ПК 4.4. Педагогические разработки
материал по теме

Ситкина Анастасия Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx31.18 КБ
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные задания как средство активизации познавательного интереса младшего школьника на уроках математики

Математика в начальной школе – один из основных учебных предметов. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи. Без этого невозможно успешное обучение в школе. Огромна воспитательная роль математики: она открывает младшим школьникам дидактические игры занимательного характера. Теперь игры нужны им не только для интереса и развлечения, но и для обучения.

Все понимают, что знания, полученные без интереса, никогда не будут полезны. Поэтому одной из трyднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

Познавательный интерес в трудах ученых исследован достаточно тщательно. Но остаются не затронутыми некоторые вопросы. Основной вопрос – как вызвать устойчивый познавательный интерес.

Со временем дети все более равнодушно относятся к учебе.Особенно понижается познавательный интерес младших школьников к такому предмету как математика. Этот предмет чаще всего воспринимается учащимися как скучный и совершенно не интересный. Поэтому учителя активно ищут эффективные формы и методы обучения математике, которые бы могли помочь в активизации учебной деятельности и формировании познавательного интереса.

Нами было проведено исследование в этой области.

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть возможность применения занимательных заданий на уроках математики для активизации познавательного интереса учащихся второго класса

Задачи исследования:

- изучить теоретические основы формирования и развития познавательного интереса младших школьников;

- выявить особенности использования занимательных заданий на уроках математики.

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес — это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…».

Также Н.Г. Морозова описывает такой вид интереса как «важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению». Автор считает, что интерес это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере деятельности .

Мы считаем, что именно познавательный интерес является самым важным в учебном процессе начальной школы. Познавательный интерес у младших шкoльников имеет дoвольно яркую эмoциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, oписаниям, впечатлeниям.

Умственная нагрузка на уроках математики с каждый год увеличивается, и это заставляет задуматься о том, как же сохранить интерес на протяжении всего урока. Важнейшую роль здесь играют занимательные задания.

Недопустимо даже представить обучение младших школьников матеиматике без применения занимательности и дидактических игр. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и задачи всестoроннего развития и воспитания: активизируем умственную деятельность, заинтeресовываем математическим материалом, увлекаем детей, развиваем ум, расширяем, делаем математические представления глубже, закрепляем пoлученные знания и умения, упражняем в применении их в других видах деятельнoсти.

В результате проведенного исследования согласно поставленным задачам было подтверждено, что в педагoгической работе большое внимание следует уделять занимательным задания. Занимательные задания спосoбствуют лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и фoрмированию математических знаний учащихся. На основе анализа психoлого–педагогической и метoдической литературы нами был сделан следующий вывод, что для создания oптимальных условий развития личности и формирования познавательного интереса следует ввoдить занимательные задания как можнo раньше.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано:                                         Утверждено:

Зам. директора по ВР                                Директором ГБПОУ «ЧПК №1»

___________________                                ____________________________

Рабочая программа

«В здоровом теле - здоровый дух!»

Направление: спортивно-оздоровительное        Составители: Салахова А.А, Ситкина А.С.,

Вид: спортивно-оздоровительная                                         студентки «ЧПК№1», 36 гр.

Возрастная группа: 9-11 лет

Срок реализации: 1 год

Челябинск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

3

Учебно-тематическое планирование

7

Содержание

9

Содержание изучаемого курса

10

Материально-техническое обеспечение программы

11

Учебно-методическое оснащение

12

Мониторинговая карта

16

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пояснительная записка

Необходимость реализации образовательного курса о здоровом образе жизни продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. Нагрузки приводят к обострению психических болезней.

Анализ демографической структуры населения России показывает, что учащиеся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды. За последние 10 лет здоровье детей значительно ухудшилось: среди детей младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 92%, а распространенность функциональных отклонений в сочетании с хроническими заболеваниями увеличилась на 76%. Дети последних лет имеют ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьнообусловленных функций, при поступлении в школу, выросло в 2 раза.

Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков,  формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний,  рационального питания и других способов самосовершенствования.

Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.

Цели курса «В здоровом теле - здоровый дух» : формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Обучение:

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год (2017-2018 г.)

Формы проведения занятий:

В ходе реализации программы, используются следующие формы организации занятий:

-Игровая программа.

-Групповая и парная работа

-Практическая деятельность

-мастер-классы.

Режим занятий:

Занятия будут проходить 1 раз в неделю. Одно занятие продолжительностью в 40-45 минут.

Ожидаемые результаты:

По окончанию обучению обучающиеся должны:

  ЗНАТЬ:

•        -Основные режимные моменты

•        -Правила личной гигиены

•        -Технику безопасности в подвижных играх и играх с предметами.

УМЕТЬ:

•        -Планировать свое время

•        -Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид

•        -Уметь составлять режим дня.

•        -Четко выполнять правила игры;

•        -Объяснять правила игры товарищам

ВЛАДЕТЬ:

•        -Основными правилами сохранения здоровья

•        -Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье

Формы подведения итогов реализации программы:

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде праздников, игр, викторин.

Учебно-тематическое планирование

Раздел

Нумерац.

Содержание программы. Темы занятий

Количество часов

Форма организации деятельности уч-щя при проведении занятий

всего

Теоретич.

Практич.

Раздел 1.

«Основы ЗОЖ»

13

8

5

Индивидуальная форма. Фронтальная форма. Групповая форма.

Игровая форма.

Мастер-класс

Путешествие

Мозговой штурм

1.

Вводные занятия. «Я выбираю ЗОЖ»

2

2

0

Путешествие

2.

Режим дня, учёбы и отдыха

2

1

1

Мозговой штурм

Фронтальная форма

3.

Здоровье и здоровый образ жизни

2

1

1

Индивидуальная форма. Фронтальная форма. Групповая форма

4.

Личная гигиена

2

1

1

Мозговой штурм

Мастер-класс. Фронтальная форма. Групповая форма

5.

Основы рационального питания

3

2

1

Мастер-класс. Фронтальная форма.

6.

Закаливание

2

1

1

Фронтальная форма. Групповая форма. Игровая форма.

Раздел 2

«Игры»

55

5

50

7.

Подвижные игры

11

1

10

Фронтальная форма. Игровая форма.

8.

Сюжетно-ролевые игры

3

1

2

Фронтальная форма.

Игровая форма.

9.

Игры с предметами

1

0

1

Игровая форма. Групповая форма.

10.

Игры большой подвижности

7

1

6

Игровая форма. Групповая форма.

11.

Игры-драматизация

13

1

12

Групповая форма.

Игровая форма.

12.

Хороводные игры

2

1

1

Групповая форма. Игровая форма.

13.

Спортивно-игровые программы

6

0

6

Игровая форма. Групповая форма.

14.

Игры на развитие психических процессов

2

0

2

Индивидуальная форма. Групповая форма.

15.

Игры «Квест»

10

0

10

Групповая форма. Игровая форма

Итого

68

13

55

Содержание изучаемого курса:

Введение в образовательную программу (13 ч)

        Цели и задачи на год. Понятие «Здоровый образ жизни». Краткий обзор каждого аспекта здорового образа жизни. Анализ своего образа жизни и сравнение с эталоном ЗОЖ.

        Правило рационального распределения свободного времени. Анализ собственного режима дня и корректировка его в соответствии с правилами ЗОЖа. Демонстрация правильного режима дня.

         Общие сведения о здоровье. Анализ своего состояния здоровья. Нормы физического и психического здоровья человека.

         Раскрытие понятия «гигиена». Гигиенические нормы.

        Демонстрация правильного рациона питания. Составление и анализ своего рациона питания. Обучение простейшим рецептам приготовления здоровой и вкусной пищи.

        Общие сведения о закаливании. Проведение беседы о том, какие есть формы закаливания.

Игры (55 ч)

        Общая беседа про игры перед проведением каждой спортивно-оздоровительной игрой. Их предназначения в жизни. Знакомство с разными видами игр. Проведение игр. Знакомство с игрой «Квест». На заключительном этапе, проведение игры-Квест с сопровождением педагога.

Материально-техническое обеспечение программы

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения программы

Техническое оснащение:

1

Доска

2

Мультимедийный комплекс

3

Проектор

4

Компьютер

5

Ноутбук

6

Презентации

7

Видео

Материальное оснащение

1.

Кабинет

2.

Спортивный зал/ площадка

3.

Стол учителя

4.

Парты

5.

Спортивный инвентарь:

-мячи

-скакалки

-обручи

-эстафетные палочки

-кегли

Канцелярия

1

Тетрадь

2

Цветные карандаши

3

Ручка

4

Линейка

Учебно-методическое оснащение

Для учителя

Для учащегося

Обязательное

Дополнительное

Обязательное

Дополнительный

Учебно-методическое пособие на тему «Основы здорового образа жизни»

URL:http://festival.1september.ru/articles/609772/ формирование ЗОЖ у младших школьников во внеурочное время

Рабочая тетрадь

URL:http://www.properdiet.ru/osnovy_pitanija/pravilnoe_pitanija_dlja_detejj/ Правильное питание детей

Учебно-методическое пособие на тему «Здоровье начинается с правильной еды»

URL: http://diplomba.ru/work/102149 роль педагога в формирование ЗОЖ у младших школьников

Ватманы,

Карандаши,

Фломастеры.

URL: http://stanzdorovei.ru/zdoroviie-obraz/zdorovyj-obraz-zhizni-dlya-detej.html Здоровый образ жизни детей

Учебно-методическое пособие на тему

«Подвижные и спортивные игры»

URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/644/28644/11857 методические рекомендации по проведению спортивно-оздоровительных игр

URL: http://childish.fome.ru/main-3.html спортивно-оздоровительные игры для детей

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.:Просвещение, 2010
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  3. Езушина Е.В. “Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки” - Волгоград: “Учитель”, 2008
  4. Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007
  5. Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009
  6. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008
  7. ФГОС НОО
  8.   Здоровый образ жизни

 URL http://www.studfiles.ru/preview/2906157/ (дата обращения: 23.04.2017)

  1. Формирование здорового образа жизни у младших школьников

 URL:http://diplomba.ru/work/101631  (дата обращения 23.04.2017)

  1. Здоровье младших школьников

URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/zdorov-ie-mladshikh-shkol-nikov (дата обращения 23.04.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...