ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка (1 класс) на тему

Бардяева Анастасия Дмитриевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Челябинский педагогический  колледж №1» (ГБПОУ)

Согласовано                                                                    

Заместитель директора по ВР

                                                        

«___» __________ 2017г.

                                   

Рабочая программа внеурочной деятельности      

«Любопытный совёнок»

                                                                             


Направление: Общеинтеллектуальное                      

Вид: Познавательная деятельность

Возрастная группа:  7-8 лет

Срок реализации:  1 год

Челябинск, 2017 год

Пояснительная записка

Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Программа внеурочной деятельности, составленная согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, «Любопытный совёнок» реализует познавательное направление в интеллектуальном развитии детей возраста 7-8 лет и рассчитана на 34 занятия в течении учебного года по два часа в неделю.

 Актуальность программы определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников, пришедших в первый класс, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

 Реализация данной программы позволит учащимся развивать познавательные интересы, творческое мышление, формировать и развивать общеучебные умения и навыки, применять полученные знания при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности. Учащиеся смогут ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепить интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Содержание соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

        Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.                                                          Данная программа направлена на развитие логического мышления школьников, формирование умения нестандартно мыслить, решение задач повышенной трудности, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы.                                                       2                                                         Цель: формирование общеинтеллектуальных умений и учебной мотивации; развитие мыслительных и психических процессов.                                                

        Формы занятий:                                                                                                                                    -  По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;                                        -  По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;                                                                                                                                   -  По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.                                                                                                Виды деятельности: игровая, познавательная.                                                                           Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) задач и упражнений позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий и воспитывающий.                                                                                                                

В итоге изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования результатов:

Метапредметные результаты:                                                                Регулятивные УДД:                                                                                        определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;        проговаривать последовательность действий;                                                        учиться высказывать свое предположение (версию);                                        учиться работать по предложенному педагогом плану;                                        учиться отличать верно выполненное задание от неверного.                        Познавательные УДД:                                                        ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с         помощью педагога;                                                                                учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой         жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную         литературу;

        учиться овладевать измерительными инструментами.                                        Коммуникативные УДД:                                                                        учиться выражать свои мысли;                                                                учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;                                овладевать навыками сотрудничества в группе в решении учебной задачи.

                                                                        3

Личностные результаты:

        учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

            учиться выражать свои мысли, аргументировать;

        овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации

            развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной         деятельности;

        формировать личностный смысл учения;

        формировать целостный взгляд на окружающий мир;

        уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

        сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Предметные результаты:

        сравнивать предметы по заданному свойству;                                                определять целое и часть;                                                                устанавливать общие признаки;                                                                находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;                определять последовательность действий;                                                находить истинные и ложные высказывания;                                        наделять предметы новыми свойствами;                                                                     переносить свойства с одних предметов на другие.

Учебно-тематическое планирование

№п\п

Содержание программы  

 (Темы занятий)

Количество часов

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий

Всего

Теория

Практика

Формы занятий

Раздел №1

Познавательные процессы 

10

1

9

1

Детективы, за работу!

1

Тренинг

2

Фокусы-покусы

1

Творческая мастерская

3

Взялись за руки слова.

1

Игровая эстафета

4

Художник – на обеде. Мы – за него!

1

Тренинг

5

Собери сокровища.

1

Игра-путешествие

6

Без чего не обойтись?

1

Интеллектуальный марафон

7

Мир интересностей. Найди свою.

1

Интеллектуальная эстафеста

8

В стране Вымышляндии.

1

Продуктивная игра

9

Сначала думай – потом говори! 

1

Интеллектуальные соревнования

10

Сначала думай – потом говори! (ч.2)

1

Интеллектуальные соревнования

Раздел №2

Исследовательские умения 

10

1

9

11

Какие бывают вопросы. Описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный вопросы 

1

Познавательная беседа

12

Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный. 

1

Тренинг

13

Воображаемые и оценочные вопросы

1

Продуктивная игра

14

Учимся работать с исследовательским фартуком. 

1

Тренинг

15

Методы исследования.

1

Познавательная беседа

16

Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса. 

1

Продуктивная игра

17

Метод шести думательных шляп. Кластер.

1

Тренинг

18

Учимся работать с научно-познавательной литературой. 

1

Творческий  проект

19

Какие бывают схемы: « Дом с колоннами», « Паучок». 

1

Познавательная беседа

20

Учимся строить схемы.

1

Продуктивная  игра

Раздел №3

Самостоятельная исследовательская практика

10

1

9

21

Мини-курс «Загадки «философского камня».

1

Занимательная лекция

22

Мини-курс «Чудеса человеческого тела».

1

Занимательная лекция

23

Мини-курс «Все ли считают одинаково. Счётные системы счисления»

1

Занимательная лекция

24

Мини-курс «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь»

1

Практикум

25

Мини-курс «Древнейшие изобретения человека»

1

Практикум

26

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

1

Презентация  продуктов деятельности

27

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

1

Презентация  продуктов деятельности

28

Подготовка к защите исследовательской работы.

1

Тренинг

29

Презентация результатов исследования на «Школе исследователя».

1

Презентация  продуктов деятельности

30

Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант»

1

Познавательная беседа

Раздел №4

Наблюдения, опыты и эксперименты

4

0

4

31

Опыт « Кто сильнее?»

1

Познаватеная беседа, опыт

32

Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента.

1

Исследовательская лаборатория

33

Эксперимент по смешиванию красок.

1

Творческая мастерская

34

Резервный урок.

1

Тестирование

Итого

34

3

31

Содержание изучаемого курса:

Раздел I «Познавательные процессы» .

Занятие 1. Тема: Детективы, за работу!

Цель: увеличивать объём внимания и развивать быстроту реакции;

Содержание: Найди пропажу. Притворись шпионом. Развивай быстроту реакции (работа с числами). Живая картина. Игра «Что изменилось в круге?».

Форма занятия: тренинг

Занятие 2. Тема: Фокусы-покусы.

Цель: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; развивать восприятие; определять чувства и настроения других.

Содержание: Корректурная проба. Зайчики из пальчиков. Волшебный дизайнер. Фокусы-покусы (аппликация). Приключения в лабиринте. Игра «Кляксы».

Форма занятия: творческая мастерская

Занятие 3. Тема: Взялись за руки слова.          

Цель: развивать слуховую, смысловую память.

9

Содержание: Корректурная проба. Воспроизведение 10 слов, 10 пар слов. Воспроизведение рассказа. Бабушка испекла… Один взгляд, и ключ найден! Игра «Составим сказку». Игра «Запомни своё место».

Форма занятия: игровая эстафета

Занятие 4Тема: Художник – на обеде. Мы – за него!

Цель: развивать образное мышление, внутренний план действий на образном материале.

Содержание: Корректурная проба. Поиграем в волшебные спички. Нарисуй по клеткам. Художник – на обеде. Мы – за него! Помоги кубику найти кубик. Игра «Возьми и передай».

Форма занятия: тренинг

Занятие 5. Тема: Собери сокровища.

Цель:  развивать внимания, памяти, мышления, творчества учащихся; 

Содержание: Корректурная проба. Собери сокровища.

Форма занятия: игра-путешестие

Занятие 6. Тема: Без чего не обойтись?

Цель: развивать логическое мышление, совершенствовать умения сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности на вербальном материале.

Содержание: Корректурная проба. Бег ассоциаций. Собери рюкзак в дорогу. Найди подходящее слово. Каверзные задачки для догадливых героев. Буквы, стройся в ряд! Игра «Части тела».

Форма занятия: интеллектуальный марафон

Занятие 7. Тема: Мир интересностей. Найди свою.

Цель: развивать умение переходить от конкретного к абстрактному; развивать гибкость мышления, воображение.

Содержание: Корректурная проба. Буквы-закорючки скрючились и спрятались. Попробуй их прочитать. Секретный шифр. Задача для знатоков. Умельцы-словоделы за работой. Ребусы. Игра «Разговор обезьяны и крокодила».

Форма занятия: интеллектуальная эстафета

Занятие 8. Тема: В стране Вымышляндии.

Цель: развивать способность фантазировать, креативно мыслить.

Содержание: развитие логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики рук, внимания, усидчивости, самостоятельности, через  игру-путешествие. Развитие  фантазии, используя творческие задания. Игры «Найди нужный номер», «Определи и назови», «Угадай название  улицы».

Форма занятия: продуктивная игра

Занятие 9, 10. Тема: Сначала думай – потом говори!

Цель: развивать смысловую догадку; развивать саморегуляцию и самоконтроль.

Содержание: Спаси слова от Буквоежек! Освободи слова из темницы. Королевское внимание. Повторяем с умом. Капризное эхо. Можешь ли ты делать два дела сразу? Игра «Запретный номер».

Форма занятия: интеллектуальное соревнование

Форма подведения итогов реализации модуля: общественный смотр достижений.

Раздел II «Исследовательские умения» .

Занятие 1. Тема: Какие бывают вопросы. Описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный вопрос

Цель: познакомить с видами вопросов: описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный          

Содержание: Что такое вопрос. Виды вопросов. Установление соответствия вопросительных слов к видам вопросов. Учимся задавать разные вопросы.

Форма занятия: познавательная беседа, тренинг

Занятие 2. Тема: Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный.

Цель: научить задавать описательный, каузальный и субъективный вопросы

Содержание: игра «Какой предмет спрятан?», игра «Угадай сказочный персонаж», игра «Надпись на футболке».

Форма занятия: тренинг

Занятие 3. Тема: Воображаемые и оценочные вопросы.

Цель: научить задавать воображаемые и оценочные вопросы.

Содержание: игра «Фантазеры».

Форма занятия: продуктивная игра

Занятие 4. Тема: Учимся работать с исследовательским фартуком.

Цель: помочь ребенку развить свои исследовательские умения: определять терминологию связанную с научным открытием, выделять ключевые слова, направляющие исследование, ставить исследовательские вопросы, классифицировать информацию.

Содержание: знакомство с «исследовательским фартуком», его карманами. Методика работы с фартуком. Исследование объекта с помощью исследовательского фартука.

Форма занятия: тренинг

Занятие 5. Тема: Методы исследования.

Цель: формировать представление о методах исследования, развитие креативности, исследовательских умений.

Содержание: Способы познания окружающего мира. Презентация « Как мы познаем мир». Познавательная беседа по организации исследования «Как составить план работы». Игра «Цветное дерево».

Форма занятия: познавательная беседа, продуктивная игра

Занятие 6. Тема: Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса.

Цель: формировать представление о методах анкетирования и опроса.

Содержание: Методы анкетирования и опроса. Практикум по группам «Учимся анкетировать», «учимся проводить опрос». Как обработать и представить результаты.

Форма занятия: продуктивная игра

Форма подведения итогов реализации модуля: «Папка исследователя».

Занятие 7. Тема: Метод шести думательных шляп. Кластер.

Цель: совершенствовать умения владеть основными методами исследования.

Содержание: Знакомство с методом шести думательных шляп. Использование метода. Проведение мини-исследования с помощью метода шести думательных шляп. Знакомство с кластером. Составление кластеров.

Форма занятия: тренинг

Занятие 8. Тема: Учимся работать с научно-познавательной литературой.

Цель: формирование навыков работы с текстом, отбор содержания.

Содержание: Знакомство с научно-познавательной литературой. Виды научно-познавательной литературы. Классификация научно-познавательной литературы по областям человеческого знания. Работа в группах: составление библиотеки юного натуралиста; составление каталога знатока математики, составление перечня литературы для юного техника.

Форма занятия: творческий проект

Занятие 9. Тема: Какие бывают схемы: « Дом с колоннами», « Паучок».

Цель: научить различать схемы

Содержание: понятие «схема текста». Знакомство с видами схем.

Форма занятия: познавательная беседа.

Занятие 10. Тема: Учимся строить схемы.

Цель: научить строить схемы

Содержание: Составление схем текста. Конструирование текста по схемам.

Форма занятия: продуктивная  игра

Форма подведения итогов реализации модуля: «Папка исследователя».

Раздел III «Самостоятельная исследовательская практика».

Занятие 1. Тема: Мини-курс «Загадки «философского камня».

Цель: развитие познавательного интереса в области естественно – научных дисциплин.

Содержание занятия: Мир веществ. Свойства веществ: газы, жидкости, твёрдые вещества, плазма. Опыт по выращиванию кристаллов.

Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, познавательный опыт.

Занятие 2. Тема: Мини-курс «Чудеса человеческого тела».

Цель: развитие познавательного интереса в области естественно – научных дисциплин.

Содержание занятия: Возможности головного мозга. Яблоко, которое нельзя съесть. Конструирование пищеварительной системы из подручного материала.

Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, познавательный опыт.

Занятие 3. Тема: Мини-курс «Все ли считают одинаково. Счётные системы счисления»

Цель: развитие познавательного интереса в области точных наук.

Содержание занятия: Решение проблемной ситуации. Как считали в Древней Греции. Понятие о счётных системах счисления. Использование счётных систем в жизни человека. Практикум: перевод из десятичной системы счисления в другие.

Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум.

Занятие 4. Тема: Мини-курс «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»

Цель: развитие познавательного интереса в области филологических наук.

Содержание занятия: Фразеологизмы и их значение в русском языке. Употребление фразеологизмов в русских народных сказках. Практикум – замена фразеологизмов словом или словосочетанием в современном русском языке.

Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум.

Занятие 5. Тема: Мини-курс «Древнейшие изобретения человека»

Цель: развитие познавательного интереса в области исторических наук.

Содержание занятия: Колесо, лодка, телега, лук и стрелы как первые изобретения человека. Материалы, внешний вид, назначение. Практикум – изготовление моделей орудий труда человека.

Форма занятия: занимательная лекция с презентацией, практикум.

Занятие 6. Тема: Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию).

Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Оформление титульного листа Папки по индивидуальным исследованиям. Презентация промежуточных результатов исследования.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

Занятие 7. Тема: Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию).

Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

Занятие 8. Тема: Подготовка к защите исследовательской работы.

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления)

Содержание занятия: Учимся пользоваться мимикой и жестами. Дыхание наш помощник. Культура выступления. Культура внешнего вида. Секреты великих ораторов.

Форма занятия: тренинг.

Занятие 9. Тема: Презентация результатов исследования на «Школе исследователя».

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления)

Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Рекомендации для выступлений на конференции.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

Занятие 10. Тема: Научно-практическая конференция младших школьников «Молодость. Творчество. Талант»

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления)

Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Награждение участников конференции.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

Форма подведения итогов реализации модуля: публичная презентация результатов проведенного исследования.

Раздел IV «Наблюдения, опыты и эксперименты».

Занятие 1. Тема: Опыт « Кто сильнее?».

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений.

Содержание: Беседа об анатомии и свойствах мышц. Составление плана проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта. Нахождение научного обоснования опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 2. Тема: Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента.

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений, учить фиксировать результаты в протоколе эксперимента.

Содержание: Беседа об источниках света. Подготовка оборудования для проведения опыта. Знакомство с алгоритмом заполнения протокола эксперимента. Повторение правил техники безопасности при проведении эксперимента. Проведение практического опыта с параллельным заполнением протокола эксперимента. Зарисовка эксперимента. Отчёт о проделанном эксперимента. Подведение итогов, выводы.

Форма занятия: исследовательская лаборатория, познавательная беседа.

Занятие 3. Тема: Эксперимент по смешиванию красок.

Цель: развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений, учить фиксировать результаты в протоколе эксперимента.

Содержание: Беседа о свойствах красок, оттенков, названий. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Отчёт о проделанном опыте. Подведение итогов, выводы.

Форма занятия: творческая мастерская, познавательная беседа.

Занятие 4. Резервный урок

Форма подведения итогов реализации модуля: тестирование.

Мониторинговая карта освоения результатов.

 Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки

Личностные:

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков

Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.

Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

Наблюдение

выходной тест

Тест «Изучение саморегуляции»

1 год обучения

 сентябрь

Метапредментные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

Формирование и развитие восприятия, памяти, внимания, воображения и логического мышления.

Формирование способности проявлять самодеятельность, самореализацию, самоконтроль, самооценку.

Расширение кругозора учащихся в различных областях знаний.

Промежуточный тест «Лишний предмет»

 ТУРМШ автор теста В.П. Арсланьян

январь

Предметные:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • устанавливать общие признаки;                
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

Обобщение по некоторому признаку, находить закономерность.

Описывание простой порядок действий для достижения заданной цели.

Проводить аналогию между разными предметами.

Выполнение логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ.

Итоговый тест

Тест на скорость протекания мыслительных процессов.

Май

Материально-техническое обеспечение:

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

материалы для оформления и творчества детей,

наличие канцелярских принадлежностей,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры,

телевизор,

проектор,

экран и др.

Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:

Оснащение актового зала и кабинета звуковой и мультимедийной аппаратурой.

Организация и оснащение методического кабинета.

Оснащение читального зала библиотеки.

Оснащение видеопроекционной аппаратурой.

Оборудование рабочего места педагога.

Учебно-методический комплекс.

Для педагога

Для учащихся

Обязательная

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).

Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.

Разработки занятий «Школы исследователя»,

Сборник познавательных опытов и экспериментов

Банк презентаций для проведения мини-курсов.

Сборник игр и упражнений для проведения тренингов.

Макет портфолио обучающегося.

Макет «Папки исследователя».

Рекомендации для оформления исследовательских работ.

Дополнительная

Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на-Дону.2008г.

Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.

Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.

Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.

Банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий.

Интернет ресурсы

«Жидкие» фокусы /l_01_00/l_01_10k.shtml

Занимательные опыты на кухне /l_01_00/l_01_10m.shtml

Изучаем химию - ставим опыты вместе с детьми /l_01_00/l_01_10d.shtml

Занимательные научные опыты для детей   /l_01_00/l_01_10o.shtml

Познавательные опыты для детей /l_01_00/l_01_10g.shtml

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /l_01_00/l_01_10f.shtml



Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(по материалам курсового исследования)

Бардяева Анастасия Дмиттриевна

Научный руководитель – Горячёва С.Л., преподаватель кафедры  естествознания

высшей квалификационной категории

В современном обществе любой страны, в том числе и российском, быстро нарастает разнообразие экономического, экологического развития отдельных регионов и областей, яркое выявление их культурных, национальных и исторических особенностей. В этих условиях вырастает необходимость населения, в особенности подрастающего поколения, знания своего края, его истории и культурных традиций, природы, хозяйства, ресурсов, экологической ситуации, планов развития социально-экономических и культурных.

Нельзя переоценить огромное значение малой родины для воспитания младших школьников как места, где они живут, учатся и непосредственно общаются с природой, воздействуя на неё.

                Русский советский писатель К Паустовский говорил: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». [5, c. 17]

Человек является неотъемлемым элементом природы, без нее он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе, поэтому имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Современное общество с его плановой системой организации производства создает реальные возможности для комплексного решения задач защиты природы, окружающей человека среды. Формировать такую убежденность и готовность реализовать ее в жизни необходимо уже с юных лет, на школьной парте и даже раньше — в игровых комнатах и живых уголках детских садов. Ведь доброе отношение к природе начинается с общения детей с растительным и животным миром. Особую радость доставляет детям уход за маленькими животными. Защищая их, они переживают при этом возвышенное чувство доброго покровительства по отношению к слабому, беспомощному. Много добрых минут приносят детям наблюдения за насекомыми, бабочками, кузнечиками, жучками, муравьями, бережное отношение к ним. увство прекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающего мира. С удовольствием и ощущением полезности своего труда школьники ухаживают за деревьями и цветами на клумбах, работают на школьном участке осенью. Собственный труд по уходу за растениями и животными повышает действенность экологического воспитания детей, способствует превращению знаний в экологические убеждения. Чувство прекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающего мира. С удовольствием и ощущением полезности своего труда школьники ухаживают за деревьями и цветами на клумбах, работают на школьном участке осенью. Собственный труд по уходу за растениями и животными повышает действенность экологического воспитания детей, способствует превращению знаний в экологические убеждения. Таким образом, воспитывая всесторонне развитую личность в современных условиях необходимо считать экологическое воспитание одним из ведущих и значимых направлений в учебно – воспитательном процессе.

В связи с этим перед начальной школой встали задачи, направленные на воспитание у школьников новых ценностных ориентаций, связанных с восприятием окружающей действительности, её оценкой, с деятельностью и поведением человека в природе и обществе.

Сущность экологического образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисциплин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к природе.

Реализации этих задач способствуют многие учебные предметы, но наибольшие возможности представляет собой предмет такой, как «Окружающий мир». Он предусматривает знания, которые помогают формированию у школьников целостного взгляда на мир, пониманию его материальности и познаваемости, способствованию развитию личности ребёнка.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира родного края не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Цель исследования: изучить виды экскурсий и их особенности на уроках окружающего мира в начальной школе.

        

Задачи исследования:

        1) раскрыть понятие «экскурсия» в современной психолого-педагогической литературе;

        2)  изучить и проанализировать методику внедрения экскурсий в процесс естественнонаучного обучения младших школьников;

        3) проанализировать современную научную литературу по теме исследования;

        4) выявить образовательное и воспитательное значение курса «Окружающий мир»;

5) раскрыть особенности организации различных видов экскурсий в начальной школе на уроках «Окружающего мира».

Методы исследования:

        - анализ литературных источников по проблеме исследования;

        - развитие и формирование исследовательских навыков;

- обобщение и отбор необходимой информации.

В курсовой работе мы планируем изучить более подробно методические аспекты организации, подготовки и проведения экскурсии в начальной школе на уроке «Окружающего мира», основываясь на изучении теоретической части в главе I.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • «Педагогика» учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и др. – 3-е издание – Москва: Школа-Пресс, 2000 г.

  • Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - М., 2006.

  • Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Начальная школа плюс и минус, 2003г., №8.

  • Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками.         Начальная школа, 2007 г.
  • Климцова Т.А. Экология в начальной школе. Начальная школа, 2011 г.
  • Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование. — 2010 г.
  • Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А.В. Миронов - М.: Педагогическое общество России, 2008 г.
  • Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. /Начальная школа, 2004г., №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...