана;
  • стационарно **- закрепленным проектором;
  • оборудованием, обеспечивающим оцифровку и ввод информации в компьютер;

- три сканера;

- четыре цифровых фотоаппарата со штативом;

- четыре видеокамеры;

- цифровой микроскоп;

- четыре цифровых диктофона;

- комплект цифровых датчиков, позволяющих измерять температуру, расстояние, частоту сердечных колебаний;

- оборудованием, обеспечивающим вывод цифровой информации на бумагу: принтер лазерный черно-белый, принтер цветной.У нас почти все это есть.

Слайд 7. 

Современный урок предусматривает различные виды деятельности, сменяющие друг друга. Дети одного класса одновременно могут быть вовлечены в разные виды деятельности. Естественно, это требует особой организации пространства класса начальной школы.

В настоящее время в школах преобладает стандартное расположение мебели в классной комнате: парты для учеников. Стоящими рядами, ориентированы на классную доску и стол учителя. Уже само по себе такое расположение мебели непродуктивно и предполагает субъект-объектное отношение между учителем и учеником на уроке. Но учитель должен быть единомышленником, и расположение мебели в классе имеет большое значение для выстраивания правильных отношений во время образовательного процесса.

Расстановку столов можно менять, поэтому важно, чтобы мебель была легкой и мобильной, что я и делаю переодически.

Слайд 8,9

Для организации разных видов деятельности в классе необходимо обеспечить максимальное разнообразие материальной и информационной среды.  Мы все люди творческие в начальной школе, поэтому периодически  пополняем  среду недорогими и многофункциональными предметами, что то предоставляется школой, применяем все имеющиеся пособия.

Слайд 10. 

Правильно организовать жизнь детей в начальной школе – значит создать такую образовательную среду, которая будет соответствовать адекватному личностному, социальному, познавательному, коммуникативному развитию любого ребенка, независимо от его способностей. Об этом нужно помнить каждому педагогу.

И при её создании в начальной школе на первое место встаёт ЛИЧНОСТЬ самого ПЕДАГОГА, его квалификация и компетенция. Профессиональное мастерство учителя сегодня складывается из многих составляющих, но приоритетными, пожалуй, остаются:

  • проектирование учебного процесса, создание «учебных ситуаций»;
  • правильная организация работы учащихся (в парах, мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности);
  • оценочная деятельность педагога (конструирование заданий, инструментарий для оценки метапредметных результатов, критерии оценки, фиксация и хранение результатов)
  • свободное владение компьютерной техникой и мультимедийными ресурсами.

Слайд 11. 

Если говорить о  педагогической деятельности, то вся  работа – это прежде всего постоянное самообразованиеповышение своей квалификации и педагогического мастерства на всевозможных курсахсеминарах, конкурсах, которых в нашей жизни всегда  немало.

Так, к примеру, всеми учителями начальной школы были прослушаны 3 модуля  по введению ФГОС и ИКТ-технологий, а также куры ОРКСЭ.

Слайд 12. 

На сегодняшний момент получают дополнительное образование, я его получила  в прошлом году , получила диплом о профессиональной переподготовки по программе дополнительного профессионального образования и получила право на ведение деятельности в сфере дефектологии и специальной (коррекционной) педагогики  и психологии  лиц с интеллектуальными нарушениями .

В 2015 году я закончила  курсы:

«Современное образовательное учреждение (специализация: начальная школа), по квалификации «Литературное чтение в системе современных учебников»»;

Участвовала в городском мастер-классе « Взаимодействие структурных подразделений  для обеспечения проектной деятельности учащихся2» 17.02.2015г.

В семинаре «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современном обществе»и др.

Все учителя начальной школы являются участниками общегородского проекта «Школа цифрового века» Педагогического университета  «1 сентября», участвуют в различных конференциях и семинарах, за что каждый год получают сертификаты.

Слайд 13. 

Зарегистрированы на сайтах , принимают активное участие в их работе

  1. Сайт «Преемственность в образовании»
  2. «Социальный сайт учителей, инеспортал»
  3. «Эдкоминити, интерактивные технологии»
  4. «Сеть творческих учителей»
  5. Учительский портал,началка.сименфо
  6. Педагогическое сообщество «Мое образование»

 Слайд ,14,15,16,17 

 Используем  в своей каждодневной работе современные образовательные технологии, деятельного подхода, коммуникативные такие как :экскурсии, учебные проекты, нестандартные формы уроков, игровые технологии:   технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные,  обучение в сотрудничестве, систему «Портфолио» и добиваемся высоких результатов в обучении своих воспитанников. Хочу остановиться на методе проектов…мини проекты….экскурсии……….портфолио стало традицией

Слайд 18. 

Наши ученики  являются участниками ,победителями и лауреатами самых разных конкурсов : школьных, окружных ,городских и Всероссийских  например, таких, как:

- лего-фестиваль

-городские конкурсы проектов, рисунков и поделок, чтецов-школьный и городской

- всероссийский «Размышляй-ка»-2б класс, «Осеннее вдохновение»-3а,

- всероссийские олимпиады школьников по предметам-Хромова

- «Музеи,парки,усадьбы»-4а

-ребята все начальной школы в этом году стали участниками 3 всероссийского эко-урока «Хранители воды»

  

Слайд 19. 

Но, помимо роли самого учителя и качества его профессиональной деятельности, ИОС включает в себя и другие составляющие:

Слайд 20,21

1) наличие в ОУ компонентов на бумажной основе

(в наших классах этот ресурс представлен большим количеством словарей, пособий для учителя и учеников, который, конечно же, появился не сразу, а накапливается и собирается в течение многих лет)

Слайд 22. 

2) наличие в ОУ компонентов на CD-DVD носителях

(электронные приложения к различным учебникам, электронные пособия, тесты, электронные тренажёры) – такая «электронная» библиотека при правильном использовании очень помогает учителю и его ученикам в работе и постоянно пополняется)

3) наличие в ОУ Интернет-среды

(в нашей школе существуют  компьютерный класс; создан и функционирует Слайд 23. 

школьный сайт, активными участниками которого являются наши учителя; в школе работает локальная сеть с постоянным доступом в Интернет)

Слайд 24,25,26 

Во всех классах есть  доступ к сети Интернет, что  позволяет нам вести уроки с использованием компьютерных презентаций, упражнений в электронном пространстве, ЦОР(цифровые образовательные ресурсы),  показывать детям приёмы и способы поиска информации в сети, включать в уроки видео-интернет просмотры, электронный журнал для родителей и детей, которым активно пользуются.

В мечтах  приобрести  мобильный компьютерный класс ICLab Mini (15 нетбуков+1 учительский ноутбук), в котором  будет создана локальная сеть, позволяющая дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения у младших школьников.

В будущем хотелось бы так же оборудовать свои кабинеты как многофункциональное пространство – не только для учёбы, но и для отдыха и расслабления…

Слайд 27,28

Кроме того, новые требования ФГОС предполагают, что библиотека ОУ должна быть укомплектована печатными образовательными и ЭОР по всем предметам (чего, к сожалению, в нашей школе пока нет в полном объёме, хотя школьная библиотека обновила свои книжные ресурсы почти на 100%).

Таким образом, в самом общем виде единая ИОС начальной и все школы  в целом представляет собой комплексную систему, в которой  задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса (администрация, учителя, ученики, родители, вышестоящие организации, другие учебные заведения и т.д.).

Через ИОС происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса: я учитель, мои ученики и родители. В настоящее время в этом взаимодействии есть проблемы: не все родители хорошо владеют компьютерной грамотностью или имеют выход в Интернет. Некоторые родители не стремятся к тому, чтобы ребёнок проводил много времени сидя за компьютером. Их опасения оправданы, т. к. в Интернете много "лишней" информации, да и просиживание за компьютером вредно для здоровья детей. При дальнейшем развитии ИОС необходимо решать эти проблемы. Поэтому одним из требований к ИОС является ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.

    В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся  осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Слайд 29,30,31,32

 Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как

дополнительной  среды развития ребенка.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.Все учителя нач.шк.вдохновились новыми веяниями и включили во внеур деят-ть такие занятия как ЗКНФ, ритмика , мир деятельности, уроки нравственности,что такое хорошо…, проектную деят-ть. В своем классе мы оформили стенд о занятости ребят во внеур время….и рассширили проектную деят-ть……

Слайд 33

Однако, я думаю, переход на новые образовательные стандарты, создание ИОС в школе невозможен без учителя нового типа – ДУМАЮЩЕГО, ТВОРЧЕСКОГО, СОВРЕМЕННОГО.

Именно «кадры решают всё», и это, на мой взгляд, самая главная задача при формировании нашей новой школы – ШКОЛЫ БУДУЩЕГО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

материалы для педсовета "Девиантное поведение"

ПрезентацияРекомендации для педагоговТекст сообщения к презентации...

Педсовет "Персональный брендинг учителя"

risunok1.jpg Педсовет – деловая игра «Персональный брендинг как инструмент профессиональной успешности учителя»  Цель: определить наиболее значимые критерии успешност...

Выступление на педсовете

В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

Сообщение на педсовете на тему "Личностно-ориентированный урок"

Мечтой педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей учащихся, развитие его неповторимой индивидуальности....

ПЕДСОВЕТ (Формирование коммуникативных УУД).

Инновационный проект, в котором отражаются цели, методы, содержание и промежуточные результаты моей системы работы. Тема "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через...