ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность
материал по теме

Саттарова Луиза Хайдаровна

Предварительный просмотр:

  1. Выделение и постановка проблемы

Тема исследования – следуем его интересами.

На данном этапе мы определяем актуальную тему  исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц.опрос и т.д) и  конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим.

  1. Выработка гипотез

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов: предположим, допустим, возможно. 

  1. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)

Это непосредственно работа самого будущего исследователя  под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике  на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя».

Важно помнить следующие моменты:

  • планирование работы;
  • работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари);
  • опыты и эксперименты;
  • наблюдения (как способ получения ответов на вопросы);
  • проведение анкет, опросов, интервью, и .т.д
  1. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)

Структурирование полученного материала, анализ информации,  формулировка выводов, оформление результатов.

  1. Представление результатов исследовательской деятельности.

Представить результат своей работы  можно в разнообразных формах :

  • отчеты ( устные, письменные)
  • презентации, макеты, сборники и др.;
  1. Завершающий этап исследовательской работы – это защита.

Свои работы дети  представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях ( на праздниках, выставках достижений)



Предварительный просмотр:

Конкурсы исследовательских работ младших школьников

  1. Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»

Цель конкурса: активизация творческой деятельности учащихся.

Задачи конкурса:

  • развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
  • предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
  • выявление и поддержка мотивированных, способных и одаренных детей.

В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл. 

http://pedakademy.ru/?page_id=120 – Академия педагогики. Центр дистанционной поддержки учителей.

  1. Международный конкурс детских исследовательских проектов «Ступени знаний»

«Главной задачей нашего конкурса является организация открытого пространства для публикации работ всех желающих. Мы не ставим перед собой цель отобрать лучших из лучших, мы даем возможность познакомить детей, родителей и педагогов с разнообразными, интересными и трудоемкими исследовательскими работами наших талантливых участников»

Номинации Конкурса:

  • «Первые шаги в науку»;

  •  «100 тысяч «Почему?»;

  • «Удивительный мир природы»;

  •  «Мир моих открытий».

https://www.art-talant.org/polozhenija-konkursov/769-vserossijskij-tvorcheskij-konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov-lstupeni-znanijr.html - Академия развития творчества.

  1. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «ОТКРЫТИЕ»

Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников. 

Задачи конкурса:  

  • повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;  
  • развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;   
  • ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;
  • обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран. 

Номинации:

  • юный натуралист;
  • юный писатель;
  • юный краевед;
  • юный математик;
  • юный художник;
  • юный языковед;
  • юный психолог.

http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html - Казанский федеральный УНИВЕРСИТЕТ.

  1. Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ педагогов, социальных педагогов и психологов сферы  дошкольного и начального образования,  дошкольников и учащихся начальных классов «Творческий педагог – творческий ребенок»

Направления: русский язык; литературное чтение; математика; история; социология; окружающий мир; экология; валеология; краеведение; техника и технология.

http://www.imc-eduekb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3267:2018-01-30-06-04-35&catid=1:2010-02-17-12-12-09 - Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина (г. Бийск, Алтайский край). 

  1. Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия»

Конкурс проводится в целях развития интеллектуально-творческого потенциала детей путем приобщения к исследовательской деятельности, вовлечения детей и взрослых в совместную исследовательскую деятельность.

Номинации:

  • «Русский язык и литература»;
  • «Окружающий мир»;
  • «Математика»;
  • «Искусство»;
  • «Физическая культура и спорт»;
  • «Технология».

http://portalzd.ru/konkursy-dlya-detej-i-pedagogov/distancionnye-konkursy-dlya-detej/konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov/ - Сетевое издание «Информационно- методический портал «Звёздная дорожка».



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ для школьников 1 – 4 классов

  1. Танцы — польза для здоровья.
  2. Семейные традиции.
  3. Отчего крапива жжется?
  4. Почему люди зевают?
  5. Имя в жизни человека.
  6. Мои домашние питомцы.
  7. Лес - наш друг.
  8. Отчего осенью листья меняют цвет?
  9. Роль растения в жизни человека.
  10.  Ягода Арбуз.
  11.  Помидор — плод здоровья.
  12.  Почему цветы разноцветные
  13.  Цветок Солнца
  14.  Люди и кошки.
  15.  Почему вымерли динозавры?
  16.  Умеют ли разговаривать дельфины?
  17.  Царь динозавров.
  18.  Мои любимые пингвины.
  19.  Мы учили попугая.
  20.  Поведение птиц зимой.
  21.  Аквариум и его обитатели.
  22.  Есть ли в воздухе вода?
  23.  Разноцветные моря.
  24.  Семь чудес света.
  25.   Охранять природу - значит охранять мир.
  26.   Если хочешь быть здоров.
  27.   Полезно ли мороженое?
  28.   Шоколад – вред или польза?
  29.   Математика в жизни кошки.
  30.  Приемы быстрого счета.
  31.  Детские музыкальные инструменты.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Проект – это «Пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. 

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

II этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

III этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9.Подготовка к презентации.

Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

C:\Users\admin\Desktop\Снимок.JPG



Предварительный просмотр:

Темы проектов в начальной школе

Социальные: «Книжкин дом»,  «Чистый берег нашей реки», «Защитим лесную красавицу», «Наш земляк ветеран», «Покормите птиц зимой».

Творческие: «История жизни обычного карандаша», «Может ли собака помогать по дому?», «О чем говорит почерк?», «От улитки станет всем светлей», «Мой город».

Информационные: «Самые большие зоопарки мира», создание газеты «Классный вестник», «Скотч – материал на все случаи жизни», «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?».

Учебные: «К снежным вершинам Олимпа!», «Я и моя семья!», «Новый год шагает по планете», «Моя любимая книга».

Исследовательские: «Дом, в котором я хочу жить», «Профессии наших родителей», «Полезная вещь для дома»,  «Далеко ли от нас до солнца?», «Роль собак в жизни человека», «Зачем растениям нужна вода?».



Предварительный просмотр:

Конкурсы, фестивали проектов в начальной школе

  1.  Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»

Направление: творческое

Номинации:

  • научные проекты;
  • учебные проекты;
  • образовательные проекты;
  • благотворительные проекты;
  • социально-значимые проекты;
  • экологические проекты;
  • культурно-просветительские проекты;
  • интернет-проекты, сайты;
  • здоровый образ жизни;
  • образовательный туризм;
  • проекты о своём крае (мультимедийные экскурсии по своему краю);
  • межнациональное сотрудничество;
  • обряды, костюмы, традиции моего народа;
  • традиции моей семьи;
  • праздники дворов, улиц, сёл;
  • традиционные ремёсла и народные промыслы моего края.

http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3848&Itemid=992 – Юность. Наука. Культура.

  1. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
    «Проекториум»

Направления: для участия в конкурсе проектных работ учащиеся могут представить проект любого типа: исследовательский, информационный, практический, творческий. На конкурс можно представить также социальные проекты (социально-значимые проекты), а также проекты общественно-экологической направленности.

http://obrazshkola.ru/?page_id=840 - Образцовая школа. Образовательное издание для педагогов и школьников.

  1. Международный конкурс проектов для учащихся школ

Направления:  математика: 1—6 класс, чистописание: 1 класс,
родной язык: 1-4 классы, русский язык: 1—11 классы, чтение: 1—4 классы, иностранный язык: 2—11 классы (английский, французский, немецкий, испанский), труд («Труды»): 1—4 класс (иногда 1-8 класс), общественно-полезный труд, музыка: 1-(5-9)классы., изобразительное искусство (Рисование): 1-7 классы.

http://scipro.ru/contest/interclover/cont-school.html - SCIPRO.

  1. XI Всероссийский заочный конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М. И. Гуревича

Направления: по любому предмету на выбор ученика.

https://drofa-ventana.ru/material/xi-vserossiyskiy-zaochnyy-konkurs-uchebnykh-proektov-v-obrazovatelnoy-/ - Корпорация «Российский учебник» и ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования». 

  1. IV Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся «Открытие – 2017»

Направления: по любому предмету на выбор ученика.

https://eduopenru.ru/index.php/konkurs/710-iv-vserossijskij-konkurs-proektno-issledovatelskikh-rabot-obuchayushchikhsya-otkrytie-2017 - Открытое образование.



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников».
  2. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.
  3. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа».
  4. Братанова Т.А. Методика организации игр – исследований с младшими школьниками. Начальная школа.
  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа».
  6. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.
  7. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...