ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Петрова Наталья Юрьевна
 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Электронное портфолио как способ формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Школа должна готовить выпускников  к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Необходимо  создать  такие  условия  обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном  конкурентном  мире.  Для успешного образования  и, в первую очередь, самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, одной из  которых  является  информационная. В качестве приоритетных направлений образования  сейчас на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам.

Современные стандарты образования требуют достижения как предметных, так и метапредметных  результатов в процессе школьного обучения. Одним из метапредметных   результатов является  компетентность в области использования информационно - коммуникационных технологий. Под  информационно-коммуникационной компетентностью  подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ грамотности для решения возникающих  вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность  обобщённых  познавательных, этических и технических навыков.

В научно-педагогической литературе  проблема процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности отражена в работах таких ученых и педагогов как  С.М.Авдеевой, В.Ф.Бурмакиной,  К.Б.Васильева, И.Д.Фрумина и др.

На основе изучения теоретических знаний об современных информационных коммуникативных технологиях нами было определено направление которое поможет сформировать ИК компетентность, это портфолио младшего школьника. Актуальность данной темы обусловливается тем, что портфолио учащегося - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень творческой и интеллектуальной  деятельности.

Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярней. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XIX века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования.

 Я занималась исследовательской деятельностью по разработке и апробации электронного портфолио для младшего школьника. Анализ существующих портфолио в бумажном варианте учащихся 3 класса позволил выявить противоречие между необходимостью использования электронного портфолио и недостатком таких средств.

Это определило проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки электронного портфолио для младших школьников.

На основе данной проблемы была определена и тема исследования, которая звучит следующим образом: «Электронное портфолио как способ формирования информационно-коммуникативных компетенций младшего школьника» Целью исследования – было  на основе анализа современных методических  подходов разработать электронное портфолио младшего школьника и выявить эффективность его применения в оценке информационно коммуникативных компетенций.

В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С. Прутченкова термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ учащихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом. Следовательно, «портфолио» – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения при определенных условиях.

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Однако в связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений учащихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.

Именно технологический подход позволяет рассматривать «портфолио» как педагогическую технологию.

Особую актуальность в технологии «портфолио», по мнению Сметанниковой Н.Н., Полат Е.С., Шалыгиной И.В. приобретает самооценка собственной учебной деятельности учащегося или профессиональной деятельности педагога.

Дутко Н.П. делает акцент на профессиональных качествах и достижениях личности педагога и предлагает рассматривать портфолио как технологию оценивания профессионального роста учителя. Она считает, что это позволит решить проблему, объективного оценивания профессиональных качеств и достижений педагога. В ее понимании «портфолио» учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Безусловно, такое портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок, позволяющих быть средством мониторинга профессионального роста учителя в полной мере отражающих уровень его компетентности и конкурентоспособности; коллекцией дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса».

Такой взгляд подтверждает мысль о том, что с помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося как современного человека XXI века. На наш взгляд наиболее значимыми и востребованными были выделены следующие компетенции:

· информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

· коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

· самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

· самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Мейер Д. рассматривает технологию «портфолио» как целенаправленный продукт и коллекцию работ учащихся, демонстрирующую их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности. Согласно предложенной им версии, технология «портфолио» способна обладать широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности.

Селевко Г.К. отмечает, что в научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» можно встретить большие разночтения, среди которых он выделяет четыре позиции:

· педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса;

· педагогические технологии как способ, который следует рассматривать в качестве процесса коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса;

·  педагогические технологии как научное направление, в котором рассматриваемая педагогическая технология выступает как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук;

· педагогические технологии как многомерное понятие, представляющее многоаспектный подход и рассматриваемое педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс.

Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной оценки системы качества образования. В связи с этим для расширения диапазона возможностей эффективного использования технологии «портфолио» опытные педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др.

Собственный практический опыт также позволяет сделать несколько, наиболее важных на наш взгляд, рекомендаций и ориентиров для успешной работы с портфолио.

Так, одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации. По целям она может быть стратегической и/или тактической; во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.

Портфолио можно классифицировать по следующим направлениям:

·  по ведущим субъектам образования: портфолио ученика, учителя, семьи;

· по видам деятельности каждого субъекта: портфолио ученика с конкретной профильной направленностью; портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью; портфолио классного руководителя;

· портфолио педагога дополнительного образования; портфолио педагога-организатора; портфолио социального педагога; портфолио по работе с одаренными детьми и др;

·  по типам (Селевко Г.К.), в зависимости от целей создания: папка достижений; рефлексивное портфолио; тематическое портфолио;

·  комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели: проблемно-исследовательское; портфолио-антология; презентация.

Представленная классификация портфолио позволяет сделать вывод о том, что варианты его использования могут быть самым различными и широкими по назначению. Прежде всего, это: инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития школьников среди одноклассников, родителей, педагогов; подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного учащимся; документ, индивидуальная карта учащегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения; широкая возможность для выбора темы портфолио учащимся (тематическое портфолио); показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа; сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.

Изучив классификации портфолио. Нами было выбрано создание электронного портфолио.

        В целях выявления эффективности применения электронного портфолио младшего школьника была проведена апробация на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа №1» Брединского района, п. Бреды

Реализация данного электронного портфолио происходила в рамках преддипломной практики с учащимися 3 «А» класса

Апробация проходила в два этапа:

1 этап – констатирующий срез, на котором проводилось исследование уровня теоретических знаний о портфолио и уровнем развития информационно – коммуникативных компетенций.

2 этап – контрольный срез. 

В ходе проведения диагностики, на констатирующем этапе опытной проверки проверялись знания младших школьников. Знания проверялись в тестовой форме в виде ответов на тестовые задания.

Для работы с электронным портфолио нами было разработана памятка в помощь учащимся и их родителям по созданию и моделированию портфолио. С данной памяткой вы можете ознакомится (она представлена в бумажном варианте) Апробация по применению электронного портфолио, в  процессе проведения занятий показала следующее:

1. Электронное портфолио вызвало положительный интерес у родителей и учащихся.

2. Родителям и учащимся было легко работать с сайтом благодаря разработанной памятке.

Учащиеся 3 класса благодаря разработанному электронному портфолио совместно с родителями разработали свои электронные портфолио.

        Электронное портфолио — созданное на платформе сайта обеспечивающее возможность младшему школьнику и его родителям самостоятельно или с помощью преподавателя оформить и систематизировать имеющие достижения и работы своих детей.

        Подводя итог можно выделить следующее, электронное портфолио положительно влияет на формирование  информационно – коммуникативных компетенций.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано

Зам. Директора по ВР

___________________

Утверждено

Директором МАОУ СОШ 74

___________________________

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Клуб путешественников»

Направление: общеинтеллектуальное

Вид: познавательная деятельность

Возрастная группа:6(7) -8 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Березина Анна и

Петрова Наталья

                       

Челябинск, 2017

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

   Формы проведения занятий – экскурсии, игры, беседы-встречи, практические занятия, конкурсы, викторины, интегрированные занятия, копилка вопросов и ответов, презентации, практикумы.

   Данная программа рассчитана на 4 года для детей младшего школьного возраста.

   Режим занятия будет проходить 2 раза в неделю по 40 минут.

Цель программы: развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основные задачи:

  1. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем..

  1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).  
  2. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

            программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  1. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  2. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  3. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Форма

Пед.задача

Традиционные

Беседа

диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного (вопрос-ответ)

Лекция

Монологический способ изложение материала

Тестирование

система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного качества.

Экскурсия

направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея.

Консультации

предоставлении учителем советов учащимся с целью скорректировать, систематизировать их знания, сориентировать в требованиях и структуре учебной программым.

Конференция

направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами.

Опрос

это первая проверка знаний, важнейший вид упражнений.

Конкурсы, олимпиады

стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном.

Л\р

экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами.

Зачет

близкая по назначению к экзамену. Зачет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

Экзамен

мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации.

Не традиционные

Круглые столы

позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию

Диспуты

является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем

Тренинги

направлен на развитие личности будущего профессионала, на формирование элементов его будущей профессиональной деятельности

Деловая игра

рекомендуется понимать моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. Характерные обязательные признаки деловой игры:

воспроизведение процесса...

наличие объекта игрового моделирования

распределение ролей между участниками игры

взаимодействие участников игры, исполняющих те или иные роли

различие интересов у участников игры

наличие конфликтной ситуации в игре

наличие общей цели всего игрового коллектива

реализация в процессе игры «цепочки решений»

привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени

наличие разветвленной системы индивидуального

Игровое проектирование

используется для имитирования или воспроизводства процесса создания или совершенствования объекта

Семинар

ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.

Факультативы

направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых.

Мозговой штурм

 это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации, направленный на активизацию творческой мысли.

МК

направлен на практическую передачу знаний и опыта от руководителя к участникам.

Учебно-тематический план занятий кружка на I год обучения

33х2=66(ч.)

№ п\п

Содержание программы

Количество часов

Формы организации деят-ти при проведении занятия

Всего

Теоретические

Практические

Раздел №1  «Планета Земля»

5

2

3

Лекция, беседа, моделирование, просмотр фильма, л\р

1.

Планета Земля

1

1

-

Лекция, беседа

2.

Форма Земли

1

-

1

Беседа, моделирование

3.

Строение Земли

1

1

-

Просмотр фильма, беседа

4.

Возникновение Земли

1

-

1

Лекция, беседа

5.

Движение Земли

1

-

1

Лекция, л\р

Раздел №2 «Человек и Космос»

5

3

2

Интерактивная игра, лекция, конструирование, беседа, мозговой штурм

6.

Значение слово «Космос»

1

1

-

Интерактивная игра

7.

Телескоп

1

-

1

Лекция, конструирование

8.

Поглядим на карту неба

1

1

-

Беседа

9.

Сказки о звездном небе

1

-

1

Мозговой штурм

10.

Кто живет на небе?

1

1

-

Лекция, беседа

Раздел №3 «Солнце и солнечная система»

5

2

3

Просмотр фотоснимков, круглый стол, конкурс рисунков, моделирование, семинар, беседа, интеллектуальная игра

11.

Строение Солнца

1

-

1

Просмотр фотоснимков, круглый стол

12.

Какого цвета Солнце

1

1

-

Просмотр фотоснимков, конкурс рисунков

13.

Как измерить Солнце

1

-

1

Моделирование

14.

Температура Солнца

1

1

-

Семинар, беседа

15.

Игра «Солнечные зайчики»

1

-

1

Интеллектуальная игра

Раздел №4 «Каменный Век»

5

2

3

Беседа, лекция, заочная экскурсия, просмотр фильма, творческая постановка

16.

Когда появились люди

1

1

-

Беседа, лекция

17.

Когда был каменный век?

2

1

1

Лекция, заочная экскурсия

18.

Просмотр фильма «Пещерный человек»

1

-

1

Просмотр фильма, беседа

19.

Театр-экспромт «Однажды в каменном веке…»

1

-

1

Творческая постановка

Раздел №5 «Рыцари и крепости»

4

1

3

Лекция, конструирование, беседа, мозговой штурм, игра - вертушка

20.

Кто такие рыцари

1

1

-

Лекция, беседа

21.

Рыцарские доспехи

1

-

1

Лекция, конструирование

22.

Рыцарские турниры

1

-

1

Беседа, мозговой штурм

23.

Игра «Рыцарский турнир»

1

-

1

Игра - вертушка

Раздел №6 «Пираты и морские разбойники»

4

2

2

Беседа, мастер-класс, просмотр отрывков из к\ф, игра «да, нет, не знаю», ролевая игра

24.

Кто такие пираты

1

1

-

Беседа, Мастер-класс

25.

Золотой век пиратства

1

1

-

Просмотр отрывков из к\ф, беседа

26.

Счастливая, но короткая жизнь

1

-

1

Игра «да, нет, не знаю»

27.

Игра «Морские разбойники»

1

-

1

Ролевая игра

Раздел №7 «Подводный мир»

5

3

2

Просмотр научного фильма, беседа, л\р, опрос, семинар

28.

Как выглядит дно Мирового океана

2

2

-

Просмотр научного фильма, беседа

29.

Жизнь под водой

2

1

1

Семинар

30.

Почему море соленое

1

-

1

Л\р, опрос

Раздел №8 «Как появились корабли»

2

1

1

Беседа, конструирование, лекция

31.

Первые лодки

1

-

1

Беседа, конструирование

32.

Пароходство

1

1

-

Лекция

Раздел №9 «Арктика и Антарктика»

4

3

1

Лекция, кроссворд, беседа, л\р, просмотр фильма

33.

Арктика – холодный край на севере

1

1

-

Лекция, кроссворд

34.

Антарктида – холодный край на юге

1

1

-

Лекция, кроссворд,  

35.

Эксперимент «Изучаем Айсберг»

1

-

1

Л\р , беседа

36.

Просмотр фильма «Холодные края планеты»

1

1

-

Просмотр фильма, беседа

Раздел №10 «Египет»

4

2

2

Лекция, тестирование, КТД, беседа, игра «Мумии»

37.

Когда жили древние египтяне

1

1

-

Лекция

38.

Времена фараонов

1

1

-

Лекция, тестирование

39.

Для чего служили пирамиды

1

-

1

КТД

40.

Мумии

1

-

1

Беседа, игра «Мумии»

Раздел №11«Джунгли»

4

1

3

Лекция, семинар, игра «Крокодил», эссе\сочинение рассуждение, беседа

41.

Где находятся джунгли

1

1

-

Лекция

42.

Какие животные обитают в тропиках

1

-

1

Семинар, игра «Крокодил+»

43.

Что угрожает джунглям

1

-

1

Эссе\сочинение рассуждение

44.

Почему важно сохранить джунгли

1

-

1

Беседа

Раздел №12 «Пустыня и саванна»

4

2

2

Дидактическая игра, конкурс рисунков, выставка, беседа, интеллектуальная игра «Своя игра»

45

Что такое пустыня?

1

-

1

Дидактическая игра

46

Какие животные обитают в пустыне

1

-

1

Конкурс рисунков, выставка

47

Что такое саванна

1

1

-

Беседа

48

Какие животные обитают в саванне

1

-

1

Интеллектуальная игра «Своя игра»

Раздел №13 «Необитаемый остров»

3

2

1

Лекция, тестирование, педагогическая игра

49

Что такое необитаемый остров

1

1

-

Лекция, тестирование

50

Игра на выживание «Что делать, если  ты оказался...»

2

1

1

Педагогическая игра

Раздел №14 «История возникновения самолета»

2

0

2

КТД, беседа, лекция, л\р

51

Мечта человека о небе

1

-

1

КТД, беседа

52

Реактивный двигатель

1

-

1

Лекция, л\р

Раздел №15 «История возникновения железной дороги"

2

2

0

Конференция, просмотр фильма, беседа, игра «Узнай транспорт»

53

Первые железные дороги

1

1

-

Конференция, просмотр фильма, беседа

54

Паровозы и современные поезда

1

1

-

Беседа, игра «Узнай транспорт»

Раздел № 16 «Лес»

2

1

1

Беседа, показ соц.роликов, игра «Лесные жители»

55

Что такое лес

1

1

-

Беседа, показ соц.роликов

56

Круговорот жизни в лесу

1

-

1

Беседа, игра «Лесные жители»

Раздел №17 «Луг»

2

1

1

Игра «Умники и умницы»

57

Как появился луг  и кто живет на лугу

2

1

1

Игра «Умники и умницы»

Раздел 18 «Мусор»

2

1

1

Просмотр фильма, беседа, конструирование, выставка, КТД

58

Что такое мусор?

1

-

1

КТД «Мусор в нашей жизни»

59

Бывает ли мусор полезным?

1

-

1

Просмотр фильма, беседа, конструирование, выставка

Обобщение

2

0

2

Конкурс рисунков, опрос, беседа, чаепитие, интеллектуальная игра

60

Поле Чудес «Маленький путешественник»

1

-

1

Интеллектуальная игра

61

Обобщение

1

-

1

Конкурс рисунков, опрос, беседа, чаепитие

Итого:

66

30

36

Содержание изучаемого курса (66ч.)

Занятие №1 Планета Земля

Теоретическое занятие. Знакомство с планетой Земля по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий.

Занятие №2 Форма Земли

Практическое занятие. Беседа о форме планеты. Работа с моделью Земли глобусом. Лепка из пластилина макета Земли.

Занятие №3 Строение Земли

Просмотр и обсуждение фильма из серии «Земля-планета»

Занятие №4 Возникновение Земли

Знакомство с историей возникновения Земли. Работа с иллюстрационным материалом.

Занятие №5 Движение Земли

Практическое занятие. Рассказ учителя о движении планеты. Проведение совместного опыта с применением глобуса и настольной лампы.

Занятие №6 Значение слово «Космос»

Интерактивная игра все о «космосе» и о родственных ему словах

Занятие №7 Телескоп

Знакомство с прибором по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий. Сбор устройства по частям муляжа.

Занятие №8 Поглядим на карту неба

Первое знакомство с картой звездного неба, полушариями.

Занятие №9  Сказки о звездном небе

Практическое занятие. Чтение учителем сказки «Астрономия малышам». Затем детям предлагается придумать свою сказку.

Занятие №10 Кто живет на небе?

Знакомство с небесными телами с помощью снимков из космоса.

Занятие №11Строение Солнца

Рассматривание фотоснимков Солнца из космоса. Круглый стол по вопросам о Солнце.

Занятие №12 Какого цвета Солнце

Цвет небесного светила. Рассматривание фотоснимков из космоса. Конкурс рисунков.

Занятие №13 Как измерить Солнце

Размер небесного светила. Моделирование из пластилина Солнца.

Занятие №14 Температура Солнца

Теоретическое занятие. Понятие температуры небесного тела. Почему Солнце и светит и греет. Свойства небесных тел.

Занятие №15 Игра «Солнечные зайчики»

Состоящая из вопросов теоретического и практического характера.

Занятие №16 Когда появились люди

Теоретическое занятие. Беседа с элементами конкуренции.

Занятие №17 Когда был каменный век?

Экскурс в историю. Знакомство с жизнью людей в каменном веке, работа с сюжетными картинками, заочная экскурсия.

Занятие №18 Просмотр фильма «Пещерный человек»

Просмотр фильма. Обсуждение.

Занятие №19 Театр-экспромт «Однажды в каменном веке…»

Разыгрывание театральной постановки с перевоплощением в пещерных людей.

Занятие №20 Кто такие рыцари

Беседа  учителя с использованием наглядного материала о рыцарях средневековья.

Занятие №21 Рыцарские доспехи

Рассказ о рыцарских доспехов. Создание собственных доспехов из подручных материалов.

Занятие №22 Рыцарские турниры

Беседа с детьми о турнирах, создание одного испытания для следующего занятия.

Занятие №23 Игра «Рыцарский турнир»

Вертушка по станциям с различными испытаниями.

Занятие №24 Кто такие пираты

Беседа о пиратах. Создание плохо и хорошего пирата. Их плюсу и минусы. МК по завязыванию банданы.

Занятие №25 Золотой век пиратства

Беседа о золотом веке пиратства. Просмотр различных отрывков из фильмов.

Занятие №26 Счастливая, но короткая жизнь

 Игра «да, нет, не знаю»

Занятие №27 Игра «Морские разбойники»

Ролевая игра «Морские разбойники». Перевоплощение в пиратов.

Занятие №28 Как выглядит дно Мирового океана

Изучение дна Мирового океана, посредством научного фильма.

Занятие №29 Жизнь под водой

Знакомство с живыми существами, обитающими в океане.

Занятие №30 Почему море соленое

Исследование моря на предмет солености воды.

Занятие №31 Первые лодки

Рассказ учителя, применяя наглядный материал, о возникновении первых лодок. Создание собственной лодки.

Занятие №32 Пароходство

Рассказ учителя, применяя наглядный материал, о паровых машинах в судоходстве.

Занятие №33 Арктика – холодный край на севере

Усвоение материала с помощью кроссворда.

Занятие №34 Антарктида– холодный край на севере

Усвоение материала с помощью кроссворда.

Занятие №35 Эксперимент «Изучаем Айсберг»

Проведение эксперимента с замораживанием пресной воды, впоследствии с добавлением соли.

Занятие №36 Просмотр фильма «Холодные края планеты»

Просмотр фильма «Холодные края планеты». Обсуждение.

Занятие №37 Когда жили древние египтяне

Рассказ учителя об истории возникновения египетского государства.

Занятие №38 Времена Фараонов

Знакомство с жизнью египтян во времена фараонов; рассказ о великих фараонах.

Занятие №39 Для чего служили пирамиды

Знакомство с пирамидами, с их предназначением, и тайнами. Построить коллективно самую большую пирамиду.

Занятие №40 Мумии

Рассказ учителя, применяя демонстрационный материал, об изготовлении мумий. Игра в мумий.

Занятие №41 Где находятся джунгли

Знакомство с месторасположением джунглей.

Занятие №42 Какие животные обитают в тропиках

Сообщение детей о животных, игра крокодил +

Занятие №43 Что угрожает джунглям

Каждому ученику предлагается написать небольшое эссе и донести ребятам, что же все-таки угрожает джунглям.

Занятие №44 Почему важно сохранить джунгли

Объяснение пользы джунглей для человечества, как главный производитель кислорода для нашей планеты.

Занятие №45 Что такое пустыня

Дидактическая игра.

 Занятие №46 Какие животные обитают в пустыне

Зарисовка животных, которые живут в пустыни. Выставка.

Занятие №47 Что такое саванна

Рассказ учителя о саванне, используя иллюстрированный материал.

Занятие №48 Какие животные обитают в саванне

Проведение игры «Своя игра».

Занятие №49 Что такое необитаемый остров

Знакомство с общим представлением о необитаемом острове. Формирование общей картины дикого мира. Усвоение знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях.

Занятие №50 Игра на выживание «Что делать, если  ты оказался...» Разыгрывание ситуаций, в которых нужно найти способ выживания. Применение правил выживания.

Занятие №51 Мечта человека о небе

Беседа по теме. КТД  создание одной общей мечты.

Занятие №52 Реактивный двигатель

Рассказ учителя о реактивном двигателе. Проведение опыта: «Реактивный двигатель у вас дома»

Занятие №53 Первые железные дороги

Сообщение от двух докладчиков. Обсуждение. Показ фрагмента фильма

Занятие №54 Паровозы и современные поезда

Теоретическое занятие с элементами игры «Угадай транспорт»

Занятие №55 Что такое лес?

Беседа о лесе. Показ соц.роликов о природе. Обсуждение.

Занятие №56 Круговорот жизни в лесу

Беседа об лесных обитателях. Игра «Лесные жители».

Занятие №57 Как появился луг  и кто живет на лугу

Игра «Умники и умницы». Девочки будут соревноваться с мальчиками в интеллектуальных и творческих заданиях.

Занятие №58 Что такое мусор?

КТД «Мусор в нашей жизни»

Занятие №59 Бывает ли мусор полезным?

Просмотр  и обсуждение фильма: «Из старого - новое». Изготовление своего экспоната из мусора для выставки.

Занятие №60 Поле Чудес «Маленький путешественник»

Познавательная игра в угадывание слов с поощрительными призами.

Занятие №61 Обобщение

Конкурс рисунков, беседа, чаепитие.


Результаты освоение программы внеурочной деятельности

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностический средства)

Сроки проведения

Личностные:

  • Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур и решений;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуаций, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • Иметь представление об окружающем мире;
  • Уважать личность и достоинства, доброжелательно относиться к окружающим.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • Положительное отношение к школе, чувство необходимости в умении;
  • Проявление собственного интереса к новому, собственно к школьному содержанию занятий
  • Формирование чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой

Тест

Игра Джеффа «да, нет, не знаю»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Метапредметные:

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • Понимание возможности различных точек зрения на какой – либо предмет или вопрос;
  • Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • Рефлексия своих действий как достаточно полное отражение предметного содержания и условий осуществляемых действий

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • Потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • Умение слушать собеседника;
  • Активная жизненная позиция;
  • Ориентация на партнера по общению;

Игра – вертушка

КТД «Для чего служат  пирамиды»

Февраль

Март

Предметные:

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • Понимать смысл данной информации, активно принимать участия в играх
  • Умение применять нормы речевого поведения в процессе коммуникации
  • Умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

Интеллектуальная игра

Конференция

Полк чудес « Маленький путешественник»

Апрель

Апрель (конец)

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...