Главные вкладки

    Учебно-методический материал по теме:
    Из опыта работы. Экологическое образование и воспитание в начальной школе

    Что включает в себя содержание экологического образования и воспитания? В чем особенность и сформированность экологической культуры?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            -  -

    Экологическое образование и воспитание младшего школьника

    (Из опыта работы)

    Есть одна планета-сад

    В этом космосе холодном.

    Только здесь леса шумят,

    Птиц скликая перелётных.

    Лишь на ней одной увидишь

    Ландыш в траве зеленой

    И стрекозы только тут

    В реку смотрят удивленно.

    Береги свою планету,

    Ведь другой на свете нету!

    Я.Аким

    Сегодня ещё точно неизвестно, как и почему возникла жизнь на земле. Планета Земля образовалась в самое подходящее время и в самом нужном месте, чтобы стать самым уютным домом для всего живого на ней. Как писал И.Северянин: «Мы живем, точно во сне неразгаданном на одной из удобных планет». Да, действительно, это так. Было бы расстояние от Земли до Солнца на 7,5 км меньше, либо на 1,5 млн. км больше, то на ней бы не сформировались благоприятные условия для возникновения современных форм жизни [5, С. 223].

    Земля существует миллиарды лет. На протяжении миллионов лет её истории появлялись и исчезали миллионы живых существ – на это было множество причин. Однако в настоящее время над Землёй нависла опасность. Человек, вследствие своей разнообразной деятельности, разрушает многочисленные связи и тем самым ставит под угрозу само существование жизни на планете.

    Естественнонаучное и экологическое образование призвано формировать у детей доброе и почтительное отношение ко всем объектам живой и неживой природы, осознание ценности всех её проявлений, независимо от того, представляет ли это существо или явление практический интерес для человека или нет.

    1

    Ещё лев Николаевич Толстой писал: «Для того чтобы человек, какого бы то ни было возраста, стал учиться, - надобно, чтобы он полюбил ученее, нужно, чтобы он осознал ложность, недостаточность своего взгляда на вещи и чутьём бы почувствовал то новое, которое ему открывает учение [4, С.87]

    Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развитие многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующей становлению личности, формированию экологической культуры. Именно в начальной школе необходимо создать условия, которые бы способствовали бы формированию устойчивых познавательных потребностей, умений и навыков мыслительной деятельности детей, их творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения стоящих перед ними задач.

    В современной школе существуют различные программы и методики преподавания окружающего мира, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания, рассматриваются вопросы здоровьесберегающих технологий.

    В содержании образования можно выделить следующие аспекты:

    - Научный – обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающему миру.

    - Ценностный – формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде.

    - Нормативный – ориентирован на систему норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.

    - Деятельностный – формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера, развивает волевые качества учащихся, учит проявлять активность в решении экологических проблем.

    Работая учителем начальных классов, я на практике знакома с курсом «Мир вокруг нас» автора А.А.Плешакова. В настоящее время, на мой взгляд, этот курс наиболее полно и в доступной форме отвечает целям и задачам естественнонаучного и экологического образования в начальной школе.

    Научить ребёнка любить природу задача нелёгкая, здесь только уроками природоведения и чтения не обойтись. Поэтому изо дня в день ненавязчиво учимся подмечать всё вокруг, любуемся небом, инеем на деревьях, облаками, цветами, деревьями в школьном парке. Осенний парк поражает своей красотой. Дети на экскурсии подмечают все изменения, которые произошли в жизни растений, ищут самые красивые резные листочки. Дома засушивают их, а на уроках труда с увлечением составляют различные композиции. В конце 2 класса дети получают летнее задание на выбор: сделать гербарий из листочков деревьев, лекарственных трав, цветов. В конце 3 класса летнее задание: «Насекомые нашего края» или «Насекомые нашего региона». Каждый сентябрь дети приносят удивительные работы (проявляя при этом выдумку, фантазию), которые мы потом используем на уроках. Дети гордятся тем, что их труд принёс пользу.

    Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Они впервые сталкиваются с миром растений, зверей, птиц, насекомых. Наблюдение оказывает глубокое воздействие на развитие личности ребёнка.

    В процессе наблюдений у ребёнка включены все анализаторы: зрительный – ребёнок видит размеры. Цвет исследуемого объекта; слуховой – он слышит шум ветра, плеск воды, шелест листвы и пение птиц. Вкус позволяет различать сладкое и солёное, горькое и кислое. Обоняние – это запахи. Запах тополиных почек, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, «что ребёнок мыслит формами, красками, звуками».

    2

    Каждый из нас – изначально, по своей природе, исследователь. Система А.А.Плешакова практически на каждом уроке позволяет заниматься естественнонаучными исследованиями.

    Фрагмент урока по теме «Что такое почва» 

    Одна из целей урока: в процессе проведения опытов установить состав почвы.

    Опыт 1.

    - В стакан с водой бросить комочек почвы. Что вы увидели?

    - Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

    Опыт 2.

    - Нагреваем немного почвы. Над почвой стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода)

    Опыт 3.

    - Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым, почувствовали запах)

    - Какой вывод сделаем? (В почве есть перегной)

    Опыт 4.

    - Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? (осадок)

    - Рассмотрите внимательно осадок. Что вы видите? Сделайте вывод.

     ( В почве есть песок и глина)


    Опыт 5.

    - Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Поместим  несколько капель на стекло. Подержим стекло над огнём.

    - Что вы увидели? (Вода испарилась, остался белый налёт)

    - Вывод? (В почве есть соли)

    Эти простые наблюдения помогают наглядно увидеть то, на что в обычной жизни мы не обращаем внимания. Ни для кого не секрет, что по мере взросления человек утрачивает непосредственное стремление к познанию мира. То, что в детстве кажется удивительным, - в зрелости теряет своё очарование.

    Весь комплекс задач по естественнонаучному и экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста невозможно решить только на уроках природоведения, так как знания и умения учащихся будут носить несколько разобщенный характер. Да и уроки эти проходят всего 1-2 раза в неделю. Поэтому необходим межпредметный подход.

    Преподавание предметов естественно-математического цикла (природоведение, математика, трудовое обучение) предполагает воспитание и обучение учащихся на лучших образцах мировой культуры в целом, формирование у них потребностей в познании материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств.

    3

    Важно, чтобы на каждом уроке нашли себе место серьёзное учение, труд и игра. В игре формируется сообразительность, развивается любознательность, мышление, интерес. Игра для детей – очень серьёзная деятельность. Она теряет своё значение для развития ребёнка, как только перестаёт быть свободной.

    В содержании каждого учебного предмета в начальной школе заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Так, например, содержание предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, изобразительное искусство, музыка) раскрывают экологические знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека.

    Фрагмент урока русского языка

    Словарная работа. Отгадайте загадки 

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет,

    Крохи собирает.  (Воробей)

    Зимой на ветках яблоки!

    Скорей же собери!

    И вдруг – вспорхнули яблоки.

    Ведь это…  (Снегири)

    Вертится, стрекочет,

    Весь день хлопочет.  (Сорока)

    - Запишите слова. Выделите  орфограммы.

    - Что вам известно об этих птицах?

    - Что в них общего?

    - Что вы знаете о зимующих птицах?

    - Чем мы можем им помочь?

    - Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.

    На уроках русского языка в начальной школе проводится работа по развитию речи. И здесь можно использовать различные формы экологического содержания (объясни пословицу, составь рассказ на заданную тему, подбери прилагательные к словам и т.д)

    Большими возможностями экологического образования обладают уроки чтения. Произведения писателей натуралистов Е.Чарушина, М.Пришвина, В,Бианки, Н.Сладкова и многих других позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях и многообразии. Стихи А.Пушкина, С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева помогают развивать у детей умение сравнивать состояние природы в разное время года, эмоционально отзываться на её красоту.

    4

    В последнее время уделяется большое внимание изучению краеведческого материала, связанного с экологией. Изучать экологию своего края на словах дело не очень благородное, так как младшему школьнику важно один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зная это, стараюсь со своими учениками посещать краеведческие музеи, биологические, зоологические, заповедники нашего края. Много впечатлений остаётся у ребят после посещений музеев. Ребятам рассказывают много интересного о животных нашего края, о растениях. Ребята долго бродят по залам, рассматривая экспозиции, чучела животных, задавают много вопросов, на что получают полные интересные ответы.

    Работу по экологическому воспитанию провожу не только на уроках, но и во внеклассной работе.  Различные внеклассные мероприятия позволяют детям проявлять инициативу, становиться активными участниками. Они учатся самостоятельно добывать нужную для этого информацию. Активными помощниками во всех наших начинаниях являются родители.

    Технология разработки задания с экологической направленностью доступна каждому учителю. Главное – смотреть на мир глазами ребёнка. Чувствовать его интерес и понимать многочисленные «Почему?», а также системно воспринимать окружающий мир и уметь обсуждать возникшие проблемы с ребенком как с партнёром.

    Выделяю  условно три этапа процесса развития экологической культуры младшего школьника:

    1.     Объём освоенной среды на первой из них мы связываем с ближайшим окружением первоклассника, включая представителей животного и растительного мира дома, в школе, во дворе, микрорайона, которые ребёнок осваивает по – отдельности, включая их в свой внутренний мир как реально – сказочные образы;

    2.     Второклассник предполагает установление эмоциональных контактов с экосистемами ближайшего окружения, освоение ребёнком элементов социальной среды во взаимосвязи их с природой;  участием вместе со взрослыми в той или иной деятельности с проявлением самостоятельности и творчества;     общением с представителями животного растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;

    3.     Учащиеся третьего класса предполагают освоение окружающего мира на уровне понятий. Заботятся о представителях животного и растительного мира; используют полученные знания и навыки в практической экологической деятельности; воплощают свои впечатления об окружающем мире в различных видах творчества.

    Литература

    1. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- Москва: «ЦГЛ» 2003
    2. Грибов Н. Д. Как человек исследует, изучает, использует природу.- Волгоград: Учитель, 2004
    3. Агаларова П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании школьников.// Начальная школа.- № 12.-2007
    4. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.// Начальная школа.- №10.-2000




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Экологическое образование на уроках в начальной школе"

    Особое место в системе непрерывного эколгического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начал...

    Из опыта работы. ТЕМА:«Инновационные образовательные технологии в начальной школе».

    Данная работа содержит в себе практическое и теоретическое использование одной из натболее интересных и сложных тем ФГОС, надеюсь, что она станет помощником для молодых коллег и одной из познавательны...

    Игровые технологии – в группе продленного дня, как один из видов деятельностного метода развития и воспитания в начальной школе.

    Игра – метод познания и метод коррекции развития личности ребенка. Игра является необходимым средством развития учащихся в начальных классах. Специально подбираемые игры помогают решению мн...

    Из опыта работы реализации краеведческого курса "Морянка" в начальной школе. Занятие по изобразительному искусству "Людям на потешение, всему свету на удивление"

    Возможности использования христоматии "Морянка" в пердметном обучении младших школьников на занятиях изобразительного искусства. В материале представлен конспект занятия и презентация....

    Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

    Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

    Из опыта работы по использованию иннновационных технологий в начальных классах ддобиваться лучших результатов в работе с одаренными, и, конечно, подтянуться остальным.У учителей есть возможность выбрать технологии обучения, которые наиболее оптимальны

    Применение в учебном процессе инновационных технологий позволяет добиваться лучших результаов с одаренными и подтянуться остальным, что позволяет более широкому развитию дифференцированного подхода....