Формирование коммуникативных компетенций – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в 1 классе
статья (1 класс) на тему

Хапугина Татьяна Владимировна

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Формирование коммуникативных компетенций является актуальной проблемой, решение которой важно как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных навыков, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности  является очень актуальной задачей в работе учителя первого класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных компетенций – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в 1 классе.

 «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

«6.2  Ключевые компетентности как результаты образования

Содержание образования ориентировано на достижение каждым обучающимся результатов образования, определяемых Стандартом, в виде сформированных ключевых компетентностей:

  • компетентность разрешения проблем;
  • информационная компетентность;
  • коммуникативная компетентность…»

выдержка из

Государственного общеобразовательного стандарта образования РФ

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности.

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Формирование коммуникативных компетенций является актуальной проблемой, решение которой важно как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества  разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности человека, да и к успешной жизни в целом.

Таким образом, формирование коммуникативных компетенций является ключевой задачей развития личности, и, следовательно, одним из приоритетов российского образования.

Само понятие "коммуникация" произошло от лат. communication - сообщение, связь, путь сообщения. А это слово в свою очередь, произошло от соmmunicо - делаю общим, связываю, общаюсь.

Коммуникация включает в себя следующие этапы:

•        планирование;

•        установление контакта;

•        обмен информацией;

•        рефлексия.        

Коммуникацию определяют как акт общения (или коммуникативный акт). Она включает в себя следующие компоненты:

  • коммуниканты (общающиеся, обычно не менее двух человек);
  • действие, которое подразумевает под собой общение (говорение, жестикулирование, мимика и т.п.);
  • содержание сообщения (форма и смысл):
  • канал связи (органы речи, слуха, зрительный, визуально-вербальный);
  • мотивы коммуникантов (цели, намерения, побуждения).

Сами коммуникативные акты ученые рассматривают по их типам и выделяют следующие разновидности:

  • по содержанию (производственные, практически-бытовые, межличностные, научно-теоретические и т.д.);
  • по форме контактирования (прямые, опосредованные);
  • по типу связи (двунаправленные, однонаправленные);
  • по степени взаимосоответствия коммуникантов (высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная);
  • по результатам (от негативного к позитивному).

Речевая коммуникация включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и сообщение как продукт речи.

В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата.

Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица).

Способность человека к коммуникации определяется как коммуникативность.

Коммуникативность – это

  • мотивированность любого действия учащегося, совершение его из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования;
  • готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений качеств личности;
  • связь общения со всеми другими видами деятельности ученика - общественной, спортивной, художественной и т. п.;
  • постоянная новизна и эвристичность, когда исключается произвольное заучивание и воспроизведение заученного;
  • умение пользоваться разнообразными речевыми средствами, речевыми умениями, чтобы воздействовать с их помощью на других людей, а также выразить себя.

Для того чтобы обладать коммуникативностью, учащийся должен овладеть определенными коммуникативными умениями:

  • межличностной коммуникации (использование различных средств общения);
  • межличностного взаимодействия (способность к установлению обратной связи);
  • межличностного восприятия (умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, включаться в общение и организовывать его).

Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.

По мнению Е.М. Алифановой, "Компетенция - это набор знакомых знаний, умений, навыков, а компетентность - это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности".

Коммуникативная компетенция включает следующие структурные элементы:

  • знание способов взаимодействия с окружающими;
  • умение и навыки использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения;
  • практическое овладение диалогической и монологической речью;
  • овладение культурой устной и письменной речи;
  • владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
  • владение навыками работы в группе, коллективе;
  • способность к осуществлению учебного сотрудничества;
  • владение различными социальными ролями;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.

Исходя из социального заказа, требований государственного образовательного стандарта, они являются для учителя основными задачами формирования коммуникативной компетенции.

Но коммуникативная компетенция – это  не только овладение необходимым набором знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Так решаются и  воспитательные задачи по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, слушать, отвечать на вопросы и анализировать различные тексты на родном, государственном и иностранном языках и др.

Таким образом, владение перечисленными умениями, способность устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми определяется как коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

  • эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
  • когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
  • поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных навыков, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Причинами этого являются следующие особенности:

1. С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

2. У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности.

3. Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития.

4. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.

5. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.

6. У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.

7. Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации.

Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют:

•        комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность);

•        уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);

•        желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;

•        умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими;

  • умение представить себя.

Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является очень актуальной задачей в работе учителя первого класса.

Не секрет, что  зачастую 80- 90% учебного времени в 1 классе занимает речь учителя. Это связано с объективными  причинами (сокращением количества часов, трудности содержания программы). Кроме того, в области общения многие первоклассники испытывают большие трудности. Но есть причины, связанные с неумением разумно распределять время урока, правильно выбрать формы и методы, способствующие развитию учащихся. Все это убивает речь детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся, провоцирует порой агрессивное поведение. Учащиеся не умеют ясно и точно выражать свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития.

Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) первоклассники должны получать с первых дней обучения в школе.

Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?

1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. Если ученик стеснительный, чрезмерно скромный, или просто испытывает сильную тревогу при ответе у доски, его ответ будет намного хуже имеющихся знаний. Его оценка, соответственно, ниже.

2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать с социумом. А это требует хороших коммуникативных навыков. Поэтому первые годы обучения в школе должны быть особенно продуктивными.

Сегодня школа ставит во главу не только информацию и получение знаний, а коммуникацию. В приоритете выступает личностное развитие учащихся. В особенности это касается образовательной системы школьников младших классов. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала на уроках в начальной школе.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Судогодская основная общеобразовательная школа» Учитель начальных классов Хапугина Т.В. Формирование коммуникативных компетенций – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в 1 к л а с с е

Слайд 2

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери « 6.2 Ключевые компетентности как результаты образования. Содержание образования ориентировано на достижение каждым обучающимся результатов образования, определяемых Стандартом, в виде сформированных ключевых компетентностей: компетентность разрешения проблем; информационная компетентность; коммуникативная компетентность …» выдержка из Государственного общеобразовательного стандарта образования РФ

Слайд 3

Актуальность вопроса Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности . Занимаясь коммуникацией , человек формируется как личность и субъект деятельности. Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. К оммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности человека и к успешной жизни в целом . Формирование коммуникативных компетенций является ключевой задачей развития личности, и, следовательно, одним из приоритетов российского образования .

Слайд 4

Что такое «Коммуникация»? Понятие «Коммуникация» произошло от лат. C ommunication - сообщение, связь, путь сообщения. Соmmunicо - делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникация включает в себя следующие этапы : • планирование ; • установление контакта; • обмен информацией ; • рефлексия.

Слайд 5

Что такое «Коммуникация»? Коммуникация = акт общения ( коммуникативный акт ). Компоненты коммуникации: • коммуниканты (общающиеся, не менее двух человек); • действие - общение (говорение, жестикулирование, мимика и т.п.); • содержание сообщения (форма и смысл): • канал связи (органы речи, слуха, зрительный, визуально-вербальный); • мотивы коммуникантов ( цели, намерения, побуждения).

Слайд 6

Что такое «Коммуникация»? Разновидности коммуникативных актов: • по содержанию (производственные, практически-бытовые, межличностные, научно-теоретические и т.д.) ; • по форме контактирования (прямые, опосредованные) ; • по типу связи (двунаправленные, однонаправленные) ; • по степени взаимосоответствия коммуникантов (высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная) ; • по результатам (от негативного к позитивному) .

Слайд 7

Коммуникативность Предмет речевой деятельности - мысли , которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы . Побуждение к речи может быть: внутренним (исходящим из потребностей самого человека) внешним (исходящим от другого лица). Способность человека к коммуникации – это коммуникативность.

Слайд 8

Коммуникативность Коммуникативность – это • мотивированность любого действия учащегося, совершение его из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования; • готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений качеств личности; • связь общения со всеми другими видами деятельности ученика - общественной, спортивной, художественной и т. п.; • постоянная новизна и эвристичность, когда исключается произвольное заучивание и воспроизведение заученного; • умение пользоваться разнообразными речевыми средствами, речевыми умениями, чтобы воздействовать с их помощью на других людей, а также выразить себя.

Слайд 9

Коммуникативность Чтобы обладать коммуникативностью , учащийся должен овладеть определенными коммуникативными умениями : • межличностной коммуникации ( использование различных средств общения) ; • межличностного взаимодействия ( способность к установлению обратной связи) ; • межличностного восприятия ( умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, включаться в общение и организовывать его) .

Слайд 10

Компетентность и компенеции « Компетенция - это набор знакомых знаний, умений, навыков, а компетентность - это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности». Е.М . Алифанова

Слайд 11

Коммуникативная компенеции Структурные элементы коммуникативной компетенции: • знание способов взаимодействия с окружающими; • умение и навыки использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения; • практическое овладение диалогической и монологической речью; • овладение культурой устной и письменной речи; • владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; • владение навыками работы в группе, коллективе; • способность к осуществлению учебного сотрудничества; • владение различными социальными ролями; • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.

Слайд 12

Коммуникативная компентность Коммуникативная компетентность включает следующие компоненты : • эмоциональный ( включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию , чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров) ; • когнитивный ( связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми); • поведенческий ( отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

Слайд 13

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников Особенности младшего школьного возраста, являющиеся причинами оптимального периода для формирования коммуникативных навыков: 1. Школа как новое место в социальном пространстве человеческих отношений. 2. Д остаточно развитые рефлексивные способности. 3. Н овые требования в отношении речевого развития, предъявляемые школой . 4. Перестройка отношений ребенка с людьми в младшем школьном возрасте . 5. Управление своими психическими процессами и поведением как необходимость для осуществление учебной деятельности. 6. Возникновение предпосылок формирования важных социальных качеств у детей младшего школьного возраста . 7. Сохранение интереса к игре, использование игры для отработки учебных умений, что позволяет использовать игру для отработки коммуникативных умений и социального поведения.

Слайд 14

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников Коммуникативные способности младших школьников : • комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности ( контактность, эмпатичность , доброжелательность) ; • уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности ( знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.) ; • желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность ; • умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими; • умение представить себя.

Слайд 15

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников Значение коммуникативной компетенции для младшего школьника: 1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. 2 . От коммуникативной компетентности зависит процесс адаптации ребёнка к школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. 3 . Коммуникативная компетентность рассматривается как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Слайд 16

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников Коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. Первые годы обучения в школе должны быть особенно продуктивными.

Слайд 17

С п а с и б о за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.

Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".

Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету при формировании коммуникативных компетенций

    Всякое познание предполагает включение познающего субъекта в активную деятельность. Вот почему так остро стоит вопрос об организации этой деятельности учителем. Заинтересованность...

«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации игр в учебно- воспитательном процессе»

«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации игр в учебно- воспитательном процессе»...

Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)

Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или  сопостовля...