Экологическое образование и воспитание в начальной школе.
методическая разработка

Иванова Светлана Владимировна

Сущность экологического воспитания можно определить следующими критериями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_i_vospitanie.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование и воспитание

Выполнила : учитель начальных

 классов МАОУ СОШ №22

Иванова С.В.

             Слайд1

Построение системы экологического образования   базируется на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина.

Слайд2

 Учеными были разработаны специфические принципы экологического образования, которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования:

·принцип единства познания-переживания-действия;

·принцип систематичности и непрерывности;

·принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения;

·принцип междисциплинарности.

Становление экологически воспитанного человека в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов среды и того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно-эстетические переживания и стремление внести практический вклад в её улучшение. Этот принцип ориентирует педагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на ученика как непосредственного общения с окружающей природной средой.

Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их использования в практической деятельности динамичен и зависит от возраста учащихся. Очевидно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте большее значение имеет эмоционально-эстетическое восприятие среды, чем интеллектуальное.

Принцип систематичности и непрерывности рассматривается как организационно-педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-урочных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно полезного труда. Для достижения поставленных целей и задач необходима четкая система содержания способов и организационных форм учебно-воспитательного процесса.

Принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов базируется на том, что ближайшее окружение школьника, повседневное общение с окружающей средой раскрывают разные аспекты взаимодействия человека с природой, вооружают навыками жить с ней в согласии. Нельзя переоценить значение краеведческого принципа применительно к реализации задач экологического образования. Природное и социальное окружение оказывает непосредственное влияние на школьника и определяет стиль его отношения к природе. Особая роль при реализации краеведческого принципа принадлежит практической деятельности учащихся, направленной на развитие их экологической культуры. Однако нельзя ограничивать экологическое образование только знанием природы родного края. При анализе конкретных фактов положительного или отрицательного воздействия человека на природу в данной местности, необходимо вместе с этим давать оценку последствий с государственных и общепланетарных позиций. В систему представления учащихся должны включаться данные, показывающие глобальный характер проблем охраны окружающей среды, которые не имеют государственных границ. Развивая заботу учащихся о природе родного края, учитель внушает им мысль, что забота об условиях жизни на Земле - общая забота всего человечества.

Межпредметный подход предполагает взаимосогласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях получения экологических знаний. Важно сочетать логику развития ведущих положений и понятий, входящих в содержание того или иного предмета с последовательным обобщением и углублением экологических проблем.

Таким образом, для более эффективного формирования экологической культуры младшего школьника учитель должен использовать вышеизложенные принципы экологического образования.

Слайд3

Экологическое образование, по определению И.Д. Зверева, – это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Только обеспечивая постоянное пополнение экологических знаний, можно разрешить противоречие между личным и общественно необходимым уровнями знаний людей.

Слайд 4

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т.д., могут быть сведены к следующим постулатам:

  • всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;
  • Природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;
  • чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;
  • призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;
  • если все оставить так, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро – спустя всего лишь 20-50 лет, Земля ответит человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;
  • сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира – экоцентрическим;
  • люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно, к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

Слайд 5

Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы — в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направлений в охране окружающей среды.

С этой точки зрения, сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

  • потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
  • установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
  • убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
  • потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.
  •  гармонизировать отношения человека с природой; стимулировать интеллектуальное развитие человека и обогащение его мышления путем современных методов познания; социализировать человека через погружение его в существующую культурную, техногенную и информационную среду; создать условия для непрерывного самообразования и достижения им нового уровня научной грамотности.

Слайд 6

Построение системы непрерывного экологического образования требует создания педагогической вертикали: детские дошкольные учреждения – школа – колледж (техникум) – вуз – послевузовское образование.

Первой ступенью целенаправленного экологического образования является дошкольное воспитание и обучение. Основы бережного отношения к природе, внимание к окружающему миру, любовь ко всему живому закладываются именно в возрасте 4-6 лет. Дети с большим удовольствием воспринимают основы экологических знаний, особенно если подача материала наглядна, позволяет общаться с живыми существами, ухаживать и заботиться о них. Экологическое воспитание в детском саду происходит во время игр, прогулок и занятий. Воспитатели занимаются и экологическим воспитанием родителей.

В программе общеобразовательной средней школы особое внимание заслуживает организация научно-исследовательской работы учащихся, в ходе которой школьники учатся ставить перед собой конкретные задачи и решать их.

Следующей ступенью экологического образования является преподавание экологии в высших учебных заведениях. Во многих вузах ведется преподавание основ охраны окружающей среды, прикладной и специальной экологии.

В РФ в установленном порядке осуществляется государственная поддержка дополнительного экологического образования, проводимого детскими экологическими организациями; экологическими лагерями, экологическими экспедициями для детей и подростков, детскими домами творчества, экологическими центрами, музеями, библиотеками, экологическими кружками, станциями юных натуралистов.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» говорится также о том, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Слайд 7

 Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.

Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Цель становится тождественна ценностям – мировым, жизненным. Без духовно-нравственной основы в человеке знания или мертвы, или могут стать огромной разрушительной силой.

         Слайд 8

Хочу поделиться опытом работы .

Экологическое образование и воспитание.

  1. Ознакомление детей с природой. (Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы экскурсии в рамках уроков окружающего мира, работа с календарями природы, зарисовки)
  2. Трудовая деятельность (уход за растениями в классе, помощь зимующим птицам)
  3. Экологический досуг( праздник урожая, конструирование из природного материала, поделки из бросового материала, изготовление буклетов по теме, викторины, игры)
  4. Проведение выставок, конкурсов в классе, в школе в рамках предметных недель, участие в городских и областных конкурсах.
  5. Создание фонда методического и наглядного – иллюстрированного материала (серия журналов и видеофильмов ребятм о зверятах, выставка книг природоведческого содержания, создание проектов)
  6. Участие в экологических акциях. Сотруднечество с экологическим порталом «Экокласс.рф»

Слайд 9

В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение. Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение – ценности – отношение – поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

Следовательно, в результате экологического воспитания должно быть сформировано экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитие убежденности, а не страха за возможное наказание – осуждение со стороны окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое образование на уроках в начальной школе"

Особое место в системе непрерывного эколгического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начал...

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».

Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Из опыта работы. Экологическое образование и воспитание в начальной школе

Что включает в себя содержание экологического образования и воспитания? В чем особенность и сформированность экологической культуры?...

Образование и воспитание учащихся начальной школы через знакомство со сказкой

Выступление на родительском собрании первоклассников для привлечения внимания родителей к воспитательным возможностям русских народных сказок...