«Физкультминутки, как часть здоровье сберегающих технологий»
материал на тему
Выступление на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutki_kak_chast_zdorove_sberegayushchih_tehnologiy.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете учителя начальной школы
ГКОУ СКОШИ №31 г. Москвы Хромовой Л.В. 06.11.2015. по теме: Тема выступления: «Физкультминутки, как часть здоровье сберегающих технологий»
Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?”
Он ответил: “Ни то, ни другое, а здоровье. Ведь здоровый нищий счастливее больного короля”
Здоровье – это кладезь, его нельзя купить.
Однажды потерявши, его не возвратить.
Не одолжить у друга, не выиграть в лото,
Ведь без здоровья счастье, поверьте, уж не то!
Сегодня мы говорим о здоровье сберегающих технологиях в обучении наших детей.
Наши ребята уже с рождения имеют проблемы со здоровьем, что, конечно - же, мешает им в учёбе, создаёт трудности в усвоении программного материала.
По данным ученых-физиологов учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища. Внешним проявлением утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности, вялость – это верный сигнал для педагога, что детям срочно нужна физкультминутка!
Вот об этом я сегодня хочу поговорить!
Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях(1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся.
Они могут сопровождаться стишками или песенками.
Задача такой двигательной паузы –
- снятие напряжения, возникающего из-за вынужденной неподвижности,
- предупреждение переутомления.
- двигательная активность способствует насыщению мозга кислородом и, как следствие, повышение работоспособности, внимания, умственной активности.
- физкультминутка помогает ребенку отдохнуть от статического
напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение. Физкультминутки – это весело, полезно и интересно!
Принципы проведения физкультминуток
- Физминутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8-15 минуте занятия).
- Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.
- В состав физкультминуток можно включать комплексы, состоящие из нескольких упражнений, на формирование осанки, для плечевого пояса, рук и туловища, упражнения для ног.
- Во время проведения физкультминуток обучающиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, в тройках, в группах, взявшись за руки, в колоннах и т. д.
Виды физкультминуток.
- Упражнения на формирование правильной осанки и укрепления мышечного тонуса.
Раз, два — стоит ракета
Раз, два — стоит ракета, (Проверить осанку.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопнуть в ладоши над головой.)
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре — (Четыре хлопка перед собой.)
Руки выше, (Руки вверх, потянуться.)
Плечи шире. (Руки в стороны, предплечья вверх.)
Раз, два, три, четыре — (Ходьба на месте.)
И на месте походили. (Следить за осанкой.)
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете. (Руки вверх, ладони соединить.)
На носочки поднялись
Быстро, быстро руки вниз. (Правую руку вниз, левую руку вниз.)
Раз, два, три, четыре —вот летит ракета ввысь! (Потянуть голову кверху, плечи вниз.)
Руки в стороны — в разлёт - (Руки в стороны.)
Отправляем самолет. (Поворот туловища налево.)
Правое крыло вперед, (Поворот туловища прямо и направо.)
Левое крыло вперед. (Поворот туловища прямо, потянуть голову
кверху, плечи вниз, руки в стороны книзу.)
Раз, два, три четыре — Полетел наш самолет.
На лесной полянке
На лесной полянке в ряд Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает – (Вращение головой) Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье,
Очень ему нравится это упражненье.
Полосатенький енот изображает вертолёт:
Лапками машет назад и вперед, (Вращение руками вперед-назад)
Словно собрался в далёкий полёт.
Серый волк немного сонный, выполняет он наклоны: (Наклоны влево-вправо)
«Ты, волчишка, не ленись! Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад, (Наклоны вперед-назад)
Получишь бодрости заряд!
Медвежонок приседает, (Приседания)
Пружинку он изображает, (Подъем на носках, отрывая пятки)
Спинку держит прямо-прямо!
Так учила его мама.
Ну а белки, словно мячики
Дружно прыгают и скачут! (Прыжки)
2 Пальчиковая гимнастика
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев», В.А.Сухомлинский.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Строим дом
Целый день тук да тук - Раздается звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят
вверх, постукивает по указательным пальцам.)
Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак).
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат). (Пальцы соединить,
показать "крышу".)
Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы.)
Как мы славно заживем. (Вращать кисти рук.)
Пальчики
Этот пальчик хочет спать. (Загибать пальцы на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит. (Руки кладём под щёку.)
Солнце красное взойдет, (Поднять левую руку и
Утро ясное придет, распрямить все пальчики)
Будут птички щебетать, (Шевелить пальцами.)
Будут пальчики вставать!
3 Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения - это, прежде всего, упражнения для развития мускулатуры, участвующей в процессе дыхания. Как и всякие другие мышцы их можно быстро развить, работая над собой. Развитие этой группы мышц улучшает процесс дыхания в целом и предупреждает появление дыхательных патологий. Дыхательные гимнастики улучшают умственную деятельность ребенка.
Традиционно при обучении дыханию рекомендуют отдавать приоритет носовому дыханию. Специалисты считают, что это будет способствовать профилактике насморка и острых респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множества протоков: он очищается от пыли, увлажняется или сушится, охлаждается или нагревается в зависимости от состояния атмосферы. С целью правильного обучения носовому дыханию необходимо использовать специальные дыхательные упражнения, акцентируя внимание детей на глубокий вдох через нос и выдох через рот. Для этого эффективны упражнения, сочетаемые с произношением в момент удлиненного выдоха различных звуков: "а-а-а", "о-о-о", "у-у-у", "ю-ю-ю", "я-я-я", "ш-ш-ш", "с-с-с", "ч-ч-ч". Акцент на удлиненном выдохе способствует рефлекторному уменьшению спазматического сокращения гладких мышц бронхов и значительно улучшает рефлекс дыхания. Такие дыхательные упражнения особенно необходимы для детей с заболеваниями органов дыхания.
Если периодически заниматься дыхательной гимнастикой, то любой человек (и ребенок, и взрослый) не только меньше болеет простудными заболеваниями, гриппом, исчезают застойные явления в легких, но повышается общая работоспособность, улучшается эмоциональная устойчивость
Гудок паровоза
Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох
через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен).
Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка
дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).
Чудо-нос
Носиком дышу, (Вдох)
Дышу свободно, (Выдох)
Глубоко и тихо, (Вдох-выдох)
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание... (Задержать дыхание на 3 секунды)
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: (Вдох-выдох)
Глубже, шире.
Гимнастика для глаз
4 Кинезиологическая гимнастика
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта
Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- ускорение темпа выполнения,
- выполнение упражнений с глазами (исключение речевого и зрительного контроля),
- подключение движений глаз и языка к движениям рук,
- подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
«Кивки» Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
(Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.)
«Колечко» Ожерелье мы составим – маме мы его подарим.
(Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение
выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в
обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале
упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.)
«Перекрестный марш». Это упражнение предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой части тела.
Для этого выполняются перекрестные шаги.
Правую руку и левую ногу соединяем. Нога и рука встречаются на середине тела, так чтобы работали косые мышцы живота.
Варианты этого упражнения:
Мы можем делать таким образом (пятки).
С детьми мы можем играть. Представьте болото, идет охотник, раздвигает камыши. (показывает)
Итог: Это упражнение очень активизирует. Чередование таких движений облегчает переход на новый вид деятельности и тренирует правое и левое полушария.
Упражнение повторять 7 по 7 раз.
«Ладошки»
Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем.
(Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-
вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.)
5 Релаксационные паузы
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
“Шишки”
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама –
медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам…
(повторить 2 – 3 раза)
“Холодно – жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг
подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...
Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровье сберегающих технологий.
Здоровье человека - это актуальная тема на все времена. Правильное отношение к здоровью надо начинать с раннего детства....
«Здоровье детей, здоровье сберегающие технологии, их учёт в индивидуальном развитии личности».
«Здоровье детей, здоровье сберегающие технологии, ...
Здоровье сберегающие технологии для сбережения здоровья подрастающего поколения.
Работа по здоровьесбережению....
Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.
Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся улучшить качество жизни с точки зрения ...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.
Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся улучшить качество жизни с точки зрения ...
ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОКТЕЛЬНЫХ ТРУБОЧЕК. ПРОЕКТ « ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ -ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ »
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте одно из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды,...