ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по теме ВКР | 24.31 КБ |
Программа внеурочной деятельности "Клуб путешественников" | 48.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Электронное портфолио как способ формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников»
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Необходимо создать такие условия обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для успешного образования и, в первую очередь, самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, одной из которых является информационная. В качестве приоритетных направлений образования сейчас на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам.
Современные стандарты образования требуют достижения как предметных, так и метапредметных результатов в процессе школьного обучения. Одним из метапредметных результатов является компетентность в области использования информационно - коммуникационных технологий. Под информационно-коммуникационной компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
В научно-педагогической литературе проблема процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности отражена в работах таких ученых и педагогов как С.М.Авдеевой, В.Ф.Бурмакиной, К.Б.Васильева, И.Д.Фрумина и др.
На основе изучения теоретических знаний об современных информационных коммуникативных технологиях нами было определено направление которое поможет сформировать ИК компетентность, это портфолио младшего школьника. Актуальность данной темы обусловливается тем, что портфолио учащегося - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень творческой и интеллектуальной деятельности.
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярней. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XIX века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования.
Я занималась исследовательской деятельностью по разработке и апробации электронного портфолио для младшего школьника. Анализ существующих портфолио в бумажном варианте учащихся 3 класса позволил выявить противоречие между необходимостью использования электронного портфолио и недостатком таких средств.
Это определило проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки электронного портфолио для младших школьников.
На основе данной проблемы была определена и тема исследования, которая звучит следующим образом: «Электронное портфолио как способ формирования информационно-коммуникативных компетенций младшего школьника» Целью исследования – было на основе анализа современных методических подходов разработать электронное портфолио младшего школьника и выявить эффективность его применения в оценке информационно коммуникативных компетенций.
В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С. Прутченкова термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ учащихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом. Следовательно, «портфолио» – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения при определенных условиях.
В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Однако в связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений учащихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.
Именно технологический подход позволяет рассматривать «портфолио» как педагогическую технологию.
Особую актуальность в технологии «портфолио», по мнению Сметанниковой Н.Н., Полат Е.С., Шалыгиной И.В. приобретает самооценка собственной учебной деятельности учащегося или профессиональной деятельности педагога.
Дутко Н.П. делает акцент на профессиональных качествах и достижениях личности педагога и предлагает рассматривать портфолио как технологию оценивания профессионального роста учителя. Она считает, что это позволит решить проблему, объективного оценивания профессиональных качеств и достижений педагога. В ее понимании «портфолио» учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Безусловно, такое портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок, позволяющих быть средством мониторинга профессионального роста учителя в полной мере отражающих уровень его компетентности и конкурентоспособности; коллекцией дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса».
Такой взгляд подтверждает мысль о том, что с помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося как современного человека XXI века. На наш взгляд наиболее значимыми и востребованными были выделены следующие компетенции:
· информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
· коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
· самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
· самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).
Мейер Д. рассматривает технологию «портфолио» как целенаправленный продукт и коллекцию работ учащихся, демонстрирующую их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности. Согласно предложенной им версии, технология «портфолио» способна обладать широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности.
Селевко Г.К. отмечает, что в научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» можно встретить большие разночтения, среди которых он выделяет четыре позиции:
· педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса;
· педагогические технологии как способ, который следует рассматривать в качестве процесса коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса;
· педагогические технологии как научное направление, в котором рассматриваемая педагогическая технология выступает как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук;
· педагогические технологии как многомерное понятие, представляющее многоаспектный подход и рассматриваемое педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс.
Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной оценки системы качества образования. В связи с этим для расширения диапазона возможностей эффективного использования технологии «портфолио» опытные педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др.
Собственный практический опыт также позволяет сделать несколько, наиболее важных на наш взгляд, рекомендаций и ориентиров для успешной работы с портфолио.
Так, одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации. По целям она может быть стратегической и/или тактической; во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.
Портфолио можно классифицировать по следующим направлениям:
· по ведущим субъектам образования: портфолио ученика, учителя, семьи;
· по видам деятельности каждого субъекта: портфолио ученика с конкретной профильной направленностью; портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью; портфолио классного руководителя;
· портфолио педагога дополнительного образования; портфолио педагога-организатора; портфолио социального педагога; портфолио по работе с одаренными детьми и др;
· по типам (Селевко Г.К.), в зависимости от целей создания: папка достижений; рефлексивное портфолио; тематическое портфолио;
· комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели: проблемно-исследовательское; портфолио-антология; презентация.
Представленная классификация портфолио позволяет сделать вывод о том, что варианты его использования могут быть самым различными и широкими по назначению. Прежде всего, это: инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития школьников среди одноклассников, родителей, педагогов; подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного учащимся; документ, индивидуальная карта учащегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения; широкая возможность для выбора темы портфолио учащимся (тематическое портфолио); показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа; сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.
Изучив классификации портфолио. Нами было выбрано создание электронного портфолио.
В целях выявления эффективности применения электронного портфолио младшего школьника была проведена апробация на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа №1» Брединского района, п. Бреды
Реализация данного электронного портфолио происходила в рамках преддипломной практики с учащимися 3 «А» класса
Апробация проходила в два этапа:
1 этап – констатирующий срез, на котором проводилось исследование уровня теоретических знаний о портфолио и уровнем развития информационно – коммуникативных компетенций.
2 этап – контрольный срез.
В ходе проведения диагностики, на констатирующем этапе опытной проверки проверялись знания младших школьников. Знания проверялись в тестовой форме в виде ответов на тестовые задания.
Для работы с электронным портфолио нами было разработана памятка в помощь учащимся и их родителям по созданию и моделированию портфолио. С данной памяткой вы можете ознакомится (она представлена в бумажном варианте) Апробация по применению электронного портфолио, в процессе проведения занятий показала следующее:
1. Электронное портфолио вызвало положительный интерес у родителей и учащихся.
2. Родителям и учащимся было легко работать с сайтом благодаря разработанной памятке.
Учащиеся 3 класса благодаря разработанному электронному портфолио совместно с родителями разработали свои электронные портфолио.
Электронное портфолио — созданное на платформе сайта обеспечивающее возможность младшему школьнику и его родителям самостоятельно или с помощью преподавателя оформить и систематизировать имеющие достижения и работы своих детей.
Подводя итог можно выделить следующее, электронное портфолио положительно влияет на формирование информационно – коммуникативных компетенций.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Согласовано Зам. Директора по ВР ___________________ | Утверждено Директором МАОУ СОШ 74 ___________________________ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Клуб путешественников»
Направление: общеинтеллектуальное Вид: познавательная деятельность Возрастная группа:6(7) -8 лет Срок реализации: 1 год | Составитель: Березина Анна и Петрова Наталья
|
Челябинск, 2017
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Формы проведения занятий – экскурсии, игры, беседы-встречи, практические занятия, конкурсы, викторины, интегрированные занятия, копилка вопросов и ответов, презентации, практикумы.
Данная программа рассчитана на 4 года для детей младшего школьного возраста.
Режим занятия будет проходить 2 раза в неделю по 40 минут.
Цель программы: развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основные задачи:
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем..
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Форма | Пед.задача | |
Традиционные | Беседа | диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного (вопрос-ответ) |
Лекция | Монологический способ изложение материала | |
Тестирование | система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного качества. | |
Экскурсия | направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея. | |
Консультации | предоставлении учителем советов учащимся с целью скорректировать, систематизировать их знания, сориентировать в требованиях и структуре учебной программым. | |
Конференция | направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами. | |
Опрос | это первая проверка знаний, важнейший вид упражнений. | |
Конкурсы, олимпиады | стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. | |
Л\р | экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами. | |
Зачет | близкая по назначению к экзамену. Зачет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом. | |
Экзамен | мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации. | |
Не традиционные | Круглые столы | позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию |
Диспуты | является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем | |
Тренинги | направлен на развитие личности будущего профессионала, на формирование элементов его будущей профессиональной деятельности | |
Деловая игра | рекомендуется понимать моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. Характерные обязательные признаки деловой игры: воспроизведение процесса... наличие объекта игрового моделирования распределение ролей между участниками игры взаимодействие участников игры, исполняющих те или иные роли различие интересов у участников игры наличие конфликтной ситуации в игре наличие общей цели всего игрового коллектива реализация в процессе игры «цепочки решений» привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени наличие разветвленной системы индивидуального | |
Игровое проектирование | используется для имитирования или воспроизводства процесса создания или совершенствования объекта | |
Семинар | ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. | |
Факультативы | направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых. | |
Мозговой штурм | это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации, направленный на активизацию творческой мысли. | |
МК | направлен на практическую передачу знаний и опыта от руководителя к участникам. |
Учебно-тематический план занятий кружка на I год обучения
33х2=66(ч.)
№ п\п | Содержание программы | Количество часов | Формы организации деят-ти при проведении занятия | ||
Всего | Теоретические | Практические | |||
Раздел №1 «Планета Земля» | 5 | 2 | 3 | Лекция, беседа, моделирование, просмотр фильма, л\р | |
1. | Планета Земля | 1 | 1 | - | Лекция, беседа |
2. | Форма Земли | 1 | - | 1 | Беседа, моделирование |
3. | Строение Земли | 1 | 1 | - | Просмотр фильма, беседа |
4. | Возникновение Земли | 1 | - | 1 | Лекция, беседа |
5. | Движение Земли | 1 | - | 1 | Лекция, л\р |
Раздел №2 «Человек и Космос» | 5 | 3 | 2 | Интерактивная игра, лекция, конструирование, беседа, мозговой штурм | |
6. | Значение слово «Космос» | 1 | 1 | - | Интерактивная игра |
7. | Телескоп | 1 | - | 1 | Лекция, конструирование |
8. | Поглядим на карту неба | 1 | 1 | - | Беседа |
9. | Сказки о звездном небе | 1 | - | 1 | Мозговой штурм |
10. | Кто живет на небе? | 1 | 1 | - | Лекция, беседа |
Раздел №3 «Солнце и солнечная система» | 5 | 2 | 3 | Просмотр фотоснимков, круглый стол, конкурс рисунков, моделирование, семинар, беседа, интеллектуальная игра | |
11. | Строение Солнца | 1 | - | 1 | Просмотр фотоснимков, круглый стол |
12. | Какого цвета Солнце | 1 | 1 | - | Просмотр фотоснимков, конкурс рисунков |
13. | Как измерить Солнце | 1 | - | 1 | Моделирование |
14. | Температура Солнца | 1 | 1 | - | Семинар, беседа |
15. | Игра «Солнечные зайчики» | 1 | - | 1 | Интеллектуальная игра |
Раздел №4 «Каменный Век» | 5 | 2 | 3 | Беседа, лекция, заочная экскурсия, просмотр фильма, творческая постановка | |
16. | Когда появились люди | 1 | 1 | - | Беседа, лекция |
17. | Когда был каменный век? | 2 | 1 | 1 | Лекция, заочная экскурсия |
18. | Просмотр фильма «Пещерный человек» | 1 | - | 1 | Просмотр фильма, беседа |
19. | Театр-экспромт «Однажды в каменном веке…» | 1 | - | 1 | Творческая постановка |
Раздел №5 «Рыцари и крепости» | 4 | 1 | 3 | Лекция, конструирование, беседа, мозговой штурм, игра - вертушка | |
20. | Кто такие рыцари | 1 | 1 | - | Лекция, беседа |
21. | Рыцарские доспехи | 1 | - | 1 | Лекция, конструирование |
22. | Рыцарские турниры | 1 | - | 1 | Беседа, мозговой штурм |
23. | Игра «Рыцарский турнир» | 1 | - | 1 | Игра - вертушка |
Раздел №6 «Пираты и морские разбойники» | 4 | 2 | 2 | Беседа, мастер-класс, просмотр отрывков из к\ф, игра «да, нет, не знаю», ролевая игра | |
24. | Кто такие пираты | 1 | 1 | - | Беседа, Мастер-класс |
25. | Золотой век пиратства | 1 | 1 | - | Просмотр отрывков из к\ф, беседа |
26. | Счастливая, но короткая жизнь | 1 | - | 1 | Игра «да, нет, не знаю» |
27. | Игра «Морские разбойники» | 1 | - | 1 | Ролевая игра |
Раздел №7 «Подводный мир» | 5 | 3 | 2 | Просмотр научного фильма, беседа, л\р, опрос, семинар | |
28. | Как выглядит дно Мирового океана | 2 | 2 | - | Просмотр научного фильма, беседа |
29. | Жизнь под водой | 2 | 1 | 1 | Семинар |
30. | Почему море соленое | 1 | - | 1 | Л\р, опрос |
Раздел №8 «Как появились корабли» | 2 | 1 | 1 | Беседа, конструирование, лекция | |
31. | Первые лодки | 1 | - | 1 | Беседа, конструирование |
32. | Пароходство | 1 | 1 | - | Лекция |
Раздел №9 «Арктика и Антарктика» | 4 | 3 | 1 | Лекция, кроссворд, беседа, л\р, просмотр фильма | |
33. | Арктика – холодный край на севере | 1 | 1 | - | Лекция, кроссворд |
34. | Антарктида – холодный край на юге | 1 | 1 | - | Лекция, кроссворд, |
35. | Эксперимент «Изучаем Айсберг» | 1 | - | 1 | Л\р , беседа |
36. | Просмотр фильма «Холодные края планеты» | 1 | 1 | - | Просмотр фильма, беседа |
Раздел №10 «Египет» | 4 | 2 | 2 | Лекция, тестирование, КТД, беседа, игра «Мумии» | |
37. | Когда жили древние египтяне | 1 | 1 | - | Лекция |
38. | Времена фараонов | 1 | 1 | - | Лекция, тестирование |
39. | Для чего служили пирамиды | 1 | - | 1 | КТД |
40. | Мумии | 1 | - | 1 | Беседа, игра «Мумии» |
Раздел №11«Джунгли» | 4 | 1 | 3 | Лекция, семинар, игра «Крокодил», эссе\сочинение рассуждение, беседа | |
41. | Где находятся джунгли | 1 | 1 | - | Лекция |
42. | Какие животные обитают в тропиках | 1 | - | 1 | Семинар, игра «Крокодил+» |
43. | Что угрожает джунглям | 1 | - | 1 | Эссе\сочинение рассуждение |
44. | Почему важно сохранить джунгли | 1 | - | 1 | Беседа |
Раздел №12 «Пустыня и саванна» | 4 | 2 | 2 | Дидактическая игра, конкурс рисунков, выставка, беседа, интеллектуальная игра «Своя игра» | |
45 | Что такое пустыня? | 1 | - | 1 | Дидактическая игра |
46 | Какие животные обитают в пустыне | 1 | - | 1 | Конкурс рисунков, выставка |
47 | Что такое саванна | 1 | 1 | - | Беседа |
48 | Какие животные обитают в саванне | 1 | - | 1 | Интеллектуальная игра «Своя игра» |
Раздел №13 «Необитаемый остров» | 3 | 2 | 1 | Лекция, тестирование, педагогическая игра | |
49 | Что такое необитаемый остров | 1 | 1 | - | Лекция, тестирование |
50 | Игра на выживание «Что делать, если ты оказался...» | 2 | 1 | 1 | Педагогическая игра |
Раздел №14 «История возникновения самолета» | 2 | 0 | 2 | КТД, беседа, лекция, л\р | |
51 | Мечта человека о небе | 1 | - | 1 | КТД, беседа |
52 | Реактивный двигатель | 1 | - | 1 | Лекция, л\р |
Раздел №15 «История возникновения железной дороги" | 2 | 2 | 0 | Конференция, просмотр фильма, беседа, игра «Узнай транспорт» | |
53 | Первые железные дороги | 1 | 1 | - | Конференция, просмотр фильма, беседа |
54 | Паровозы и современные поезда | 1 | 1 | - | Беседа, игра «Узнай транспорт» |
Раздел № 16 «Лес» | 2 | 1 | 1 | Беседа, показ соц.роликов, игра «Лесные жители» | |
55 | Что такое лес | 1 | 1 | - | Беседа, показ соц.роликов |
56 | Круговорот жизни в лесу | 1 | - | 1 | Беседа, игра «Лесные жители» |
Раздел №17 «Луг» | 2 | 1 | 1 | Игра «Умники и умницы» | |
57 | Как появился луг и кто живет на лугу | 2 | 1 | 1 | Игра «Умники и умницы» |
Раздел 18 «Мусор» | 2 | 1 | 1 | Просмотр фильма, беседа, конструирование, выставка, КТД | |
58 | Что такое мусор? | 1 | - | 1 | КТД «Мусор в нашей жизни» |
59 | Бывает ли мусор полезным? | 1 | - | 1 | Просмотр фильма, беседа, конструирование, выставка |
Обобщение | 2 | 0 | 2 | Конкурс рисунков, опрос, беседа, чаепитие, интеллектуальная игра | |
60 | Поле Чудес «Маленький путешественник» | 1 | - | 1 | Интеллектуальная игра |
61 | Обобщение | 1 | - | 1 | Конкурс рисунков, опрос, беседа, чаепитие |
Итого: | 66 | 30 | 36 |
Содержание изучаемого курса (66ч.)
Занятие №1 Планета Земля
Теоретическое занятие. Знакомство с планетой Земля по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий.
Занятие №2 Форма Земли
Практическое занятие. Беседа о форме планеты. Работа с моделью Земли глобусом. Лепка из пластилина макета Земли.
Занятие №3 Строение Земли
Просмотр и обсуждение фильма из серии «Земля-планета»
Занятие №4 Возникновение Земли
Знакомство с историей возникновения Земли. Работа с иллюстрационным материалом.
Занятие №5 Движение Земли
Практическое занятие. Рассказ учителя о движении планеты. Проведение совместного опыта с применением глобуса и настольной лампы.
Занятие №6 Значение слово «Космос»
Интерактивная игра все о «космосе» и о родственных ему словах
Занятие №7 Телескоп
Знакомство с прибором по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий. Сбор устройства по частям муляжа.
Занятие №8 Поглядим на карту неба
Первое знакомство с картой звездного неба, полушариями.
Занятие №9 Сказки о звездном небе
Практическое занятие. Чтение учителем сказки «Астрономия малышам». Затем детям предлагается придумать свою сказку.
Занятие №10 Кто живет на небе?
Знакомство с небесными телами с помощью снимков из космоса.
Занятие №11Строение Солнца
Рассматривание фотоснимков Солнца из космоса. Круглый стол по вопросам о Солнце.
Занятие №12 Какого цвета Солнце
Цвет небесного светила. Рассматривание фотоснимков из космоса. Конкурс рисунков.
Занятие №13 Как измерить Солнце
Размер небесного светила. Моделирование из пластилина Солнца.
Занятие №14 Температура Солнца
Теоретическое занятие. Понятие температуры небесного тела. Почему Солнце и светит и греет. Свойства небесных тел.
Занятие №15 Игра «Солнечные зайчики»
Состоящая из вопросов теоретического и практического характера.
Занятие №16 Когда появились люди
Теоретическое занятие. Беседа с элементами конкуренции.
Занятие №17 Когда был каменный век?
Экскурс в историю. Знакомство с жизнью людей в каменном веке, работа с сюжетными картинками, заочная экскурсия.
Занятие №18 Просмотр фильма «Пещерный человек»
Просмотр фильма. Обсуждение.
Занятие №19 Театр-экспромт «Однажды в каменном веке…»
Разыгрывание театральной постановки с перевоплощением в пещерных людей.
Занятие №20 Кто такие рыцари
Беседа учителя с использованием наглядного материала о рыцарях средневековья.
Занятие №21 Рыцарские доспехи
Рассказ о рыцарских доспехов. Создание собственных доспехов из подручных материалов.
Занятие №22 Рыцарские турниры
Беседа с детьми о турнирах, создание одного испытания для следующего занятия.
Занятие №23 Игра «Рыцарский турнир»
Вертушка по станциям с различными испытаниями.
Занятие №24 Кто такие пираты
Беседа о пиратах. Создание плохо и хорошего пирата. Их плюсу и минусы. МК по завязыванию банданы.
Занятие №25 Золотой век пиратства
Беседа о золотом веке пиратства. Просмотр различных отрывков из фильмов.
Занятие №26 Счастливая, но короткая жизнь
Игра «да, нет, не знаю»
Занятие №27 Игра «Морские разбойники»
Ролевая игра «Морские разбойники». Перевоплощение в пиратов.
Занятие №28 Как выглядит дно Мирового океана
Изучение дна Мирового океана, посредством научного фильма.
Занятие №29 Жизнь под водой
Знакомство с живыми существами, обитающими в океане.
Занятие №30 Почему море соленое
Исследование моря на предмет солености воды.
Занятие №31 Первые лодки
Рассказ учителя, применяя наглядный материал, о возникновении первых лодок. Создание собственной лодки.
Занятие №32 Пароходство
Рассказ учителя, применяя наглядный материал, о паровых машинах в судоходстве.
Занятие №33 Арктика – холодный край на севере
Усвоение материала с помощью кроссворда.
Занятие №34 Антарктида– холодный край на севере
Усвоение материала с помощью кроссворда.
Занятие №35 Эксперимент «Изучаем Айсберг»
Проведение эксперимента с замораживанием пресной воды, впоследствии с добавлением соли.
Занятие №36 Просмотр фильма «Холодные края планеты»
Просмотр фильма «Холодные края планеты». Обсуждение.
Занятие №37 Когда жили древние египтяне
Рассказ учителя об истории возникновения египетского государства.
Занятие №38 Времена Фараонов
Знакомство с жизнью египтян во времена фараонов; рассказ о великих фараонах.
Занятие №39 Для чего служили пирамиды
Знакомство с пирамидами, с их предназначением, и тайнами. Построить коллективно самую большую пирамиду.
Занятие №40 Мумии
Рассказ учителя, применяя демонстрационный материал, об изготовлении мумий. Игра в мумий.
Занятие №41 Где находятся джунгли
Знакомство с месторасположением джунглей.
Занятие №42 Какие животные обитают в тропиках
Сообщение детей о животных, игра крокодил +
Занятие №43 Что угрожает джунглям
Каждому ученику предлагается написать небольшое эссе и донести ребятам, что же все-таки угрожает джунглям.
Занятие №44 Почему важно сохранить джунгли
Объяснение пользы джунглей для человечества, как главный производитель кислорода для нашей планеты.
Занятие №45 Что такое пустыня
Дидактическая игра.
Занятие №46 Какие животные обитают в пустыне
Зарисовка животных, которые живут в пустыни. Выставка.
Занятие №47 Что такое саванна
Рассказ учителя о саванне, используя иллюстрированный материал.
Занятие №48 Какие животные обитают в саванне
Проведение игры «Своя игра».
Занятие №49 Что такое необитаемый остров
Знакомство с общим представлением о необитаемом острове. Формирование общей картины дикого мира. Усвоение знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях.
Занятие №50 Игра на выживание «Что делать, если ты оказался...» Разыгрывание ситуаций, в которых нужно найти способ выживания. Применение правил выживания.
Занятие №51 Мечта человека о небе
Беседа по теме. КТД создание одной общей мечты.
Занятие №52 Реактивный двигатель
Рассказ учителя о реактивном двигателе. Проведение опыта: «Реактивный двигатель у вас дома»
Занятие №53 Первые железные дороги
Сообщение от двух докладчиков. Обсуждение. Показ фрагмента фильма
Занятие №54 Паровозы и современные поезда
Теоретическое занятие с элементами игры «Угадай транспорт»
Занятие №55 Что такое лес?
Беседа о лесе. Показ соц.роликов о природе. Обсуждение.
Занятие №56 Круговорот жизни в лесу
Беседа об лесных обитателях. Игра «Лесные жители».
Занятие №57 Как появился луг и кто живет на лугу
Игра «Умники и умницы». Девочки будут соревноваться с мальчиками в интеллектуальных и творческих заданиях.
Занятие №58 Что такое мусор?
КТД «Мусор в нашей жизни»
Занятие №59 Бывает ли мусор полезным?
Просмотр и обсуждение фильма: «Из старого - новое». Изготовление своего экспоната из мусора для выставки.
Занятие №60 Поле Чудес «Маленький путешественник»
Познавательная игра в угадывание слов с поощрительными призами.
Занятие №61 Обобщение
Конкурс рисунков, беседа, чаепитие.
Результаты освоение программы внеурочной деятельности
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностический средства) | Сроки проведения |
Личностные:
| Прогнозируемый воспитательный результат:
Прогнозируемый воспитательный эффект:
| Тест Игра Джеффа «да, нет, не знаю» | Октябрь Ноябрь Декабрь |
Метапредметные:
| Прогнозируемый воспитательный результат:
Прогнозируемый воспитательный эффект:
| Игра – вертушка КТД «Для чего служат пирамиды» | Февраль Март |
Предметные:
| Прогнозируемый воспитательный результат:
| Интеллектуальная игра Конференция Полк чудес « Маленький путешественник» | Апрель Апрель (конец) Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...