"Цветовое восприятие слога как приёма обучения чтению первоклассников» - из опыта работы
статья (2 класс) на тему

Прошкина Роза Захаровна

  На современном этапе одной из главных задач начальной школы является формирование у младших школьников навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

  В соответствии с программой уже к концу первого года обучения учащиеся должны читать в основном целыми словами (с элементами слогового чтения трудных слов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                                 МБОУ Ельнинская СШ № 1 им. М.И.Глинки

 

          ДОКЛАД

      на тему: «Цветовое восприятие слога как приёма                          обучения чтению первоклассников»

                                        (из опыта)

                                                                                                Докладчик: Прошкина Р.З.

                                                                                               учитель начальных классов,

                                                                                                      высшей категории

                                   

На современном этапе одной из главных задач начальной школы является формирование у младших школьников навыков сознательного , правильного, беглого и выразительного чтения.

В соответствии с программой уже к концу первого года обучения учащиеся должны читать в основном целыми словами (с элементами слогового чтения трудных слов).

Учителя начальной школы хорошо знают, какие существуют трудности, которые обусловлены следующими причинами:

-ребёнок не может твёрдо запомнить названия некоторых букв и поэтому постоянно путает их;

-не умеет быстро прочитать букву и перевести её в звук, приняв правильное положение губ;

-обучение чтению прямых двухбуквенных слогов ( ма, па, ли), а затем обратных (закрытых) двухбуквенных слогов (ам, ап, ут) протекает сравнительно легко и быстро, а чтение слогов со стечением согласных типа: смо-, клет-, ткну-, схва-, стре-, празд- и др. протекает у некоторых детей настолько сложно и трудно, что требует от них мобилизации всех физических, умственных и нервных сил.

В силу того, что у ребёнка появляются затруднения при чтении, у него одновременно возникает  отвращение к самому процессу чтения, нежелание сесть за книгу, читать заданный текст. Нередко при этом ребёнок капризничает, нервничает. Здесь особенно важно учителю создать в этот момент спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую раскрытию всех возможностей ученика.

Но есть причины и другого свойства. Состав класса, как правило, неоднороден: наряду с учащимися, поступающими в 1 класс, знающими большую часть букв или все буквы, пробующими читать аналитически, т.е. по слогам, или синтетически, т.е. словами, прихо-дят в школу вовсе неподготовленные дети; в каждом классе есть физически ослабленные дети (часто болеющие), дети у которых наблюдается нарушение фонематического слуха, дети, излишне подвижные, а следовательно, невнимательные; дети, которые получили в семье навык побуквенного чтения и должны в школе переучиваться; в последние годы в школу поступает большое количество косноязычных детей, которые тоже испытывают большие затруднения при чтении.

Кроме того, одной из причин, тормозящих обучение чтению, является то обстоятельство, что домашнее чтение многих детей не контролируется их родителями. Всё это ведёт к тому, что ребёнок не только плохо читает, но и не всегда понимает смысл прочитанного, не всегда осознаёт прочитанное.

 Поэтому и встают вопросы: как при существующей методике обучения чтению помочь каждому ребёнку быстрее и легче овладеть техникой чтения? Какими подходами и способами можно добиться наилучших результатов? Ведь от того, как быстро и хорошо научатся ребята читать, зависят их успехи и в других предметах.

В современной методике обучения грамоте принят принцип слогового чтения. Этот принцип реализован в «Букваре». Я строю свою работу с учётом этого принципа.

Покажу это на конкретных примерах. Мною были подобраны три типа упражнений, которые систематически проводились в начале урока обучения грамоте.

К первому типу относятся упражнения с запоминанием алфавита;

ко второму типу относятся упражнения, направленные на формирование умений читать слоги не только открытые прямые, но главным образом слоги со стечением согласных (СГ, ССГ, СССГ И ДР.);

к третьему типу – упражнения, облегчающие чтение текста.

Рассмотрим первый тип упражнений:

1). Прочитай букву на карточке. (Учитель показывает карточку с напечатанной буквой)

2). Напечатай целую строку букву м в тетради.

3). Напиши с помощью воды и кисточки буквы: а, н, м, и, е.  (Ученик берёт баночку с водой и кисточку и печатает на доске заданные буквы. Учащиеся это задание очень любят и с большим интересом по очереди его выполняют).

4). Выщипи из бумаги букву.

5). Зачеркни карандашом в тексте букву р (Учитель до урока раздаёт детям карточки с текстом, в котором дети зачёркивают каждую встретившуюся букву эр).

6). Сложи букву из мягкой проволоки.

7). Прочитай буквы по «ленте букв»: сначала гласные, а затем согласные.

8). Прочитай алфавит (в классе постоянно висит таблица «Алфавит», учащиеся при чтении называют звуки)

Во второй тип упражнений включены слоги разной степени трудности, начиная от согласный + гласный до согласный + согласный + гласный, согласный + согласный + согласный + гласный.

Пока дети не научатся читать слоги – слияния, им трудно будет перейти к чтению слогов со стечением согласных ( двух, трёх и более):

РА – ТРА – СТРА                                     РА – ДРА – ЗДРАВ

РУ – ТРУ – СТРУ         РО – ПРО – СПРО   и т. д.

А чтобы облегчить детям чтение слогов со стечением согласных в словах, я решила обозначить все слоги определённым цветом ( один слог печатаю чёрным цветом, другой – зелёным.)

Зачем я это делаю? В процессе работы я заметила, что некоторые учащиеся встретив в тексте «длинное» слово, сразу пугаются, останавливаются и ждут помощи. А другие дети начинают читать, но не верно, потому что не знают точно, сколько букв надо прочитать за один приём, т.е. не могут правильно разделить слово на слоги.

И вот здесь-то на помощь и приходит приём цветового восприятия слога.

Кроме того, я использую не любые слоги со стечением согласных, а те которые привязаны к определённому тексту. Цель данной работы: отработать чтение трудных слогов, встречающихся в словах текста. Например, при чтении текста «Зимние гости» беру слоги из слов: ДЕКАБРЬ, СЛОВНО, СНЕГИРИ, СКОЛЬЗКОЙ, ВЗЯЛИ, ПОШЛИ, ДРУГИЕ и т.д.

Учащиеся прочитывают их по указке несколько раз (подряд и вразбивку), а затем читают из текста слова, записанные на доске печатными буквами (выписываю до урока) с этими слогами, выделенными цветным мелом. И наконец, огромную помощь первоклассникам в обучении чтению оказывают карточки с текстами, где в словах слоги также выделены цветом. Например:          Гриб – ной суп.

                             При- шли  гриб- ни-ки  до-мой.

                                До-ма  бы-ла  ба- буш-ка и кот Пор-тос.

                               Сва-ри-ла  ба-буш-ка  гриб-ной суп.    

                           Бо-рис  суп  хва-лил,  спа-си-бо  го-во-рил. 

Если это начало букварного периода, работу провожу с таблицами-плакатами и ежедневно. Сразу же после работы со слогами всем классом хором читаем предложения. А затем читаем текст по букварю. К середине букварного периода, когда большинство детей уже читают, по плакатам читают средние и слабые учащиеся. Здесь же можно использовать групповой приём (читает средний ученик, и с ним читают один-два слабых).

К концу букварного периода и в послебукварный период следует проводить дифференцированную работу с карточками и таблицами-плакатами.  Такие таблицы-плакаты и карточки дают возможность быстрее и легче научить ребёнка чтению. Ученик видит в единстве и слоговое строение слова, и слово в целом, и всё это способствует скорейшему обучению чтению.

Использование цветового восприятия слога как одного из приёмов обучения чтению дало возможность активизировать работу по осознанию учащимися читаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Адаптация первоклассников», из опыта работы классного руководителя Цюрюмовой Л. Н.

Адаптация в школе первоклассников очень сложный период в жизни детей. Классному руководителю нужно помочь детям увидеть в каждом товарище по классу положительные стороны . показать, что каждый ребенок...

« Цветовое восприятие слога как приём обучения чтению первоклассников»

«Цветовое восприятие слога как приём обучения чтению первоклассников»(работа со звуковыми схемами в подготовительный период обучения грамоте).Виднейшими психологами установлено, что для младшего школь...

Приёмы обучения чтению первоклассника в семье.

Материал оформлен в форме презентации. Данные рекомендации помогут родителям организовать чтение в семье. Приёмы доступны и интересны для семилетних детей....

"Адаптация первоклассников.Из опыта работы" выступление на методическом объединении учителей комплекса

В материале представлены советы по организации работы учителя в первые дни первоклассника. В первые учебные дни рекомендуется провести адаптационные занятия с первоклассниками. Задачи таких занятий:...

Приёмы контрольно-оценочной деятельности. Из опыта работы.

В презентации представлен опыт работы учителя начальных классов Вирясовой М.В. по применению некоторых приёмов контрольно-оценочной деятельности для учащихся 1-2 классов в период безотметочного обучен...

"Взаимодействие классного руководителя с родителями будущих первоклассников" (из опыта работы) Ермилова Н.Н.

Статья раскрывает пути взаимодействия учителя начальных классов и классного руководителя с родителями "будущих первоклассников". На первом классном собрании задолго до школы решаются важные ...

"Современные методы и приёмы формирования творческой личности". Из опыта работы учителя начальных классов.

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтения. Современные методы и приёмы формирования творческой личности...