ПК 4.4 Педагогические разработки
материал по теме

Саттарова Луиза Хайдаровна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано:          Утверждено

Заместитель директора по УВР        Директор: Энгельман.М.А

«    » _________ 201__г                                                                                         «    » ____________ 201__г      

Программа по внеурочной деятельности младших школьников

«Золотые правила этикета».

Направление программы: общекультурное  

Вид: проблемно-ценностное общение

Возраст: 6-7 лет  

Срок реализации программы: 1 год

Челябинск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………….…………. 3

Тематическое планирование. ………………………………………………...…. 6

Содержание программы ………………...…………………..………………..…. 8

Мониторинговая карта………………………………………...…….……………11

Приложение ……………………………………...……………………………… 13

Методическое обеспечение…………...………………………………….………22

Список литературы ……………………………………………………………… 23

Пояснительная записка

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения воспитываются с 1 класса.

Курс «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса гимназии, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Направленность программы: общекультурное.

Возраст: 7-8 лет.

Цель программы- освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Планируемые результаты:

развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

•проявлять себя и своё отношение к окружающему миру;

•всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

•стремиться к постоянному самопознаванию.

Формы и виды деятельности:

•игровая;

•познавательная;

•краеведческая;

•сюжетно - ролевые игры;

•просмотр мультфильмов;

•посещение выставочных залов и музеев;

•походы в театр;

•конкурсы;

•посещение библиотек;

•праздники.

Основные направления содержания деятельности:

Образовательный процесс в рамках курса имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей.

Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребёнка, поэтому целесообразным является использование личностно-ориентированной технологии и проблемных методов обучения.

Особое внимание необходимо уделить следующим особенностям организации учебного процесса:

•комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на занятиях;

•        включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

•        создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

•моральное поощрение инициативы и творчества;

•        продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

регулирование активности и отдыха (расслабления).

Предполагаемые  результаты реализации программы:  

В результате изучения программы, обучающиеся должны научиться  понимать:

  • главные духовно-нравственные ценности;
  •         важнейшие достижения культуры в системе социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
  • ведущие категории и социокультурный ряд нравственных добродетелей;    

Приобрести  умения:

  • реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству;
  • сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (обучающийся может высказать свое мнение по разным вопросам);
  • выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;
  • приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и духовно-нравственным личностям. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для освоения социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
  •         для накопления социокультурного опыта (в первую очередь, навыков общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы, приемов эффективного взаимодействия, обеспечивающих достижение значимых для индивидуума и группы результатов);
  • для формирования ситуации успеха у каждого обучающегося, испытывающего эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему делу, что повышает интеллектуальную активность, снижает чувство напряженности, тревоги и беспокойства;
  • для формирования мотивации активной учебно-познавательной деятельности.

Формы подведения итогов по каждой теме программы внеурочной деятельности: коллективное обсуждение во время проведения работы; просмотра презентаций и видео.

Сроки реализации: 1 год.

Программа рассчитана на 1 класс:1 час в неделю, всего 33 часа.


Учебно-тематический плаен.

№ п\п

Содержание программы

(тема занятия)

Количество часов

Формы

Всего

Теоретические

Практические

Раздел I

Этикет

6

1

 Простые правила этикета.

1

Беседа. Решение задач по культуре поведения.

2

О чём поведал повседневный этикет.

1

Разбор ситуаций. Беседа. Игра.

3

Весёлые правила хорошего тона.

1

Наблюдение. Работа с книгой. Сценка.

4

 В мире сказок об Этикете.

1

Рассказ. Игра.

5

Продолжение сказки об этикете.

1

Выставка. Рассказ.

6

Путешествие в страну Этикета.

1

Игра.

Раздел II

Школьный этикет

4

7

Мы пришли на урок.  

1

Беседа.

8

Зачем нужны перемены?

1

Беседа.

9

Мы – в школьной столовой.

1

Экскурсия.

10

Давайте  жить дружно.

1

Сценка.

Раздел III

Этика общения

9

11

Доброе слово – что ясный день

1

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра.

12

Доброжелательность и равнодушие.

1

Конкурс. Сценка.

13

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

Беседа.

14

Доброе слово и кошке приятно.

1

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

15

Умеем ли  мы общаться.

1

Мозговой штурм.

Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ.

16

Вежливый  слушатель.

1

Выставка.          

Сценка.

17

Культура приветствия, обращения и знакомства.

Экскурсия.

18

Как не прослыть неприятным человеком?

1

Дискуссия.

19

«О дружбе, доброте и отзывчивости.

1

Литературный ринг.

Раздел IV

О трудолюбии

5

20

Что помогает учиться лучше.

 

1

Беседа.

21

Как мы трудимся: в школе и дома.  

1

Конкурс.

22

Бережливость: каждой вещи своё место.

1

Наведение порядка.

23

Бережливое отношение  к школьному имуществу.

1

Наведение порядка в кабинете.  

24

В труде человек хорошеет.

1

Практическое занятие.

Раздел V

Культура внешнего вида

5

25

Основные правила Мойдодыра.

1

Занятие праздник.    

26

Твой внешний вид.

1

Беседа.

27

Обаяние и аккуратность.

1

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Игры.  

28

О чистоте и порядке.

1

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.  

29

Каждой вещи свое место.

1

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

Раздел VI

Отношение с окружающими.

4

30

Моя семья.

1

Выставка. Беседа.

31

Правила поведения в гостях.

1

Беседа. Разыгрывание  ситуации.

32

Когда идешь по улице.

1

Беседа.

33

Добрые дела живут века.

Копилка добрых дел.

1

Проведение и организация итогового мероприятия.

Содержание изучаемого курса.

Раздел I. Этикет

Тема 1. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 2. Повседневный этикет.

Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 3. Весёлые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 4. Сказка об Этикете.

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

Тема 5. Продолжение сказки об этикете.

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Тема 6. Путешествие в страну Этикета.

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Раздел II. Школьный этикет. (понятие об основных правилах поведения в школе).  Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Тема 7. Мы пришли на урок.  

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

Тема 8. Зачем нужны перемены?

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений.

Тема 9. Мы – в школьной столовой.

Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.  

Тема 10. Давайте жить дружно.

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

Раздел III. Этика общения.(взаимоотношения с другими людьми).        

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.        Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).        Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулироватьправила коллективной игры, работы.

Тема 11. Доброе слово – что ясный день.

Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.

Тема 12. Доброжелательность и равнодушие.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.

Тема 13. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Конкурс рисунков.  Формулирование правил общения с учителями и сверстниками. Разыгрывание сценок.

Тема 14. Доброе слово и кошке приятно.

Этикет в семье и за ее пределами. Доброе настроение и добрые слова.

Тема 15. Умеем ли мы общаться.

Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ.

Тема 16. Вежливый слушатель.

Конкурс рисунков.  Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок.

Тема 17. Культура приветствия, обращения и знакомства.

Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем.

Тема 18. Как не прослыть неприятным человеком?

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

Тема 19. «О дружбе, доброте и отзывчивости.

Литературный ринг

Раздел IV. О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.          

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).          

Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства. Универсальные учебные действия Проводить хронометраж дня,анализировать свой распорядок дня,корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.  

Тема 20. Что помогает учиться лучше.

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

Тема 21. Как мы трудимся: в школе и дома.

 Конкурс рассказов.  

Тема 22. Бережливость: каждой вещи своё место.

Наведение порядка в дневнике, портфеле.  

Тема 23. Бережливое отношение  к школьному имуществу.

Наведение порядка в кабинете.

Тема 24. В труде человек хорошеет.

Проект: «Наш общий дом».

Раздел V. Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.            

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.            

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные  учебные действия Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

Тема 25. Основные правила Мойдодыра.

Проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра».

Тема 26. Твой внешний вид.

Беседа на тему правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

Тема 27. Обаяние и аккуратность.

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

Тема 28. О чистоте и порядке.

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение на тему «чистота и порядок».

Тема 29. Каждой вещи свое место.

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение на тему «все по полочкам».

Раздел VI. Отношение с окружающими.

Тема 30. Моя семья.

Выставка рисунков. Беседа на тему «семья».

Тема 31. Правила поведения в гостях.

Гостеприимство как национальная черта русских. Правила поведения в гостях.

Тема 32. Когда идешь по улице.

Формулирование правил дорожного движения и поведения в транспорте. Поведение на улице. Формы обращения к знакомым и незнакомым. Тональность разговора (сдержанность, правдивость, доброжелательность).

Тема 33. Добрые дела живут века. Копилка добрых дел.

Что мы узнали и чему научились. Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук». Праздник добрых ребят.

Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности.

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные результаты:

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств и её осуществления.

Предметные результаты.

-усвоение первоначального представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразовательной деятельности человека;

-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, классификации и организации;

-приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды, умение применить их для выполнения учебно-познавательных задач.

Личностные результаты:

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств и её осуществления.

Предметные результаты.

-усвоение первоначального представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразовательной деятельности человека;

-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, классификации и организации;

-приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды, умение применить их для выполнения учебно-познавательных задач.

Приложение №2

Анкета №1-2

Показатели отслеживаются тестом для детей и их родителей.

Приложение № 3

Тест №1

Приложение №1

Диагностика №2

Приложение №3

Тест №2

Тест №4

Тест №3

Приложение №2

Диагностика №1

Диагностика № 3

Диагностика №4

1 занятие.

2 занятие.

7 занятие.

9 занятие.

10 занятие.

11 занятие.

20 занятие

31 занятие


Приложения

Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности

Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:

Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.

Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы  должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую  часть предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.  

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

Приложение 2

Анкетирование  родителей

Анкета № 1

1.Чем ваш ребенок занимается в свободное время?

2.Какие игры предпочитает?

3.Какие виды развлечений больше любит?

4.С кем чаще играет?

5.Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)

6.Какие обязанности имеет дома?

7.Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?

8.Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?

9.Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?

10.Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

11.Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

12.Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Анкета № 2

1.Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

2.Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

3.Одинок ли ваш ребенок в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

4.        Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

5.        Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

6.         Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

7.Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

8.Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

Анкета № 3

1.Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка

2.За что хвалите, за что наказываете?

3.Как поощряете? Как наказываете?

4.Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

Приложение №3

Анкета № 1

1.Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2.За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3.Как тебя поощряют, за что?

4.Как тебя наказывают, за что?

5.Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

6.Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Анкета № 2

1.Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

2.Стараешься ли контролировать свое поведение?

3.Каких поощрений ждешь от родителей?

4.Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

5.Хватает ли тебе общения с родителями?

6.Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

7.Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

8.С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?

Тестовые задания по этикету для 1-го класса

Что такое этикет?

1. Как называется культурное поведение, основанное на правилах?

  • Этикет;
  • требование родителей;
  • благоразумие;
  • необходимость;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

2. Каким должен быть культурный человек?

  • Вежливым;
  • опрятным;
  • благородным;
  • учтивым;
  • все перечисленное; ничего из перечисленного.

3. Как нужно обращаться к взрослому чело веку?

  • На «вы»;
  • на «ты»;
  • на «вы» или по имени и отчеству;
  • на «ты» по имени;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

4. Какие слова относятся к «волшебным»?

  • Спасибо;
  • пожалуйста;
  • извините;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

5. Какие слова относятся к «словам-паразитам»

  • Ну;
  • типа;
  • короче;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

6. Если вы дали обещание,

  • то нужно: забыть о нем;
  • выполнить его;
  • предупредить, если не сможете выполнить;
  • передать кому-то другому;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

7. Если вы причинили кому-то неудобство, нужно:

  • извиниться;
  • не извиняться;
  • сказать: «Сам виноват!»;
  • сказать: «Куда ты лезешь!».

8. Что значит опрятная одежда?

  • Чистая;
  • аккуратная;
  • глаженая;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

9. Что нужно делать на улице?

  • Ковырять в носу;
  • прилюдно чесаться;
  • громко смеяться;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

10. Где важно соблюдать правила этикета?

  • Дома;
  • в школе;
  • на улице;
  • везде.

Тест «Собираемся в школу»

1. Какие предметы должны быть в пенале? Ручки; карандаши; ластик; линейка;

все перечисленное; ничего из перечисленного.

2.Что должно быть обязательно в школьной сумке?

  • Дневник;
  • тетрадь;
  • пенал;
  • все перечисленное; ничего из перечисленного.

3. Что нужно делать с книгой?

  • Загибать страницы;
  • рисовать на страницах;
  • делать ручкой пометки;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

4. Для чего нужно использовать закладку?

  • Чтобы не мять страницы;
  • чтобы заложить нужную страницу;
  • чтобы сразу можно было открыть нужную
  • страницу;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

5. Для чего нужна обложка для книги?

  • Для защиты от грязи;
  • для красоты;
  • для защиты от влаги;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

6. В чем должен лежать бутерброд?

  • В коробочке;
  • в пакете;
  • в контейнере;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

7. Какой напиток можно брать с собой в школу?

  • Воду;
  • минералку;
  • сок;
  • чай;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

8. Какие предметы нужно брать только на урок рисования?

  • Краски;
  • кисточки;
  • палитру;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

9. Какая обувь не является сменной?

  • Туфли;
  • кроссовки;
  • домашние тапочки;
  • босоножки;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

10. В чем нужно носить сменную обувь?

  • В специальном мешке;
  • в рюкзаке;
  • в пакете;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

Тест «правила поведения в классе»

1. Когда нужно приходить в школу?

  • Со звонком;
  • опаздывать;
  • за 10 минут до начала занятий;
  • после звонка.

2. Что нужно сделать, если вам необходимо уйти раньше с урока?

  • Предупредить учителя;
  • уйти и не предупреждать;
  • предупредить и объяснить причину ухода;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

3. Когда учитель делает перекличку, что нужно сказать?

  • «Здесь»;
  • «Я»;
  • «Присутствует»;
  • «Нет таких»;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

4. Если у вас есть вопрос учителю, как вы должны подать ему знак?

  • Поднять руку;
  • подойти и спросить;
  • задать вопрос с места;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

5. Что нельзя приносить в школу?

  • Семечки;
  • мобильный телефон;
  • петарды;
  • домашних животных;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

6. Что нужно делать, если опоздали на урок?

  • Тихо занять свое место;
  • не приходить;
  • зайти с возгласом: «Я пришел!»;
  • занять свое место и всех расспрашивать, что они делают;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

7. Что нужно делать на уроке?

  • Слушать учителя;
  • разговаривать;
  • списывать;
  • отвлекать других учеников;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

8. Что нужно делать, когда в класс заходит учитель?

  • Встать и поприветствовать;
  • не замечать его;
  • разговаривать;
  • выйти из класса.

9. Что можно делать в перемену?

  • Привести в порядок свое рабочее место;
  • отдохнуть;
  • помочь учителю;
  • перекусить;
  • все из перечисленного;
  • ничего из перечисленного.

10. Когда заканчивается урок?

  • Когда звенит звонок;
  • когда учитель отпустит ребят;
  • когда ученики захотят;
  • все из перечисленного;
  • ничего из перечисленного.

Тест «Правила поведения в школьной столовой»

1. Что можно делать в столовой?

  • Громко разговаривать;
  • садиться на стол;
  • толкать других;
  • спокойно перекусить;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

2. В столовой верхнюю одежду нужно: класть на стол;

  • вешать на вешалку;
  • не снимать;
  • чистить от грязи;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

3. Что нужно сделать после того, как вы поели?

  • Убрать за собой;
  • оставить все на столе;
  • продолжать занимать места;
  • продолжать разговор за столом;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

4. Выбирая себе блюдо, нужно:

  • громко спрашивать других о том, что будут они;
  • заранее ознакомиться с меню;
  • попробовать каждое блюдо;
  • несколько раз менять выбранное блюдо;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

5. Если нет свободного столика, нужно- найти свободное место;

  • попросить разрешения подсесть к кому-то; взять свободный стул, если его никто не занял; все перечисленное; ничего из перечисленного.

6. В столовой можно:

  • быстро перекусить;
  • не убирать за собой;
  • заходить в верхней одежде;
  • проходить к кассе без очереди;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

7. Заняв очередь к кассе, нужно:

  • не соблюдать последовательность;
  • толкать других;
  • пропускать всех вперед себя;
  • выбрать блюдо и приготовить деньги;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

8. Во время еды НЕ нужно:

  • жевать с закрытым ртом;
  • сидеть прямо;
  • неслышно пользоваться столовыми приборами;
  • громко чавкать;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

9. Что является столовым прибором?

  • Нож;
  • вилка;
  • ложка;
  • тарелка;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.

10. Если вы пьете горячий чай, то нужно:

  • не вынимать ложечку из стакана;
  • перемешивать сахар,
  • громко стуча ложечкой об стакан;
  • подождать, пока немного остынет;
  • чайный пакетик класть на стол;
  • все перечисленное;
  • ничего из перечисленного.


Методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  2. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  3. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.  
  4. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  5. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  6. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
  7. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
  8. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  9. Проектор.
  10. Компьютер.
  11. Принтер.
  12. Колонки.

Для обучающихся:

  1. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
  2. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  3. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо. – М.: Правда,1985.
  4. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
  5. Чуковский К.И. Мойдодыр.
  6. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
  7. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
  8. Шалаева Г.П. Как вести себя дома.  – Издательская группа АСТ., 2010.
  9. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

Список литературы

  1. Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 20044 г.
  2. Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 2008 г.
  3. Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 2006 г.
  4. Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 2007 г.
  5. Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 2005 г.
  6. Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 2007 г.
  7. Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.
  8. О.Алексанрова «Уроки вежливости», М. изд. «Эксмо» 2010 г.
  9. Пособия С.Булацкий «Хорошие манеры» М. издательский дом «ЮНИОН» 2006 г.,
  10. Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 2007 г.
  11. http://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/testy-dlja-1-klasa-na-temu-yetiket.html
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Этикет
  13. http://studopedia.ru/13_53061_chto-takoe-etiket-vidi-etiketa.html
  14. http://kladraz.ru/blogs/tatjana-mihailovna-kargapolova/azbuka-markiza-yetiketa.html



Предварительный просмотр:

В данный момент в педагогике существует проблема формирования творческих способностей, так как в настоящее время образование в России требует серьезное отношение к подготовке учеников. Данная проблема для исследования сложна, но рассмотрение всевозможных подходов к ее изучению актуальна в настоящее время. В начальной школе игра рассматривается как своеобразная целенаправленная точка пересечения деятельности учителя и ученика. Функция игры обеспечивает многогранное воздействие на развивающуюся личность.

Информатика является важным местом среди остальных дисциплин. Связано это с особенностями ИКТ, так как современные технологии прогрессирует. Модернизация информационной техники происходит каждый год. В прошлом такого развития одной отрасли еще не было. Фактически, мы можем говорить о том, что в данное время на наших глазах произошла компьютерная революция, задев все границы социальной, научной, культурной и производственной деятельности человечества. Все движется к тому, что в будущем, ближайшие 10 лет, в мире не останется людей, которых не затронется прогресс, вызванное существованием этого единого информационного портала, не смотря на расстояние и качества услуги компьютеров.

Каждый период жизни и развития ученика определяется индивидуальным ведущим направлением деятельности. Под ведущей имеется в виду та деятельность, в процессе которой происходит высокое изменение в положительную сторону психики учеников, формирование важных психических процессов и свойств личности, образуются психические новообразования, характерные именно для младших школьников.

Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что учащиеся отражают в ней разные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Направляющим видом деятельности у младших школьников является учебная деятельность, но игра не перестает оказывать огромное влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в I классе и приемом работы в последующих классах.

Большинство зарубежных и отечественных психологов отмечали, что именно в игре происходит формирование познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления и речи) – тех основных процессов, без развития которых мы не можем говорить о формировании гармонической личности.

Успешность обучения в школе в основном зависит от уровня развития его познавательных процессов. Поэтому важнейшей целью является не только всевозможная помощь ребенку для получения знаний в большом объеме, но и помощь в формировании личности, во время развития создания оптимальных условий для работы с компьютеров на уроках информатики, но и индивидуального воздействия. Необходимо дать ребенку умения играть, если мы это сможем сделать, его жизнь будет насыщенной и счастливой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...