Формирование навыка списывания у умственно отсталых учащихся младших классов.
статья на тему

Обзор различных методов и приемов обучения письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spisyvanie._doklad_mo.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

  Формирование навыка списывания у умственно отсталых учащихся младших классов.

Одной  из  важнейших задач  обучения  учащихся  русскому  языку  в  специальной  коррекционной  школе  является  формирование  у  них  навыков  грамотного  письма.  Грамотное  письмо – это  основа  письменной  речи, без  которой  невозможен  процесс  успешного  школьного  обучения.

          Многие  умственно  отсталые  учащиеся  с  трудом  овладевают  правильным  письмом,  о  чём  свидетельствуют  ошибки  в  их  письменных  работах.

  Одной из наиболее  распространённых  групп  ошибок  в  письме  умственно  отсталых  детей  являются  звуковые,  или  фонетические  ошибки:  замены  на  письме  одних  букв  другими,  а  также  пропуски,  перестановки,  добавление  букв  и  слогов.

          «Эти  ошибки  у  учащихся  вторых  классов  составляют  77,1 %  от  общего  числа  ошибок,  третьих – 69,0 % ,  четвёртых  классов – 67 % »          

Письменная речь — сложная психическая деятельность. Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навыков. Начальный этап овладения письменной речью — усвоение навыков письма и чтения. Письмо предполагает осуществление точного, строго последовательного фонематического анализа слова и соотнесения выделенных звуков с соответствующими фонемами, т. е. выполнение фонематического обобщения. Затем фонемы должны быть обозначены строго определенными буквами. Письмо требует четкого отграничения друг от друга сходных фонем, прочного запоминания графики букв и воспроизведения их в нужной последовательности.

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития ребёнка в целом.

Существуют различные классификации методов обучения в целом и письму в частности. Методы, используемые в коррекционной работе: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционного воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

 Использование различных методов и приемов  создаёт  возможность  прочного  овладения  письмом  в  процессе  обучения.          «В  овладении  письмом  полностью  прослеживается  теория  поэтапного  формирования  умственных  действий  длительного  времени    (по  П.Я. Гальперину):

  1. Ребёнок  услышал  или  увидел,  следовательно,  опознал  слово,  состоящее  из  звуков.
  2. Проговорил  его  вслух.
  3. Далее  проговорил  его  шепотом  и  начал  писать,  останавливаясь  после  каждой  написанной  буквы.
  4. Ребёнок  перестаёт  шевелить  губами  и  записывает  слово,  не  проговаривая  его.

Внешняя  речь  переходит  во  внутреннюю».  

 В работе с умственно отсталыми учащимися словесные методы можно сочетать с практическими, наглядными.

К практическим методам коррекционной работы относятся упражнения, игры и моделирование.

 Самыми распространенными упражнениями по формированию навыков грамотного письма являются  письмо под диктовку и списывание. Подробнее остановимся на последнем.

Списывание — один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; .при обучении орфографии и грамматики списывание - как правило, с дополнительными заданиями. Различают:

1.Текстуальное,или дословное ( списывание с готового образца).

2.Выборочное;

3.Списывание ,осложненное разного рода задачами.

4.Творческое списывание (исправить предложение, изменить лицо).

5.Списывание с группировкой.

Часто умственно отсталые дети нуждаются в поддержке письма зрением, поэтому необходимо дословное списывание.

Затем работа усложняется: слова списываются в порядке картинок, восстанавливается деформированный («рассыпанный») текст или предложение, подчеркиваются отдельные буквы. Выборочно выписываются из текста предложения или слова. При этом считается обязательным произнесение по слогам, повторное орфоэпическое чтение, запоминание зрительного образа слова.

 При проведении списывания необходимо соблюдать следующие условия:

1.Дается доступный для понимания детей и интересный для них материал.

2.Предварительно проводится звуко-буквенный анализ, а при необходимости

грамматико-орфографический разбор.

3.Необходимо учить детей технике списывания с учебника или с доски:

- сначала прочитай слово, прочитай по слогам, подумай, понимаешь ли, что пишешь, запомни , как пишется слово, теперь пиши, наконец, когда напишешь, проверь.

  Алгоритм списывания:

1.Прочитай слово ( предложение) и повтори его по памяти.

2. Прочитай слово ( предложение) еще раз так, как оно написано.

3. Диктуй себе каждое слово по ходу записи.

4. Проверь написанное, прочитай слово, сравни с образцом.

  Методика проведения контрольного списывания.

1.Текст  прочитывается учителем, затем учащимися.

2.Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).

3.Повторение правил списывания (алгоритм всегда перед глазами).

4.Самостоятельная работа.

5.Самопроверка.

Постепенно ребенок приучается правильно списывать  не только отдельные слова, но и предложение. Дети учатся  проверять, сличая написанное с оригиналом.

 К первым письменным упражнениям относится списывание рукописного шрифта. Обучение детей  этому приему начинается со списывания составленных из букв разрезной азбуки слогов и слов. Учащиеся самостоятельно должны перевести печатные буквы в письменные. С целью выработки этого навыка дополнительно можно рекомендовать следующие виды упражнений: списывание сначала слов, а затем и предложений; чтение образца и запоминание его, после чего один слог (слово) убирается, учащиеся должны вспомнить его и записать правильно, а затем запись сравнить с образцом, найти и исправить ошибки. С целью формирования навыка списывания целыми слогами, затем словами – для запоминания предъявляется не часть слова или предложения, а все слово или все предложение, которое прочитывается, запоминается и записывается, после чего осуществляется контроль.

 Списывание с дополнением одной буквы или слога; Учащиеся должны установить последовательность звуков, букв или слогов в слове. Определить недостающую букву или слог и написать требуемую единицу речи целиком. Такая работа на первых порах почти недоступна умственно отсталым ученикам. В помощь можно рекомендовать подготовительные упражнения: назвать предмет, изображенный на картинке; прочитать слог, напечатанный под картинкой, определить недостающий слог; на основе звукового анализа уточнить состав слога, дописать слово.

Списывание – относительно  простой  вид  письма. Списывание  должно  завершать  собой  сложную  познавательную  деятельность  школьников,  направленную  на  звуко-буквенный  и  слоговой  анализ  слов,  поэтому  выполнение  всех  упражнений  на  списывание  должно  сочетаться  с  прочитыванием  и  анализом  слов  как  подлежащих  написанию,  так  и  уже  написанных  детьми.  Некоторые  из  них  необходимо  предварительно  выполнять  на  доске,  затем  записывать  в  тетради,  другие – целиком  или  частично  разбирать  устно.  Списывание  основывается  на  звуковом  анализе  слов  и  само  способствует  развитию  фонематического  слуха  у  детей.

Например,  первое  задание  на  списывание  предлагает  воспроизвести  подряд  все  данные  слова. В последующем,  требуется  выборочное  списывание.  Предварительно  школьники  обязательно  должны  прочитать  и  проанализировать  слово.  Задание:  списать  сначала    те  слова,  в  которых  есть  одна  из  заданных  букв,  а  потом :  списать  те,  в  состав  которых  входит  другая  буква, труднее  предыдущего  потому,  что  букву,  наличие  которой  определяет  очерёдность  списывания,  приходится  искать  не  в  указанном  месте  слова,  а  вообще  в  его  составе.  Таким  образом,  целенаправленный  анализ  не  сосредоточен  на  одной  части  слова,  его  осуществление  требует  от  ученика  большого  внимания  и  целеустремлённости.

Каждое  подлежащее  написанию  слово  необходимо  повторить,  соблюдая  правильное  произношение,  установить  количество  и  порядок  звуков.  Звуковой  анализ  должен  сокращаться  постепенно  за  счёт  исключения  уже  отработанных  этапов,  например,  отказа  от  количества  звуков  в  слове,  затем - их  порядка.  Опорой  может  быть  только  слоговой  анализ  и  выделение  некоторых  звуков.  Сложные  по  структуре  слова,  слова  с  трудно  дифференцируемыми  звуками  всегда  подлежат  предварительному  анализу  до  достаточно  полного  овладения  их  составом.  Каждое  слово  после  написания  должно  прочитываться  для  осуществления  речевого  и  кинестетического  контроля.

 Таким образом, учёт особенностей умственно отсталых младших школьников и применение на уроках письма и развития речи специальных методов и приёмов, в частности списывания, позволяют более продуктивно проводить коррекционную работу по устранению и предупреждению нарушений письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

М етодическая тема по самообразованию. "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов."...

Формирование навыков исследовательской и познавательной деятельности учащихся начальных классов

laquo;Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».  (А. Дистервег)Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младши...

"Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов"

ull;В. А. Сухомлинский,  «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это,...

Мастер –класс ТЕМА: «ФОРМИРоВАНИЕ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

На современном этапе развития общества ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Здоровье человека - высшая национа...

Методы дифференцированного обучения детей с умственной отсталостью в младших классах

В статье подробно раскрываются методы работы с детьми с умственной отсталостью, приводится описание методов и их сравнительная характеристика....