Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися учебного предмета «Развитие речи»
статья по теме

Тасина Мария Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tasina_m.a._statya.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

М.А. Тасина

Санкт-Петербург

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИМИ И ПОЗДНООГЛОХШИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

С сентября 2014 года школа-интернат №33 является экспериментальной площадкой по апробации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а с сентября 2016 – пилотной площадкой по внедрению адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (АООП НОО). Освоение АООП НОО обеспечивает достижение слабослышащими и позднооглохшими обучающимися трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

На учебном предмете  «Развитие речи» развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности (коммуникативные универсальные учебные действия): говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется, в том числе посредством технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся предметные результаты по учебному предмету «Развитие речи» отражают:

1) овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач, включая коммуникацию в сети Интернет;

2) сформированность умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

3) сформированность умения уточнять непонятое в ходе коммуникации со взрослыми и сверстниками; понимание высказывания, выраженного не только знакомыми, но и незнакомыми речевыми средствами, иной структурой фразы, в новых условиях общения; умение выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);

4) овладение умением использовать дактилологию как вспомогательное средство.

5) овладение умением получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую информацию из общения, соотносить его цель и результат.

Учебный предмет «Развитие речи» обеспечивает формирование метапредметных универсальных учебных действий таких как:

  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • овладение различными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждении);
  • умение анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
  • стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы;
  • умение выбирать и адекватно использовать языковые средства связной речи;
  • умение использовать (при необходимости) дактилологию как вспомогательное средство;
  • воспитание потребности в словесной речи, формировании речевого поведения на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий может быть организовано с использованием проблемно-диалогической технологии (вводится описание проблемных ситуаций, даются мотивации к формулированию учебной проблемы (темы) урока, предлагаются таблички с названием этапов урока и другие условные обозначения). Типы заданий могут быть следующие:

  • Прочитай определение в рамке. (Умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.) «Всё ли было верно в твоем рассказе?» (Дети читают правило);
  • «Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану …»;
  • «Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении»: 1. Найти и подчеркнуть … 2. Посчитать … 3. Если … 4. Найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … .
  • Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений: Умение находить глаголы в речи. «Найди глаголы. Как будешь действовать?»

С целью формирования познавательных УУД могут быть предложены задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации:

  • Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? …  Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»
  • Актуализация знаний о глаголе. Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
  • Новые знания о происхождении названия части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?»;
  • «Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером»;
  • «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придётся употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми».

        При выставлении оценки педагогам необходимо учитывать правильность речевого оформления ответа обучающихся: произносительные навыки; наличие связного высказывания; речевую активность учащихся на уроке; культуру речевого общения. Материалы по формированию коммуникативных универсальные учебные действия должны своевременно оформляться на стенде в классе, обновляться по мере необходимости (речевые клише, алгоритмы ответов, материалы для самостоятельной работы и др.).

        Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы определить, на каком учебном материале формировать и совершенствовать умения, навыки, учебные способы действий, и выбирать методы и технологии, которые обеспечат достижение запланированных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год

программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....

Оценка метапредметных планируемых результатов освоения ООП НОО в рамках учебного курса ОРКСЭ

Как отследить уровень сформированности УУД, если одной из особенностей курса является безотметочная методика преподавания. Для решения этой проблемы мною была создана рабочая тетрадь "Основы светской ...

Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования обучающихся СКОУ VIII вида.

    Оценивание работ, выполненных учащимися с нарушением интеллекта, получающим образование в специальном( коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (С(К)ОУ), в специальных ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)

         Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...