Исследовательская работа Тема: «Идеи православного воспитания в социо-культурном курсе «Истоки».
статья на тему

 Цапаева Анастасия Александровна

Исследовательская работа

 

Тема: «Идеи православного воспитания в социокультурном курсе «Истоки».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

АННОО Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского

Исследовательская работа

Тема: «Идеи православного воспитания в социокультурном курсе «Истоки».

Подготовила учитель нач.кл.

Цапаева А.А.

Сергиев Посад

2016 год

Содержание

Введение……………………………………………………..с.2                                 

  1. Истоковедение как направление в образовании……с.4
  2. Социокультурный подход в образовании и учебный курс «Истоки» в начальной школе………………………………………с.6
  3. Характеристика программы и учебных пособий……с.9
  4. Методика преподавания курса «Истоки»……………с.11
  5. Программа воспитание на социокультурном опыте в рамках преподавания социокультурного курса «Истоки»……….с.17

Заключение………………………………………………….с.19


Введение

В течение последних десяти лет возникла возможность выстраивать отечественное образование на социокультурном опыте. Одной из важнейших задач образовательной политики стало достижение современного качества образования, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, развитие духовности, культуры, соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Сегодня во многом успешная реализация государственной политики зависит от регионов, от их способности определить социально-педагогические приоритеты, соединив своеобразие природного, исторического, экономического и культурного развития региона, региональные запросы с задачами, которые решает система образования в России.

В этой связи программа «Социокультурные истоки» (авторы – профессор Российской Академии Естественных Наук И.А. Кузьмин и профессор Вологодского Государственного Педагогического Университета А.В. Камкин) является значимой составляющей программы модернизации образования в России.

Учебный материал программы «Истоки» включает в себя: концептуальное обоснование, учебники, рабочие тетради, методические указания…

Курс «Истоки» основан на социокультурном опыте и действует в рамках светского образования, но в курсе присутствует и идея православного воспитания. В наше время эта проблема – интеграция православных ценностей в общее светское образование – очень актуальна, так как православные традиции во многом утрачены, история забыта, и дети нашего времени очень дезориентированы в отношении ценностей и идеалов.

Авторы программы «Социокультурные истоки в образовании» полагают, что этот курс сможет сыграть существенную роль в возрождении России.

Объектом исследования в представляемой к защите курсовой работе является  учебный курс «Социокультурные Истоки в образовании».

Цель исследования: выявить наличие и представить научно-педагогическое описание идей православного воспитания в курсе «Социокультурные Истоки в образовании».

Задачами исследования являются:

  1. Характеристика социокультурного подхода в образовании, описание методологии курса «Истоки».
  2. Общая характеристика учебно-методического комплекса курса «Истоки».
  3. Описание методики преподавания курса «Истоки».

4) Характеристика содержания и методов программы воспитания на социокультурном опыте в рамках преподавания курса «Истоки».

Методы исследования:

  • Теоретический анализ концептуальных, програмно-методических и учебных материалов социокультурного курса «Истоки».
  • Эмпирические (практические) методы:

-наблюдение,

-метод экспертных оценок.

Курсовая работа состоит из Введения, 5 параграфов, заключения, библиографии.

1. Истоковедение как направление в  образовании

 Как отмечается в концептуальных разработках курса «Социокультурные истоки в образовании»:

Истоковедение – целостная система обучения и воспитания, имеющая стержневую линию, направленная на гармоничное развитие личности как ребенка, так и преподавателя. Эта система обеспечивает развитие ребенка не как объекта обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющегося субъекта учения; формирует самоутверждающийся субъект учения и развития, равно как и субъект социокультурного слоя.

Истоковедение является интегрирующим направлением, способным осуществить межпредметные связи и развить целостное видение мира.

Это направление получило развитие в системе образования Вологодской области, начиная с 1996 года, в рамках стратегической программы социокультурного развития России на основе ее духовного возрождения «Социокультурные истоки» (авторы профессор РАЕН И.А. Кузьмин и профессор ВГПУ А.В. Камкин). [9. С. 5]

Стержневую основу ИСТОКОВЕДЕНИЯ составляет учебный курс «Истоки» (автор – профессор ВГПУ А.В. Камкин) и программа «Воспитание на  социокультурном опыте» (1-11кл.).

В основе программы «Воспитание на социокультурном опыте» лежит система ценностей и категорий отечественной цивилизации с приоритетом духовно-нравственных ценностей, которые представляют собой интегрированные цели воспитания.

Дальнейшее развитие ИСТОКОВЕДЕНИЯ в региональной системе образования предъявило новые требования к организационному развитию. Формирующая система подготовки и повышения профессиональной квалификации педагогов ИСТОКОВЕДЕНИЯ на основе социокультурного подхода к истокам в образовании подводит каждого педагога к осознанию духовно-нравственного смысла его профессиональной деятельности и личного роста. С 1990 года по основам системного подхода к осуществлению социокультурной преемственности в образовании прошли подготовку более 3000 преподавателей в различных регионах России. В 1995 году социокультурный системный подход признан Российской Академии Естественных Наук.

Главной целью курса «Истоки» является развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения.

Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен кем-то извне, это результат активной деятельности самого ребенка. «Истоки» – это не передача знаний, знаниями надо проникнуться, найти в себе силу жить новым для себя образом.

Ценности вырабатываются только самостоятельно. Задача педагога – создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективное общение друг с другом.

Идея активного воспитания лежит в основе социокультурного системного подхода, ключом к реализации которого являются активные формы обучения (тренинги), о которых будет подробнее рассказано в одном из следующих параграфов курсовой работы.

2.  Социокультурный подход в образовании и учебный курс  «Истоки» в начальной школе

Социокультурный системный подход в образовании открывает целый ряд новых педагогических возможностей, в частности, он позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения ребенка в начальной школе;
  • осуществить «присоединение» ребенка от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя сциокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Курс «Истоки» является одним из базисных курсов на основе системного социокультурного подхода в образовании.

Курс предназначен для преподавания в начальной и основной школе. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Истоки» в рамках классов начальной школы, а также звеньев начальной и основной школы.

В 1-ом классе социокультурный подход в образовании реализуется на этапе обучения детей чтению («Азбука Истоков»), а также в процессе формирование общеучебных навыков. Задачей систематического введения курса «Истоки» в 1-м классе является подведение детей к пониманию собственно истоков культуры, знакомство с социокультурным наполнением понятий «Слово», «Образ», «Книга».

Главными целями преподавания «Истоков» в 1-м классе являются:

  • освоение первых социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга»;
  • формирование и развитие системы ценностей Истоков;
  • развитие целостного восприятия, способности слышать Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир.

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. Учебный курс «Истоки» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.

Целостное восприятие мира, нерасчленённое на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.

Главными целями преподавания «Истоков» во 2 классе являются:

  • раннее и относительное системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
  • развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является  чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека. Учебный курс «Истоки» в 3-м классе является продолжением курса в 1 и 2 классах.

В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.

Главными целями преподавания этого курса в 3-м классе являются:

  • дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
  • посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
  • продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранении и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Учебный курс 4-го класса призван суммировать и обобщить  всё известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

3. Характеристика программы и учебных пособий социокультурного курса «Истоки»

Программно-методический учебный комплект «Истоки» включает в себя двухтомник «Истоковедение». Он создан на основе научно – методических разработок, подготовленных командой ученых и учителей, педагогов-практиков из Вологды и Москвы.

Основная задача двухтомника – организационное и научно- методическое обеспечение развития стержневой основы единого образовательного пространства ИСТОКОВЕДЕНИЯ, как междисциплинарного, направления в образовании, нацеленного на гармоничное развитие личности участников образовательного процесса.

Научно-методическое издание рассматривает воспитание на социокультурном опыте как непрерывный процесс развития, объединяющий обучение и воспитание в целостный образовательный процесс. Оно помогает каждому педагогу осознать духовно-нравственный смысл его профессиональной деятельности и личностного роста, ориентирует в содержании, методах и технологиях эффективного обучения, обеспечивает выход на новое качество образования. Знакомит педагогическую общественность, методистов, специалистов образования, руководителей учреждений и их методические службы с разработанными учебно-методическим комплексом, формирующим социокультурную основу образования, а также с накопленным педагогическим опытом.

Кроме концептуальных обоснований идеологии курса «Истоки» немало места в двухтомнике «Истоковедение» отводится представлению рекомендуемой методики преподавания курса. Методический материал представлен системой активных форм обучения – тренингами, – которые спланированы в соответствии со структурой и содержанием учебного курса в том или ином классе. Тренинги носят обязательный характер, рекомендуется последовательное системное использование их на уроке.

Реализация системы тренингов поможет учащимся освоить основные понятия курса, грамматику общения оценить свои успехи, результаты.

Технологически инструментарий по реализации активных форм обучения представлен в методическом пособии.

Предлагаемое методическое пособие адресовано учителю, преподающему предмет «Истоки». Это первая базисная системная разработка по реализации активных форм обучения в предмете «Истоки».

Помимо концептуальной и методической частей, представленных в двух томах «Истоковедения» учебный комплект «Истоки» содержит учебники и тетради на печатной основе (в настоящее время подготовлены и изданы учебники и тетради со 2 по 7 класс), демонстрационные материалы, хрестоматии, книги для чтения.

Кратко охарактеризуем учебники и тетради для начальной школы.

Отметим, что структура и содержание учебной книги и тетради учебного курса «Истоки» за каждый класс находятся в строгом соответствии.

Задания тетради носят интегрированный характер. Они, как и книга, актуализируют навыки чтения, знания по предметам «Русский язык», «Окружающий мир», «Природоведение», «Изобразительное искусство», «Труд». Вместе с тем, задания рабочей тетради выводят эти знания на новый мировоззренческий уровень, не перегружая при этом учащихся. Интегрированный характер продиктован, прежде всего, сциокультурным системным подходом, лежащим в основе всего комплекса  «Истоки».[12. C.68]

Авторы комплекта неоднократно подчеркивают, важность того, чтобы начала мировоззрения имели в своей основе нравственный опыт предыдущих поколений.

Рабочие тетради к курсу «Истоки» предназначены для общей работы ученика, учителя и родителей. Некоторые задания рекомендованы для семейного выполнения. Не все задания тетрадей носят обязательный характер. Учитель вправе отобрать объём и содержание заданий в классе или дома по своему усмотрению. Варианты заданий могут быть изменены или дополнены учителем, если они не противоречат общим задачам сциокультурного подхода. [12. C.69]

4. Методика преподавания курса «Истоки»

Методика преподавания курса «Истоки» предлагает учителям технологический инструментарий по реализации активных форм обучения в предмете «Истоки».

Присоединение к истокам духовности и нравственности невозможно осуществить путем простого транслирования содержания. Идея активного обучения предполагает использование специальных педагогических технологий, обеспечивающих прочувствованное восприятие материала, создающих условия для приобретения и осмысления учащимися социокультурного опыта.

Как уже отмечалось, важной составляющей частью организации урока в работе по программе «Истоки» является тренинг. Тренинги скомпонованы в целостную систему. Каждый последующий тренинг логически вытекает из предыдущего, закрепляет и развивает доступный уровень, как в содержательном плане, так и в плане развития способностей учащихся.

Социокультурным тренингам отводится особая роль в дидактическом материале. Они в максимальной степени реализуют идею активного обучения и позволяют выйти на все пять аспектов образования (содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный).

Главными целями тренинга являются освоение учащимися социокультурных ценностей и накопление социокультурного опыта – в первую очередь навыков общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы, приемов эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

Тренинг, по мнению разработчиков методики преподавания «Истоков» – это шаг, ступенька в приобретении опыта. Важным здесь является то, что механизм образования социокультурного опыта (опыта который приобретается путем собственных усилий) действует в тренинге не только от учителя к ученику, но и от ученика к учителю.

Реализация системы тренингов, с точки зрения разработчиков методики преподавания «Истоков» позволит учащимся:

  1.  Освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта;
  2.  Освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха;
  3.  Научить управлять своей деятельностью.

Методикой тренинга предусмотрено активное участие в уроке всей группы учащихся, что позволяет всем взаиморазвиваться при условии правильной организации деятельности.

Активные формы обучения позволяют избежать учителю монологичности, назидательности и построить совместную деятельность по законам общения. Учащиеся являются здесь не объектом воздействия, а субъектами, несмотря на различия в жизненном опыте. Благодаря этому идет подлинный обмен ценностями, а не навязывание знаний и оценок взрослого.

В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится надолго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации. Поэтому позитив, ориентация на добро характеризуется содержательный аспект тренинга.[13. C. 95]

Часть тренингов разработаны на основе заданий из рабочей тетради (автор Н.В. Котельникова).

В течение учебного года учитель и учащиеся постепенно осваивают различные активные формы взаимодействия на уроке:

  • разновидности ресурсного круга;
  •  работу в паре, тройке, четверке.

В каждом тренинге описана последовательность шагов учителя и учащихся в освоении данных технологий. Основное внимание уделяется усвоению коммуникативных умений, так как эффективное общение способствует успешному развитию.

Четкий алгоритм действий помогает осмыслить итоги каждого шага и выйти на запланированный результат. Это особенно важно на начальном этапе работы.

Тренинг подразделяется на этапы: подготовительный, основной (индивидуальный, в паре, в группе), заключительный этап (рефлексия).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП тренинга необходим для создания атмосферы доверия, взаимоуважения, а также для мотивации учащихся на предстоящую работу. Учитель на доступном примере раскрывает значимость предстоящей деятельности для учащихся, ее важный смысл.

Предстоящая работа должна быть интересна детям. Учитель может использовать различные средства влияния  на психический климат: музыкальное оформление, интерьер, знаки внимания и т. д. Важно, чтобы это было новым, необычным, значимым для учащихся.

На данном этапе тренинга более активен учитель. Работа строится в форме беседы, диалога.[10. C.94]

ОСНОВНОЙ ЭТАП тренинга следует за подготовительным. Активность передается учащимся. Роль учителя – направляющая, поддерживающая, корректирующая. Работу учеников нужно контролировать и тренинг не должен длиться более 15-20 минут.[10. C.96]

        ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (РЕФЛЕКСИЯ). На этом этапе учитель и учащиеся анализируют и оценивают результаты, осваивая методику анализа и самоанализа деятельности.

При анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему нужно научиться в будущем. Необходимо подчеркивать важность результатов совместной работы группы.

В разработке по методике преподавания курса «Истоки» представлены два вида тренингов: развивающие и оценивающие. Блок развивающих тренингов, следующих друг за другом, готовит ребят к оценивающему тренингу в содержательном плане и в плане усвоения коммуникативных и управленческих умений и навыков. Очень важно изучить содержание развивающих тренингов, узнать цели и задачи оценивающего тренинга, чтобы целенаправленно подвести к нему учащихся. .[10. C.96]

Оценочную деятельность учащихся разработчики методики преподавания курса «Истоки» предлагают осуществлять через систему вознаграждения. В тренингах реализуются следующие способы вознаграждения:

  1.  Одобрение и аргументированная похвала.
  2.  Вознаграждение действием. Все являются активными участниками.
  3.  Предоставление самостоятельности

По мере усвоения учащимися алгоритма обучения, технологии тренинга, регламентация и контроль со стороны учителя уменьшается. Индивидуальный этап выполнения работы в процессе тренинга – дает возможность ученику испытать собственные силы; на этапе самостоятельного индивидуального выполнения учебного задания учащийся всегда принимает исключительно самостоятельное решение.

  1.  Делегирование полномочий (исполнение роли лидера).
  2.  Благодарность. [10. C. 97]

По каждому разделу курса предусмотрены развивающие и оценивающие тренинги.

Проведением оценивающего тренинга завершается изучение каждого раздела учебного курса. Поскольку внутри блока все тренинги закрепляют и развивают уровень, уже достигнутый учениками, важно проводить тренинги не выборочно, а реализовать всю систему тренингов в соответствии с тематическим планированием. Только в этом случае может быть достигнут значимый социокультурный результат.

Методикой тренинга предусмотрено активное участие всей группы в практических занятиях, при этом взаимодействие учителя и учащихся носит диалогический характер, а используемая система вознаграждения направлена на формирование ресурса успеха у каждого школьника.

В ходе тренинга учащиеся испытывают эмоциональный подъем, ощущение сопричастности общему делу. Это повышает интеллектуальную активность, снижает чувства напряженности, тревоги и беспокойства, нередко возникающее в условиях традиционных форм работы.

В содержательном плане тренинги построены таким образом, чтобы прочувствовать (освоенной в ассоциированном состоянии) оказалось информация только позитивного характера, так как в этом случае она становится личностно значимой, запоминается надолго и может стать действенной в жизненных различных ситуациях.

Учитывая, что в младшем школьном возрасте идет становление характера ребенка, складываются его основные черты, согласно социокультурнаму подходу, главной целью курса «Истоки» является развитие духовности учащихся, начиная с первого года обучения, присоединение ученика и его семьи к неизменным ценностям и категориям культуры, в результате чего формируется социокультурный стержень личности, основа для дальнейшего самоутверждения. В отличие от информативных форм проведения уроков активные формы обучения, в частности, тренинги, дают возможность большой самостоятельности и осознанной активности в процессе усвоения учебного материала. Так в процессе тренингов учащиеся усваивают понятия курса, практические умения и навыки.

Авторы методики преподавания курса «Истоки» постоянно отмечают, что очень важно реализовать тренинги в системе по предложенному образцу, пройти этот путь от начала до конца.

В таком случае будут достигнуты цели развития саморегуляции поведения учащихся, основных познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, воображения и речи), коррекция эмоционально-волевого развития детей.

Следует отметить, что только при совместном использовании учебного пособия и дидактического материала можно достигнуть образовательных и воспитательных целей курса.

Методической особенностью заданий для работы в школе и дома является повторение аналогичных заданий в каждом из разделов тетради. Задания подобного рода могут помочь ученику в формировании мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям, они готовят учеников к активному участию в социокультурных взаимодействиях.

В ряде случаев задания для индивидуальной и фронтальной работы в школе и дома закрепляют тот уровень восприятия, осмысления и прочувствования материала, который достигнут учениками в процессе коллективной работы на уроке.

В ходе выполнения заданий дома предусматривается сотрудничество учащихся и их родителей, что позволяет присоединение семьи к школе.

В целях успешного использования социокультурных тренингов в школьной практике подготовлено методическое пособие для учителей, в котором дается подробное, алгоритмическое описание технологии проведения каждого тренинга: определенные этапы его проведения, а также результаты, которые необходимо достигнуть.

5. Программа воспитание на социокультурном опыте в рамках преподавания социокультурного курса «Истоки»

Изменения в системе общественных отношений в нашей стране требует качественного обновления образования, направленного на развитие духовности отдельного индивидуума и общества в целом. Духовное возрождения России невозможно без обращения к социокультурным истокам, поскольку они являются носителями общественно значимых ценностей, хранителями богатых воспитательных традиций России, которые на протяжении нескольких столетий утверждали соборность, религиозность, трудолюбие, честь и достоинство, доброту, сострадание и другие нравственные качества людей.

Социокультурные истоки позволяют по – иному взглянуть на современный образовательный процесс и пересмотреть некоторые содержательные и технологические аспекты педагогической практики.[13 c. 245]

Опыт воспитания в контексте ИСТОКОВЕДЕНИЯ позволяет строить оптимистический прогноз в решении поставленной проблемы при условии, что осуществление образовательного процесса начинается в соответствии с бытийными, социокультурными ценностями общества.

Методическая часть «Истоковедения» «Воспитание на социокультурном опыте» предназначена для учителей начальных классов, преподающих предмет «Истоки» и реализующих соответствующую воспитательную программу.

По мнению авторов комплекта «Истоки», с точки зрения социокультурного подхода к образованию, воспитание – это целенаправленный творческий процесс взаимодействия взрослых и воспитанников по созданию условий для присвоения социокультурных ценностей общества, это непрерывный процесс развития социокультурного опыта.

Программа «Воспитание на социокультурном опыте» в 1 классе позволяет осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе, решить проблему «школа и родители».[11. c. 279] Главными задачами воспитательной программы в 1 классе являются:

  1.  Присоединение учащихся и родителей к школе.
  2.  Организация взаимодействия учителя, учащихся, родителей.
  3.  Формирование готовности к общению, ресурсами успеха.
  4.  Формирование способности получать значимые социокультурные результаты.

Результаты сотрудничества учащихся и родителей находят отражение и развитие в создаваемой детьми Книге. В первом классе дети начинают работать над первой главой книги «Здравствуй, школа!» и продолжают свою книгу во 2-4 классах.[11. c. 280]  

Программа развивает идею активного воспитания, являющуюся неотъемлемой частью социокультурного системного подхода.

Заключение

Цель нашего исследования: выявление и представление общей характеристики, а также научно-педагогического описания идей православного воспитания в курсе «Социокультурные Истоки в образовании» в общем можно считать достигнутой.

В процессе работы решены задачи по анализу особенностей социокультурного подхода в образовании, описанию методологии курса «Истоки»; дана общая характеристика учебно-методического комплекса курса «Истоки»; описана методики преподавания курса «Истоки»; представлена характеристика содержания и методов программы воспитания на социокультурном опыте в рамках преподавания курса «Истоки».

В результате исследования сделаны следующие выводы:

– Учебный курс «Социокультурные истоки в образовании» основан на социокультурном опыте, действует в рамках светского образования, но содержит в себе идеи православного воспитания, представленные как в методологическом обосновании курса, так и в тематике учебных планов, содержании учебных текстов и заданий учебно-методического комплекса.

– Главной целью курса «Истоки» является развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам традиционных ценностей, в результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения.

– Истоковедение является интегрирующим направлением, способным осуществить межпредметные связи и развить целостное видение мира. В основе программы «Воспитание на социокультурном опыте» лежит система ценностей и категорий отечественной цивилизации с приоритетом духовно-нравственных ценностей, которые представляют собой интегрированные цели воспитания.

– Основываясь на мысли о том, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен кем-то извне, но является результатом активной деятельности самого ребенка, в качестве основной педагогической задачей введения курса «Истоки» его авторы называют задачу создания условий для присвоения ценностей, организации деятельности учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективное общение друг с другом.

– В основе социокультурного системного подхода и преподавания курса «Истоки» лежит идея активного воспитания, ключом к реализации которого являются активные формы обучения, характеристика и детальное описание которых предложено в методических комментариях «Истоковедения».

                   Литература

  1. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
  2. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.:  Издательский дом «Истоки», 2003.
  3. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.
  4. Камкин А.В. Истоки. Семь чудес России. Учебное пособие для 5  класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Техноло-

     гическая Школа Бизнеса, 2001.

  1. Камкин А.В. Истоки. Слово и образ России. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2000.
  2. Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.
  3. Котельникова Н.В., Красикова Н.Б., Мисаилова О.И., Твардовская Н.Ю. Истоки. Память и мудрость Отечества. Рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть 1. –М.:  Издательский дом «Истоки», 2002.
  4. Котельникова Н.В., Красикова Н.Б., Мисаилова О.И., Твардовская Н.Ю. Истоки. Память и мудрость Отечества. Рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть 2. –М.:  Издательский дом «Истоки», 2002.
  5. Сильвестрова Л.П. О первых итогах деятельности кафедры и кабинета ИСТОКОВЕДЕНИЯ // Истоковедение. Том 1. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
  6.  Бандяк О.А. Методическое пособие. Активные формы обучения // Истоковедение. Том 1. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
  7.  Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте // Истоковедение. Том 1. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
  8.  Камкин А.В., Котельникова Н.В., Бандяк О.А. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради //  Истоковедение. Том 1. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
  9.  Иванова М.Н. Воспитание в контексте ИСТОКОВЕДЕНИЯ // Истоковедение. Том 2. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.
  10.  Шеремет В.И., Кузьмин И.А. Качество образования // газета «Истоки» №3(3), ноябрь 1998.
  11.  Шеремет В.И. «Россия: выход из кризиса» // газета «Истоки» №2(7), 1999.
  12.  Камкин А.В. «ВНИК «Истоки»: некоторые итоги и перспективы» // газета «Истоки» №5(10), 1999.
  13.  Алешуков А.П. «Истоки – начало возрождения России» // газета «Истоки» №6(11), 1999.
  14.  Позгалев В.Е. «Времен связующая нить» // газета «Истоки» №7(12), 1999.
  15.  Камкин А.В., Кузьмин И.А. О программе «Социокультурные истоки» // Истоковедение. Том 2. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.
  16.  Иванова М.Н. О качестве образования в контексте ИСТОКОВЕДЕНИЯ // Истоковедение. Том 2. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.
  17. Твардовская Н.Ю., Пучкова Ю.М. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология // Истоковедение. Том 2. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.
  18. Твардовская Н.Ю. . Методическое пособие. Активные формы обучения // Истоковедение. Том 2. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.
  19. Камкин А.В. «Истоки» // Истоковедение. Том 2. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.
  20. Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте // Истоковедение. Том 2. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.
  21. Романов А.А., Абанина И.В. Лествица восхождения // Истоковедение. Том 2. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.
  22. Истоковедение. Том 1. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
  23. Истоковедение. Том 2. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"

На  данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....

Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе

Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1.     Организ...

Календарно-тематическое планирование по курсу "Истоки" 2 класс

«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить...

Сельская школа как социо-культурный центр села

    Сельская школа занимает особое положение в структуре села - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом опре...

Рабочая программа внеурочной деятельности по православному воспитанию "К истокам духовности с песней"

Программа составлена для занятий кружка по "ОРК иСЭ" . Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, на...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по социо-культурному направлению "Разговор о правильном питании" для 1 класса

Программа разработана по методическому пособию Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. "Разговор о правильном питании"...