Доклад на тему "Обзор проектных задач"
проект на тему

Зуева Светлана Александровна

Выступление на районном методическими объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.23 КБ
Файл prezentatsiya_k_dokladu.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему: «Обзор проектных задач».

Подготовила: учитель начальных классов

                                                МКОУ «Битковская СОШ»

                                                                                Зуева С.А.

                                                      Ноябрь 2015 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника в частности. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.

Современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Как показало изучение современных образовательных стратегий, одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений в контексте компетентностного подхода, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий (далее – УУД), разработанной группой авторов (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина и С. В. Молчанов). Авторы данной концепции утверждают, что формирование УУД обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

На начальной ступени образования особое значение имеет готовность школьников применять приобретенные знания и УУД в решении конкретных жизненных ситуаций. Уровень освоения УУД предопределяет успешность всего последующего обучения учащихся.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный). Это говорит о том, что переход школы к новой гуманистической парадигме образования требует ответов на вопросы «Как учить?» и «С помощью чего учить?». Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие школьника как личности определяется процессом обучения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования метода проектных задач как базовой образовательной технологии формирования УУД в начальных классах.

Применяя систему проектных задач, можно подготовить ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене. Участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в квазиреальной (модельной) ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных специально созданных ситуациях.

С другой стороны, учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом проектной деятельности подростков. В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

Сегодня решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно.

Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Но, по мнению некоторых исследователей, проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно-исследовательская – практически невозможна. Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Что такое проектная задача? (слайд № 3)

  • Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение никогда не существовавшего   в практике ребёнка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
  • Проектная задача принципиально носит групповой характер (по Воронцову  А.Б.)

(слайд №4)

  • Проектная задача – это система заданий (действий) направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта» (по Воронцову  А.Б.)

(слайд №5)

Особенность проекта состоит  в том, что при его реализации                  не задаётся порядок действий. Проектировщики сами определяют весь набор необходимых  средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат  (получен продукт). Отличие проектной задачи заключается в том, что для решения этой задачи детям предлагаются все необходимые  средства и материалы в виде набора (системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача  всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу. Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.

Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия, тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи. 

Творческая (олимпиадная) задача – это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, (как правило, спонтанно) пытается найти его сам. Но все эти виды задач позволяют: научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации; стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до решения; содержательно мотивировать поиск решения в малой группе, оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации (в отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия способны задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов. А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Проектные задачи отвечают данным требованиям.

Практика показала важность использования в процессе обучения не отдельных задач и проблем, а целостной их системы, объединенной определенными целями. Проектные задачи как раз носят именно системный характер.

Итоги решения проектной задачи.

(слайд №6)

  • Реальный «продукт» созданный детьми: текст, плакат, схема, макет, таблица,  диаграмма, график, рисунок и пр.
  •  Нематериальный продукт – качественные изменения самого ребёнка (группы детей).
  •  «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них  сможет сделать самостоятельно» (Л. Выготский)

Выполнение проектной задачи носит групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата. Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе (6–9 классы). Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга.

Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность их использования в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

(слайд № 7)

На следующем слайде показаны книги, по которым можно более подробно узнать о проектных задачах и которые можно использовать в своей работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое «проектная задача»?

Слайд 2

Анализ понятия «проектная задача»

Слайд 3

Что следует понимать под проектной задачей? Задача, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей . Проектная задача принципиально носит групповой характер (по Воронцову А.Б.)

Слайд 4

Проектная задача – это система заданий (действий) направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта» (по Воронцову А.Б.)

Слайд 5

Особенность проекта состоит в том, что при его реализации не задаётся порядок действий. Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат (получен продукт) Отличие проектной задачи заключается в том, что для решения этой задачи детям предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий и требуемых для их выполнения данных

Слайд 6

Итоги решения проектной задачи Реальный «продукт» созданный детьми: текст, плакат, схема, макет, таблица, диаграмма, график, рисунок и пр. Нематериальный продукт – качественные изменения самого ребёнка (группы детей). « То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно » (Л. Выготский )

Слайд 8

Рефлексия для младших школьников Возьмите листочки, на которых написано, что вы делали, чему учились, что чувствовали. Разрежьте на отдельные полоски эти записи, выберите те, которые соответствуют вашим результатам. На цветной лист наклейте: слева - полоски с записями «Чему учились?», справа – «Какие чувства испытывали?» Получите и подпишите сертификат. Положите его в портфель достижений.

Слайд 9

Рефлексия «Продолжение фразы» Теперь я понимаю… Теперь я умею… Сейчас я чувствую …

Слайд 10

ВЫДАН __________________________________________________________________ за успешную исследовательскую и творческую работу 5 ноября 2014 года Сертификат знатока _________________

Слайд 11

Алгоритм работы над проектной задачей Описание проблемной ситуации (Что и зачем надо делать?) Формирование рабочих групп (Кто с кем будет работать и кто какую часть общего задания будет выполнять?) Обсуждение и выбор средств, необходимых для выполнения индивидуальных заданий Практическая работа Демонстрация и защита результатов (продуктов) Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Доклад "Проектные задачи в начальной школе"

Проектная задача — это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта»...

Доклад Проектная задача

Доклад  Проектная задача...

Доклад из опыта работы "Проектные задачи"

Доклад из опыта работы "Проектные задачи"...

доклад Проектные задачи

Доклад Проектные задачи...