ПК 4.4 Педагогические разработки
материал на тему

Егорова Ксения Михайловна

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗОЛОТОЙ КИТЁНОК»

                                   ОГЛАВЛЕНИЕ                    

                 

Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса

5

Мониторинговая карта

11

Материально-техническое обеспечение

13

Учебно-методический комплекс

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

16

ПРИЛОЖЕНИЕ

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет духовно-нравственную направленность. Программа направлена на формирование нравственных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель программы «Золотой китёнок» - формирование читательской компетентности младшего школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Представленная целостная программа разработана для учащийся начальной школы 7-10 лет, состоящая из 3 частей, связанных друг с другом, рассчитана на 35 часов в 4 классе.

Содержание программы выстроено в 3 части:

1-ая часть – « Современная детская проза»;

2-ая часть – « Современная детская приключенческая литература»;

 3-я часть – « Современная детская зарубежная литература».

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность ребенка, где он выступает в роли субъекта литературной деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально - положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с произведениями.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализует через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к людям.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через чтение дополнительной современной детской литературы. Формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая, с родителями дома.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практическая работа, создание литературных проектов, изготовление подделок, театрализованные представления.

Результативность. Результативность и целесообразность работ по программе «Золотой китёнок» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводится обощающее занятие – создание общего проекта, анализ творческих работ детей, что и является формой подведения итогов.

Личностные результаты:

- интерес к познанию различных современных детских произведений;

- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста;

-развитие способности формирования эстетических, нравственных и духовных суждений по литературным вопросам;

-формирование эстетического вкуса;

-воспитание личности со свободным и независимым мышлением.

Метапредметные результаты:

-применять теоретические знания при общении с людьми.

Предметные результаты:

-знать дополнительную современную детскую литературу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

«ЗОЛОТОЙ КИТЁНОК»-39 часов

Тема занятия

              В том числе

Формы проведения

Теоретическое занятие

Практическое занятие

        Введение (1 час)

1

Вводное занятие: «Что такое нравственность?»

1

Инструктаж

Раздел 1. Современная детская зарубежная литература  (13 часов)

2

Сэм Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?»

1

1

Чтение и обсуждение. Сочинение «Про тех, кого я люблю».

3

Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»

1

Чтение и обсуждение. Чтение по ролям.

4

М.Парр «Вафельное сердце»

1

1

Чтение. Беседа о прочитанном.

Групповая работа мини-сочинение «Дружба».

5

М.Парр «Тоня Глиммердал»

1

Чтение. Беседа. Обсуждение о том, что «главное в жизни»(по сюжету книги).

6

Нил Гейман «Коралина»

1

Чтение сказки.Обсуждение. Рисунок на тему «Моя дружная семья».

7

Кэтрин Патерсон «Мост в Терабитию»

1

Чтение и обсуждение. Аппликация «Страна Вообразилия»

8

Наринэ Абгарян «Манюня»

1

1

Чтение и обсуждение(последующие чтение дома). Аппликация «Я и мой друг».

9

10

Роальд Даль «Мотильда»

1

Чтение и обсуждение(последующее чтение дома).

11

Ульф Старк «Пусть танцуют белые медведи»

1

1

Чтение и обсуждение. Сочинение «Идеал».

12

Раздел 2. Современная детская приключенческая литература (13 часов)

13

Франсис Малька «Торговец зонтиками»

1

Начало чтение и обсуждение ( последующее чтение дома).

14

Жюль Верн «Таинственный остров»

1

1

Чтение и обсуждение ( последующее чтение дома). Театральная постановка «Путешественники на воздушном шаре».

15

16

Чарльз Диккенс «Оливер Твист»

1

Чтение и обсуждение.

17

Ричард Адамс «Обитатели холмов»

1

1

Чтение и обсуждение. Рисунок «Главные герои-кролики»

18

Дж.Роулинг «Винни-Пух»

1

Чтение. Театральная постановка «Винни и его друзья».

19

«Питер Пен»

1

Читают и обсуждают.

20

«Мэри Поппинс»

1

1

Читают и обсуждают.

Рисунок «Необычная няня»

21

22

«Гарри Поттер»

1

Читают и обсуждают.

23

1

24

1

Театрализованное представление «Письмо».

               Раздел 3. Современная детская проза (13 часов)

25

«Приключения Васи Куролесова» Юрий Коваль

1

Чтение рассказа (дополнительно дома). Беседа.

26

«Чистый Дор» Юрий Коваль

1

Чтение рассказа. Чтение по ролям.

27

Кир Булычёв «Приключения Алисы»

1

Чтение и обсуждение.

28

1

Рисунок «Приключения Алисы»

29

Евгений Велтистов «Все приключения Электроника»

1

Чтение и обсуждение.

30

1

Театрализованное представление «Встреча».

31

Софья Прокофьева «Приключения жёлтого чемоданчика»

1

Чтение и обсуждение.

32

1

Рисунок «Жёлтый чемоданчик».

33

Абрамов С. «Выше радуги»

1

Чтение, обсуждение,беседа.

34

Алексин А. «Тайна старой дачи»

1

1

Чтение,беседа. Рисунок «Таинственная дача».

35

Обобщающее занятие.

2

Проект «Любимые персонажи».

    Итого

23

17

40

Содержание курса. 4-ый год обучения

«ЗОЛОТОЙ КИТЁНОК»-39 часов

«ВВЕДЕНИЕ».(1 час)

Тема 1.Вводное занятие: «Что такое нравственность?»(1 час)

Знакомство с программой работы внеклассных занятий, правилами при проведении практических работ.

РАЗДЕЛ 1. «СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»(13 часов)

Тема 2. Сэм Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?»(2 часа)

Начало чтения рассказа и его обсуждение. Практическая работа - сочинение «Про тех, кого я люблю».

Тема3. Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»(1 час) 

Начало чтение книги и её обсуждение. Чтение фрагментов по ролям.

Тема 4. М.Парр «Вафельное сердце»(2 часа) 

Начало чтения книги. Беседа о прочитанном. Групповая работа детей  мини-сочинение «Дружба».

Тема 5. М.Парр «Тоня Глиммердал»(1 час)

Начало чтения. Беседа о прочитанном. Обсуждение (дискуссия) о том, что «главное в жизни» (по сюжету книги).

Тема 6. Нил Гейман «Коралина»(1 час)

Чтение сказки. Обсуждение её. Выполнение рисунка на тему «Моя дружная семья». Выполнение цветными карандашами, мелками или фломастерами.

Тема 7. Кэтрин Патерсон «Мост в Терабитию»(1 час)

Начало чтения и обсуждение книги. Аппликация из цветной бумаги на тему: «Страна Вообразилия».

Тема 8 и 9. Наринэ Абгарян «Манюня»(2 часа)

Начало чтения книги и обсуждение её (последующие чтение дома). Аппликация из цветной бумаги на тему: «Я и мой друг».

Тема 10. Роальд Даль «Мотильда»(1 час)

Начало чтения и обсуждение(последующее чтение дома).

Тема 11 и 12. Ульф Старк «Пусть танцуют белые медведи»(2 часа)

Начало чтения и обсуждение. Сочинение на тему:  «Идеал»,  по сюжету книги. Идеал – ребенка, отца и отношений между ними.

РАЗДЕЛ 2. «СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»( 13часов)

Тема 13. Франсис Малька «Торговец зонтиками»( 1час).

Начало чтения и дальнейшее обсуждение ( последующее чтение дома).

Тема 14 и 15. Жюль Верн «Таинственный остров»(2 часа).

Начало чтения и обсуждение (последующее чтение дома). Театральная постановка «Путешественники на воздушном шаре».

Тема 16. Чарльз Диккенс «Оливер Твист» (1 час).

Начало чтения и обсуждение произведения.

Тема 17. Ричард Адамс «Обитатели холмов» (2 часа).

Начало чтения и обсуждение. Выполнение детьми рисунка «Главные герои – колики». Представление детей – какие они ( как выглядят).

Тема 18. Дж.Роулинг «Винни-Пух» (1 час).

Чтение (беглое ,для того, чтобы вспомнить  некоторые детали). Театральная постановка «Винни и его друзья».

Тема 19. «Питер Пен» (1 час).

Начало чтения и обсуждение (последующее чтение дома).

Тема 20 и 21. «Мэри Поппинс» (2 часа).

Начало чтения и обсуждение. Беседа о прочитанном. Выполнение детьми рисунка на тему  : «Необычная няня».

Тема 22, 23 и 24. « Гарри Поттер» (3 часа).

Начало чтения и обсуждение. Беседа. Театрализованное представление «Письмо». Разыгрывается детьми сцена, где к главному герою книги прилетает сова с письмом из Хогвартса.

РАЗДЕЛ 3. «СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ПРОЗА» (12 часов)

Тема 25. Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова» (1 час).

Чтение рассказа (дополнительно дома). Беседа о прочитанном с детьми.

Тема 26.Юрий Коваль «Чистый Дор» (1 час).

Чтение рассказа. Чтение детьми по ролям.

Тема 27 и 28. Кир Булычёв «Приключения Алисы» (2 часа).

Начало чтения и обсуждение прочитанного. Выполнение детьми рисунка « Приключения Алисы». Выполнение рисунка цветными фломастерами.

Тема 29 и 30. Евгений Велтистов «Все приключения Электроника» ( 2 часа).

Начало чтения и обсуждение произведения. Театрализованное представление «Встреча». По сюжету дети разыгрывают встречу Серёжи и его двойника.

Тема 31 и 32. Софья Прокофьева «Приключения жёлтого чемоданчика» (2 часа).

Начало чтения и обсуждение произведения. Выполнение детьми рисунка «Жёлтый чемоданчик». Выполнение гуашью. 

Тема 33. Абрамов С. «Выше радуги» (1 час).

Начало чтения, обсуждение с детьми и беседа о прочитанном.

Тема 34. Алексин А. «Тайна старой дачи» (2 часа).

Начало чтения и беседа о прочитанном. Выполнение детьми рисунка на тему : «Таинственная дача». Выполнение рисунка гуашью.

Тема 35. Обобщающее занятие (2 часа).

Выполнение детьми проекта «Любимые персонажи». Дети выполняют аппликации (персонажей любимых), после завершения клеют его на общий ватман, кратко рассказывают о нём, кто написал произведение с этим героем, чему оно учит и почему именно этот герой.

МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЗОЛОТОЙ КИТЁНОК»

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

Личностные результаты:

1.Формрование умения читать словосочетаниями и синтагмами;

2.Формирование осмысленного чтения текста;

3. Формирование выразительности чтения по книге как подготовленного, так и неподготовленного текста.

Предметные результаты:

1.Сформированность умения осмысленно читать текст;

2.Сформированность выразительности чтения текста;

3.Осознание нужности проведения творческих заданий, связанных с произведением.

Метапредметные результаты:

1.Освоение способов быстрого и правильного чтения;

2.Овладение правильной и выразительной речи;

3.Правильное выполнение творческих заданий под определенное произведение.

Планируемый воспитательный результат:

-умеют осмысленно и выразительно читать;

-способны самостоятельно подготовиться к выразительному чтению;

-способны самостоятельно подготовить и осуществить творческую деятельность по определенной теме.

Планируемый воспитательный эффект:

-осмысленное и выразительное чтение;

-самостоятельная подготовка к выразительному чтению;

-самостоятельная подготовка и осуществление творческой деятельности.

Мотивация учебной деятельности:

-стремление читать книги, для внеклассного изучения;

-интерес к творческой деятельности;

-сформированность познавательных мотивов.

Проверка техники чтения, осознанности прочтения : «Переполох в игрушечном городе».

Диагностика скорости, понимания и выразительности чтения (+правильное выполнение творческих заданий).

Проект : «Любимые персонажи»

Сентябрь

Декабрь-Январь

Май

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для осуществления образовательного процесса по программе «Золотой китёнок» необходимы:

1.Технические принадлежности:

  • Компьютер;
  • Проектор;
  • Принтер;
  • Аудио- и видеозаписи.

2.Наглядные пособия:

  • Иллюстрации;
  • Раздаточный материал;
  • Книги для просмотра.

3.Материальное обеспечение:

  • Кабинет;
  • Книги для просмотра;

4.Канцтовары:

  • Ручки;
  • Карандаши;
  • Фломастеры;
  • Бумага белая простая;
  • Бумага цветная;
  • Ватман;
  • Клей, ножницы;
  • Ткань, блёстки и подобное (для костюмов на представления).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Для ученика:

Дополнительная литература:

  • Сборники рассказов/сказок русских и зарубежных;
  • Любимая книга учащегося.

Интернет ресурсы:

Для учителя:

Дополнительная литература:

  • Сборники рассказов/сказок русских и зарубежных;
  • Списки рекомендательные.

Интернет ресурсы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. Москва “Академия”, 2008.
  2. Васильева М. С., Оморокова М. И., Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. ¬ Москва: Педагогика, 1977.
  3. Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Альма Матер, 2006.
  4. Жанры литературы : https://m.livelib.ru
  5. Упражнения скорость чтения для етей 4 класса : https://iqsha.ru

                                    ПРИЛОЖЕНИЕ

Проверка техники чтения, осознанности прочтения : «Переполох в игрушечном городе».

«По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька-Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На защита.

Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька – Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.

Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:

-Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?

-Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! – сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. – Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!

-Рразве мне жалко? – сказал Тигр. – Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!

Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.»

173 слова (Т.Александрова).

                          Вопросы

      Варианты ответов

1

-Кто мчался по улицам города?

  1. Курица; 2. Ванька-Встанька; 3.Ляля; 4.Тигр

2

-Когда курица падала в обморок?

1.Когда боялась; 2. Когда стояла посреди улицы; 3.Когда собирала цыплят; 4.Когда пряталась.

3

-Кто совсем не испугался Тигра?

1.Ванька-Встанька; 2. Курица; 3. Куклы Ляли Розовая и Голубая; 4.Цыплята.

4

-Что забрали без спроса у Тигра?

1.Бант; 2.Конфету; 3.Шляпу; 4.Шарф.

5

-Какого цвета у Тигра был его счастливый предмет?

1.Розовый; 2.Зеленый; 3.Голубой; 4.Фиолетовый.

Обработка и интерпретация результатов опросного листа

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащихся развито осмысленное чтение текста.

Диагностика скорости, понимания и выразительности чтения (+правильное выполнение творческих заданий).

Задание 1.

Крапивное счастье:

«Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные, ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет!

И вдруг слышит Крапива:

-Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт… - Это белые ромашки прошептали.

-Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.

-Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит.

-Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.

-Мы завидуем твоей спокойной жизни!- хором пропели цветы и ягоды.

-Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, - добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету- не нюхают, засохну- не вспомнят…

И вдруг Крапива всхлипнула:

-Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье.

Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.»

(158 слов. Н.Сладков)

                      Вопросы

           Вариант ответов

1

-Как назывался рассказ?

1.Ягодкино счастье; 2.Ромашковое счастье; 3.Крапивное счастье; 4.Шиповное счастье.

2

-На что жаловалась главная героиня рассказа?

1.На погоду; 2.На свое несчастье; 3.На соседей; 4.На ярко солнце.

3

-В чем заключалось счастье героини?

1.Её никто не ел; 2.Её никто не рвал; 3.Её никто не любил; 4. Её никто не нюхал.

Обработка и интерпретация результатов опросного листа.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащихся развито осмысленное чтение текста.

Задание 2.

Нарисовать красочную иллюстрацию к рассказу цветными карандашами и пересказать рассказ.

Если выполнен рисунок красочно, с деталями, подходящий под сюжет и присутствует хороший подробный пересказ начисляется 3 балла.

Если рисунок выполнен красочно, присутствует пересказ, но без деталей 2 балла.

Если выполнен рисунок не ярко, без деталей, пересказ небольшой ли вовсе отсутствует, то начисляется 1-0 баллов.

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащихся развито творческое мышление, запоминание прочитанного ранее текста.

Проект: «Любимые персонажи».

Перед началом обобщающего, завершающего занятия на доске висит, ранее приготовленный учителем, длинный ватман ( либо обои), с цветным фоном.

Дети берут с собой цветную бумагу, клей, карандаши/фломастеры/мелки, ножницы.

Задание:  Дети выполняют аппликации (персонажей любимых), после завершения клеют его на общий ватман, кратко рассказывают о нём, кто написал произведение с этим героем, чему учит поизведение и почему они выбрали  именно этого героя.

После всех персонажей наклеивают на общий холст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...