ПК 4.4. Педагогические разработки
статья на тему

Титова Евгения Николаевна
Суть компетенции: оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

                                                           Нужно смотреть вперед, смотреть на современные              

                                               требования рынка труда, нужно использовать

современные средства обучения. В том числе

и дистанционные средства обучения - все это внедрять.

Исходить при этом из главного приоритета - интереса людей

В.В.Путин

Информационный взрыв, сопровождающий интенсивное развитие постиндустриальной (информационной) цивилизации принес много положительного, но и породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Процесс вхождения российского образования в мировое образовательное пространство требует поиска новых подходов и форм организации деятельности, обновления содержания,  единство требований и т.д.  Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств и виртуального пространства во многом исчерпали свои возможности.

Дистанционное образование стало обязательным показателем ведущих учебных заведений. Каждый уважающий себя вуз теперь обязательно имеет программы по дистанционному обучению. Открываются и специальные дистанционные учебные заведения, многие из них уже завоевали огромную популярность в мире и открыли свои отделения в разных странах (например, британский Open University, германский Hagen Universitet и др.). По прогнозам ученых, именно дистанционное образование (в сочетании с традиционными формами учебы) будет превалировать в следующем веке, и недаром его называют образованием будущего, образованием третьего тысячелетия.

Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность всеобщего обмена информацией, создания систем массового, непрерывного самообучения, развития, независимо от временных поясов, времени суток, занятости и режима работы, образа жизни. Помимо этого, дистанционное образование дает равные возможности всем людям независимо от социального положения  (школьникам, студентам, гражданским, военным, безработным и т.д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации, системно способствовать развитию личности.

В связи с упрощением доступа к сети интернет большое значение приобрела проблема поиска действительно важной и правильно подобранной учебной, воспитывающей, развивающей информации.

Актуальность темы дистанционного образования заключается в том, что  результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере.

На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема «Теоретические основы системы дистанционного образования».

Целью нашего исследования стало знакомство с историей становления системы дистанционного образования и перспективами ее развития в направлении киберсоциализации личности.

Нами также были сформулированы задачи исследования:

  1. провести отбор и анализ научной литературы по теме исследования;
  2. раскрыть особенности понятия «дистанционное образование», «киберсоциализация»;
  3. показать средства, способы и возможности дистанционного образования;
  4. обобщить результаты курсовой работы;
  5. сделать выводы об актуальности дистанционного образования и определить перспективы нашего исследования.

         В ходе нашего реферативного исследования был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющий друг друга:

  • поиск литературы по теме исследования;
  • анализ и синтез данных, полученных из источников;
  • систематизация результатов работы;
  • сравнение и обобщение на основе результатов исследования.

ГЛАВА 1.  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Понятие «дистанционное образование»

Для создания системы дистанционного образования требуется понимание современных процессов обучения. Образовательные организации строят учебно-воспитательный процесс на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», который дает нам определение понятия образования как «единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.  

Процесс образования, таким образом, можно разделить на три части обучение, воспитание, развитие, что является общепринятым.

Согласно словарю педагогики Л.Н. Юмсуновой, образование – это:

  1. синтез обучения и учения, воспитания и самоопределения, взросления и социализации, развития и саморазвития личности и индивидуальности;
  2. от «образ» - получение суммы «образов»: образа мира, образа других людей, образа себя, образа действия и т.д.;
  3. процесс расширения возможностей развития личности, обеспечивающий компетентность личностного выбора в ходе жизненного пути;
  4. упорядоченный способ освоения культуры; ведущее и определяющее начало социализации, главный инструмент культурной преемственности поколений; процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития; инструмент освоения и репродуцирования культурного опыта человечества;
  5. процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и в интересах общества;
  6. процесс становления личности в природо-социо-культурной среде, среде духовной деятельности и институциональной системе [5].

Иначе говоря, образование — это последовательный  процесс, в результате которого обучающийся, за счет усвоения им определенной системы знаний, достигает установленных государством образовательных уровней.

В том же словаре дистанционное образование определяется от латинского слова «distantia», что означает «расстояние» - одна из форм подготовки специалистов (наряду с очной и заочной формами обучения), является комбинацией этих двух форм в оптимальном варианте; обеспечивает возможность обучения под руководством квалифицированных преподавателей известных вузов и техникумов в местах постоянного проживания абитуриентов» [5].

При этом в современных словарях дистанционное образование и дистанционное обучение являются синонимами, что не соответствует научному пониманию термина и Федеральному законодательству, а также возможностям дистанционных технологий, поскольку не учитывает воспитательной, развивающей, просветительской, социализирующей и других функций.  

1.2. История дистанционного образования

Первое упоминание о дистанционном образовании можно отнести к 1840 году, когда Иисак Питман обучал своих студентов стенографии посредством почтовых отправлений.

В то же время, по мнению отечественных авторов, начало дистанционному образованию было положено Чарльзом Тусеном, преподавателем французского языка Берлинского университета, и Густавом Лангеншайдтом, членом Берлинского общества современных языков, основавшими в 1856 г. в Берлине, институт иностранных языков, обучение в котором велось в заочной форме. Так же следует отметить, что еще в 1850 г. В России был создан Институт заочного обучения.

Последовали примеру России и Германии другие страны.  В 1836 г. в Великобритании после основания Лондонского университета появилась возможность получить высшее образование на расстоянии. В 1858 г. Лондонский университет разрешил допуск к защите дипломных работ соискателей из разных уголков мира без предварительного обучения и вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование, что привело к возникновению колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой. Со временем университет перешел к заочной форме обучения для таких студентов.

В Америке так же стало развиваться заочное образование. В 1873 г. Анна Элиот Тикнор  разработала систему обучения по почте для женщин и назвала ее Общество Тикнор.  В 1874 году та же самая программа обучения по почте была предложена Университетом штата Иллинойс.

В 1877 г. старейший шотландский университет Святого Андрея предложил программу заочного обучения для женщин на звание магистра искусств. По этой программе обучались женщины во всем мире, в частности в Палестине, Кении и Китае.

В Пенсильвании ежедневная газета «Колъери Инжиниэ» начала публиковать учебные материалы с целью улучшения техники горных разработок и предотвращения несчастных случаев на рудниках. Эти публикации имели большой успех, и уже в 1891 г. был разработан отдельный курс, послуживший основой для создания различных программ обучения по почте. Вильям Рейни Харпер, которого в Америке считают «отцом обучения по почте», создал первое университетское отделение дистанционного образования в Чикагском университете. Начало его работе положил эксперимент с внеклассным преподаванием в Баптистской теологической семинарии. В 1906 году преподавание по почте было введено и в Университете штата Висконсин.

Так дистанционное образование дошло и до Австалии, где в 1911 году открылись курсы вузовского уровня в Квинслендском университете в Брисбене. А в 1914 году для детей, проживающих слишком далеко от школ было организовано обучение по почте, в соответствии с программой начальной школы. Подобные же системы для школьников начали использовать в Новой Зеландии и Канаде.

В 1938 г. в Виктории (Британская Колумбия, Канада) состоялся первый съезд Международного Совета по образованию по почте.

В 1939 г. во Франции для обучения по почте детей, лишенных возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного образования. В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе.

В 1917 в Советском Союзе была разработана особая, «консультационная» модель дистанционного обучения, название которой буквально означало «образование без визуального контакта» (заочное образование). И уже к 60-м годам СССР насчитывало 11 университетов с заочной формой обучения. После Второй мировой войны страны Центральной и Восточной Европы переняли это у СССР.

В 1969 году для дистанционного образования настал новый этап – создание Открытого университета Великобритании. Это событие стало толчком для многих стран в развитии нетрадиционных способов получения высшего образования и определяющим фактором в определении качества и статуса дистанционного обучения. Учебные заведения, аналогичные Открытому университету Великобритании, стали появляться по всей планете, и ведущую роль в их создании играло государство. Под нажимом правительства, а также в результате конкурентной борьбы за студентов, множество традиционных вузов пересмотрело свою структуру, формы и методы обучения, учебные планы и программы, поняв всю необходимость использования новых технологий и внедрения дистанционных курсов обучения. Учебные заведения, специализирующиеся на дистанционном обучении появились в ряде стран, среди которых Индия, Испания и Пакистан.

Не зря чуть позже Гарольд Вильсон напишет, что решение о создании Открытого университета «являлось политическим актом». После него учебные заведения, специализирующиеся на дистанционном обучении появились в ряде стран, среди которых Индия, Испания и Пакистан.

Сегодня, когда около 29,4 миллиона российских граждан проводят не меньше часа в день в интернете, в поисках информации, для общения и проведения досуга, имеет смысл говорить о том, что многие социальные институты государства переместились в сферу виртуальной реальности. Можно получить рекомендацию врача, консультацию юриста или оплатить коммунальные счета, не выходя из дома. Современность диктует условия постоянной зависимости от электронной почты, социальных сетей, служб мгновенного обмена сообщениями. Даже жители удаленных деревень стараются по возможности всегда иметь доступ к сети интернет.

Активность человека в виртуальном пространстве не ограничивается исключительно позициями зрителя, слушателя, читателя, человек сам организует свою деятельность и влияет на происходящее. Интернет предоставляет площадку для обеспечения досуга, информационного поиска, а так же окультуривания.

1.3 Средства, способы и возможности дистанционного образования

Для начала следует определить формы организации дистанционного образования, которые складываются из системных характеристик, с точки зрения места, времени, отведенного на обучение, количества студентов, особенностей взаимодействия учеников между собой и преподавателем, а так же содержания, целей и технологий обучения и воспитания.

Из традиционных методов образования здесь можно выделить такие, как: лекции, семинары, консультации, индивидуально-практические задания,  ситуационные задачи, практика и проекты. Но они имеют свои особенности и трансформируются в части их организации и проведения.

Электронная лекция. Одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель последовательно, преимущественно монологически излагает материал по теме. Обучающиеся слушают и записывают лекцию, в отдельных случаях задавая вопросы, на которые преподаватель отвечает.

Цель лекции – формирование основы для усвоения последующего учебного материала. В ней предлагаются систематизированные основы по дисциплине, раскрывается проблема, состояние и перспективы в конкретной области, фиксируется внимание на конкретных вопросах. Лекции – одна из важнейших теоретических форм образования, она должна побуждать к активной поисковой деятельности обучающихся. В методическом отношении лекция представляет собой систематический курс лекций по заданной дисциплине, в котором преподносится материал по излагаемой программе, включает в себя традиционно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции.

Интересно отметить, что в 30-е годы  в некоторых вузах в порядке эксперимента была прекращена читка лекций, однако эксперимент себя не оправдал – резко снизился уровень знаний студентов.   К сегодняшнему дню не прекращаются споры о вопросе и месте лекций. Так, противники этой формы обучения утверждают, что лекции приучают к пассивному уяснению чужого мнения, парализуя стремление мыслить самостоятельно, причем, чем лучше лектор, тем больше возникает вероятность, что обучающийся поддастся некритичному заимствованию чужих мыслей. Другим недостатком считают то, что посещение лекций отбивает желание к самостоятельным занятиям. Третьи видят в лекции недостаточную обеспеченность учебниками. Четвертые обращают внимание на различия в восприятии лекционного материала обучающимися, вследствие чего некоторые не способны осмыслить предлагаемый материал и лишь механически записывают.

В нашем веке  электронные лекции могут быть в текстовом, аудио и видео формате, могут проводиться в режиме реального и «отложенного» времени, фронтально и индивидуально. Фронтальная форма лекций чаще применяется на телевидении, при наличии проекционной техники для передачи изображения с монитора на коллективный экран. Индивидуальная форма может быть реализована при помощи аудио-, видео- и компьютерных конференций. Если лекция проходит в режиме «отложенного» времени, то вопросы могут быть заданы преподавателю по

e-mail.

Электронные семинары. Традиционные семинары наиболее распространенный вид занятий в вузах, предназначенный для более глубокого изучения предмета. Доминантной формой работы является самостоятельная работа обучающихся над вопросами, проблемами и задачами, с дидактическими средствами. В процессе семинара идут дискуссии и изложение мыслей учащихся в индивидуальном порядке, после чего, под руководством преподавателя, обобщаются выводы и делается заключение.

Такая форма работы так же подходит для электронных семинаров, где центральным элементом вступает дискуссия, формируемая из: вводного информирования, постановки проблемы, выделения основных опросов; выступления докладчика, выступления содокладчиков; обсуждения по всем докладам; завершения дискуссии – обобщение итогов, разработка решения поставленной проблемы.

Таким образом, семинар является групповым обсуждением обучающимися учебной темы, под руководством преподавателя. Может выполнять следующие функции: познавательная, воспитательная и контрольная.

Электронный семинар может отличаться тем, что вместо вербального общения участники общаются при помощи письменных ресурсов (форумы, чаты, e-mail) и каждый участник видит на экране вопросы и предложенные ответы. Такие семинары могут проводиться в форме «вопрос-ответ» или в форме доклада. В первом случае обучающиеся отвечают на вопросы и проблемы, поставленные в ходе семинара, подвергаясь мгновенному обсуждению со стороны других обучающихся. Во втором случае подготовленный одним из обучающихся доклад предлагается к прочтению и после этого подвергается эпистолярной дискуссии.  

Электронная консультация. Форма обучения, при которой в процессе обучения с преподавателем происходит устранение трудностей организационного и учебно-содержательного характера, возникающих в процессе учебы. Могут проводиться различными способами: электронная переписка с преподавателем, звонок по телефону, Skype и др. Могут проводиться по составленному в начале процесса обучения расписанию, в индивидуальном порядке, по договоренности между преподавателем и обучающимся, либо в реальном времени в чате.

Интернет-курсы практикуют публикацию наиболее часто задаваемых обучающимися вопросов и ответов на них. Это можно принимать за стабильную форму электронной консультации.

Электронная дидактическая игра. Другая форма обучения, при которой преподаватель моделирует или воссоздает ситуацию, которую обучающиеся должны решить при групповой или индивидуальной работе; изначально мотивирована на успех, максимально опирается на самоорганизацию учащихся.

В дистанционном образовании такие игры достаточно эффективны, поскольку могут быть реализованы как в реальном, так и в отложенном времени, при помощи форумов или e-mail.

Электронные индивидуальные задания. Аналог задачи в традиционной форме обучения. Наиболее часто встречается в форме:

  • составление плана и/или тезисов публикации;
  • выделение основных мыслей;
  • реферирование;
  • полемизирование;
  • рецензирование;
  • обзор.

Объем индивидуального задания, в большинстве случаев, не должен превышать 3-4 страницы формата А4. Результаты работы могут быть представлены в виде формата реферата или эссе.

Реферат. Форма индивидуальной подачи, представляющая собой сокращенное систематизированное изложение некоторого документа,  информационного источника или его отрывка. Представляет собой синтез некоторых источников и мнений людей по заданной теме.

Задачей исследования является раскрытие наиболее значительной части содержания работы. Реферат должен давать четкое представление о сути предложенного пути решения, соответствовать логике научного исследования, отражать взгляды авторов проводимой работы. Терминология реферата, по возможности, должна быть общепринятой, часто употребляемые словосочетания и термины могут быть заменены аббревиатурами и сокращениями. Обычно объем реферата составляет 10-12 страниц формата А4.

На данный момент особо популярными являются сайты-библиотеки с базой данных рефератов, использование которых представляется целесообразным, не включая бездумное копирование.  

Эссе. Относительно свободные рассуждения студента по теме, заданной преподавателем. Этот тип работ более характерен для гуманитарных предметов (философия, социология, культурология). Главным критерием оценки является степень отражения изученного материала. Также должна быть оценена оригинальность подхода студента к проблеме, аргументация, способность обоснованно отстаивать свою точку зрения.

Электронный проект. План создания какого-либо объекта, представленный в виде документа или любой другой материальной форме. Курсовой проект является частным случаем индивидуального задания, выполняемый по многим дисциплинам. Должен быть органичен по времени и  соответствовать следующим требованиям: единичность, новизна, комплексность.

Как правило, включает в себя анализ реальных явлений или объектов и/или проектную разработку. После выполнения работа высылается преподавателю на проверку.

Учебное проектирование синтезирует разнообразные методы обучения, систематизирует полученные знания из различных областей науки, культуры, технологий и др. Результаты выполнения таких проектов всегда направлены на реализацию своих решений, т.е. если проблема теоретического характера, то её решение, если практическая, то определенный, конкретный результат, готовый к применению. Метод ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную или групповую работы.

Среди проектов можно выделить следующие виды:

Творческие – не имеют определенной структуры. В форме представления являются совместной деятельностью по созданию: сайта, фильма, газеты, сценария.

Практико-ориентированные –  предполагают конкретные результаты, решение проблемы и, как правило, ориентированы на интересы участников проекта (словарь, рекомендации, проект закона)

Информационные – направлены на сбор и систематизацию знаний о каком-либо явлении, объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, анализ и обобщение фактов по теме. Представляет собой поэтапный поиск необходимой информации, аналитическую работу над полученными фактами и подведение итогов.

Исследовательские – полностью подчинены структуре и логике, имеют точную или приближенную форму научного исследования.

Электронные кейсы. Другое название этой формы обучения – анализ конкретных ситуаций или ситуационные задачи. Такой вид задач способствует формированию умения формулировать и решать задачи в определенной обстановке. Существенно отличаются от учебных задач тем, что в кейсах, как правило, нет сформулированных условий  требований. Обучающийся, в ходе решения такой задачи должен определить их наличие самостоятельно и предложить выход из данной ситуации. В дистанционном обучении такие задачи не подвергались существенным изменениям.

Кейс – описание событий реальной или постановочной задачи, в которой отражены аспекты изучаемой темы, тематических блоков. Решением кейса принято считать анализ и оценку действий участников. Кейсы могут быть из реальной практики, придуманы преподавателем, взяты из газет, журналов, интернет-форумов и т.д. В дистанционном образовании, осуществляемом через интернет, часто делается кейс-ссылка: указывается конкретное место в сети и преподаватель просит обучающихся проанализировать эту ситуацию. Прочтя и проанализировав ситуацию, обучающийся должен ответить на ряд вопросов. Вопросы, вне зависимости от того, откуда взялся кейс, продумывать необходимо самому преподавателю. Важно, чтобы вопросы были тесно связаны с темой, способствовали проникновению в суть ситуации и побуждали обучающегося «примерить» ситуацию на себя.

Для анализа кейса отводится не более двух дней. От обучающегося требуется соответствие выводов теоретическому материалу и аргументированность своей точки зрения с опорой на практический опыт.  

Лабораторные работы и практикумы. При становлении дистанционного образования его противники обосновывали свои доводы тем, что дистанционно нельзя обучить практическим навыкам. Безусловно, формирование навыков практических действий при дистанционном образовании затруднено, но прогресс развития позволяет верить, что в ближайшем будущем эта проблема будет решена.

При дистанционном образовании возможны два пути реализации лабораторных работ:

  1. Имитировать (моделировать) процесс на компьютерной модели непосредственно на рабочем месте студента. При этом программное обеспечение либо скачивается на пользовательский компьютер, либо доставляется традиционным способом (почтой, транспортом).
  2. Обеспечить удаленный доступ обучающегося по сети к лабораторной установке.

Первый путь успешно реализован, например, Владимирским филиалом Все- российского заочного финансово-экономического института. Там разработаны множество практикумов по блоку финансовых дисциплин, охватывающие новые финансовые технологии с использованием Интернета. Так, в практикуме «Получи кредит» обучающиеся, следуя по гипертекстовой методике определения кредитоспособности клиента, могут овладеть навыками расчета различных финансовых показателей. Пройдя путь по методике, они определяют класс заемщика клиента и принимают решение о выдаче кредита.

 «Портфель ученика» или портфолио. Педагогическая технология, направленная на формирование способностей к самооценке, рефлексии и оценке действий других. Технология «Портфель ученика» предполагает формирование умений:

  1. объективно оценить достигнутые результаты деятельности;
  2. объективно определить причины неуспеха;
  3. наметить пути устранения недостатков, ошибок;
  4. объективно и спокойно относиться к внешней оценки других людей.

Для организации такой работы в дистанционной форме, каждому обучающемуся предоставляется собственная веб-страничка, которая и будет его портфолио. Обучающийся отбирает работы, выполненные им на занятии самостоятельно. По мере выполнения заданий, творческих работ или проектов, рефератов, текущих проверенных контрольных работ происходит пополнение портфолио. В конце курса обучающийся представляет на суд учителя или независимых экспертов своё портфолио с целью итогового контроля знаний, умений, навыков, сформированных в результате работы на основе рефлексии.

Задания должны быть разнообразны. Желательно, чтобы уровень заданий варьировался. В этом случае преподаватель имеет возможность предоставлять разным ученикам разные задания.

Итоговый «портфель» может содержать: задания на самостоятельную деятельность; презентации; письменные творческие задания (исследовательские отчёты, эссе, рефераты, доклады); поиск дополнительной информации; задания в рамках проектной деятельности; лабораторные и практические работы и др.

Охарактеризуем модели взаимодействия между преподавателем и учеником, при дистанционном образовании:

Первая модель – обучение по типу экстерната. Ориентировано на школьные и/или вузовские (экзаменационные) требования и предназначено  для обучающихся, которые по каким-то причинам не могут посещать учебные заведения.

Вторая модель – обучение на базе одного университета.  Это система обучения для студентов, которые обучаются на расстоянии, заочно (открытые формы)  или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.

Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Предусматривает совместную подготовку программ заочного дистанционного образования для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам (в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ  дистанционного образования позволяет сделать их более  качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Четвертая модель – автономные образовательные учреждения,  специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются  в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых работают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества.

Пятая модель – обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевидения и видеозаписей или радиопрограмм, а также печатных пособий.

Характерными чертами дистанционного образования являются:

  • гибкий график занятий;
  • каждый отдельный курс представляет собой целый модуль, из множества которых можно формировать образовательный курс;
  • экономическая эффективность;
  • педагог контролирует деятельность учащихся, но не является основным источником знаний;
  • специализированные формы контроля, включающие в себя как традиционные методы, так и интегрированные.

1.4. Проблемы организации дистанционного образования

На данный момент организация дистанционного образования в нашем государстве сталкивается с рядом проблем. Прежде всего, это недостаточная оснащенность техникой, т.к. преподаватель, лишенный технического оснащения получает гораздо меньше возможностей для реализации обучения.

Кроме того, значительные трудности возникают при интернет-соединении, плохая скорость интернета может прервать образовательный процесс в любой момент, или у обучающихся не оказывается доступа в сеть.

Другая проблема – отсутствие профессиональной подготовки дистанционных педагогов. Это должны быть преподаватели, свободно владеющие не только педагогическими, психологическими и информационными технологиями, но и быть готовым полностью реализовывать учебный процесс удаленно от учеников.

Еще одна важная для рассмотрения тема – это информационное обеспечение обучающихся в сети интернет. Вопрос в том, какой должна быть структура учебного материала и каковы условия доступа к дистанционным курсам обучения.

Но самой важной проблемой мы считаем нежелание обучающихся самостоятельно получать знания, в том числе дистанционно. Необходимо формировать сознательную потребность в дистанционном образовании начиная с начальных классов, иначе обучающиеся не имеют никакого желания и интереса учиться самостоятельно.

Е. С. Полат  называет ещё несколько, особо важных проблем, с которыми сталкивается дистанционное образование на данный момент [11].

И первая из них это – финансирование. Не всегда государству представляется рациональным тратить средства на дистанционные курсы. Проблему частично решают частные финансовые вложения, однако такой помощи часто бывает недостаточно.

Далее, он упоминает о проблеме создания нормативно-правовой базы дистанционного образования. В связи с тем, что многие дистанционные курсы на данный момент не регламентируются правовой основой, ставится под вопрос, можно ли приравнять сертификат об окончании дистанционных курсов к диплому или любому сертификату образовательного учреждения.

И последняя проблема, которой касается автор в своей статье – авторское право. Информация, размещенная в интернете, хотя и является интеллектуальной собственностью дистанционного педагога, может быть украдена, без соответствующей ссылки на него. Однако на данный момент подавляющее большинство дистанционных курсов представляются закрытыми, именно поэтому обучающийся имеет только поверхностное представление о том, что ждет его.

Выводы по I главе

         Таким образом, можно сделать вывод, что  история развития дистанционного образования наглядно демонстрирует потребность общества в развитии систем образования и релевантности его в разных странах мира. Технологии и методики менялись каждый раз с появлением новых технологий, что позволяет говорить о непрерывном развитии дистанционного обучения. Такое стремление к образованию привело к большому вниманию со стороны государства и его готовности финансировать новый метод обучения.

Различные методики и формы организации обучения, перенятые из традиционного образования, позволяют дистанционному обучению быть более полным и включать в себя как теоретическую, так и практическую часть обучения.

К сожалению, возникающие трудности, связанные с недостатком финансирования и/или проблемами с доступом в интернет делают на данный момент дистанционные курсы недостаточно досягаемыми для жителей отдаленных регионов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе мы исследовали систему дистанционного образования как одну из форм образовательного процесса, направленную на углубление знаний обучающихся, их развитие и социализацию посредством виртуального (кибер-) пространства.

Говоря о дистанционном обучении, следует упомянуть все электронные базы данных, виртуальные библиотеки, электронные учебники, консультационные службы и другие образовательные возможности.  

Следует понимать, что главным на данный момент, при организации дистанционного образования является разработка дидактических основ курса и подготовка педагогов-координаторов, способных организовать самостоятельное внедрение обучающихся в информационную среду и мотивировать их на самосовершенствование, путем обучения.

И хотя заочное обучение является одной из форм дистанционного образования, не следует понимать его как единственную возможность для реализации, поскольку на данный момент дистанционное образование подразумевает собой постоянный контакт с преподавателем и другими обучающимися, более присущий очной форме обучения. Образование нуждается в новом пространстве, поскольку традиционная форма нуждается в значительном совершенствовании.

К сожалению, на данный момент почти всё, что мы можем найти на компакт-дисках или же в интернете мало соответствует педагогическим требованиям. Следовательно, требуются теоретические проработки и экспериментальные проверки дистанционных курсов, а так же разработка дидактических пособий и создание мотивов к самообразованию.

В заключение отметим, в современных словарях дистанционное образование и дистанционное обучение являются синонимами, что не соответствует научному пониманию термина и Федеральному законодательству, а также возможностям дистанционных технологий, поскольку не учитывает воспитательной, развивающей, просветительской, социализирующей и других функций.  

В условиях курсового исследования мы планируем продолжить изучение вопроса киберсоциализации обучающихся, опираясь на теорию, и осуществить презентацию проекта «Литературный портал ЧПК№1», поскольку в контексте нашей работы целью является сохранение культурного (литературного) продукта, генерируемого участниками образовательного процесса ЧПК №1.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
  2. Андреев А.А. / Введение в интернет-образование. Учебное пособие — М., 2003.
  3. Зайченко Т.П. / Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 167 с.
  4. Плешаков В.А. / Киберсоциализация человека от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а – М., 2012. 94 с.
  5. Юмсунова Л.Н., Маланов И.А., Санжиева Т.Б.  и др. Под редакцией Юмсуновой Л.Н. / Краткий словарь современной педагогики — Улан-Удэ, 2001. 104 с.
  6. Под ред. Полат Е.С. // Теория и практика дистанционного обучения — М., "Академия", 2004. 48 с.
  7. Достоинства и недостатки дистанционного обучения [http://www.obrazovanie-ufa.ru/Vuz/Dostoinstva_i_nedostatki_distantsionnogo_obucheniya.htm]
  8. Краткая история развития дистанционного обучения [http://www.distance-learning.ru/db/el/85281100A7E9E25AC3256F26003E3762/doc.html]
  9. История дистанционного обучения // [http://dtraining.web-3.ru/introduction/history/]
  10.  Методы и средства дистанционного обучения // [http://ruliene.bsu.ru/wp-content/uploads/metod.pdf]
  11. Полат Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации// [http://www.distant.ioso.ru/library/publication/doproblem.htm]
  12.  Гусев Д.А. / Заметки о пользе дистанционного обучения // [http://www.e-college.ru/elearning/analytics/a0004/]
  13. Дж. Сулер Люди превращаются в электроников: основные психологические характеристики виртуального пространства, 1998. Перевод Елены Вовк [http://flogiston.ru//articles/netpsy/electronic]
  14. Федеральный портал Российского образования. IT в образовании. [http://www.edu.ru/news/it/kiberbezopasnost-predlagayut-vvesti-v-chislo-osnov/]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...