ПК 4.4. Педагогические разработки
статья по теме

Субачева Надежда Анатольевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Н. Субачева

Челябинский педагогический колледж №1

Научный руководитель Галиуллина Н.К.

 Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний: телевидение, интернет, печатная продукция предлагают огромный объём информации.

        В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению в целом на уроках русского языка. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [15].

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что на уроках русского языка  мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами, пестрит орфоэпически и грамматически неправильными формами слов. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов, правильно с точки зрения грамматики сочетать слова.

      В век высоких технологий и быстро меняющейся действительности в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме. В решении данной проблемы учащимся в первую очередь помогают словари различной направленности, в частности лингвистические.

Проблема развития и совершенствования речи  всегда привлекала внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».  Каждый учитель основной  школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы учащиеся в процессе обучения учились размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого им нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

Анализ содержания учебного комплекта по русскому языку Н.А. Чураковой под редакцией профессора М.Л. Каленчук показывает, что главной темой уроков русского языка во втором и третьем  классе является слово.

Работа со словом всегда занимала центральное место в программах начальной школы по русскому языку. О значении внимания к слову в период становления мышления ребёнка писали Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

Л.С. Выготский в знаменитом труде «Мышление и речь» утверждал: «Внешняя речь – это процесс превращения мысли в слова, а слово во внутренней речи гораздо более ёмкое, чем во внешней». «При понимании чужой речи всегда оказывается недостаточным понимание только данных слов, но не мысли собеседника. Из данного положения Л.С. Выготского следует, что слово может рассматриваться только в контексте, только в связях с другими словами как часть целого высказывания.

        Особенности методики работы со словом рассматривали известные исследователи, методисты М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Г.А. Бакулина, А.В. Полякова, Н.Н. Нечаева, Н.А. Чуракова.

М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, П. Синицын особое внимание уделяли творческим приёмам работы со словом, Г.А. Бакулина – рассматривала работу над словом как средство интеллектуального развития ребёнка, а в работах А.В. Поляковой, Н.А. Чураковой слово является объектом всестороннего лингвистического анализа

Работа со словом – это работа, связанная со всеми разделами русского языка: через слово ребёнок постигает языковые законы, расширяет свой кругозор, приобщается к образцам художественной речи [7].



Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

«Педагогические приемы, средства, виды и формы работы с младшими школьниками при реализации деятельностного подхода»

Повестка:

  1. Формирование умения учащихся работать в деятельностном подходе;
  2. Из опыта работы учителя 1б класса ___________
  3. Анализ мониторинга научно-методической работы учителя начальной школы (Зав. кафедрой нач. обучения __________)

В качестве подготовительной работы происходит систематическое методическое изучение теории вопроса и работа над реализацией деятельностного подхода на каждом уроке.

Повестка заседания методического объединения целесообразна при реализации ФГОС НОО, что подтверждает ее актуальность.

Заседание представляет собой выступление учителей-практиков и анализ мониторинга данной темы. Действия всех участников заседания согласованы, педагоги принимали активное участие в обсуждении вопроса, руководитель грамотно организовывал всю работу методического объединения.

Содержание заседания методического объединения соответствует целям, поставленным вначале заседания, и способствовало достижению результата.  Обмен опытом учителей начальных классов позволяет глубже проникнуться в теорию вопроса, а мониторинг данной темы помогает учителям скорректировать свою работу.

В ходе заседания методического объединения могу выделить то, что происходит постоянный обмен передовым опытом. Все заседание носило познавательный характер, подобная практика позволяет расширить свой профессиональный кругозор, перенять опыт состоявшихся педагогов, тем самым способствовать повышению своего профессионализма. Систематическая методическая работа приносит положительные результаты,  и я считаю, что в участии в заседаниях методического объединения заинтересованы как молодые поколения педагогов, так и опытные учителя – все смогут найти для себя полезную и интересную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...