Выразительное чтение
опыты и эксперименты (4 класс) на тему

Шамаева (Иликбаева) Алена Анатольевна

 

Эффективность работы с самыми разнообразными текстами зависит от приёмов смысловой переработки, привлекаемых чтецом для его понимания. Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, беглом, осознанном. Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса, способствующего совершенствованию качества чтения в младшем школьном возрасте, обусловлена требованием времени к восприятию школьниками большого количества информации, поэтому овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача, стоящая перед учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnoe_chtenie.docx449.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В 4 «А» КЛАССЕ

Учитель начальных классов

Шамаева Алена Анатольевна

1  Психолого-педагогическая характеристика класса

Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» №1 г. Северобайкальск, переулок Школьный, д. 6, в 4 «А» классе. Возраст детей от 9 до 10 лет. Общее количество обучающихся – 21 человек. Из них: мальчиков – 10 и девочек – 11 человек. Большинство детей воспитывается в полных семьях. Социально неблагополучных семей – 1, один ученик живет в детском доме «Надежда». 6 семей неполных (мама – мать-одиночка). Второгодников нет. В данном классе не было слияний с другими коллективами, а также смены учителя.

Перед проведением исследования на тему итоговой аттестационной работы, мы узнали, что успеваемость класса удовлетворительная. У большинства детей невысокий уровень развития аналитико-синтетического мышления, трудности с запоминанием материала. Но имеется группа детей (8 учеников) успешных в обучении. В классе 1 отличник, неуспевающих нет. Класс очень активно участвует во многих школьных, городских конкурсах, олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях.

Родители систематически контролируют выполнение домашних заданий у детей, интересуются жизнью класса, успехами своих детей.

Родители также посещают классные и общешкольные родительские собрания. И родители, и дети прислушиваются к рекомендациям учителя.    

Проблемы с дисциплиной на уроках есть. Во время урока нарушают ее мальчики. Но это единичные случаи, а именно ученики, которые так и не поняли правила поведения и часто, но не осознанно нарушают. В целом же учащиеся стараются во всем и всегда быть справедливыми, говорить только правду, учатся выполнять правила культурного поведения.

В данном классе предпочитают такие виды деятельности, как труд, познание. Все учащиеся могут самостоятельно ставить перед собой цели своей деятельности. Но в классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе.

У школьников преобладают такие мотивы, как потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении и самореализации, желание проявить себя с творческой стороны, получить поощрение.

Климат в коллективе устойчивый, атмосфера благоприятная для учебной деятельности. В основном дети относятся друг к другу доброжелательно. Несмотря на то, что большинство ребят добрые, отзывчивые и инициативные, в классе бывают и конфликтные ситуации.

Подводя итог, стоит отметить, что классный коллектив имеет следующие положительные качества: открытость, доброжелательность, стремление помочь и поддержать товарища. Поэтому можно сделать вывод, что исследовательская база является положительной для проведения нашего исследования.

2. Диагностика умения выразительного чтения в 4 классе 

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ №1, целью которой являлось выявление уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников.

На данном этапе работы мы поставили следующие задачи:

1. Выявить уровень сформированности навыка выразительного чтения.

2. Подобрать и разработать критерии оценивания выразительного чтения наизусть.

3. Проанализировать методическую и педагогическую литературу.

4. Выявить параметры оценивания и критерии отметок по выразительному чтению наизусть.

На данном этапе нами было выполнено оценивание выразительности чтения наизусть произведения Н.А.Некрасова«Школьник», которое входит в учебную программу 4 класса по учебно-методическому комплекту «Школа России», учебник Литературное чтение, 4 класс, авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., в 2 частях.

Оценивание выступлений учеников было произведено на основе следующих критериев:

1. Отсутствие искажения оригинала (чтение целыми словами, отсутствие пропуска слов, соблюдение последовательности слов в тексте и т.д.).

2. Соблюдение пауз.

3. Правильная постановка логических ударений, и ударений в целом.

4. Правильный выбор интонации.

5. Достаточность и уместность мимики, жестов и движений телом.

В результате прослушивания ответов учеников на уроке литературного чтения на тему: «Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник», мы получили следующие результаты:

№№

ФИО обучающегося

Отсутствие искажения оригинала

Интонация

Постановка логического ударения

Соблюдение пауз

Мимика, жесты, движения

Отметка, по-ставленная учителем

Отметка по критериям

1

Баюра Виктория

0

-

-

+

-

5

3

2

Бородина Юлиана

0

+

+

+

+

5

5

3

Вавилин Кирилл

0

-

-

+

-

5

3

4

Валиуллина Виктория

1

+

+

+

+

5

5

5

Гаврилова Виктория

0

-

+

-

-

5

3

6

Егоров Евгений

0

+

+

+

+

5

5

7

Кириллов Никита

0

-

-

+

+

5

4

8

Кондабаева Ксения

2

+

-

-

+

5

2

9

Левченко Владислав

2

-

-

-

-

4

2

10

Лошкарев Андрей

1

+

-

-

+

5

3

Таблица 1 «Критерии оценивания выразительного чтения наизусть стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник».

Стоит отметить, что отметки по критериям выразительного чтения были поставленные обучающимся по следующим параметрам:

- Отметка 5 - «отлично» - соблюдены все критерии, допущена максимум 1 ошибка в воспроизведении текста;

- Отметка 4 – «хорошо» - не соблюдены 1-2 критерия;

- Отметка 3 – «удовлетворительно» - допущены ошибки по трем критериям;

- Отметка 2 – «неудовлетворительно» - допущены ошибки более чем по трем критериям.

Исходя из полученных данных, мы получили средний балл – 3,9, который в процентном соотношении равен 70% – это и есть уровень сформированности навыка выразительного чтения обучающихся. Однако, если рассматривать каждого ученика в отдельности, то есть ученики, которые находятся на так называемом «нулевом» уровне сформированности навыка выразительного чтения (2 ученика), на «низком» уровне - 4 ученика, на «среднем» уровне – 1, а на «высоком» - 3 ученика. То есть только 4 ученика из 10 могут осознанно, бегло и выразительно воспроизвести уже знакомый текст.

Также хочется отметить разницу между оценкой учителя и отметкой поставленной в соответствии с критериями выразительного чтения наизусть заданного произведения. На наш взгляд, существенное различие получилось потому, что педагог неосознанно завышает балл, и не придает значения существующим, хоть и не на базе ФГОС НОО, требованиям к выразительному чтению, тем самым не мотивируя детей на лучшее воспроизведение текста.

3. Работа над приемами выразительного чтения в 4 классе

Работа над приемами выразительного чтения проходила в 4 «А» классе МБОУ СОШ №1 и был разделены на 2 подэтапа:

1. Работа над выразительностью чтения на уроках русского языка, математики, окружающего мира посредствам подобранных упражнений, нацеленных на усвоение обучающимися основных средств речевой выразительности.

2. Работа над формированием навыка выразительного чтения на уроках литературного чтения с использованием следующих приемов: показа, приема партитурных пометок, приемы объяснительного и воспитательного чтения, а также приемы творческого и литературно-художественного чтения.

Работа на формирующем этапе была разделе нами на два подэтапа, так как формирование навыка выразительного чтения должно проходить не только на уроках литературного чтения, но и на всех предметах в целом. Если говорить об эффективности используемых приемов и упражнений, то стоит отметить тот факт, что выразительное чтение как высший тип чтения невозможен без освоения обучающимися навыками работы с интонацией.

Поэтому для работы на данном этапе мы подобрали систему упражнений и адаптировали их для применения на уроках русского языка, математики, окружающего мира, и, конечно же, литературного чтения. Ведь не даром К.С. Станиславский говорил, что плохая речь создает одно недоразумение за другим, которые затуманивают, загромождают или вовсе устраняют смысл и суть изреченного.

1. Упражнения для развития дыхания:

1.1. Обучающиеся должны произносить звуки, распределяя правильно дыхание, то есть сделать глубокий вдох через нос и спокойно, медленно выдыхать воздух до конца.

Данное упражнение мы применяли на уроках русского языка, перед минуткой чистописания детям было предложено отгадать загадку, например:

Четыре   ярко-красных
Блестящих лепестка,
И зёрнышки в коробочке
У этого цветка.

Дети называют отгадку – мак, далее им предлагается произнести каждый звук по отдельности, как было описано ранее:

М мммммммммммм

А ааааааааааааааа

К кккккккккккккк

  1. Чтение на одном дыхании.

Данное упражнение позволяет не только быстро и правильно прочитать предложенный текст, но и учиться рационально использовать свои физиологические способности и развивать дыхательный аппарат.

Обучающимся предлагается прочитать предложение на одном дыхании. Данное упражнение мы применяли на уроках окружающего мира и математики. На уроке окружающего мира обучающиеся изучали новый материал (текст «Наш край «с. 138-142, автор: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, «Окружающий мир», 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1), на данном этапе урока осуществлялось чтение по цепочке, дети должны были по очереди прочитать предложения «на одном дыхании». Или же, например, на уроке математики при чтении задачи, ученикам предлагалось выполнить данное упражнение.

1.3. Чтение скороговорок в заданном темпе.

Суть данного задания заключается в том, что учитель задает тем чтения ученикам. Например, скороговорку: у Сени и Сани в сенях сом с усами.

Ученикам сначала предлагается прочитать медленно с соблюдением пауз, затем быстро с паузами, и в заключение быстро, без пауз.

Данное упражнение нацелено не только на развитие дыхания, но и на развитие дикции, чувства ритма и темпа. Поэтому данное упражнение мы применяли на уроках русского языка, на этапе актуализации знаний.

1.4. Чтение текста «вдох – выдох - пауза».

При выполнении данного упражнения нужно точно указать паузы, так как дети будут читать текст или стихотворение на вдохе и перед паузой делать выдох. Например, текст «Водные богатства нашего края» с. 146-147,автор: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, «Окружающий мир», 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1.

2. Упражнения для постановки голоса.

2.1. Чтение с увеличением силы голоса.

Данное упражнение выполняется так, что первую часть текста учитель произносит или обозначает места повышения или понижения голоса, а во второй части текста ученик самостоятельно решает, где он должен прочитать громко или тихо. Стоит отметить, что при первичном выполнении данного задания обучающимся лучше дать для работы диалоговой текст, с восклицательными, вопросительными и повествовательными предложения-ми. Например:

Миша, Миша! Чем ты занят?

- Книжку интересную читаю.

- А чему ты, Миша, рад?

- Тому, что зубки не болят.

Данное упражнение нацелено на развитие интонационных компонентов, таких, как темп, ритм и тон. Применяется для развития выразительности на уроках литературного чтения или других предметах, где встречаются диалоги.

2.2. Чтение скороговорки с паузами и без них.

Обучающимся предлагается прочитать предложенную скороговорку с расставленными паузами: от / топота / копыт / пыль / по / полю / летит.

Упражнения такого вида можно применять, используя не только скороговорки, но различные виды текстов и отдельные предложения.

2.3. Чтение с ударением на выделенных словах.

Обучающимся предлагается прочитать предложения, интонационно выделяя выделенные слова.

У меня есть интересная книга.

У меня есть интересная книга.

У меня есть интересная книга.

У меня есть интересная книга.

После прочтения, задается вопрос: как меняется смысл предложения в зависимости от постановки ударения в нем? Выполнение данного упражнение способствует формированию умения правильно ставить логические ударения и интонационно грамотно доносить информацию до слушателя.

2.4. Чтение с выбором силы голоса.

Выбор силы голоса является одним из ключевых факторов, влияющих на мелодичность и лаконичность речи. Поэтому следующее упражнение помогает раскрыть недостаток голосовой силы или наоборот отрегулировать ее мощь. Особое внимание стоит уделить идее текста, ведь от нее зависит, с какой эмоциональное окрашенностью мы будем произносить текст. Например, если это возмущение, то громко, надрывисто; просьба – тихо и т.д. Для работы над силой голоса лучше выбирать четверостишия с различными эмоциональными ситуациями, например:

Кто сказал, что я горланю?

Кто сказал, что я кричу?

Я свою подружку Таню

Новой песенке учу.

                              (М. Пластов)

2.5. Чтение с выбором тона и силы голоса с пояснениями.

Учащимся предлагается самостоятельно выбрать тон и силу голоса, с которой они будут читать стихотворение. Сначала дети самостоятельно читают и делают заметки рядом с каждой строфой, как они будут ее читать, затем вместе с учителем проверяют, правильно ли они выбрали тон и силу голоса. Данное упражнение благотворно влияет на формирование навыка выразительного чтения, потому что обучающиеся самостоятельно могут определять, с какой эмоционально-интонационной окраской они хотят рассказать стихотворение аудитории. Однако не стоит забывать про возрастные особенности учеников, и подбирать доступный, простой материал.

Пример упражнения:

Тише, жабы!

(Читать тихо, предупреждая (можно использовать жест - указательный палец поднести к губам)).

Ни гугу (Читать тихо, с тоном испуга).

Ходит цапля на лугу.

Чтобы не было беды,

Наберите в рот воды.

(Читать очень тихо, шепотом).

3. Упражнения для улучшения дикции.

Блок следующих упражнений способствует развитию у обучающихся фонематического слуха, понимания правильного произношения каждого звука в слове.

Ребенок должен четко понимать, что если он ошибется, то получится другое слово, и как следствие потеряется смысл сказанного. Тренируя произношение звуков, заучивание скороговорок, проговаривание их с разным темпом и тоном закрепляют правильное произношение звуков и способствуют развитию голосового аппарата, темпа речи. С помощью скороговорок можно исправить или предупредить появление следующих ошибок: отрегулировать произношение свистящих и шипящих звуков; запинание на трудных буквенных сочетаниях; проговаривать окончания слов и фраз; не «проглатывать» отдельные буквы и слова.

3.1. Чтение скороговорки с четким произношением звуков и соблюдением пауз.

Обучающимся предлагается прочитать скороговорку с заданными паузами, произнося звуки четко, не искажая окончаний.

Дятел / дуб / долбил, / долбил, / продалбливал, / да не продолбил / и не выдолбил.

Дятел / дуб долбил, / долбил, продалбливал, / да не продолбил / и не выдолбил.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, / да не продолбил и не выдолбил.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

3.2. Быстрое, четкое и безошибочное чтение заданного текста.

Представленное упражнение является закрепляющим этапом работы над совершенствованием дикции. Оно позволяет оценить, насколько обучающийся может правильно произносить каждый звук в слове и выявить уровень развития фонематического слуха. Ребенку предлагается прочитать быстро, четко и без ошибок предложенные скороговорки:

а) Чиж, чиж, ты чей?

Чей, чей-чиж, чиж!

б) Варя варила.

Вареники разварила.

Поварешку уронила.

в) Сова советует сове:

«Спи соседка на софе.

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится».

Упражнения, представленные в данном блоке, не только способствуют совершенствованию дикции, но и развивают беглость и осознанность чтения. Что является ключевым результатом формирования умения чтения по ФГОС НОО.

4. Упражнения в постановке логических ударений.

Как говорилось ранее, логическое или стилевое ударение служит для выделения важных, ключевых слов в тексте. От постановки логического ударения будет зависеть, какой смысл является главным в предложении, например:

а) Миша любит читать.

б) Миша любит читать.

в) Миша любит читать.

В первом случае автор подчеркивает важность субъекта действий, во втором является ключевым сам процесс действия, а в третьем – предмет действия.

Выбрать из предложенных вариантов постановки ударения «верное».

а) У Алины был большой серый кот.

б) У Алины был большой серый кот.

в) У Алины был большой серый кот.

г) У Алины был большой серый кот.

д) У Алины был большой серый кот.

Представленные выше упражнения работы над средствами речевой выразительности – интонацией помогают ребенку образно, эмоционально, логично создавать свою звуковую картину чтения.

Работа над интонацией является важнейшим условием формирования навыка выразительного чтения вслух. Ведь только посредствам интонации человек может правильно, грамотно и целесообразно излагать свои мысли или же доносить до слушателя идею произведения того или иного автора. Поэтому первым важнейшим этапом нашей работы над формированием навыка выразительно чтения у младших школьников была работа над интонацией. Поскольку без знаний о компонентах интонации, применение того или иного приема не будет эффективным.

Выразительное чтение должно быть предварительно подготовлено, поэтому следующим этапом нашей работы было проведение урока литературного чтения по учебно-методическому комплекту «Школа России», учебник Литературное чтение, 4 класс, авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., в 2 частях, на выбранную тему «Листопад».

На этапе актуализации знаний была проведена речевая разминка. Учащимся мы предложили прочитать скороговорку, изображенную на слайде: перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Первое задание было направлено на развитие дыхательных способностей обучающихся, им было предложено определить главного героя в данной скороговорке и произнести каждый звук в этом слове по уже знакомой им схеме: глубокий вдох и на выдохе произносить каждый звук:

П’ п’ п’ п’ п’ п’ п’ п’ п’ п’

Э ээээээээээээээ

Р’ р’ р’ р’ р’ р’ р’ р’ р’ р’

И иииииииииииии

П’ п’ п’ п’ п’ п’ п’ п’ п’ п’

И иииииииииииии

Л лллллллллллллл

Следующее задание, предложенное нами, было направленно на развитие голосового тона. Обучающиеся должны были прочитать хором скороговорку с заданным тоном

(       - повышение тона голоса,            - понижение тона голоса).

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Как мы говорили ранее, данное упражнение способствует развитию важнейших интонационных компонентов, таких как: тон, темп и ритм.

В продолжение работы над скороговоркой обучающиеся должны были тренировать произношение звуков. С помощью данного упражнения обучающиеся с легкостью заучивают скороговорку, проговаривая ее с разным темпом и тоном, а также закрепляют правильное произношение звуков.

Ученикам были розданы карточки, на которых были отражены паузы и расставлены правильные ударения в словах. Они должны были в паре, по очереди прочитать скороговорку с заданным темпом и ритмом.

Карточка №1:

Перепел / перепелку / и перепелят / в перелеске / прятал / от ребят.

Перепел / перепелку и перепелят / в перелеске / прятал от ребят.

Перепел перепелку и перепелят / в перелеске прятал от ребят.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Следующим этапом работы над развитием выразительности чтения была беседа с обучающимися. Детям были заданы наводящие вопросы, которые позволяли выявить, о чем говорить в данной скороговорке, поскольку работы над выразительностью включается в себя и работу над текстом: выявление авторской позиции и чувств героя, подтекста, а также личное отношение к герою.

Обучающимся были заданы следующие вопросы (в скобках представлены ответы учеников):

1. О чем говорится в этом предложении? (…,что перепел защищал свою семью от ребят; …, что птица прятала свою семью в перелеске; …, что перепел прятал свою семью от ребят в перелеске).

2. Почему перепел прятал свою семью от ребят?  (…, потому что петел беспокоился за свою семью, …, потому что ребята, наверное, попались поймать птиц, …, потому что перепел волновался за перепелят и перепелку, …, потому что он волновался за жизнь перепелят и перепелки).

3. А как вы думаете, какая опасность могла угрожать семье перепела?            (…, наверное дети хотели поймать птиц, …, ребята могли обидеть семью перепела).

В завершение речевой разминки обучающиеся должны прочитать выразительно вслух данную скороговорку в быстром темпе, без запинок и выделив логические ударения.

На этапе актуализации знаний было очень важно провести речевую разминку, для того чтобы обучающиеся были готовы работать над стихотворением и вспомнили компоненты интонации, от которых зависит выразительность чтения. На данном этапе урока были реализованы следующие универсальные учебные действия:

1. Познавательные: умение структурировать полученные знания и применять их.

2. Коммуникативные: умение слушать других участников образовательного процесса; умение участвовать в коллективном обсуждении; умение четко и лаконично и доступно для окружающих излагать свои мысли.

3. Регулятивные: умение планировать работу на уроке; умение ставить перед собой учебную задачу.

Этап изучения нового материала мы решили начать со знакомства с биографией поэта и интересных фактах из жизни поэта. В ходе беседы собучающимися появились интересные вопросы, например, учеников интересовало, почему автор написал слово осень с большой буквы.

После рассказа биографии поэта и просмотра презентации, мы предложили обучающимся прослушать аудиозапись неизвестного автора с выразительным прочтением стихотворения «Листопад». Тем самым мы применили прием показа по одной из форм, предложенных Б.А. Буяльским: первичное слушание аудиозаписи с образцовым чтением артиста.

На этапе изучения материала прием показа является один из эффективных приемом работы над выразительным чтением. Главной целью данного приема является пробуждение у слушателей чувств и сознание «живых картинок» в их сознании. Поэтому перед первичным прослушиванием обучающимся можно предложить закрыть глаза для того, чтобы вызвать в их воображении представление предложенной автором картины.

После прослушивания обучающимися актерского прочтения стихотворения им был задан ряд вопросов с целью выявления понимания содержания произведения и понимания значений слов, встретившихся в новом тексте.

  1. Какие картины вы представляли при прослушивании аудиозаписи?
  2. Встретись ли вам новые, незнакомые слова, значения которых вам не понятны?

Лазурь-   светло-синий цвет, синева  моря.

Багряный-  ярко-красный.

Этот этап работы был основан на приеме К.Д. Ушинского – объяснительное чтение. С помощью данного приема мы смогли объяснить смысл как отдельных слов и выражений, так и всего текста в целом, а также благодаря данному приему обучающиеся приобретают общеобразовательные знания, а значит, расширяют словарный запас, развивают словесно-логическую речь и мышление.

Далее был применен прием показа: выразительное чтение учителем стихотворения, совместно с воспитательным чтением. Обучающиеся активно слушали выступления учителя, для того чтобы после выполнить следующее задание: пересказать стихотворение своими словами.

Использование данного приема является эффективным для развития речи, а также позволяет выяснить, как понимают смысл произведения обучающиеся. Следующим этапом работы изучения нового материала было применение приема творческого чтения и выбран следующий вид работы – рассмотрение иллюстрации к тексту, составление плана.

На слайде была представлена иллюстрация (рис.1 «Листопад», автор И.А. Бунин). Выбранная иллюстрация, на наш взгляд, наиболее полно отражает основную мысль автора. Дети внимательно рассматривали картинку, затем отвечали на вопросы:

-Что изобразил художник?

-Найдите, пожалуйста, в стихотворении отрывок и прочитайте его, который на ваш взгляд наиболее полно отражает задумку автора.

-Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?

-Что хотел сказать Бунин своим читателям?

-Какое стихотворение ты передашь при чтении?

Описание: http://ic.pics.livejournal.com/evolvidov/35377642/127903/127903_900.jpg

Рисунок 1 Иллюстрация к стихотворению «Листопад»  И.А. Бунина

Для подготовки самостоятельного заучивания стихотворения дома был применен партитурных пометок, для этого детям были розданы карточки со стихотворением и произведена беседа. Каждую строфу мы разбирали отдельно, детям задавался ряд вопросов, например:

1. Нужна ли пауза в конце данной строфы, почему? Длинна будет пауза или короткая?

2. С каким темпом мы будем читать строфу?

3. На какое слово падает логическое ударение?

4. Как будем произносить строфу? Каждое слово раздельно или есть слитное прочтение?

5. В каких строфах мы будем повышать голос, а в каких понижать?

В результате анализа стихотворения и создания партитурных пометок у учеников получились карточки:

Иван Алексеевич Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой


Блестятв лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

На этапе изучения нового материла были реализованы следующие универсальные действия:

1. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение в зависимости от цели; построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, выдвижение гипотез построение логической цепи рассуждений;

2. Коммуникативные: умение работать в паре;

3. Регулятивные: прогнозирование; соотнесение работы с эталоном для самопроверки; умение слушать; смысловое чтение;

4. Личностные: самостоятельное сознание способов решения проблем поискового характера.

Также на данном этапе урока нами были использованы следующие приемы формирования навыка выразительного чтения:

1. Прием показа.

2. Прием творческого чтения.

3. Прием партитурных пометок.

4. Прием объяснительного чтения.

5. Прием воспитательного чтения.

На этапе закрепления нами был выбран прием литературно-художественного чтения, так как данный прием формирует эстетический вкус у обучающихся и активизирует интерес к литературе как искусству слова. На данном этапе урока обучающиеся по очереди выходили к доске и, опираясь на составленную партитуру стихотворения, читали стихотворение выразительно, используя мимику и жесты, которые, на их взгляд, являются необходимыми для передачи эмоций и чувств автора.

Итак, на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами были созданы условия для проверки эффективности отобранных приемов. Стоит отметить, что важнейшей частью данного опыта была работа над интонацией. Дети должны не только понимать, о чем они говорят, но и как им об этом говорить. Если говорить об уроке литературного чтения, на котором большое внимание мы уделили апробации различных приемов, в соответствии с их нацеленностью, то работа прошла успешно. Детям было интересно посредствам новых видов деятельности на уроке литературного чтения изучать новый материал. Многие говорили о том, что с помощью того или иного приема он смог глубже понять задумку автора. Также партитура помогала читать стихотворение с нужным темпом, ритмом и что дома будет легко учить стихотворение, благодаря созданной нами партитуре и заметкам.

В целом работа на уроке была продуктивной, удалось реализовать все задуманные упражнения и приемы. Можно сказать, что это было обусловлено тем, что работа над речевыми средствами выразительности производилась ранее на всех уроках, и детям было легко этапе актуализации знаний, они быстро адаптировались и быстро и правильно выполняли упражнения. Этап актуализации знаний задал хороший темп уроку и качественно.

4.Сравнительный анализ результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы

Выявление эффективности приемов творческого чтения, приема партитурных пометок, приема показа и литературно-художественного чтения, приемов воспитательного и объяснительного чтения является ключевым на данном этапе работы. Поэтому мы произвели оценивание выразительности чтения наизусть стихотворения Н. А. Бунина «Листопад» по следующим критериям:

1. Отсутствие искажения оригинала (чтение целыми словами, отсутствие пропуска слов, соблюдение последовательности слов в тексте и т.д.).

2. Соблюдение пауз.

3. Правильная постановка логических ударений, и ударений в целом.

4. Правильный выбор интонации.

5. Достаток и уместность мимики, жестов и движений телом.

Отметки обучающимся были поставлены нами по следующим параметрам:

- Отметка 5 - «отлично» - соблюдены все критерии, допущена максимум 1 ошибка в воспроизведении текста.

-Отметка 4 – «хорошо» - не соблюдены 1-2 критерия.

- Отметка 3 – «удовлетворительно» - допущены ошибки по трем критериям.

-Отметка 2 – «неудовлетворительно» - допущены ошибки более чем по трем критериям.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие 10 обучающихся.

В результате прослушивания выступлений учеников мы получили следующие данные:

№№

ФИО обучающегося

Отсутствие искажения оригинала

Интонация

Постановка логического ударения

Соблюдение пауз

Мимика, жесты, движения

Отметка

1

Баюра Виктория

1

+

+

+

+

5

2

Бородина Юлиана

0

+

+

+

+

5

3

Вавилин Кирилл

0

+

+

+

-

5

4

Валиуллина Виктория

0

+

+

-

-

5

5

Гаврилова Виктория

0

+

+

+

+

5

6

Егоров Евгений

+

+

+

+

+

4

7

Кириллов Никита

0

+

+

-

+

4

8

Кондабаева Ксения

1

+

-

+

+

4

9

Левченко Владислав

0

+

+

+

-

4

10

Лошкарев Андрей

0

+

+

+

+

5

Таблица 2 «Критерии оценивания выразительного чтения наизусть стихотворения «Листопад» Н. А. Бунина».

Далее мы приводим сравнительный анализ выразительного чтения каждого из обучающихся на начальном этапе и завершающем этапе.

  1. Ученик 1

Рисунок 2 Сравнительный анализ результатов работы над приемами выразительного чтения

На начальном этапе работы у обучающегося были проблемы, связанные с выбором интонации, постановкой логического ударения. Обучающийся при выразительном чтении наизусть не использовал неречевые средства выразительности: мимику, жесты, что делало его речь монотонной и не выразительной. После проведенной работы над приемами выразительного чтения ученик читал стихотворение уверенно, без ошибок, его рассказ был не монотонным, он использовал все средства речевой и неречевой выразительности грамотно и правильно.

  1. Ученик 2.

Рисунок 3 Сравнительный анализ результатов работы над приемами выразительного чтения

Данный ученик еще на начальном этапе продемонстрировал свою способность читать выразительно. Это подтверждает тот факт, что существует и врожденная выразительность, ребенок уверенно и четко излагает свои мысли. Однако после проведенной работы мы можем заметить, что у обучающегося появилась осознанность действий, то есть ребенок стал понимать, почему он повышает или понижает голос во время прочтения, а также жесты и мимика стали не спонтанными, а обдуманными.

  1. Ученик 3.

Рисунок 4 Сравнительный анализ результатов работы над приемами выразительного чтения

Во время оценивания выразительного чтения наизусть стихотворения  Н.А.Некрасова «Школьник» на начальном этапе у обучающегося возникали затруднения с интонацией, постановкой логический ударений и использованием микки, жестов и движений телом. Во время прочтения стихотворения ребенок стоял в позе «партизана». После проведения работы над формированием навыка выразительного чтения обучающийся продемонстрировал умение правильно выбирать средства речевой и неречевой выразительности, что доказывает эффективность отобранных нами приемов.

  1. Ученик 4.

Рисунок 5 Сравнительный анализ результатов работы над приемами выразительного чтения

Обучающийся продемонстрировал на начальном этапе работы умение пользоваться средствами речевой и неречевой выразительности, однако была допущена ошибка в воспроизведении текста по памяти, но она не повлияла на отметку. Правильность выбора речевых средств выразительности у данного ученика обусловлена тем, что он занимается в театральном кружке, и он с легкостью читает выразительно и осознанно даже незнакомый текст. Несмотря на это, у ребенка возникают проблемы с запоминанием, но на контрольном этапе обучающийся не допустил ни одной ошибки.

  1. Ученик 5.

Рисунок 6 Сравнительный анализ результатов работы над приемами выразительного чтения

На начальном этапе ученик допускал ошибки в постановке логических ударений, его речь была быстрая, не было пауз при воспроизведении текста, мимика и жесты тоже не использовались обучающимся. Однако после работы над приемами выразительного чтения ребенок продемонстрировал умение читать выразительно, но, к сожалению, читал быстро, не выдерживал паузы. Это может быть обусловлено тем, что ученик застенчив и старался быстро рассказать стихотворение

  1. Ученик 6.

Рисунок 7 Сравнительный анализ результатов работы над приемами выразительного чтения

Обучающийся смог на контрольном этапе не только как на контрольном этапе прочитать выразительно стихотворение, но и продемонстрировать эффективность использования творческого приема. Он использовал гербарий из листьев при чтении стихотворения наизусть. Данный прием очень понравился остальному классу и вызвал бурное обсуждение после прочтения стихотворения. Обучающимся понравился такой прием.

  1. Ученик 7.

Рисунок 8 Сравнительный анализ результатов работы над приемами выразительного чтения

На начальном этапе работы ученик допускал ошибки в постановке логических ударений и соблюдении темпоритма. Но на контрольном этапе он продемонстрировал, что приемы, отобранные нами, имеют положительный результат, однако с соблюдением пауз возникли некоторые затруднения. Паузы были слишком долгие, это может быть обоснованно тем, что ученик пытался вспомнить выученный текст и волновался.

  1. Ученик 8.

Рисунок 9 Сравнительный анализ результатов работы над приемами выразительного чтения

Во время оценивания выразительного чтения наизусть стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» на констатирующем этапе у обучающегося возникали затруднения с постановкой логический ударений и соблюдение пауз, также был допущен ряд ошибок при прочтении текста наизусть. Но он усерден и старается исправить данный недостаток, поэтому на контрольном этапе обучающийся продемонстрировал умение правильно выбирать средства речевой и неречевой выразительности, хоть и допустил ошибки в постановке логических ударений и заменил слово.

  1. Ученик 9.

Рисунок 10 Сравнительный анализ результатов работы над приемами выразительного чтения

На диагностическом этапе у обучающегося были проблемы, связанные с выбором интонации, постановкой логического ударения, соблюдением пауз, использованием мимики и жестов, а также были допущены ошибки при чтении стихотворения наизусть. На контрольном этапе ученик читал стихотворение уверенно, без ошибок, его рассказ был не монотонным, он использовал все средства речевой выразительности, однако не использовал мимику и жесты в связи с его застенчивостью и не эмоциональностью.

  1. Ученик 10.

Рисунок 11 Сравнительный анализ результатов работы над приемами выразительного чтения

Во время оценивания выразительного чтения наизусть стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник на диагностическом этапе у обучающегося возникали затруднения с интонацией, постановкой логический ударений. На контрольном этапе обучающийся продемонстрировал умение правильно выбирать средства речевой и неречевой выразительности, что доказывает эффективность отобранных нами приемов.

Исходя из полученных данных и сравнительного анализа выступлений каждого из обучающихся, мы можем выявить уровень сформированности навыка выразительного чтения. Для этого мы определили средний балл у опытно-экспериментальной группы на констатирующем этапе и после применения системы упражнений для развития средств речевой выразительности и приемов выразительного чтения. Полученные данные мы использовали для выявления эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы (рисунок 12).

Рисунок 12 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной группы

Вывод

В ходе опытно-экспериментальной работы мы выявили, что уровень сформированности навыка выразительного чтения у каждого ученика разный, есть ученики, чей уровень является «нулевым» - 20%, находится на «низком» - 40%, «среднем» - 10% и «высоком» уровне – 30%. Полученные нами данные на этапе диагностики обучающихся, говорят о том, что учитель не работает над формированием навыка выразительного чтения, что противоречит требованиям ФГОС НОО.

2 подэтапа:

1. Работа над выразительностью чтения на уроках русского языка, математики, окружающего мира посредствам подобранных упражнений, нацеленных на усвоение обучающимися основных средств речевой выразительности.

2. Работа над формированием навыка выразительного чтения на уроках литературного чтения с использованием следующих приемов: показа, приема партитурных пометок, приемы объяснительного и воспитательного чтения, а также приемы творческого и литературно-художественного чтения.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были созданы условия для проверки эффективности отобранных приемов. Стоит отметить, что важнейшей частью данного опыта была работа над интонацией. Если говорить об уроке литературного чтения, на котором большое внимание мы уделили апробации видов деятельности на уроке литературного чтения изучать новый материал. Многие говорили о том, что с помощью того или иного приема он смог глубже понять задумку автора. Также партитура помогала читать стихотворение с нужным темпом, ритмом и что дома будет легко учить стихотворение, благодаря созданной нами партитуре и заметкам.

Таким образом, в результате анализа работ формирующего этапа мы выяснили, что приемы формирования выразительного чтения являются эффективными, поскольку теперь уровень сформированности навыка выразительного чтения:

-«нулевой» - 0%;

-«низкий» - 0%;

- «средний» - 40%;

- «высокий» - 60 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложность моей работы заключалась в том, что, с одной стороны, все учебно-методические комплекты и все педагоги признают необходимость и важность работы над навыком выразительного чтения, а с другой стороны, существует путаница между приемами и методами даже в литературе. Кроме того, приемы формирования навыка выразительного чтения зачастую путаются с упражнениями, нацеленными на развитие того или иного критерия навыка выразительного чтения. Опять-таки нет точно сформулированных критериев оценки выразительного чтения

В результате изучения литературы и апробирования выявленных приемов, на мой взгляд, наиболее эффективными, ценными являются приемы показа, творческого чтения и партитурных пометок. Однако особую сложность и важность работы над выразительным чтением представляет подготовка детей к применению того или иного рода приемов, а именно особого внимания требует работа над интонацией, ее компонентами.

Поэтому моя работа заключалась не только в том, чтобы выявить эффективные приемы работы над навыком выразительного чтения, но и создать условия, при которых применение приемов будет эффективным.

Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.

Выразительно читать, говорить - это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу над выразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения и грамматики, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Это работа продолжается и при рассматривании картинок, когда собственные мысли детей оформляются в предложение или короткое высказывание. Необходимо в этот период помочь ребятам выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса ребенка было столь же выразительно, как и в жизни.

Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальные знания детям по усвоению чтению. Пробудить любовь к чтению сложно, но используя выше описанные правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. Такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для интеллектуального, нравственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего учатся. Овладение полноценным навыком чтения в начальных классах является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам, а также надёжным средством ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Работа над выразительным чтением в начальной школе может быть эффективной только в том случае, если будут соблюдаться определенные условия. Попробуем это сформулировать в виде рекомендаций.

1. Систематическая, разнообразная работа над выразительным чтением, не только на уроках литературного чтения, но и на всех уроках в целом.

2. Выполнение упражнений направленных на развитие у обучающихся навыков речевой выразительности.

3. Подбор и выявление учителем приемов формирования навыка выразительного чтения с учетом возрастных, физиологический и психологических особенностей обучающихся.

4. Использование критериев и параметров оценивания для выявления уровня сформированности навыка выразительности чтения.

Мы можем сделать вывод, что работа над формированием выразительно чтения является необходимой для развития речи и чтения, обучающихся в целом, поскольку умение говорить грамотно, выразительно, эмоционально, четко и полно является залогом успешного обучения, а также установления межличностных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И. И. Андрюшина,Е. Л. Лебедева, Выразительное чтение. Учебное пособие. Издательство «Прометей», 2012. 120 с.
  2. Аристархова С.А., Козлянинова И.П. Сценическая речь. — М.: Гиттис, 2000. 508 с.
  3. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников.- М., 2011.
  4. Афанасьев П.О. О выразительном чтении // Русский язык в школе. -1931.-№1.-С. 83-90.
  5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 576 с.
  6. Балталон Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. - 10-е изд. - М., 1914. – 182 с.
  7. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. — М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
  8. Выразительное чтение / Под ред. Найденова Б.С., Завадской Т.Ф. и др. М.: Просвещение, 1964. — 184 с.
  9. Выразительное чтение в вузе и школе. Сборник статей. Иркутск: Изд-во Иркутск. Гос. пед. ин-та, 1976. - 165 с.
  10. Выразительное чтение. Сборник очерков для преподавателей пединститутов и учителей общеобразовательных школ / Под ред. Завадской Т.Ф., Шевелева Н.Н. М.:, 1963. -136 с.
  11. Выразительное чтение. Учебное пособие для педагогических институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература». -М.: Просвещение, 1972. 191 с.
  12. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя / Л.А. Горбушина. - М., 2005. - 174 с.
  13. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – Учебное пособие для студентов педагогических училищ. Изд. 3-е, переработанное – М.: «Просвещение», 1975. – 291 с.
  14. Детская литература. Выразительное чтение: практикум: Д386 учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / [О,В,Астафьева, А,В,Денисова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение выразительному чтению произведений на уроках литературного чтения

Одним из важнейших качеств чтения является выразительность. Выразительное чтение способствует точному пониманию замысла писателя. Все средства речевой выразительности взаимосвязаны и дополняют друг др...

Выразительное чтение как прием повышения качества чтения и речи учащихся

Воздействуя посредствам "слова" педагог формирует поведение, волю, характер ребенка, расширяет его кругозор. Особое значение речь учителя преобретает в процессе обучения родному языку... Поэтому первы...

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.

Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...

Урок литертурного чтения в 4 классе "Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Детство"

В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения....

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе на тему "Выразительное чтение вслух подготовленного текста. Приближение весны"

В презентацию включены репродукции картин о весне, несколько тренировочный упражнений на развитие техники чтения, словесное рисование на тему "Наступление весны"....

Урок чтения во 2 классе. Тема: «Стихи о папе и маме. А. Барто, Р. Сеф, Д. Родари». Выразительное чтение. Главная мысль.

Цели: познакомить с произведениями авторов; развивать навыки выразительного, плавного, осознанного чтения;  учить определять главную мысль произведения; воспитывать любовь и уважение к родителям....