Психолого-медико-педагогический консилиум
опыты и эксперименты на тему

Павлова Ольга Анатольевна

Работа ПМПк в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pmpk_pavlovoy_o.a.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Целью Психолого-Медко Педагогического консилиума  является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.  

В нашем комплексе обучаются дети с проблемами в здоровье. Ниже приведены данные по комплексу и отдельно по коррекционному отделению.

Слайд 2.

Дети-инвалиды, за исключением детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих.

Дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата. Слепые и слабовидящие

По комплексу

ДОУ – 7

Начальная школа – 15

5-9 классы – 36

10-11 классы - 3

ДОУ – 6

Начальная школа – 23

5-9 классы -29

10-11 классы - 3

Всего по комплексу - 61

Всего по комплексу - 61

По коррекционному отделению

Начальная школа – 14

5-9 классы – 22

10 класс - 3

Начальная школа – 19

5-9 классы – 29

10 класс - 3

Всего по коррекционному отделению - 39

Всего по коррекционному отделению - 51

Из данной таблицы хорошо видно, что большая часть детей с ОВЗ находится в коррекционном отделении.

Слайд 3.

Процедура обследования ребенка на ПМПк имеет особенности, отличающие ее от процедур независимых консультативных приемов детей конкретными специалистами (врачами, психологами, педагогами). Обследование ребенка на ПМПк не может быть механической суммой обследований конкретных специалистов с неизбежным дублированием некоторых этапов обследования,  и представляет собой качественно своеобразную технологию.

ПМПк работает как единая команда специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и формулирующих коллегиальное заключение. Такой подход требует совмещения принципа деятельности независимых высокопрофессиональных экспертов с умением принимать единое согласованное решение. Окончательное решение формулируется как коллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомендациями.

Процедура обследования ребенка на ПМПк требует одновременного участия всех специалистов в форме супервизии (наблюдения со стороны). Все специалисты являются наблюдателями последовательных этапов обследования ребенка каждым из «запланированных» специалистов. Такая технология дает возможность экономии времени и повышения качества обследования.

Слайд 4.

Внутришкольный  консилиум является постоянно действующим диагностическим, консультативным, коррекционным, просветительским органом школы, защищающим интересы детей с особенностями в развитии в образовательном пространстве школы.

Слайд 5.

Процедура приема ребенка на  школьный ПМПк

В наше специальное ( коррекционное) отделение, так же, как и в специальные классы комплекса, поступают дети с заключением Центральной (городской) психолого-медико-педагогической комиссии  подкомиссии СВАО, где рекомендована образовательная программа для ребенка. Для того, чтобы правильно определить ребенку оптимальный для него образовательный маршрут, мы обследуем каждого вновь поступающего ученика на нашем ПМПк.  

Обследование  уже обучающихся  детей специалистами ПМПк осуществляется по инициативе сотрудников образовательного учреждения с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком.

При  направлении ребенка на обследование школьным ПМПк  оформляется следующая документация: педагогическое, дефектологическое, логопедическое, психологическое представления на ребенка, предоставляются письменные работы ребенка (рабочие тетради, контрольные работы, срезы знаний), текущая успеваемость.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк  с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования составляется профильное заключение специалиста и разрабатываются рекомендации.

На заседании ПМПк обсуждаются результаты комплексного обследования ребенка, сопоставляются результаты диагностики специалистов разного профиля, составляется коллегиальное заключение. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику уровня психофизического, личностного и социального развития ребенка, характеризует успешность усвоения программного материала и намечает основные направления специализированной помощи, обобщающие  частные рекомендации специалистов. Заключение ПМПк носит рекомендательный характер. Протокол и коллегиальное заключение ПМПк подписывается председателем и всеми членами ПМПк (разборчиво).

Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме.

Все это отражено в положении о ПМПк нашего комплекса, с которым можно будет ознакомиться на сайте.

Слайд 6. На заседании  ПМПк осуществляется комплекс обследований:

Клиническое обследование должно осуществляться в первую очередь. Клиническое обследование мы в рамках работы школьного ПМПк не проводим, руководствуемся представленными  данными медицинского характера с места жительства ребенка по соответствующей схеме выписки из медицинской карты.

Данные клинического обследования имеют одно из первостепенных значений, поэтому этот вид обследования стоит на первом месте. Первичность клинического обследования объясняется тем, что предварительные данные, позволяющие построить предварительную гипотезу о структуре нарушенного (отклоняющегося) развития ребенка, вытекают, как правило, из клинически подтвержденного анамнеза, когда клиницист делает первую попытку установить, какого рода факторы привели к подобным наблюдаемым особенностям развития.

Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени. Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.

При логопедическом обследовании ребенка в процессе психолого-медико-педагогического консультирования в полной мере используется системный подход к анализу речевых нарушений. При этом выявляется не только то, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и какова взаимосвязь его с другими нарушенными или сохранными компонентами речи, к каким последствиям такие "взаимоотношения" могут привести.

Основной целью психологического обследования является выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях, адекватных для ребенка.

Психологическая диагностика — это преимущественно онтогенетическая диагностика развития. В отличие от врача, психолог ориентирован не на логику болезненных процессов (патологических или пограничных), а на логику нормального развития на разных возрастных этапах. Психолог делает акцент не на том, чего «не хватает», а на том, что сохранно и что можно восполнить за счет имеющихся резервов до индивидуализированной, но все-таки — нормы. Кроме того, психолог диагностирует движущие силы развития и их специфику для конкретного ребенка, включая интересы, способности, формирующуюся направленность личности и т.п.

В комплексной оценке психического развития, в выявлении возможностей ребёнка в плане обучения чрезвычайно важным является их педагогическое диагностирование. Задачей педагогического обследования является выявление готовности ребенка к обучению в школе, определение степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы  и школьной адаптации. Педагогическая диагностика — это преимущественно диагностика обученности и обучаемости разнообразным социальным знаниям, умениям и навыкам, как житейского, так и академического порядка. Правильнее было бы сказать, что это — диагностика образованности, куда помимо обученности и обучаемости включены воспитанность, воспитуемость, педагогические аспекты социализации, адаптации, интеграции в социум.

При разработке рекомендаций каждый специалист ориентируется на те аспекты сопровождения ребенка (лечения, обучения, воспитания, психологической и социальной помощи и поддержки), которые отражают соответствующее направление профессиональной диагностики в рамках цели и задач конкретного специалиста.

Часто при наличии показаний врачи ПМПК рекомендуют наблюдение ребенка, проведение профилактических и лечебных мероприятий соответствующими врачами поликлиники и/или психоневрологического диспансера (по месту жительства ребенка) и/или врачами образовательного учреждения. Мы, в свою очередь, отслеживаем динамику ребенка и корректируем свои рекомендации.

Слайд 7. В нашей школе  открыты  9 классов для детей со сложной структурой дефекта. В данных классах обучаются дети, у которых основной диагноз (умеренная умственная отсталость) сочетается с тяжёлой формой соматических заболеваний.  Цель специальных классов для обучающихся со сложным дефектом - максимально возможная социальная адаптация, социальная интеграция и личностная самореализация этих учащихся. Учебный план составлен с учётом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся со сложным дефектом. Процесс обучения реализуется на основе индивидуально – типологических особенностей учащихся с использованием индивидуальных и групповых форм работы.

Учащиеся классов со сложной структурой дефекта обучаются по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений общего образования  для учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости под редакцией М.Р.Маллера.

Учащиеся  классов с легкой умственной отсталостью  обучаются по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.

Но, учитывая специфику состояния здоровья некоторых учеников указанных классов, особенно это касается начальных классов, а также динамику индивидуального развития знаний, умений и навыков, возникает необходимость корректировать существующий учебный план и программу специальной (коррекционной) школы VIII вида. На заседании специалисты ПМПк стараются  выявить  резервные возможности каждого  ребенка указанных классов, разрабатывают рекомендации по оптимизации учебно-воспитательной работы. Учителю класса в каждом конкретном случае  рекомендуется  составление  персонального  образовательного маршрута обучающихся в целях обеспечения личностного  подхода в обучении. С этой целью разрабатываются  индивидуальные рабочие программы обучения с учетом особенностей психо-физического развития, познавательной деятельности каждого ученика. Данные рабочие программы оформляются в соответствии с определенными критериями и состоят из следующих разделов: (Слайд 8).

Такие индивидуальные раб.программы, особенно на начальных этапах обучения, оказываются единственно возможными для обучения ребенка. Из опыта работы отмечено, что при переходе в среднюю школу ученики данных классов, обучающиеся по индивидуальным раб. программам, чувствуют себя более комфортно в среде одноклассников, у них отсутствует дезадаптация, отмечается положительная мотивация к обучению. Специалисты ПМПк отслеживают динамику обучающихся, дают рекомендации по корректировке рабочих программ обучения.

Для таких детей очень важна в частности, организация школьного здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов.

Сайд 9. Специалисты ПМПК  призваны создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности.

  •  Предоставить каждому субъекту образовательного процесса возможность личностного развития без потери здоровья.
  • Сформировать у всех участников образовательного процесса культуру здоровья.

  • Слайд 10.Обеспечить безопасную и здоровую среду в образовательном учреждении.
  • Осуществлять медико-психолого-педагогическое сопровождение ОП и всех его участников.
  • Обеспечить взаимодействие всех участников ОП в вопросах здоровьесбережения.

 Слайд 11.

Привести все элементы образовательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями учащихся и педагогов.

Осуществлять формирование и развития ЗОЖ и культуры здоровья участников образовательной среды.

В ваших файлах имеется раздаточный материал «Основные этапы практического

индивидуального психолого-медико-педагогического

сопровождения интегрируемого ребенка в общеобразовательном

учреждении»,  а также некоторые рекомендации для педагогов и родителей. Я думаю, что в условиях нашего комплекса это актуально.

Остается только добавить, что

для специалистов  школьного ПМПк важнейшей задачей является создать условия обучения и воспитания, при которых ребенок с выявленными особенностями развития сможет реализовать свой потенциал, будучи интегрированным в социум.

Мы  уверенны, что  справимся с этой задачей  в нашей совместной работе в новых условиях большого комплекса .

Школа должна быть местом радости, спокойствия и сотрудничества.

Работа ПМПк в комплексе должна осуществляться в соответствии с задачами. А именно.:

  • Определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития.
  • Организация школьного здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов.
  • Организация профессионального взаимодействия специалистов в рамках учреждения и за его пределами.
  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
  • Организация профессионального сотрудничества и взаимодействия с учреждениями образования, здравоохранения, правовыми и социальными органами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организационные основы деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума»

«Организационные основы деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума» ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСК...

Положение о Психолого - медико - педагогическом консилиуме

Психолого-медико-педагогический консилиум представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждог...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума (2013-2014 учебный год)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума(2013-2014 учебный год)...

экспресс-диагностика в условиях психолого-медико педагогических консилиумов детских садов и школ

Наиболее напряжённый период работы учителя-логопеда с 1 по 15 сентября, необходимо провести диагностику большого количества учащихся. Предлагаю в помощь учителям-логопедам экспресс-диагностику для обс...

Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".

"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...

Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательной организации

Алгоритм создания психолого-медико-педагогического консилиума на базе образовательных учреждений дошкольного, нального и основного образования....

Приказ от 12.09.201 7 № 406 о создании психолого-медико-педагогического консилиума

О создании психолого-медико-педагогического консилиума муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»  на 2017-2018 учебный...