ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка

Баркина Раиса Александровна

Предварительный просмотр:

Аннотация к реферату

Реферат: «Современное искусство оригами: многообразие направлений»

Автор: Гуляева Раиса, студентка ЧПК №1, 2 курса

Декоративно-прикладное искусство – оригами является посредником между художественным и научным постижением мира.

Что такое оригами, какое оригами было в древности, какие современные виды оригами существуют сейчас, кто из известных мастеров работает в этой технике: знакомство и обучение искусству оригами является актуальным для исследования, так как при изготовлении оригами у учащихся развивается фантазия, воображение, пространственное мышление, аккуратность, трудолюбие.

Так же оказывает большую роль на развитие мелкой моторики ребенка, что и является показателем школьной готовности.

В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Так же, оригами – это всегда красиво. Сделать оригинальный подарок близким и просто сделать что-то своими руками из бумаги – одно удовольствие. Все изготовленные изделия должны иметь общественно-полезное назначение, то есть возможность его использования в школе, в классе, дома, в украшении, для игры.

Исследованием данной темы занимались педагоги, которые преподавали оригами, такие как Ф. Фребель, С. Ю. Афонькин, А.Йошизава и другие.

Целью исследования является ознакомление с искусством оригами и многообразием направлений в современном искусстве.

Задачи исследования:

1) Провести отбор тематической литературы по теме исследования;

2) Раскрыть сущность понятий оригами, базовые формы, условные обозначения;

3) Познакомится с классификацией оригами;

4) Обобщить результаты исследования;

5) Сделать выводы по результатам исследования.

Несомненный интерес представляют выводы из проделанной работы о том, что самым распространенным современным искусством является оригами. В результате выполнения реферата были сделаны следующие основные выводы.

1. Уже не одно тысячелетие искусство оригами считается одним из самых оригинальных и необычных видов искусств. Оно стало неотъемлемой частью культуры во многих эпохах, и новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава.

2. Существует несколько основных техник, на которых и базируется все творчество – это различные виды современного искусства оригами, самым распространенным из которых считается модульное оригами.

3. Неотъемлемая и очень важная часть всей работы — это условные обозначения в технике оригами, без которой нельзя правильно и быстро сделать фигурки.

4. Рассмотрены базовые формы оригами. Объединение фигурок по базовым формам систематизирует огромное количество моделей и способствует более успешному знакомству с оригами.

5. Знакомство с современными мастерами оригами, которые вложили огромный вклад в развитие искусства и по сей день продолжают нас радовать новыми схемами работ, пособиями и другим.

Цель и задачи, поставленные, в работе выполнены. В частности, ознакомились с искусством оригами и многообразием направлений в современном искусстве. Был проведен отбор тематической литературы по теме исследования, раскрыта сущность понятий оригами, базовых форм, условных обозначений, обобщены результаты исследования и сделаны выводы по результатам исследования.



Предварительный просмотр:

Гуляева Р. А, студентка 45 группы

Чернышева С. А., заведующая кафедрой

Театр-оригами как средство сплочения коллектива младших школьников

В современной педагогике проблема сплочения коллектива является одной из животрепещущих. Сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс [2, с.3].

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив»– первое, под коллективом понимается любая организованная группа людей», и второе, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, «коллективом называется объединение воспитанников или учеников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган» [5].

Одной из необходимых для формирования в начальной школе компетенция является коммуникативная компетенция. Рассмотрим это понятие поподробнее.

В глоссарии ФГОС дается различие понятий «компетенция» и «компетентность». Так, под компетенцией понимается «совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» [1], а под компетентностью — «умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности» [1].

Понятие коммуникативной компетентности звучит так: «Умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что, в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения)» [1].

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания [3],[7]. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение–форма жизни коллектива, остановка–форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива [3].

Ученический коллектив – группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью. При этом обязательным условием является удовлетворение от труда, от его содержания, удовлетворение отношениями, складывающимися между членами коллектива и между работником и руководителем в процессе общей работы [2, с. 284].

Сплоченность коллектива определяется А. А. Русалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство [8, с.82].

В настоящее время большое значение в сплочении коллектива младших школьников приобретает внеклассная работа с детьми, в частности в различных кружках. При организации занятий педагог должен стремиться к тому, чтобы дети в кружке имели возможность больше взаимодействовать друг с другом.

Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через творческую деятельность. Особое значение в начальной школе приобретает театральное творчество. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализованные игры пользуются у детей любовью.

Театров, на сегодняшний день, очень много, но мы рассмотрим кукольный театр-оригами, фигурки которого сделаны в технике оригами. Театр – оригами является разновидностью кукольного театра.

Преимуществ театров-оригами много: развитие творческих способностей у младших школьников через изготовление поделок в технике оригами и впоследствии использование их в театрализованной деятельности. Также в преимущества театра-оригами входит: доступность материалов, простота технологии, небольшие размеры и легкость, разнообразия видов театров.

Гипотеза исследования: сплочение коллектива младших школьников будет проходить успешнее, если разработать программу внеурочной деятельности по созданию театра-оригами; обеспечить регулярное посещение младших школьников кружковых занятий по данной программе; обеспечить участие всех учеников в театральных постановках.

Преподаватель С. В. Соколова описывает в своей книге три вида театров: театр масок (шапочки), театр игрушек (на шпажках), театр кукол на пальчик [9, с. 3].

Самый простой и доступный театр – это театр кукол на столе. Мы взяли во внимание два театра – это пальчиковый театр и театр кукол.

Театр-оригами – одно из самых интересных для детей видов деятельности. Ребенок не только развивает мелкую моторику, актерское мастерство, но и стремится взаимодействовать с одноклассниками, делиться мыслями, достигать одной цели.

На практике в школе №54 города Челябинска мы провели 10 занятий в 3 классе по темам: «Вводное занятие. Инструктаж», «Базовые формы оригами», «Пальчиковый театр. Конструирование героев сказки», «Пальчиковый театр. Видеосъемка сказки», «Театр кукол в технике оригами. Конструирование героев на черновик», «Театр кукол в технике оригами. Конструирование героев», «Театр кукол в технике оригами. Репетиция сказки», «Театр кукол в технике оригами. Видеосъемка сказки», «Обобщающее занятие. Подведение итогов».

На констатирующем и контрольном этапах были проведены две диагностики с целью выявления у обучающихся уровня сплоченности: первая – определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора; вторая – исследование межличностных отношений с помощью модифицированного варианта социометрической методики Р. Жиля.

Обобщив полученные результаты, мы выявили, что высокий уровень сплоченности у обучающихся составил – 52%, средний уровень – 26%, низкий уровень – 21%. В целом, большинство обучающихся (более 50%) положительно отзываются об одноклассниках. В классе высокий уровень сплоченности – благоприятный психологический климат и доброжелательный фон взаимоотношений.

Далее, на занятиях кружка театра-оригами, с учетом полученных результатов, школьникам была предоставлена возможность поработать вместе и выполнить два проекта, а именно сделать два театра. Коллективная работа младших школьников представлена на фотографии 1.

Фото 1. Коллективная работа младших школьников

Перед практической частью ознакомились с базовыми формами оригами, со сказками, с театрами. Были представлены примеры уже готовых театров-оригами, что, несомненно, помогло учащимся при дальнейшей работе. На каждое занятие были подготовлены схемы, также были подготовлены различные задания на сплочение коллектива, такие как игра «Помоги другу», «Всё делаем синхронно», «Создаем фигуру» и другие. При выполнении работ мы столкнулись с недопониманием, разногласием в принятии решений, но учились находить компромисс.

Первый проект театра-оригами – пальчиковый театр представляет из себя сказку «Теремок», героями которой являются игрушки на пальчик. Актуальность данного проекта в том, что игрушки делают на свои пальцы, поэтому данный вид театра называют пальчиковым. Данный вид театра хорош и тем, что сделать его проще и быстрее, чем другие театры. Ребята работали в группах и создали три своих мини-театра. Результаты представлены на фотографии 2.

Фото 2. Театр-оригами «Теремок»

Второй проект театра – кукольный театр оригами представляет из себя сказку «Кто сказал «Мяу»?».

Данный вид театра был более сложный по выполнению, чем предыдущий, так как здесь были более сложные фигуры героев, также потребовалось больше времени на оформление фона. Мы создали один общий театр, показали спектакль остальным ребятам в классе. Результаты представлены на фотографии 3.

Фото 3. Театр-оригами «Кто сказал «Мяу?»»

Мы считаем, что каждое занятие достигло своей цели. Учащиеся стали более дружными, они научились работать в команде, помогать одноклассникам и выслушивать их.

На завершающем занятии мы снова провели две диагностики с целью выявления у обучающихся уровня сплоченности.

Обобщив полученные результаты, мы выявили, что высокий уровень сплоченности у обучающихся составил – 57%, средний уровень – 38%, низкий уровень – 4%. Результаты представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Результаты тестирования и диагностики        Рисунок 2. Результаты тестирования и диагностики
                       на констатирующем этапе                                           на контрольном этапе

Мы хотим отметить, что уровень сплоченности у младших школьников значительно вырос, они стали больше обращаться за помощью друг к другу, стали более ближе общаться и взаимодействовать. Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. График сравнения констатирующего и контрольного этапа

Таким образом наша гипотеза оказалась верной, если разработать программу внеурочной деятельности по созданию театра-оригами; обеспечить регулярное посещение младших школьников кружковых занятий по данной программе; обеспечить участие всех учеников в театральных постановках, театры-оригами действительно способствуют развитию сплоченности у младших школьников.

Список использованной литературы:

1. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. / WWW.URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. – (06.05.2018)

2. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. / И. П. Иванов. – Киев: «Освита», 1992. – 130 с.

3. Лихачев, Б.Т. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1992. – 309 с.

4. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма. / А.С. Макаренко. – М., 1935. – 604 с.

5. Михайленко, О.И. Общая педагогика: Принципы и методы обучения. / WWW.URL: http://kpip.kbsu.ru/pd (04.05.2018).

6. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды. / Л.И. Новикова. – М.: 2005. – 329 с.

7. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для вузов. / И.П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2004. – 365 с.

8. Русалинова, А. А. Теория коллектива в советской психологии. Социальная психология. / А. А. Русалинова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 136 с.

9. Соколова, С. Театр оригами. Игрушки из бумаги. / С. Соколова. – М.: «Эксмо», 2006. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...