ПК 4.4. Педагогические разработки
статья на тему

Чупина Наталья Александровна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СЛОВАРЕМ РУССКИХ ИМЕН ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.А. Чупина,  руководитель         Л.С. Кошкарова

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

               Рассматривается проблема формирования универсальных учебных действий, развития исследовательских лингвистических умений младших школьников в процессе проектной деятельности по программе «Организация проектной работы над словарем русских имен «Тайна имени», реализованной в естественных условиях образовательной деятельности в начальной школе.

             Ключевые слова: универсальные учебные действия, лингвистические умения, исследовательские умения, проектная работа, апробация.

         Имена людей — это часть истории и культуры. Они отражают исторические контакты народов, взаимопроникновение их культур. История возникновения славянских, древнерусских имен наконец-то стала интересна тем, кто решил вернуться в свой род и вспомнить о своих корнях. Выбор редких славянских имен для девочек и мальчиков при рождении детей стал даже некоей модной тенденцией. Русские имена греко-латинского происхождения сегодня очень востребованы. К примеру, 40 % студентов первого курса Челябинского педагогического колледжа №1 носят имена греческого происхождения, 16 % — латинского происхождения. По итогам 2017года в Челябинской  области самым популярным мужским именем стало имя Артём (1234 акта). На втором месте стоит имя Александр (930), на третьем — Дмитрий (817). Вышеперечисленные имена относятся к именам греческого происхождения. Самое популярное мужское имя латинского происхождения — Максим (800). Лидирующие положение среди женских имён заняло имя латинского происхождения Виктория (957), а самым востребованным женским именем греческого происхождения стало имя Анастасия (877).
         
Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас. И детям всегда   интересно найти истоки своего имянаречения, основания его составления и трактовки.

 Под влиянием новых социальных условий в жизни детей появились  такие черты, как информированность, пластичность в освоении новых объектов и явлений окружающей действительности,  критичность, требовательность к уровню жизни, стремление к сотрудничеству и др.. Отношения детей с внешним миром очень часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, а также компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность среди детей.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования и ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей. 

Проблемы развития исследовательских навыков младших школьников воспитания достаточно хорошо разработаны в педагогике и психологии. Так,  общим вопросам  разработки понятийно-терминологического аппарата, определению сущности и задач в учебном процессе начальной школы посвящены работы  И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.В. Виноградов, Л. Базилевич, А.А. Зализняк, А.Н. Журинский. аспекты лингвистического анализа в начальной школе описаны в исследованиях  
В.В. Виноградова.  

Однако,  среди множества решаемых проблем  проблема развития способностей младших школьников самостоятельно успешно усваивать новые знания, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умения учиться, формировать при этом универсальные учебные действия только рассматривается в свете решений ФГОС НОО нового поколения (2015 г), не разработана еще единая  методическая  система по освоению школьниками всех компонентов учебной деятельности.

На этом основании важный аспект в нашей работе сделан на проблеме формирования универсальных учебных действий школьников, развитии их мыслительных операций, умении осуществлять лингвистические исследования

Решению этих задач, особенно актуальных, с нашей точки  зрения, посвящена программа «Организация проектной работы над словарем русских имен «Тайна имени», осуществление которой организовано в рамках проектной работы с учащимися 3 «3» класса МБОУ «НОШ № 95» г. Челябинска.

Созданию программы, а затем и проектной исследовательской деятельности способствовали теоретические положения проблемы исследования. В логике исследования предстояло изучить вопросы о лингвистическом исследовании и лингвистической задачи. Проанализированы исследования ученых: И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.В. Виноградова, Л. Базилевич, А.А. Зализняк, А.Н. Журинского. Теоретический анализ позволил выделить основные определения понятий: универсальные учебные действия, лингвистическое исследование, лингвистическая задача и метод учебных проектов.

В логике исследования проведена апробация программы «Тайна имени» по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе работы над словарем русских имен во внеурочной деятельности.

Цель апробации: выявить степень сформированности у младших школьников лингвистических и словообразовательных умений, уровень сформированности мыслительных операций словообразовательных (лингвистических) умений.

Основная из задач апробации в рамках проектной работы лингвистического исследования составить словарь русских имен «Тайна имени».

Для отслеживания результатов апробации выделена группа из 18 человек. С целью получения достоверного результата в нее были отобраны учащиеся с разным уровнем знаний и исследовательских способностей.

Проведенная практическая работа осуществлялась в привычных для учеников условиях. Апробация проводилась в ходе внеурочных занятий.

На констатирующем этапе анализ полученных данных свидетельствует о  среднем уровне  владения мыслительными операциями,  сформированности лингвистических (словообразовательных) навыков и анализа словообразовательных лексических единиц. – 78%;  пять учеников показали высокий уровень, что составляет 5%,  17%  уч-ся продемонстрировали низкий уровень владения операциями (рис.1).

Рис.1. Показатели уровня сформированности лингвистических умений учащихся (констатирующий этап)

Данные констатирующего этапа позволили спланировать работу по развитию лингвистических умений: умению анализировать слово, умению осуществлять морфемный анализ, решать лингвистические задачи, развивать лингвистические умения на формирующем этапе.

Для решения этих задач составлена программа «Тайна имени».

Для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, на занятиях нами были активно использованы задания из программы внеурочной деятельности «Тайна имени».

На первом занятии  учащиеся познакомились с понятием «имя», узнали его происхождение. Второе занятие было проведено в проектной деятельности:  ученики совместно с родителями исследовали свое имя, раскрывали  его происхождение, подбирали синонимы и рассказывали об известных людях, которые носят такие же имена, как они. На последующих занятиях, в рамках проектной деятельности,  проведен морфемный анализ имени.  Затем детям предстояло узнать корни отдельных морфем, из которых состоит имя.   В проекте младшие школьники работали со словарями и справочниками, рассматривали словарные статьи, в группах разрабатывался будущий словарь русских имен и проходила его защита. На последнем занятии была проведена творческая выставка работ, по сбору информации для словаря имен.

Таким образом, словарная статья в словаре состоит из морфемного анализа имени, грамматических категорий имени, краткой формы и синонимов имени, указаны  значения, звучание имени и известные люди с такими же именам, как у детей.

По завершении формирующего этапа  вновь была проведена диагностика.  Наблюдается переход участников эксперимента на более высокий уровень: на высоком уровне - 9 учащихся, что составляет 27%, на среднем уровне- 5 учеников, что составляет 69%,  на низком уровне – остались 4 учащихся, что составляет 4 %  (рис.2).

Рис.2. Показатели уровня сформированности лингвистических умений учащихся (формирующий этап)

На контрольном этапе, проводилась повторная диагностика уровня сформированности лингвистических умений. Результаты показали, что уровень сформированности лингвистических умений по всем критериям повысился, переход на высокий уровень  продемонстрировали 13 учащихся, что составляет 42%, переход на средний уровень - у 4-х учеников, что составляет 56%, на низком уровне - один учащийся, что составляет 2% (рис.3.)

Рис.3. Показатели уровня сформированности лингвистических умений учащихся (контрольный этап)

После проведенного исследования, мы пришли к выводу, что уровень развития исследовательских (лингвистических) умений у учащихся 3 класса повысился. У 12 учащихся наблюдается положительная динамика.

         Программа «Тайна имени» предназначенная для внеурочных занятий, значительно повысила уровень развития исследовательских (лингвистических) умений учащихся.


Список использованных источников

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный ученик, 2005г. – 35 с.

2. Балл Г.А. Теория учебных  задач: психолого-педагогический аспект. М.,: Просвещение,1990, 184 с.

3. Белошапкова, В.А., Брызгунова, Е.А., Земская, Е.А. и др..Современный русский язык: Учеб. Для филол.  спец. ут-тов/Под ред. В.А.Белошапкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.,2007.-800с.

4.  Бодуэн де куртенэ, И. А. Языковедение и язык.- М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 216с. 

5. Гусева,  Ю.М.         Справочник личных имен народов. – М.: Рус. яз.,2000. – 656 с.

6. Деникина А.Е., Романова Т.П. РУССКИЕ ИМЕНА ГРЕКО-ЛАТИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(20).pdf (дата обращения: 26.04.2018).

7. Суперанская А.В. Имя — через века и страны. — М.: ЛКИ, 2007. — 192 с.

8. Суперанская А.В. Современный словарь личных имён. — М.: Айрис- пресс, 2005. — 384 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.: Просвещение, 2010.




Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано

Зам.директора по НМР

___Анищенко И.Л._____

Утверждено

директор ГБПОУ «ЧПК№1»

_______Энгельман М.А.______

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования

«Тайна имени»

Направление: общеинтеллектуальное

Вид: познавательная деятельность

Возрастная группа: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: Чупина Наталья, 44 гр.

Челябинск, 2018



ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1. Пояснительная записка

3

2. Учебно-тематический план кружка

6

3. Содержание изучаемого курса

7

4. Мониторинговая карта результатов освоения программы

10

5. Материально-техническое обеспечение

13

6. Учебно-методический комплекс

14

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

15

8. ПРИЛОЖЕНИЯ

16


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика. Рабочая программа «Тайна имени» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности.

Программа предназначена для общеинтеллектуальной работы с детьми 3 класса, проявляющая интерес к происхождению своего имени и его значении. Эти занятия помогут младшим школьникам узнать корни своего имени и его значение, а также будут способствовать интеллектуальному развитию учащихся, потому что именно с этого начинается понимание и знание истории своей страны.

Актуальность программы. Важность работы обусловлена возросшим интересом людей к происхождению имени, к значению его и влиянии на судьбу человека.

Проблема заключается в неразработанности  вопросов, предопределении психологических и физиологических характеристик имен людей в их судьбе.

Изучением происхождения имён, их историческим значением, занимались многие известные ученые-лингвисты: И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.В. Виноградов,        Л. Базилевич, А.А. Зализняк, А.Н. Журинский. Им удалось разработать научную литературу, в которой были раскрыты корни происхождения имен, также была изложена роль имени в жизни каждого человека.

Исследование происхождения и значения имен детей, их сверстников, имён предков и родителей является актуальным в связи с тем, что для них с этого начинается понимание и знание истории своей страны.

Цель программы внеурочной деятельности: формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе создания словаря «Тайна имени».

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  3. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире.

Метапредметные:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  3. использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  4. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Занятия носят познавательный характер. Особое внимание уделяется знакомству детей с корнями своего имени, с его значением. Программа способствует расширению лексического запаса, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы обучаемого.

Курс рассчитан на 1 год (34 учебных часа по 45 минут). Изучение школьниками своего имени и его происхождения соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие познавательных навыков, что способствует  разностороннему развитию личности ребенка.

Направленность: общеинтеллектуальная.

Формы проведения занятий.

Внеурочная деятельность по русскому языку организована в трех формах: индивидуальная (сообщения, проекты), групповая (творческие задания) и массовая работа (дискуссия, диспут). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям.

Создание нестандартной обстановки для изучения своего имени (игра, викторина, мастер-класс) делает освоение информации более успешной, способствует развитию эмоциональных и творческих качеств учащихся, их фантазии и способности к социальному взаимодействию.

Формы подведения итогов реализации программы. Основной формой подведения итогов реализации программы является подготовленный к изданию словарь «Тайна имени». Знания, получаемые детьми на занятиях, будут показывать уровень сформированности универсальных учебных действий.


Учебно-тематический план занятий кружка на 1 год обучения (34 ч)

Тема занятий

Кол-во

В том числе

Формы организации деятельности учащихся

Теор.

Прак тич.

Вводная часть. Знакомство с именем.

1

Вводное занятие. Понятие «имя»

2

1

1

Беседа. Игры на знакомство. Знакомство с «именем».

Анкетирование.

2

Что означает мое имя?

Имена в истории России

1

-

1

Проектная деятельность (демонстрация).

3

Форма и значение имён (официальная/ласкательная)

2

1

1

Занятие-практикум (игра по карточкам)

4

Пословицы об именах

2

1

1

Викторина

5

Пьедестал имени

2

1

1

Беседа. Оформление стенд-плаката «Пьедестал имени».

6

Имена известных людей

2

1

1

Занятие – беседа. Игра.

7

Исконно-русская лексика

2

1

1

Игра «Соотнеси»

8

Заимствованная лексика

2

1

1

Работа по карточкам.

9

Лексика ограниченного употребления

2

1

1

Конкурсная программа.

Морфемика

10

Морфемика

2

1

1

Диалог.

11

Морфемная структура слова

2

1

1

Викторина.

12

Морфемный анализ имени

2

1

1

Игра «Разбор имени».

Словообразование. Создание словаря.

13

Словообразование

2

1

1

Занятие –практикум «Перевертыши».

14

Способы словообразования имен

2

1

1

Работа по карточкам.

15

Словообразовательные типы

1

-

1

Заполнение таблиц.

16

Русская морфемография имен

1

1

-

Обсуждение.

17

Словари и справочники

2

1

1

Интерактивная игра «Устройство словаря»

18

Как будет устроен словарь «Тайны имени»?

1

-

1

Творческая работа «Создай словарь»

19

Создание словаря. Оформление.

2

-

2

Выставка.


Содержание изучаемого курса

Вводная часть. Знакомство с именем.

1) Вводное занятие. Понятие «имя».

Заинтересовать детей внеурочными занятиями, провести анкетирование на знакомство, познакомить их с понятием «имя».

2) Что означает мое имя? Имена в истории России.

Прослушать сообщения, о том, как появились имена, при этом вовлечь в проектную деятельность. Раскрыть детям историю появления имени в русском языке, организовать дискуссию с целью выявления точек зрения детей об истории имен в русском языке.

3) Форма и значение имен (официальная/ ласкательная)

Занятие-практикум:

  1. познакомить детей с формами и значениями имени;
  2. дети напишут свои имена: попробуют определить, в какой форме оно может быть использовано;
  3. постараются определить значение (на их взгляд).

4) Пословицы об именах

Дать представление о пословицах имен, провести викторину о пройденном материале.

5) Пьедестал

Дети будут создавать стенд-плакат, где каждый покажет, на какой ступени стоит их имя, изучать как звучат их имена на разных языках.

6) Имена известных людей

Создать диаграмму великих известных людей с их именами, выяснить, какие имена преобладают в различных сферах деятельности людей.

7) Исконно-русская лексика.

Игра на определение соответствия исконно-русских слов – имен.

8) Заимствованная лексика.

Работа по карточкам: узнавать и рассуждать на тему: «Откуда же появились эти заимствования, и какие имена, на их взгляд, пришли к нам из разных стран!».

9) Лексика ограниченного употребления.

Рассказать детям о том, что бывает такой вид лексики; провести конкурс на тему «Какие слова относятся к ограниченной лексике», работа со статьей.

Морфемика

10) Морфемика.

Рассмотреть понятие «морфемика», выявить ее главные аспекты.

11)  Морфемная структура слова.

Викторина: работа со словами, представленными на слайде, определение морфемной структуры слова.

12) Морфемный анализ имени.

Морфемный разбор и анализ групп имен.

Словообразование. Создание словаря.

13) Словообразование.

Рассмотреть понятие «словообразование». Словообразовательный анализ имен. Анализ имен учащихся класса.

14) Способы словообразования имен.

Работа по карточкам (самостоятельная, работа в парах): изучить способы словообразования имени, самостоятельно в парах.

15) Словообразовательные типы.

Детям предлагаются таблицы, которые они дополняют нужными терминами.

16) Русская морфемография имен.

Обсуждение итогов работы над именами.

17) Словари и справочники.

Знакомство со словарями и справочниками, интерактивная игра «Устройство словаря».

18) Как будет устроен словарь «Тайны имени»?

Способы записи слов, порядок их расположения. Словарная статья.

19) Создание словаря. Оформление. 

Дети своими силами, по эталону выполняют общий словарь имен сверстников в соответствии с составом и структурой:

  1. слова – имена -  размещены в алфавитном порядке;
  2. слова – имена пишутся с прописной буквы;
  3. отдельными словами включаются слова уменьшительные и ласкательные;
  4. в словарь включаются слова, связанные с различием в написании произносительные, словообразовательные и грамматические варианты слов;
  5. приводятся значения слов;
  6. отличаются устарелые, древнерусские, древнегреческие происхождения вариантов слов;
  7. даются формы слов, связанные с их морфологической принадлежностью.
  8. слова (кроме односложных) и формы слов снабжаются ударением; над буквой «ё» ударение не ставится (буква «ё» одновременно служит указанием и на произношение и на ударение).

Мониторинговая карта результатов освоения программ

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки

Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Планируемый воспитательный результат:

- имеют представление о своем имени и его происхождении;

- осознают необходимость знать историю своего рода;

- способны любую деятельность рассматривать с творческих сторон.

Планируемый воспитательный эффект:

- интерес к новому;

- стремление к приобретению новых знаний и умений;

- соблюдение норм и правил культуры.

Анкета, опросник, игры на знакомство и взаимодействие детей в коллективе.

Проектная деятельность, занятие – практикум, викторина.

Стенд-плакат,

игры, конкурсы, дискуссия.

Викторины, игры, занятия – практикум.

Работа по карточкам и таблицам, интерактивные игры.

Творческие работы,

выставки.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь-Декабрь

 

Январь-Февраль

Март-Апрель

Май


Материально – техническое обеспечение

Техническое оснащение:

- Компьютер;

- Проектор.

Оборудование:

- Кабинет;

- Парты;

- Доска.

Канцелярия:

- Ватман – 10 шт.;

- Карандаши – 10 уп.;

- Ручки шариковые – 1 уп.;

- Фломастеры – 10 уп.;

- Клей — 2шт.;

- Скотч — 2 шт.;

- Пачка листов А4.


Учебно-методический комплекс

Для учащихся:

-https://www.youtube.com/watch?v=b6yCHLlG7Bs

Для учителя:

-  http://namedb.ru/gender/woman/;

- http://festival.1september.ru/ ;

- http://www.davno.ru/names;

- http://studopedia.ru/;

-  Виноградов, В.В. Словообразование в его отношении к грамматике или лексикологии// Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике.- М.:2007. - 207с.

-  Лопатин, В.В. Русская словообразовательная морфемика. - М.: 2015. - 92с.

- Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М., 2001.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Российской Федерации « Об образовании».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

4. Белошапкова, В.А., Брызгунова, Е.А., Земская, Е.А. и др..Современный русский язык: Учеб. Для филол.  спец. ун-тов/Под ред. В.А.Белошапкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.,2007.-800с.

5.  Бодуэн де куртенэ, И. А. Языковедение и язык.- М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 216с. 

6.  Виноградов, В.В. Словообразование в его отношении к грамматике или лексикологии// Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике.- М.:2007. - 207с.

7. Диброва, Е. И.  Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц : Учеб. для студ. высш . учеб. заведений:  Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование .- М.: Издательский центр «Академия» , 2001. - 544с.Абзалова О.А. Введение в теорию и практику этикета. Программа курса для ВУЗов культуры и искусств. - М., 2010.

8. Журинский, А.Н. Лингвистические задачи. Задачи по лингвистике. - М., 2002. – 321с.

9. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. -  М.: Флинта: Наука, 2011. - 328с.

10. Лекант, П.  А. Современный русский язык : Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология».- М.: Дрофа, 2000. - 560с.

11. Лопатин, В.В. Русская словообразовательная морфемика. - М.: 2015. - 92с.

12. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М., 2001.

13. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета опросник для родителей

Время: до начала курсов внеурочной деятельности

  1. Ваш ребёнок посещает внеурочные занятия после школы? ДА/НЕТ
  2. Нужно ли вашему ребёнку их посещать? ДА/НЕТ
  3. Какой направленности внеурочные занятия вы бы хотели видеть в расписании вашего ребёнка: спортивно-оздоровительные/ познавательные / художественно- эстетические/ трудовые / духовно- нравственные?
  4. Нравится ли вашему ребёнку посещать внеурочные занятия в школе? ДА/ НЕТ/ ИНОГДА
  5. Если не нравится, то опишите причину  ……………………………………………………………………..

Опрос «Морфемика, здравствуй!»

1) Что такое морфема? Приведите примеры слов с различным набором морфем.

2) Какие слова не имеют окончаний? Приведите примеры.

3) Что такое нулевое окончание? Приведите примеры слов с нулевым окончанием.

4) Что такое корень слова? Приведите пример ряда однокоренных слов.

5) Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

6) Что такое суффикс? Назовите известные вам суффиксы имен существительных.

7) Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны? Приведите примеры.

8) Что такое приставка? Приведите пример образования слова с помощью приставки.

9) Какие приставки первой группы вы знаете? Как они пишутся?

10) Какие приставки второй группы вы знаете? От чего зависит их написание?

11) Что такое постфикс? Как он появился в глаголах?

12) Что такое словообразовательный ряд? Приведите пример.

13) Что такое словообразовательное гнездо? Приведите пример.

Анкета «Нравится ли мое имя?»

1. Мне нравится мое имя. (Да, нет)

2.Я хотел бы изменить свое имя. (Какое)______________________

3.  Мое имя нравится моим одноклассникам. (Да, нет)

4. Я все время боюсь, что из-за моего имени мне придумают смешное прозвище.  (Да, нет)

5. Я считаю, что у меня очень привлекательное имя. (Да, нет)

 6. Я считаю, что благодаря своему имени я чувствую себя очень уверенно. (Да, нет)

 7.Я считаю, что одноклассники из-за моего имени иногда шутят надо мной.

(Да, нет)

8.Почему мне дали такое имя (В честь кого? Нравится родителям, другое) _____________________________________________________________  

9.Дома меня чаще называют. (Как?) ___________________________________________

10. Нарисуй вертикальную лестницу из 10 ступенек. Напиши, где на ней находится твое имя, если наверху располагается самое хорошее имя, а внизу самое плохое.

Анкета: «Почему меня так назвали?»

- Моим родителям нравилось это имя

- Семейная значимость имени (назван в  честь кого-то из родственников)

- Модное имя

- Удобство произношения, красота звучания

- Редкое имя, чтобы не было повторений

- Другое (написать)

Анкета: «Самое популярное и редкое имя»

1.Самое красивое имя мальчика?

2.Самое красивое имя девочки?

3.Какое имя чаще всего встречается в вашей семье?

4.Ваше имя?

5.Оно вам нравится?

6.Что вы о нем знаете?

7.Какими именами вы хотели бы назвать своих будущих детей?

8.Какое имя вам совсем никогда не нравилось?



Предварительный просмотр:

  1. Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Чупина Наталья Александровна

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

РЕФЕРАТ

 Реферат защищен                                                    Специальность  44.02.02

 с оценкой_______________                                         Преподавание в начальных классах

 «   » ____________2016 года                                 Курс 2, группа 24

                                                                                   Руководитель: Астахова А.А.

Челябинск, 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

        стр.

ВВЕДЕНИЕ

           3  

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

   

1.1  Предмет  «Словообразования»

           5  

1.2 Классификация морфем

      1.2.1 Корневые и аффиксальные морфемы

      1.2.2 Классификация аффиксов        

           6  

           7

          10

1.3 Основа слова и её виды

1.4 Способы словообразования

      1.4.1 Морфологические способы словообразования

      1.4.2 Неморфологические способы словообразования

          13

          14

          15

          16

1.5 Тенденции в словообразовательной системе русского языка XX - начала XXI вв

Выводы по I главе                                                                                              

           17

 

           20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

           22


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Словообразование представляет собой динамический аспект языка, его лексического состава. Словарный состав языка пополняется постоянно и прежде всего - за счет процессов словообразования. В разные периоды истории русского языка словопроизводством управляли определенные тенденции. Изучение данных тенденций представляет большой интерес, так как они являются обобщением различных словообразовательных процессов. Именно данное исследование поможет нам разобраться в морфологических особенностях и способах словообразования. Словообразование является важным разделом в учебной программе по русскому языку, оно пронизывает все темы морфологии и имеет большое значение для понимания многих явлений языка. Основные сведения о словообразовании учащиеся получают еще в начальной школе, а в среднем звене знания углубляются.

 Словообразование является основным средством обогащения языка. Из этого следует, что изучив способы образования, мы отследим пути и средства пополнения словарного состава русского языка. Актуальность нашего исследования определяется важностью этой темы в понимании слов русского языка, которое раскрывается при изучении строения и словообразования слов, дает возможность наглядно и глубоко раскрыть сложные языковые явления, выявить закономерности в развитии языка и выработать у учащихся умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты.

Исходя из проблемы современного образования нами была сформулирована

тема  исследования: «Словообразование в русском языке».

Цель исследования -  изучение теоретических основ понятия «Словообразования» и выявление его особенностей использования и  функционирования различными  способами.

Для проведения теоретического исследования мы определили задачи исследования:

1) На основе анализа научной литературы описать закономерности исследования.

2)Изучить типы словообразования.

3)Систематизировать и обобщить материал, описать особенности «Словообразования в русском языке».

4)Оценить роль, значение данного понятия.

5)Сделать выводы по итогам исследования.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

  • отбор методической литературы; 
  • анализ и сравнение точек зрения ученых; 
  • систематизация материала; 
  • обобщение материала исследования;
  • выводы о проделанной работе.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «СЛОВООБРАЗОВАНИЯ» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1.1 Предмет «Словообразования»

В кругу лингвистических дисциплин словообразование занимает особое место, своеобразие которого определяется тем, что одной из главных задач словообразования является исследование механизмов названия, актов возникновения наименований, процессов номинации, отраженных в семантике и структуре производных слов. Мысль об особом месте словообразования в системе лингвистических дисциплин была высказана В.В.Виноградовым и получила плодотворное развитие в дальнейших исследованиях.

В задачи словообразования как особой отрасли науки о языке входит:

а) Описание и изучение различных словообразовательных единиц и их объединений; (производных слов, производящих слов, словообразовательных аффиксов, словообразовательных аффиксов, словообразовательных типов, словообразовательных категорий, и др.). На основании признаков, присущих этим единицам, учение о словообразовании устанавливает их место и роль в словообразовательной системе,  раскрывает характер отношений между ними и их связи с грамматической и лексической системами русского языка.

б)Установление словообразовательной семантики и структуры производных слов, классификации и описании их; производное слово  - основная единица изучения словообразования, поэтому словообразование определяет семантические и структурные свойства производных слов в их соотнесенности со свойствами исходных единиц и по общим словообразовательным признакам классифицирует и описывает их.

в) Выделение продуктивных и непродуктивных типов и моделей образования производных слов; это общая задача, стоящая перед словообразованием. Она ведет к познанию действующих механизмов словообразовательной системы языка.

г) Приведение в систему и раскрытие содержания накопленных наукой понятий; в ходе научного исследования словообразовательных явлений вырабатываются новые понятия, накапливаются новые представления и знания, которые необходимо приводить в систему и объяснять, чтобы обеспечить их усвоение. Этим и занимается словообразовательная теория.

Сейчас мы рассмотрим понятие «Словообразование» с точки зрения разных ученых.

А.В. Дудников считает, что: «Словообразование – это непрерывно совершающийся в языке процесс образования новых слов, которые порождаются языком для словесного обозначения новых предметов, явлений, событий, входящих в жизнь в результате развития науки, техники, экономики, социально-политической сферы». [8, с.173].

А вот П.А. Лекант считает, что: «Словообразование - система словообразовательных отношений в языке, и раздел языкознания, изучающий эти отношения». [12, с.205]. Таким образом, словообразование, по его мнению, изучает образование слов от родственных, однокоренных слов и описывает установившееся формально-смысловое отношении между производящим  и производным (школ(а)- школь –н(ый); город- город-ок).

Е.А. Земская  отмечает, что: «Словообразование  употребляется в двух значениях: для обозначения словообразовательного строя языка и для обозначения соответствующего раздела языкознания».[10, с.5]. По ее мнению, изучение языка можно проводить в двух принципиально различных аспектах: синхронном  (от греч. Syn - «Совместно» и chronos - «время») и  историческом, или диахроническом  (от греч. Dia - «через» и chronos - «время»). Синхронное словообразование изучает отношения сосуществующих единиц, диахроническое – процессы превращения одних единиц в другие.

В нашей работе, мы будем рассматривать словообразование как систему словообразовательных отношений.

1.2 Классификация морфем

«Морфема - минимальная значимая часть слова, которая выделяется в его структуре в результате сопоставления с другими словами, содержащими аналогичные значимые части».[14, с. 15].

Понятие морфема было предложено еще в XIX веке русскими учёными: И. А. Бодуэном де Куртенэ, О. С. Крушевским, В. А. Богородицким и другими языковедами.

«Морф – минимальная значимая часть словоформы». [17, с. 11].

По характеру выражаемого значения морфемы образуют две группы, противопоставленные друг другу: 1) корневые морфемы, которые заключают в себе элемент лексического значения; 2) аффиксальные, или служебные, морфемы, которые выражают в слове дополнительное значение – словообразовательное или формообразовательное.

1.2.1 Корневые и аффиксальные морфемы

 В морфемном составе русского языка в качестве его первоосновы выступают корневые морфемы, заключающие в себе основной элемент лексического значения слова. Корневая морфема представляет собой или единственный морф, который не способен подвергаться каким-либо звуковым изменениям и всегда выступает в неизменном звуковом составе, или же- совокупность алломорфов (т.е вариативность морфем, которая может иметь разные варианты произношения, не изменяя при этом своего значения), реализующих данную корневую морфему в разных  позициях и в разных вариантах морфонологического выражения.

Корневая морфема в виде единственного морфа обнаруживается у значительного числа изменяемых и неизменяемых знаменательных слов, а также у служебных слов:

1)дебел – ый – дебел - ость; держ а - ть –  держ – а – в - а –  воз –держ  -  а - ние  – вы держ а – нн - ый;

2) там – там ошн - ий ; когд - а ни когд - а; куд - а  – ни куд - а – ни куд ышн – ый -  ни – от куд - а;

3) на, до, при (предлоги); и, а, но, или (союзы); ли, бы (частицы).

Корневая морфема, образуемая рядом алломорфов, - также явление достаточно распространенное и заслуживающее пристального внимания.

Алломорфы корневой морфемы возникают на морфонологической основе в процессе словоизменения и словообразования:

1) алломорфы – тяг-, тя -,тяж-, тяз- образуют одну корневую морфему, что подтверждается наличием в словарном составе следующих лексических единиц: тяг - а, тя – ну - ть, тяж – ел - ый, со – с –тяз – а – ни - е;

2) алломорфы  – свет-, свеч-, свещ-, свес- реализуют одну корневую морфему, о чем свидетельствуют следующие слова (словоформы): свет,  свеч - а, о – свещ а - ть, рас – свес - ти;

3) приводимую ниже корневую морфему составляют 8 алломорфов: сид -,  сад-, саж-, сед-, сес-, сиж-, сяд-, сёд-, что нашло отражение в следующих словоформах: сид е - ть, по сад к - а, у саж ива - ть,  сес - ть, сиж ива - ть, сяд - у, о сёд – л – а – нн - ый.

Корневые морфемы, являясь носителями основных элементов лексического значения слов, в значительной своей части сохраняют общий базовый смысл  для всех однокорневых лексических единиц, которые могут быть собраны в отдельную группу родственных слов.

Таким образом, «родственные слова – это группа лексических единиц, имеющих в своей структуре одну и ту же корневую морфему и поэтому объединенных общим смыслом».[7, с. 143]. Образование групп родственных слов на основе данной корневой морфемы - одна из ведущих закономерностей словообразовательного процесса.

В составе отдельных групп родственных слов должна присутствовать лексическая единица, служащая их семантическим центром. Из этого следует что, семантической основой родственных слов оказывается корневой морф определенной части речи:

1) корневой морф в слове мечт - а ясно дает понять, что данное слово служит семантическим центром соответствующего ряда родственных слов: мечт - ать, мечт - атель;

2) корневой морф слова лих - ой позволяет судить о том, что семантический центр соответствующего ряда родственных слов обозначен данным прилагательным: лих - ач, лих - аческий;

3) корневой морф слова хваст - ать – символ того, что семантическим центром данного ряда родственных слов является упомянутый глагол: при хваст - нуть, рас хваст - аться.

Корневая морфема обладает значениями всех родственных слов. Аффиксальные морфемы по отношению к корневой морфеме и совместно с ней выполняют функцию развертывания общего смысла и конкретизации лексико-грамматического значения отдельного слова. Эти морфемы выражают дополнительные (служебные) значения – словообразовательные или грамматические, которые как бы нанизываются на семантику корня, модифицируя или конкретизируя ее в каком-либо отношении. Пример: писать и вписать, выписать, записать, дописать. Корень является обязательной частью слова и выступает как его структурно и семантически организующий центр. Аффиксы присоединяются к корню, как бы нанизываются на него в определенной последовательности. Образец: мир – мир – и - ть –  при - мирить –  примир - ен(ие) –  прими – рен - ец – примиренч - еск(ий) – примиренческ - и; бел(ый)  –  бел – и - ть  – по - белить –  побел – к - а; жать – вы - жать – выжим – а - ть – выжим - к-и; чист(ый) – чист – и - ть – о - чистить – очист – к - и. 

Аффиксы  по месту относительно корня делятся на: приставки (префиксы), суффиксы, окончания (флексии), постфиксы и интерфиксы.

Все перечисленные аффиксы образуют по этому признаку противопоставление. Приставка, располагаясь в начале слова перед корнем, противопоставлена окончанию, занимающему в словоформе конечную позицию, и постфиксам, которые стоят после окончания. Нейтральное положение- в середине основы – занимают интерфиксы.

Помимо местоположения аффиксы могут быть рассмотрены с точки зрения:

1) выполняемой ими функции;

2) характера выражаемого значения;

3) особенностей структуры;

4) степени регулярности и продуктивности.

 1.2.2 Классификация аффиксов

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню различаются: морфемы служебные или аффиксальные к которым относятся: приставки  (префиксы), суффиксы, окончания (флексии), постфиксы,  интерфиксы.

«Приставка/префикс - аффикс, который находится перед корнем и выражает словообразовательное и/или грамматическое значение». [2, с. 251]. Обычно приставка располагается перед корнем, но может находиться перед другой или другими приставками, если их в слове несколько, например: без – раз -мерный, пере – на -полнить, и т.д. Большинство приставок по своему происхождению исконно русские. Приставок иноязычного происхождения немного, из них наиболее употребительными являются а-, анти-, -архи-, интер -, наи -, ультра -: а - моральный, анти - общественный,  архи- сложный, интер - вокальный и т.д.

По структуре исконно русские приставки в большинстве случаев являются простыми (без -/бес -; в -/во -; вы -; до -; за -; из -/ис -/изо -; на -; о-/об -/обо; пере -; раз -/рас - и др.), но могут быть и составными (производными или сложными), образованными в результате сочетания двух префиксальных морфем. Такие приставки немногочисленны: обез- /обес-; недо-; небез- /небес- (обез -водить, обес - силеть, недо - выполнить, небес - полезный и т.д.).

Приставки, как правило выполняют словообразовательную функцию. Они служат для образования новых слов, например: выполнить (план) – перевыполнить.

Несмотря на то что словообразовательное значение приставок имеет лишь дополнительный (модифицирующий) характер, оно обладает относительной самостоятельностью, поскольку не зависит от влияния флексии и не выражает грамматических свойств слова. Это объясняется, с одной стороны, препозитивным положением приставок по отношению к корневой морфеме, а с другой- их происхождением, исторически связанным с первообразными предлогами, которые являются самостоятельными словами, хотя и служебными. И до сих пор еще сохранилась звуковая и  семантическая соотнесенность между приставкой и предлогом, без участия которого многозначная приставка не может конкретизировать своего значения. Так, приставка до- способна выразить значение – достижения пространственного (или временного) предела, только в сочетании с предложно - падежной формой до- + имя существительное, например: добежать до дверей, доехать до города. При отсутствии такой формы приставочный глагол выражает иное значение -  доведение действия до его конца, завершение его.

Этим обусловлены некоторые структурные особенности приставок:

1) в отличие от словообразовательных суффиксов  они присоединяются  не к производящей основе слова, а к слову в целом;

2) при этом приставки не изменяют частеречной принадлежности нового слова по сравнению с тем, от которого оно образовано, и не могут программировать его лексико-грамматические свойства.

Обычно выделение приставок при морфемном анализе слова не вызывает затруднений. Трудности в этом отношении возникают в двух случаях:

1. при смешении структуры сложных приставок типа недо-, обез- /обес-  с простыми приставками, из сочетания которых они образованы (не - + до -, не - +без -/бес и т.д.), недосып, небезразличный и др.

2. при неразличении синхронного и диахронического подходов к морфемному анализу слова, т.е. в случаях выделения приставок в тех словах, где они могут быть выделены, лишь этимологически, типа воспитание, прилежный, сведение и др.

«Суффикс – аффикс, находящийся перед окончанием и служащий для образования новых слов и/ или их грамматических форм». [12, с. 185].

Занимая позицию перед окончанием, суффиксы характеризуются рядом структурных особенностей:

1) неразрывной спаянностью с тем или иным комплексом окончаний и образованием вместе с ним единого форманта (пе – ни (е), рожд –ени (е);

2) способностью суффиксов вместе с окончанием предопределять отнесенность слова к той или иной части речи, тому или иному типу склонения или спряжения (черниль - ниц(а), свет –ск (ий));

3) в отличие от  приставок суффиксы присоединяются не к слову в целом, а к основе словоформы (семь – сем – ер -о, газета- газет - чик).

По функции суффиксы подразделяют:

а) на словообразовательную функцию, суффиксы, в отличие от приставок, изменяют лексическое значение производного слова (газета- газет - чик);

б) словоизменительные суффиксы служат для образования несинтаксических форм слова. Они встречаются обычно в формах глаголов и степеней сравнения имен прилагательных.

«Окончание/ флексия – изменяемая часть словоформы, служащая для выражения грамматического значения и указывающая на синтаксические отношения словоформ друг к другу в предложении». [12, с. 190]. Не являясь частью основы, окончание занимает обычно в составе словоформы конечную позицию.

Окончание выполняет двойную функцию:

1) словоизменительную – служит для образования грамматических форм слова (рода, числа, падежа – у имен; лица, числа – у глаголов): стран – а, стран – ы, стран - е, ; друж - у,… и т.д.;

2) выражает синтаксические отношения между словоформами в предложении. Например, предложения: Отдали тетрадь ученик - а и Отдали тетрадь ученик -  у состоят из одинаковых слов. Но в первом из них словоформа ученика является определением (тетрадь чью?), а во втором  - дополнением (отдали кому?).

Окончание выражает наиболее отвлеченное грамматическое значение, которое присуще не слову в целом, а определенной грамматической словоформе. Поэтому взаимозамена окончаний приводит к изменению грамматических форм слова и их грамматических значений.

Окончанием обладают только изменяемые (склоняемые и спрягаемые) слова. Поэтому неизменяемые слова: наречия (дружески, чуть - чуть), деепричастия (читая, несши), компаративы (громче, более), предикативы (можно, нельзя), служебные, модальные слова и междометия (чтобы, но, ли, конечно, эх, караул), иноязычные прилагательные и существительные (пенсне, хаки) - окончания не имеют.

«Постфикс – употребляется по отношению к особой разновидности аффиксов, находящихся после окончания в абсолютном конце слова». [12, с. 196].

В русском языке пять постфиксов: два глагольных –ся /-сь, -те (бороть - ся, борю -сь, учи -те) и три местоименных –то, -либо, -нибудь (кто-то, какой –либо, что-нибудь). В современных школьных учебниках русского языка термин «постфикс» не употребляется. Аффиксы этой разновидности отнесены к суффиксам.

Интерфикс -  в лингвистической литературе объединяются связанные между собой, но не тождественные понятия: 1) «межморфемные прокладки» (Е.А.Земская), играющие в структуре слова чисто соединительную функцию. Например: жи – л - ец, кофе – й - ный; и 2) соединительные гласные о, е в составе сложных слов, стоящие, по мнению некоторых исследователей, в одном ряду с суффиксами и префиксами. Например: лес – о - заготовки, земл – е - проходец.

1.3 Основа слова и её виды

В качестве особого элемента структуры слова выступает основа слова. «Основа слова – часть слова без окончания или все неизменяемое слово». [14, с. 81]. Основы изменяемых слов в формальном отношении равны корневым морфемам (вод - а, земл - я, озер - о, бел – ый, син – ий) или сочетаниям корневых и аффиксальных морфем (перевозк – а, учительств – о, железобетон – ый). Основы неизменяемых слов по своему звуковому составу совпадают с соответствующими словами (кино, шоссе, вчера, потом, или, около, увы). К основе слова относятся все слово –  и формообразующие аффиксы, исключая флексии. В основу глаголов традиционно не включаются суффиксы инфинитива –ть, -ти.

По степени своей делимости на значимые единицы языка все основы могут быть либо не членимыми на морфемы, либо членимыми.

Членимые основы могут быть производными и непроизводными (словоизменительные основы без словообразовательных аффиксов). Нечленимые основы обычно являются непроизводными.

Непроизводные и производные основы, как отмечают исследователи, различаются несколькими характерными признаками. Непроизводные основы состоят из одного корня, относительно независимы и имеют немотивированное значение. Примеры: молод (ой), коз(а), пе(ть), печаль, шаг и т.д. Производные основы имеют, кроме корня, словообразовательные аффиксы, зависимы от производящей основы (непроизводной или производной), имеют мотивированное значение, которое формируется на базе значений корня (корней) и словообразовательного аффикса (аффиксов). Примеры: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть. Таким образом, непроизводная основа – это нечленимая основа, формально совпадающая с корнем и самостоятельная по семантике. Производная основа – это членимая основа, формально и семантически связанная с производящей основой.

По степени спаянности морфемного состава основы слов делятся на свободные и связанные.

Свободная основа содержит корень, который может быть употреблен без приставок и суффиксов в одном из родственных слов и совпадать с границами основы этого слова, например: мор-ск-ой – мор-е; смел-ость – смел-ый. Иными словами, свободной основой является та, которая содержит в своем морфемном составе свободный корень.

Связанная основа всегда содержит в своем морфемном составе связанный корень, т.е. такую корневую морфему, которая не совпадает с границами основы ни в одном из родственных слов, т.к. никогда не употребляется без «сопровождения» других служебных морфем, а именно без приставок или суффиксов, например: слад-ий – слад-ость; при- чал-и-ть – от-чал-ть.

Следует иметь в виду, что основы некоторых слов сохраняют в своей структуре следы былой членимости на морфемы, хотя являются нечленимыми с точки зрения современного языкового восприятия, например: петух, порошок, сливк.

1.4 Способы словообразования

Пополнение лексической системы новыми словами осуществляется двумя путями: 1) в результате различных способов словообразования, свойственных русскому языку, и прежде всего с помощью морфологического словообразования: земл- янин, панфи-лов-ец, молод-о-гварде-ец и др.; 2) в результате заимствования из других языков слов, выражающих актуальные, необходимые понятия: группа, анкета, идеал, интеллект и др.

1.4.1 Морфологические способы словообразования

Морфологический способ - образование производного слова в результате                    присоединения словообразовательных аффиксов к мотивирующей основе.  

Префиксальный способ — образование слова с помощью приставок: петь  – запеть, всегда – навсегда. Часто применяется по отношению к глаголам.

Суффиксальный способ — образование слова с помощью суффиксов, это наиболее распространенный способ русского словообразования, характерный для разных частей речи, прежде всего для существительных и прилагательных (синий – синева – синь).

Безаффиксный способ  применяется в области отглагольных существительных (разговаривать  –  разговор, отвечать  – ответ, бежать  – бег, прогулять – прогул), существительных, образованных от прилагательных (зеленый – зелень), и оценочных существительных со значением лица (подлизываться – подлиза,  задираться  –  задира).

Постфиксальный способ   аффиксальный способ, при котором средством выражения словообразовательного значения служит постфикс. Постфикс, как и приставка, присоединяется к слову в целом и не меняет части речи образуемого слова.

Существуют и комбинированные аффиксальные способы: префиксально- суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально – постфиксально – суффиксальный .

Рассмотрим эти способы.

1. Префиксально – суффиксальный способ. Словообразовательным формантом в таком случае является комбинация 2 аффиксов  –  приставки и суффикса (снег – подснежник, Урал – Зауралье).

2. Префиксация с нулевой суффиксацией. Префиксация и нулевая суффиксация – способ, характерный для образования прилагательных, мотивированных существительными со значений части тела или детали внешности: безглазый, безногий, безрукий.

3. Префиксально – постфиксальный способ применяется в основном у глаголов. Средством выражения словообразовательного значения служит комбинация приставки и постфикса – ся, - сь: дозвониться, изголодаться, проболтаться. Формант присоединяется к целому слову – глаголу.

4. Суффиксально - постфиксальный применяется в большей степени у глаголов.  В качестве мотивирующих слов выступают существительные и прилагательные: суета - суетиться, гордый – гордиться, нужда – нуждаться.

5. Префиксально – суффиксально - постфиксальный способ. Применяется у глаголов, мотивирующими словами служат существительные, прилагательные и глаголы: банкрот - обанкротиться, щедрый - расщедриться, шептать -  перешептываться.

Сложение — одно из распространенных явлений в словообразовании. При сложении основой является устойчивый порядок компонентов, тенденция к единому ударению, интерфикс.

Сложные слова имеют особый тип словообразовательного значения – соединительное значение, связанное с объединением разных по семантике мотивирующих основ в 1 целостную единицу: север, восток → северо-восток.

К морфологическому способу в классификации В.В. Виноградова примыкает фонетико-морфологический способ – такой приём создания слов, при котором их образование происходит без присоединения материально выраженных словообразовательных аффиксов, но сопровождается фонетическими изменениями: чередованием или перемещением ударения: глухой  –  глушь.

1.4.2 Неморфологические способы словообразования

Неморфологический способ  –  изменение структуры существующего в языке слова или словосочетания, в результате которого образуется новая лексическая единица.

1) Лексико-семантический -  это образование нового слова в результате изменения значения уже существующей в языке лексической единицы, возникновение омонимов: кулак (зажиточный крестьянин) – кулак (рука), успевать (хорошо учиться)  –  успевать (ср. успеть).

2) Лексико – синтаксический - сращение, смешение слов, составляющих словосочетание в одно слово: умалишенный  (ума лишенный), сумасшедший  (с ума сшедший), сегодня  (сего дня), семьсот (семь сот).

3) Морфолого -  синтаксический - способ образования нового слова путем перехода слова (словоформы) в другую часть речи: весной (наречие)  –  весной  (сущ.).

1.5 Тенденции в словообразовательной системе русского языка XX -начала XXI вв

Словообразование – довольно консервативная часть языковой системы, обеспечивающая постоянный процесс ее функционирования, но экстралингвистические факторы тем не менее играют важную роль в распределении ведущих тенденций в области языкознания. Именно внеязыковые факторы влияют на развитие и на характер функционирования языка.

Язык – есть явление общественное, поэтому, безусловно, его развитие не может быть полностью автономным: оно, так или иначе, зависит от развития общества.

В наше время технический прогресс не стоит на месте, мы используем в обиходе словарного запаса неологизмы, т.е. новые, недавно появившиеся в языке слова / словосочетания, которые  хорошо заметны в речи,  выделяясь на фоне обычных слов и выражений свежестью и новизной. Примеры: гаджет, смартфон, лоферы, слипоны, бойфренды, слиперы.

Образование неологизмов намного активнее происходит в периоды нестабильности общества, смены его структуры, а также в связи с появлением технических новинок в быту обычных людей.

Последнее столетие характеризуется бурным развитием техники, одновременно с которым происходят коренные изменения в структуре общества и взаимоотношениях людей. Постоянно возникающие новые профессии, новые предметы и понятия требуют для себя новых названий.

Поэтому процесс создания неологизмов идет постоянно, и новые слова возникают чуть ли не ежедневно. Некоторые из них заимствуются из других языков, некоторые возникают в результате слияния нескольких слов. Порой аббревиатуры и сокращения начинают жить своей независимой жизнью, становясь полноценными словами, а иногда привычное слово приобретает новый смысл, коренным образом отличный от первоначального.

Так, в двадцатом столетие было создано множество неологизмов, которые вошли в состав русского языка и сегодня уже стали полноправными словами: летчик, спутник, компьютер и т.д. Сегодня процесс «вживления» слова в ткань языка происходит намного быстрее, чем даже полвека назад, благодаря интернету и связанной с ним высокой степенью коммуникации в обществе.

Многие слова, сегодня привычные для нас, в свое время были неологизмами. Так, для восемнадцатого столетия новыми и необычными были слова: созвездие, насос, рудник, маятник, чертеж. В девятнадцатом веке неологизмами считались: пароход, паровоз, промышленность, трогательный, рассеянный.

Двадцатый век, невероятно богатый неологизмами, подарил русскому языку множество слов: самолет, водитель, звонить  – вызывать для телефонного разговора, комсомолец, трактор, передовик,  ударник и др.

Двадцать первый век за истекшие полтора десятилетия успел ввести в словесный оборот множество новых слов и выражений: сотовый телефон, пейджер, тамагочи и др.

Сегодня в русском языке постоянно появляются неологизмы, которые относятся в основном к сфере бизнеса и компьютерным технологиям: маркетолог, айфон, франшиза, планшет, мышь –  в значении «манипулятор для компьютера», гуглить, интернет, созвон, отбиться, эсемеска,  троллить, смайлик, стикеры (в телефоне)  и др.

Также следует отметить такое явление, как агглютинация (приклеивание), т.е. автоматическое присоединение словообразующего элемента все чаще происходит без исторического чередования на стыке морфем.

1. Шпага – шпажист (есть чередование).

2. Штанга – штангист (нет чередования на стыке морфем)

Так образуются варианты, отражающие прежние закономерности (чередования) с новыми тенденциями (петербуржцы – петербургцы; казахский – казашский).

Наблюдается изменение продуктивности некоторых словообразовательных типов:

а) рост класса существительных на –  фикация, - изация, - ость (русификация, сплошность, ваучеризация и т.п.);

б) рост числа слов с латинскими приставочными образованиями пост-, анти-, про-, супер-, псевдо- и др. (постсоветское пространство, антиюбилейные плакаты, суперэлита и т.п.);

в) рост числа сложных слов и составных наименований (папомобиль – устройство для передвижения Папы Римского, телецерковь и т.п.).

Отмечается тенденция к специализации словообразовательных средств с тем, чтобы найти аффикс, отражающий только одну специфическую реалию. (Термальный (источник) – термический (ожог), очистной (комбайн) – очистительный (колокольный звон), шумный (день)  и шумовой (оркестр) и т.п.).

Наблюдается активный процесс свертывания наименований в русском языке: наружная охрана (реклама) – наружка; первичная бухгалтерская документация – первичка, и т.п.

Отмечается появление группы новых слов, образованных путем усечения словосочетаний:

ретро – из ретроспективный элемент;

шиза – из больной шизофренией;

супер – из все, что угодно в высшей степени и т.п.

Наблюдается появление неологизмов на уровне аббревиации:

Буква – бортовое устройство контроля вождения автомобиля;

Сапфир – система автоматизированной подготовки фотонаборных изданий.

В связи с этим мы считаем, на уроках русского языка, современному учителю необходимо уделить внимание проблемам современного русского языка, не игнорировать существующие языковые факты, а интерпретировать их и формировать уважительное отношение школьников к развитию родного языка.


Выводы по I главе

1. В параграфе 1.1 нами было раскрыто понятие «словообразование», таких учёных ученых-лингвистов, как Бодуэн де Куртенэ И.А, Виноградов В.В, Винокур Г.О, Дудников А.В, Земская Е.А, Лекант П.А. Также рассмотрены задачи словообразования как особой отрасли науки  о языке.

2. В параграфе 1.2 мы представили классификацию морфем (Богородицкого В.А, Бодуэна де Куртенэ И.А, Крушевского О.С и др.): рассмотрели корневые и аффиксальные морфемы, а также классификацию аффиксов  с точки зрения позиции в слове и местоположения по отношению к корню.

3. В параграфе 1.3 мы рассмотрели основу слова и её виды.

4. В параграфе 1.4 нами были изучены способы словообразования, морфологические и неморфологические.

5. В параграфе 1.5 мы отметили тенденции, которые существуют в словообразовательной системе современного русского языка, одной из которых является процесс создания неологизмов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом исследования в данной работе стали способы словообразования в современном русском языке. Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. Словообразование сформировалось  как особый раздел языкознания в 40-50 гг. 20 века. Основоположники: В.В.Виноградов, Винокур В.Н., Шанский Н.М., Янко-Треницкая Н.А., Земская Е.А. Опирались на работы Бодуэна де Куртене И.А., Крушевского Н.В., Фортунатова Н.К.

В 60-70 гг теория словообразования получила развитие в трудах Арутюковой Н.Д., Азарх Ю.С., Лопатина В.В., Соболева А.Н., Немченко В.Н., Тихонова А.Н.

Предметом словообразования  является слово с точки зрения его структуры: морфемной и словообразовательной.

В ходе исследования мы установили, что словообразование имеет два значения:

- система словообразовательных отношений в языке;

- раздел языкознания, изучающий эти отношения.

Мы остановили свое внимание на первом значении этого понятия. Поэтому у нас в реферате присутствуют такие пункты исследования как морфемы, основа, способы словообразования и современные тенденции.

В курсовой работе мы планируем исследовать формы и методы организации морфемного и словообразовательного разбора на уроках русского языка в начальной школе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникина, А. Б. Современный русский язык: Лексика, фонетика, словообразование, морфология. Учебник для ун-тов.; под ред. Д. Э. Розенталя. - М.: Высш. шк .,1976. - 352с.

2.  Белошапкова, В.А., Брызгунова, Е.А., Земская, Е.А. и др..Современный русский язык: Учеб. Для филол.  спец. ут-тов/Под ред. В.А.Белошапкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.,1989.-800с.

3.  Бодуэн де куртенэ, И. А. Языковедение и язык.- М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 216с. 

4.  Будагов, Р.А. История слов в истории и обществе,  М.: Добросвет ,1971. - 256с.

5.  Виноградов, В.В. Словообразование в его отношении к грамматике или лексикологии// Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике.- М.:1975. - 207 с.

6. Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М.: 1959. - 434с.

7. Диброва, Е. И.  Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц : Учеб. для студ. высш . учеб. заведений:  Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование .- М.: Издательский центр «Академия» , 2001. - 544с.

8. Дудников, А.В. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. Вузов союзных и авт. респ .- М.: Высш. шк., 1990. - 424с.

9.Закирова, О. В. Современный русский язык. Словообразование: учебно – методический комплекс. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ , 2010. – 39с.

10. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. -  М.: Флинта: Наука, 2011. - 328с.

11.Касаткина, Л. Л. Русский язык : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 768с.

12. Лекант, П.  А. Современный русский язык : Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология».- М.: Дрофа, 2000. - 560с.

13. Лопатин, В.В. Русская словообразовательная морфемика. - М.: 1977. - 92с.

14. Николина, Н.А. «Современный русский язык. Морфемика: учеб. пособия/ Николина, Н.А., Рацибурская, Л.В.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 144с.

15. Поливанов, Е.Д. «Статьи по общему языкознанию, М.: Наука, 1968. — 376 с.

16. Светлышев, Д. С. Современный русский язык: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов . иностр. яз. и фак. иностр. яз. - М.: Просвещение, 1986- 336с.

17. Тихонова, Е.Н. «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: курс лекций/ Моск. гос.ун-т печати имени Ивана Федорова – М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2014. – 94 с.

18. Цапукевич, В. В. Современный русский язык.- М.: Высш. шк., 1962.- 452 с.

                                               

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...