ПК 4.4. Педагогические разработки
материал по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 31.18 КБ |
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные задания как средство активизации познавательного интереса младшего школьника на уроках математики
Математика в начальной школе – один из основных учебных предметов. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи. Без этого невозможно успешное обучение в школе. Огромна воспитательная роль математики: она открывает младшим школьникам дидактические игры занимательного характера. Теперь игры нужны им не только для интереса и развлечения, но и для обучения.
Все понимают, что знания, полученные без интереса, никогда не будут полезны. Поэтому одной из трyднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
Познавательный интерес в трудах ученых исследован достаточно тщательно. Но остаются не затронутыми некоторые вопросы. Основной вопрос – как вызвать устойчивый познавательный интерес.
Со временем дети все более равнодушно относятся к учебе.Особенно понижается познавательный интерес младших школьников к такому предмету как математика. Этот предмет чаще всего воспринимается учащимися как скучный и совершенно не интересный. Поэтому учителя активно ищут эффективные формы и методы обучения математике, которые бы могли помочь в активизации учебной деятельности и формировании познавательного интереса.
Нами было проведено исследование в этой области.
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть возможность применения занимательных заданий на уроках математики для активизации познавательного интереса учащихся второго класса
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы формирования и развития познавательного интереса младших школьников;
- выявить особенности использования занимательных заданий на уроках математики.
По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес — это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…».
Также Н.Г. Морозова описывает такой вид интереса как «важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению». Автор считает, что интерес это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере деятельности .
Мы считаем, что именно познавательный интерес является самым важным в учебном процессе начальной школы. Познавательный интерес у младших шкoльников имеет дoвольно яркую эмoциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, oписаниям, впечатлeниям.
Умственная нагрузка на уроках математики с каждый год увеличивается, и это заставляет задуматься о том, как же сохранить интерес на протяжении всего урока. Важнейшую роль здесь играют занимательные задания.
Недопустимо даже представить обучение младших школьников матеиматике без применения занимательности и дидактических игр. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и задачи всестoроннего развития и воспитания: активизируем умственную деятельность, заинтeресовываем математическим материалом, увлекаем детей, развиваем ум, расширяем, делаем математические представления глубже, закрепляем пoлученные знания и умения, упражняем в применении их в других видах деятельнoсти.
В результате проведенного исследования согласно поставленным задачам было подтверждено, что в педагoгической работе большое внимание следует уделять занимательным задания. Занимательные задания спосoбствуют лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и фoрмированию математических знаний учащихся. На основе анализа психoлого–педагогической и метoдической литературы нами был сделан следующий вывод, что для создания oптимальных условий развития личности и формирования познавательного интереса следует ввoдить занимательные задания как можнo раньше.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по ВР Директором ГБПОУ «ЧПК №1»
___________________ ____________________________
Рабочая программа
«В здоровом теле - здоровый дух!»
Направление: спортивно-оздоровительное Составители: Салахова А.А, Ситкина А.С.,
Вид: спортивно-оздоровительная студентки «ЧПК№1», 36 гр.
Возрастная группа: 9-11 лет
Срок реализации: 1 год
Челябинск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Учебно-тематическое планирование | 7 |
Содержание | 9 |
Содержание изучаемого курса | 10 |
Материально-техническое обеспечение программы | 11 |
Учебно-методическое оснащение | 12 |
Мониторинговая карта | 16 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
Пояснительная записка
Необходимость реализации образовательного курса о здоровом образе жизни продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. Нагрузки приводят к обострению психических болезней.
Анализ демографической структуры населения России показывает, что учащиеся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды. За последние 10 лет здоровье детей значительно ухудшилось: среди детей младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 92%, а распространенность функциональных отклонений в сочетании с хроническими заболеваниями увеличилась на 76%. Дети последних лет имеют ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьнообусловленных функций, при поступлении в школу, выросло в 2 раза.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.
Цели курса «В здоровом теле - здоровый дух» : формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год (2017-2018 г.)
Формы проведения занятий:
В ходе реализации программы, используются следующие формы организации занятий:
-Игровая программа.
-Групповая и парная работа
-Практическая деятельность
-мастер-классы.
Режим занятий:
Занятия будут проходить 1 раз в неделю. Одно занятие продолжительностью в 40-45 минут.
Ожидаемые результаты:
По окончанию обучению обучающиеся должны:
ЗНАТЬ:
• -Основные режимные моменты
• -Правила личной гигиены
• -Технику безопасности в подвижных играх и играх с предметами.
УМЕТЬ:
• -Планировать свое время
• -Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид
• -Уметь составлять режим дня.
• -Четко выполнять правила игры;
• -Объяснять правила игры товарищам
ВЛАДЕТЬ:
• -Основными правилами сохранения здоровья
• -Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье
Формы подведения итогов реализации программы:
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде праздников, игр, викторин.
Учебно-тематическое планирование
Раздел Нумерац. | Содержание программы. Темы занятий | Количество часов | Форма организации деятельности уч-щя при проведении занятий | ||
всего | Теоретич. | Практич. | |||
Раздел 1. | «Основы ЗОЖ» | 13 | 8 | 5 | Индивидуальная форма. Фронтальная форма. Групповая форма. Игровая форма. Мастер-класс Путешествие Мозговой штурм |
1. | Вводные занятия. «Я выбираю ЗОЖ» | 2 | 2 | 0 | Путешествие |
2. | Режим дня, учёбы и отдыха | 2 | 1 | 1 | Мозговой штурм Фронтальная форма |
3. | Здоровье и здоровый образ жизни | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная форма. Фронтальная форма. Групповая форма |
4. | Личная гигиена | 2 | 1 | 1 | Мозговой штурм Мастер-класс. Фронтальная форма. Групповая форма |
5. | Основы рационального питания | 3 | 2 | 1 | Мастер-класс. Фронтальная форма. |
6. | Закаливание | 2 | 1 | 1 | Фронтальная форма. Групповая форма. Игровая форма. |
Раздел 2 | «Игры» | 55 | 5 | 50 | |
7. | Подвижные игры | 11 | 1 | 10 | Фронтальная форма. Игровая форма. |
8. | Сюжетно-ролевые игры | 3 | 1 | 2 | Фронтальная форма. Игровая форма. |
9. | Игры с предметами | 1 | 0 | 1 | Игровая форма. Групповая форма. |
10. | Игры большой подвижности | 7 | 1 | 6 | Игровая форма. Групповая форма. |
11. | Игры-драматизация | 13 | 1 | 12 | Групповая форма. Игровая форма. |
12. | Хороводные игры | 2 | 1 | 1 | Групповая форма. Игровая форма. |
13. | Спортивно-игровые программы | 6 | 0 | 6 | Игровая форма. Групповая форма. |
14. | Игры на развитие психических процессов | 2 | 0 | 2 | Индивидуальная форма. Групповая форма. |
15. | Игры «Квест» | 10 | 0 | 10 | Групповая форма. Игровая форма |
Итого | 68 | 13 | 55 |
Содержание изучаемого курса:
Введение в образовательную программу (13 ч)
Цели и задачи на год. Понятие «Здоровый образ жизни». Краткий обзор каждого аспекта здорового образа жизни. Анализ своего образа жизни и сравнение с эталоном ЗОЖ.
Правило рационального распределения свободного времени. Анализ собственного режима дня и корректировка его в соответствии с правилами ЗОЖа. Демонстрация правильного режима дня.
Общие сведения о здоровье. Анализ своего состояния здоровья. Нормы физического и психического здоровья человека.
Раскрытие понятия «гигиена». Гигиенические нормы.
Демонстрация правильного рациона питания. Составление и анализ своего рациона питания. Обучение простейшим рецептам приготовления здоровой и вкусной пищи.
Общие сведения о закаливании. Проведение беседы о том, какие есть формы закаливания.
Игры (55 ч)
Общая беседа про игры перед проведением каждой спортивно-оздоровительной игрой. Их предназначения в жизни. Знакомство с разными видами игр. Проведение игр. Знакомство с игрой «Квест». На заключительном этапе, проведение игры-Квест с сопровождением педагога.
Материально-техническое обеспечение программы
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения программы |
Техническое оснащение: | |
1 | Доска |
2 | Мультимедийный комплекс |
3 | Проектор |
4 | Компьютер |
5 | Ноутбук |
6 | Презентации |
7 | Видео |
Материальное оснащение | |
1. | Кабинет |
2. | Спортивный зал/ площадка |
3. | Стол учителя |
4. | Парты |
5. | Спортивный инвентарь: -мячи -скакалки -обручи -эстафетные палочки -кегли |
Канцелярия | |
1 | Тетрадь |
2 | Цветные карандаши |
3 | Ручка |
4 | Линейка |
Учебно-методическое оснащение
Для учителя | Для учащегося | ||
Обязательное | Дополнительное | Обязательное | Дополнительный |
Учебно-методическое пособие на тему «Основы здорового образа жизни» | URL:http://festival.1september.ru/articles/609772/ формирование ЗОЖ у младших школьников во внеурочное время | Рабочая тетрадь | URL:http://www.properdiet.ru/osnovy_pitanija/pravilnoe_pitanija_dlja_detejj/ Правильное питание детей |
Учебно-методическое пособие на тему «Здоровье начинается с правильной еды» | URL: http://diplomba.ru/work/102149 роль педагога в формирование ЗОЖ у младших школьников | Ватманы, Карандаши, Фломастеры. | URL: http://stanzdorovei.ru/zdoroviie-obraz/zdorovyj-obraz-zhizni-dlya-detej.html Здоровый образ жизни детей |
Учебно-методическое пособие на тему «Подвижные и спортивные игры» | URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/644/28644/11857 методические рекомендации по проведению спортивно-оздоровительных игр | URL: http://childish.fome.ru/main-3.html спортивно-оздоровительные игры для детей |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.:Просвещение, 2010
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Езушина Е.В. “Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки” - Волгоград: “Учитель”, 2008
- Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007
- Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008
- ФГОС НОО
- Здоровый образ жизни
URL http://www.studfiles.ru/preview/2906157/ (дата обращения: 23.04.2017)
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников
URL:http://diplomba.ru/work/101631 (дата обращения 23.04.2017)
- Здоровье младших школьников
URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/zdorov-ie-mladshikh-shkol-nikov (дата обращения 23.04.2017)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...