ПК 4.4. Педагогические разработки.
методическая разработка (3 класс) по теме

Ахтямова Евгения Александровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Шнайдер Евгения Александровна

Использование магических квадратов на уроках математики в начальных классах для формирования вычислительных навыков

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность 050146 (44.02.02.)

с оценкой____________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 201__ года

Курс 3, группа 31

Руководитель: Шакирова О.Г.

преподаватель МДК 01.04. Математика с методикой преподавания

Челябинск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1-3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования вычислительных навыков у младших школьников

4-18

1.1. Понятие «вычислительный навык» и его основные характеристики

4-7

1.2 Классификация вычислительных приёмов по общности теоретической основы

7-13

1.3. Этапы формирования вычислительного навыка

14-18

Выводы по 1 главе

18

ГЛАВА 2. Использование магических квадратов на уроках математики в начальных классах для формирования вычислительных навыков

19-25

2.1. Понятие «магический квадрат» и его виды.

19-21

2.2. Применение магических квадратов на уроках математики.

21-24

2.3. Сборник «Магические квадраты».

24-25

Выводы по 2 главе

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.

В век компьютерной грамотности значимость вычислительных навыков, несомненно, уменьшилась. Использование компьютера, калькулятора во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и микрокалькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными навыками необходимо. Научиться быстро и правильно выполнять вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Уже с первого класса использую один из приёмов организации работы по формированию вычислительных навыков – это магические квадраты.

Работа с магическими квадратами может быть использована на протяжении всего обучения в начальной школе.

Поэтому необходимость вооружения учащихся прочными вычислительными навыками обосновывает актуальность выбранной темы для изучения.

Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С.Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой и др. В.М. Тркина, О.П. Куличкова, Н. Уланова, М.И. Моро используют магические квадраты, как средство развития умения вычислять и рассуждать.

Цель исследования – на основе психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть магические квадраты как средство формирования вычислительных приёмов у младшего школьника на уроках математики.

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:

1. На основе психолого-педагогической и методической литературы изучить и охарактеризовать понятие «вычислительный навык» , описать этапы его формирования, а также рассмотреть понятие магический квадрат и его виды.

2. Путём изучения методической литературы систематизировать применение магических квадратов на уроках математики в начальной школе для формирования вычислительного навыка.

3. Разработать ряд презентаций к урокам математики  начальной школе с использованием магических квадратов для формирования вычислительных навыков

.В процессе работы я использовала следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.

2. Эмпирические: сравнение, описание. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие вычислительный приём и его классификация.

Вычислительный прием – это ряд последовательных операций (система операций), последовательное выполнение которых приводит к нахождению результата арифметических действий над данными числами

Классификация приёмов

Группы вычислений

Устные

Письменные приёмы

Теоретическая основа

табличные

внетабличные

 

Конкретный смысл арифметических действий

а х 2, 3, 4; 18 : 6, 2х3 и т. д.

 

 

Законы и свойства арифметических действий

а+5,6,7, 8, 9

54 х 2, 54 х 20,       27 х 3. 14 х 4. 81 : 3, 120 : 45

49 + 23, 18 х 40      и т. д.

Связи между компонентами и результатами арифметических действий

а-5, 6, 7, 8, 9           

 9 -7

60 : 3, 54 : 18

Письменные приёмы умножения и деления

Изменение результатов арифметических действий

 

46 +19; 25 х 5;     300 : 5   и т. д. 

512 - 298

Вопросы нумерации чисел

а х 1

10 + 6; 16 - 10;    1200 : 100; 40 х 20       и т. д.

Письменные приёмы деления и умножения

Правила

а х 0

а х 1; а : 1; а х 0;      а : 0; 0 : а

 

 1.2. Сущность и этапы (стадии) формирования вычислительного навыка 

Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.

Навык – это деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

М.А. Бантова определила вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приемами. «Приобрести вычислительные навыки — для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро». [5, с.39] Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций.

Полноценный вычислительный навык обучающихся имеет следующие характеристики: правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность. [5]

Правильность – ученик  правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.

Осознанность – ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения.

Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т. е. выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия.

Обобщенность – ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т. е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи. Обобщенность так же, как и рациональность, теснейшим образом связана с осознанностью вычислительного навыка, поскольку общим для различных случаев вычисления будет прием, основа которого одни и те же теоретические положения.

Автоматизм (свернутость) – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операции.

 Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

1.3 Этапы формирования вычислительного навыка

Учителю необходимо знать этапы формирования навыка для того, чтобы своевременно осуществлять переход учащихся с одного этапа на другой, меняя характер упражнений.

Поэтому выделены такие этапы развития навыка:

Этап развития навыка

Цель навыка

Характер навыка

1. Ознакомительный (ориентировочный)

Ознакомление с приемами выполнения действий

Общее осмысливание действий и их представление, т.е. общая ориентация в задании

2. Аналитический (подготовительный)

Овладение отдельными элементами действия; анализ способов их выполнения

Сознательное, но неумелое выполнение

3. Синтетический (стандартизирующий)

Сочетание и объединение отдельных элементов в единое целое

Автоматизация элементов действия

4. Варьирующий

(ситуативный)

Овладение произвольным регулированием характера действия

Пластическая приспособляемость действия к ситуации

        На каждом из этапов имеются свои особенности выполнения действия.

1-й этап. Достаточно отчетливое понимание цели, но смутное – способов ее достижения; весьма грубые ошибки при действии. На этом этапе ученик знакомится с целесообразностью предстоящего действия, со способами достижения результата. Здесь возможны первые пробы в осуществлении тех или иных составляющих действия (операций). 

2-й этап. Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение. Много лишних движений, очень напряжено внимание, сосредоточенность на своих действиях, плохой контроль.

3-й этап. Повышение качества выполнения действия, слияние отдельных элементов (операций), устранение лишних, перенос внимания на результат, переход к адекватному контролю.

4-й этап. Гибкое целесообразное выполнение действий, контроль на основе специальных сенсорных синтезов ("чувств"), интеллектуальные синтезы ("интуиция").

        Эти этапы характерны для любых навыков, в том числе и интеллектуальных, к которым относится вычислительный навык.

Выводы по первой главе

Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе, поскольку вычислительные навыки необходимы при изучении арифметических действий. Школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырёх арифметических действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными.

В процессе работы по теме «Формирование вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики» мною было охарактеризовано понятие «вычислительный навык» и выделены этапы его формирования.

ГЛАВА 2. Использование магических квадратов на уроках математики в начальных классах для формирования вычислительных навыков

2.1. Понятие «магический квадрат» и его виды.

Практически все рассмотренные приёмы рациональных вычислений могут освоить учащиеся начальных классов, если постоянно проводить соответствующую работу, начиная с 1 класса.

Уже с первого класса использую один из приёмов организации работы по формированию вычислительных навыков – это магические квадраты.

Работа с магическими квадратами может быть использована на протяжении всего обучения в начальной школе.

Магическим называют квадрат, разделенный на клетки (количество которых по вертикали и горизонтали одинаково), в которые вписан последовательный ряд чисел. Причем числа записаны так, что их сумма по вертикали, горизонтали и двум диагоналям постоянна.

В.М. Туркина называет магические квадраты математическими и предлагает использовать их как средство развития умения вычислять и рассуждать [10]. В работе О.П. Куличковой и Н. Улановой описаны игры с применением магических квадратов. В учебниках авторского коллектива под руководством М.И. Моро понятие магический квадрат используется начиная со II класса. Например: «Сложи числа в каждом квадрате по строкам, по столбцам, из угла в угол. Если суммы равны, то такой квадрат называется магическим» [1, 65].

Поля таблицы, в которые записывают числа, называются клетками магического квадрата, а сумма чисел, стоящих в любой строке, столбце или на диагонали, - его постоянной.

Самый известный магический квадрат:

Виды магических квадратов

Существует классификация магических квадратов, причем классификаций несколько по различным признакам.

Классификация по номеру порядка магического квадрата, то есть по числу клеток в строке и столбце в магическом квадрате:

  • нечетные магические квадраты, то есть их порядок – нечетное число;
  • четно-четные магические квадраты, то есть порядок делится и на 2 и на 4;
  • четно-нечетные магические квадраты, то есть порядок делится на 2, но не делится на 4.

Классификация магических квадратов по различным свойствам:

  • Нормальный магический квадрат - магический квадрат, заполненный целыми числами от 1 до n2;
  • Полумагический квадрат - квадрат, заполненный числами от 1 до n2., называется полумагическим, если сумма чисел по горизонталям и вертикалям равна магической постоянной, а по диагоналям это условие не выполняется;
  • Aссоциативный, или симметричный магический квадрат, такой магический квадрат, у которого сумма любых двух чисел, симметрично расположенных относительно центра квадрата, равна одному и тому же числу: 1+n2;
  • Пандиагональный (дьявольский) магический квадрат - такой магический квадрат, в котором сумма чисел по разломанным диагоналям также равна константе квадрата;
    Разломанные диагонали:

  • Идеальный магический квадрат - магический квадрат, который одновременно пандиагональный и ассоциативный;
  • Совершенный магический квадрат - магический пандиагональный квадрат порядка 4k;
  •  Бимагический квадрат - такой магический квадрат, который остаётся магическим при замене всех его элементов на их квадраты. Бимагических квадратов 3,4,5 порядка не существует;
  • Мультимагический квадарат - обобщение бимагических квадратов на произвольную степень n.

2.2. Применение магических квадратов на уроках математики.

В ходе исследования мной были рассмотрены и проанализированы следующие учебники математики для начальной школы:

  1. Программа «Школа России» Математика. Авторы: Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.
  2. Программа «Школа 2100» Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.

По итогам проведенного анализа можно выделить задания, связанные с магическими квадратами, которые чаще всего встречаются в учебниках математики начальной школы:

Моро (2-4 класс).

Тема

Приём и навык

Магические квадраты

Презентация

Решение

1. «Устные вычисления ( 2 класс, 1 часть).

Законы и свойства арифметических действий.

2

1

2

3

Приложение 1

2

3

1

1

2

3

3

1

2

2. «Вычитание трёхзначных чисел» (3 класс, 1 часть).

Связи между компонентами и результатами арифметических действий.

16

2

8

14

Приложение 2

6

16

2

4

8

12

14

0

10

3. «Упражнения для закрепления» (4 класс 1 часть).

Связи между компонентами и результатами арифметических действий. Законы и свойства арифметических действий.

170

140

100

150

Заполни магический квадрат.

Приложение 3

130

120

170

180

140

100

110

160

150

Демидова (2-4 класс)

1. «Умножение и деление чисел» (2 класс, часть 3).

Законы и свойства арифметических действий.

9

4

8

5

Заполни магический квадрат.

Приложение 4

9

2

7

4

6

8

5

10

3

2. «Сложение и вычитание чисел» ( 2 класс , 2 часть).

Законы и свойства арифметических действий.(устно)

7

8

3

2

6

10

9

4

5

10

3

8

5

7

9

6

11

4

Определи, какие квадраты являются магическими.

Магическими квадратами являются оба квадрата.

3. «Выбираем задания и тренируемся» ( 3 класс 1 часть).

Законы и свойства арифметических действий.
Связи между компонентами и результатами арифметических действий.

17

20

21

 Заполни магический квадрат так, что бы везде получилось число 60.

Приложение 5

17

24

19

22

20

18

21

16

23

4. «Выбираем задания и тренируемся» (4 класс 1 часть).  

Связи между компонентами и результатами арифметических действий.

170

240

200

210

230

Заполните магический квадрат.

Приложение 6

170

240

190

220

200

180

210

160

230

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно понять классическую музыку без подготовки. Нелегко воспринимать абстрактную живопись, не имея представления о её законах. То же можно сказать о числовых узорах.

Удивительная, поистине, магическая красота, содержащаяся в магических квадратах, влечёт к себе лучшие умы человечества в течение тысячелетий. Понять её не всякому дано, но один раз осознав стройность и безжалостную строгость чисел, связанных узами магии, можно получить огромное удовольствие. Умение видеть красоту и в математике необходимо прививать детям с раннего возраста, поэтому магические квадраты достаточно часто встречаются в курсе математики начальной школы.

В ходе работы было определено понятие «магический квадрат», рассмотрена история развития магических квадратов и различные виды магических квадратов. Мы выяснили, что магические квадраты применяются в различных областях деятельности человека. Проанализировали учебники математики и пришли к выводу, о том, что использование магических квадратов в курсе математики начальной школы неслучайно.

Таким образом, цели и задачи работы достигнуты.

Составление магических квадратов представляет собой отличную гимнастику для ума. Еще выдающийся математик Леонард Эйлер говорил: «Составление магических квадратов представляет собой превосходную умственную гимнастику, развивающую способность понимать идеи  размещения, сочетания и симметрии».

На этом этапе изучение данной темы не заканчивается, магические квадраты таят в себе еще много интересного, в дальнейших моих планах подробно изучить другие виды магических квадратов, разобрать способы их построения, и использовать эту тему на уроках в начальной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И.Моро, А.М. Пышкало. — М.:Педагогика, 1977. — 248 с.

2. Бадма – Гаряева, М.В. Развитие вычислительных навыкову учащихся 1 класса // Начальная школа – 1999 – №11 – с.21 

3. Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методика преподавания математики в нач. классах: Учеб. пособие для уч-ся школ. отд-ний пед. уч щ / Под ред. М. А. Бантовой. - 3-е изд. - М. Просвещение,1984. - 335 с.

4. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа – 1993 - №11 – с. 38 – 6. Бахир, В. К. Развивающее обучение // Начальная школа – 1997 №5 – с. 26 – 7. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986 – 239 с.

5. Давыдов, В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. – М., 1978 – 321 с.

6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996 –     с. 544.

7. Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа – 1999 - №7 – с. 12 – 11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: Феникс, 1997 – 476 с.

8. Ильина, О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». – 2006. - 3 февраля. URL статьи: http://journal.sakhgu.ru.

9. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 14. Клецкина, А.А. Организация вычислительной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. — М., 2001. — 20 с.

10. Лавлинская, Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. – В.: Панорама, 2006. с.176.

11. Мельникова, Н. А. Развитие вычислительной культуры учащихся // Математика в школе.- 2001.- №18.- С. 9-14.

12. Менчинская, Н. А. Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах.- М.: Просвещение, 1965.- с.

13. Методика начального обучения математике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и методика начального обучения» // Под ред. Л. Н. Скаткина. – М.: просвещение, 1972.- 320с.

14. Моро, М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Математика класс. В 2 ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2009 – 96 с.: ил.

15. Моро, М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Математика класс. В 2 ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2009 – 96 с: ил.

15. Н.В. Рудницкая  Математика. 3 класс. Часть 1. – М.: Издательство «Вентана - Граф”, 2013.  с.ил.

16. Н. В. Рудницкая. Математика. 3 класс. Часть 2. – М.: Издательство «Вентана - Граф”», 2013.  с.  ил.

17. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в об учении и воспитании младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – Л., 1984 – 132 с.

18. Репкина, Г.В. Заика Е.В. Оценка уровня сформированности у чебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993 – 62 с.

19. Федотова, Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №35. - С. 3-7.

20. Федотова, Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №43. - С. 2-5.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата:1 марта 2018г., четверг

Школа: МКОУ Ибрагимовская ООШ

Класс: 3

Урок:

Время:

Кабинет:

Учитель: Абдрахманова М.Н.

Студент: Шнайдер Е.А ., 41гр.

Тема урока: «Образование и устное обозначение чисел, состоящих из сотен, десятков и единиц».

Цель: Познакомить с образованием чисел, состоящих из сотен, десятков и единиц, научить правильно их читать. Закреплять умения решать задачи с пропорциональными величинами, навыки устного счета.

.

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

- научатся знать числа, состоящие из сотен, десятков и единиц;

- научиться правильно называть счётные единицы;

- развивать навык устного счёта

Личностные:

- развитие связной речи учащихся, внимания, памяти;

- развитие мышления и логических операций;

- понимание причин успехов в учёбе;

Тип урока: открытие нового знания

Методы и формы обучения:

Объяснительные, поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: Учебник «Математика», 3 класс, часть 2, автор Моро М.И., рабочая тетрадь; раздаточный материал;

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Ребята, рада вас видеть. Все ли готовы к уроку? Хорошо, давайте же начнём.

-приветствуют учителя

-проверка собственной готовности

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2

Актуализация знаний

Устный счёт (фронтальная работа)

1. Катя, Вера и Рита нарисовали 3 цветка: василёк, ромашку, гвоздику. Какой цветок нарисовала каждая девочка, если Рита не рисовала василёк, Вера не рисовала ромашку и василёк?

2. Бревно длиной 12 метров распилили на 6 равных частей. Сколько распилов сделали?

3. Фамилии Веры и Оли – Гордеева и Светлова. Какую фамилию имеет каждая девочка, если известно, что Вера и Гордеева одноклассницы?

4. Три сестры учились в разных классах одной школы: Таня, Катя и Лариса. Таня была старше Кати, а Катя старше Ларисы. Кто старше: Таня или Лариса?

-решают логические ребусы

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

3

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Знайка приглашает нас продолжить путешествие по стране Математика. Жители этой страны нам очень рады, и хотят, чтобы мы умели решать примеры, задачи, проявлять смекалку, а также чувствовали себя учеными-первооткрывателями. Знайка приготовил нам задания, за правильное решение класс получает жетон.

Устный счёт.

Дан ряд чисел:13, 17, 21.

– Что можно сказать об этих числах? (Числа двузначные, нечетные, увеличиваются на 4.)

– Продолжите ряд влево, уменьшая числа на 4, и вправо, увеличивая числа на 4. (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.)

– Какие числа в получившемся ряду? (Однозначные и двузначные, нечетные.)

– Разделите их на две равные части посередине и запишите в две строки.

Ученики выполняют запись:

1
21

5
25

9
29

13
33

17
37

– Что интересного вы заметили? (В числах, записанных в каждом столбике, одинаковое количество единиц, количество десятков в числах второго ряда на 2 больше, чем в числах первого ряда.)

– Сложите числа каждого столбика (22,30, 38, 46, 54.)

– Что можно сказать о них? (Они четные, увеличиваются на 8.)

– Почему? (Мы дважды увеличивали числа на 4.)

– Используя числа из подчеркнутого ряда, составьте верные равенства.

(17+9–1=25, 13+17–1=29, 13+25–1=37, 5+9–1=13, 17+5–1=21, 29+9–1=37, 25–5+1=21, 29–9+1=21, 33–13+1=21.)

– Сложите числа из подчеркнутого ряда парами, начиная с самого маленького и самого большого.

(1+37=38, 5+33=38, 13+25=38, 17+21=38.)

– Найдите разность этих чисел.

(37–1=36, 33–5=28, 29–9=20, 25–13=12, 21–17=4.)

– Запишите результаты в строчку. (36, 28, 20, 12, 4.)

– Что можно сказать об этих числах? (Каждое следующее число меньше предыдущего на 8.)

– Найдите “лишнее” число. Чем оно отличается от других чисел? (4 – однозначное число, остальные числа двузначные.)

– Разделите каждое число на 4. (36:4=9, 28:4=7, 20:4=5, 12:4=3, 4:4=1.)

– Что интересного вы заметили? (Значения частных выражены однозначными нечетными числами.)

– Сложите числа удобным способом ((36+4)+(28+12)+20=100.)

– Справились с заданием, получают зеленый жетон № 14 от Знайки.

-отвечают на вопросы

-считают вместе с учитлем

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

– Какое число здесь было лишнее и почему? (Ответ: число 100, оно трехзначное.)

– Сегодня на уроке мы продолжаем тему “Устная нумерация чисел в пределах 1000”, и познакомимся с образованием чисел из сотен, десятков, единиц, будем учиться правильно, читать эти числа.

(Оранжевая карточка.)

– Что вы знаете о трехзначных числах?

(Называние сотен.)

Игра “Веселый счет” устно называем по цепочке числа, на кого я покажу рукой, тот и дает ответ:

– Давайте посчитаем сотнями 100 – 1000. (Сто, двести, триста …)

– Теперь будем считать, отсчитывая за числом 100 по одному. (101 – 110)

– Теперь попробуем отсчитывать от трехсот по десятку до числа двести. (300 – 200)

– Отсчитать от 900 по 100 до 0. (900 – 0)

– Сколько чисел находится между числами 100 – 200? (99)

– Посчитать, сколько будет:

2сот. + 5 сот.
4 сот. х 2

7 сот. – 4 сот.
9 сот. : 3,

1 тыс. – 2 сот.
одна тысяча это сколько сотен?

 (Действия над сотнями выполняются как над единицами.)

– Справились с заданием, получаете оранжевый жетон № 16 от Знайки.

-отвечают на вопросы

-решают примеры

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

5

Физкультминутка

Физкультминутка в игровой форме

Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – рук шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

-повторяют за учителем

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6    Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ

Ящик с виноградом и три одинаковых ящика с яблоками весят 45 кг. Сколько весит один ящик с яблоками, если ящик с виноградом весит 15 кг.

Решение:

1) 45 - 15 = 30 (весят 3 ящика с яблоками)

2) 30 : 3 = 10 (весит один ящик с яблоками)

Выражение: (45 - 10) : 3 = 10

Ответ: 10 кг.

-работают задачи

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;  определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

7

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

(фронтальная работа

Что нового узнали?

Что понравилось?

Что было трудно?

Что бы ещё хотели узнать?

-подводят итоги

-записывают домашнее задание

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата:27 февраля 2018г., вторник

Школа: НОУСОШ №104

Класс: 4 «б»

Урок: 3

Время: 10:25-11:10

Кабинет: 209

Учитель: Абдрахманова М.Н.

Студент: Шнайдер Е.А ., 41гр.

Тема урока: Работа над ошибками. Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков учащихся по теме «Деление с остатком»

Цель: обобщить знания и умения алгоритма выполнения деления числа с остатком.

.

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

- уметь выполнять деление числа с остатком;

- уметь пользоваться таблицей умножения и деления.

Личностные:

-сформировать учебную мотивацию;

-оценивать результаты своей работы.

 

Тип урока: закрепление изученного

Методы и формы обучения:

Объяснительные, поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: 5 листов а6,

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Ребята, я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным. Проверьте, всё ли у вас готово. Отлично! Можем приступать.

-приветствуют учителя

-проверка собственной готовности

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2

Актуализация знаний

(фронтальная работа)

Итак, откройте свои рабочие тетради и запишите число и классная работа.

Проведём небольшую разминку (выдаю листочки):

Они жили в ветхой землянке  Ровно тридцать лет и три года. Сколько лет сейчас старку и старухе, если поженились они, когда старику было двадцать лет и два года, а старуха была младше его на шесть лет? (

1) 22-6=16 (лет) – было старухе, когда они поженились.

2)22+33=55 (лет) деду сейчас

3) 16+33=49 (лет) – сейчас старухе)

Красная Шапочка, гуляя по лесу, сорвала 9 красивых цветов. Она хотела, разделив их поровну, подарить двум мамам и двум дочкам в своей семье. Как она их разделила?(1 мама – это бабушка, 2-ая мама – это дочь бабушки, 2-ая дочь – это дочь мамы, т.е. каждой по три цветка)

Кот Матроскин и Шарик решили сделать бутерброды. Матроскин порезал батон и получил 15 кусков булки, а Шарик нарезал 45 кусков колбасы. Сколько у Шарика осталось кусков колбасы, если на каждый бутерброд понадобилось по два куска? (15 умножить на 2 = 30(кусков колбасы) – на 15 булок. 45-30=15(кусков колбасы) – осталось).

-решают логические задачи

-отвечают на вопросы

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

3

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Прекрасно! Вы молодцы, но на этом наш урок не заканчивается, ведь вам нужно будет показать все свои знания, умения и навыки, которые вы получили изучая тему «Деление с остатком»

Ребята, посмотрите на доску, там я нарисовала грустное деревце, если мы на уроке математики, как мы можем его развеселить? (решить правильно все задания)

За каждое правильное решённое задание мальчики будут вешать на дерево листья, а девочки цветочки, посмотрим что получится в конце урока.

Каллиграфическая минутка

- Какие цифры принимают участие в записи числа 20? (2 и 0).

- Что вы можете сказать об этом числе? Какое оно? (Двузначное, четное)

- Назовите соседей этого числа (19 и 21)

- Увеличьте его на 8 (28)

- Уменьшите его в 5 раз (4)

- А теперь чисто, красиво, аккуратно пропишите его в своих тетрадях.

Отлично!

-отвечают на вопросы

-вспоминают прошлую тему

-пишут ответы в рабочих тетрадях

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Работа по учебнику

(стр.34

Задание №9)

(фронтальная работа

2. Решение задачи № 9 с 34

- Прочитайте самостоятельно условие задачи

- Выразительно прочитает…

- О чем говорится в задаче? ( о шерсти)

- С каких овец стригли шерсть? (с серых и черных)

- Что известно о серых овцах ( с трех серых овец настригли 18 кг шерсти, со всех поровну)

- Что известно о черных овцах (их было 5, и стригли на 1 кг меньше с каждой овцы, чем с серой)

- Что нужно найти в задаче? (Сколько шерсти можно настричь с 5 черных овец, если с каждой овцы получили на 1 кг меньше шерсти)

- Кто хочет решить задачу у доски?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Наметим план решения

Решение:

18: 3= 6 (кг) – шерсти с 1 серой овцы;

6-1=5 (кг)- шерсти с 1 черной овцы;

5х5=25 (кг)

Ответ: 25 кг шерсти можно настричь с 5 черных овец.

-решают задачу

-отвечают на вопросы

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Работа по учебнику

(стр.34

Задание №10)

(фронтальная работа

4. Решение примеров № 10 с 34

1 ученик решает 2 и 4 столбики:

50:9=5(ост. 5) 48:20=2(ост. 8)

40:9=4(ост. 4) 56:10=5(ост. 6)

30:9=3(ост.3) 32:20=1(ост. 12)

2 ученик решает в это время самостоятельно у доски 3 и 4 столбик:

61:7=8(ост. 5) 14:30=0(ост. 14)

84:9= 9(ост. 3) 8:10=0(ост. 8)

70:8=8(ост. 6) 9:12=0(ост 9)

-решают примеры

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

5

Физкультминутка

Физкультминутка в игровой форме

Наши рученьки устали,
Мы уж много написали.

Надо встать нам – отдохнуть,
Ручки к потолку тянуть.
И продолжить по уроку путь.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6    Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Работа в группах

1 группа: Вставьте числа в «окошки» в первом столбике, чтобы получились верные равенства.

2 группа: Вставьте числа в «окошки» во втором столбике, чтобы получились верные равенства.

hello_html_716a206e.png

(Дети работают в группах коллективно, затем один представитель от группы презентует выполнение работы)

-работают в группах

-решают примеры

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;  определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

7

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

(фронтальная работа

Ну, что ж, ребята, все задания выполнены, и урок подходит к концу. И неважно, кто сегодня больше заработал листочков или цветочков. Посмотрите, наше дерево зазеленело и расцвело. И, я уверена, со временем даст замечательные плоды. И эти плоды – знания, умения и навыки, которые вы получили изучая тему «деление с остатком» Вы согласны?

- Понравился ли вам урок? Выскажите свое мнение

-подводят итоги

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Домашнее задание

(фронтальная работа

Выполнить № 16, № 24 с 35

- Ребята, наш урок закончен. И я предлагаю вам насладиться весенним пейзажем в видеоролике

-записывают домашнее задание

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата:28 февраля 2018г., среда

Школа: МКОУ Ибрагимовская ООШ

Класс: 3

Урок:

Время:

Кабинет:

Учитель: Абдрахманова М.Н.

Студент: Шнайдер Е.А ., 41гр.

Тема урока: «Понятие о сотне ка новой счётной единице».

Цель: познакомить учащихся с новой счетной единицей – сотней; со счетом сотнями; познакомить также детей с названиями новых чисел: двести, триста и т. д.; закреплять решение задач и примеров.

.

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

- научатся считать сотнями;

- получат возможность научиться правильно называть счётные единицы;

- получат возможность научиться выполнять арифметические действия над сотнями

Личностные:

- развитие связной речи учащихся, внимания, памяти;

- развитие мышления и логических операций;

- понимание причин успехов в учёбе;

Тип урока: открытие нового знания

Методы и формы обучения:

Объяснительные, поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: Учебник «Математика», 3 класс, часть 2, автор Моро М.И., рабочая тетрадь; раздаточный материал;

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Ребята, рада вас видеть. Все ли готовы к уроку? Хорошо, давайте же начнём.

-приветствуют учителя

-проверка собственной готовности

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2

Актуализация знаний

Устный счёт (фронтальная работа)

Устный счёт. Прежде чем начать, давайте сделаем небольшую умственную разминку:

1)Австрия

2)осень

3)пятно

4)восемь

5)середина

6)вечер

7)стул

8)натянули

Отлично!

-решают логические ребусы

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

3

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Сейчас мы с вами вспомним, как мы считали, когда были маленькими.

(Счёт на палочках или ручках).

Далее перейти к счету сотен (заранее приготовить карточки, на которых нарисованы пучки-сотни), познакомить детей с названиями новых чисел: 2 сотни двести, 3 сотни –триста и т. д.

(Обратить внимание на особенности состава слов: пять-сот, шесть-сот, предложить самим назвать числа, которые состоят только из сотен).

Как вы можете определить тему урока? Какие цели мы можем поставить?

-отвечают на вопросы

-считают вместе с учитлем

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Работа по учебнику стр. 42. № 1,2  (фронтальная работа

Сделать на доске и в тетрадях записи: 10 ед. = 1 д., 10 д. = 1 с., 10 с. = 1 тыс. – Какой вывод мы можем сделать? Каждые 10 счетных единиц образуют новую, более крупную единицу счета.Вспомним единицы длины: если представить, что 1 см – это единица, то 10 см, или 1 дм – это десяток, а 1 м – это сотня, провести счет метров на рулетке (5–10 метровой ленте): 1 м, или 100 см, 2 м, или 200 см и т. д.

Стр.42. № 1:

8 сот. + 1 сот. = 9 сот.                        1 тыс. – 1 сот. = 9 сот.

9 сот. – 6 сот. = 3 сот.                        1 тыс. – 5 сот. = 5 сот.

3 сот. • 3 = 9 сот.

8 сот. : 4 = 2 сот.

Стр. 42. № 2:

1) Присчитывайте к 96 по одному до ста пяти.

2) Присчитывайте к двумстам по 100 до тысячи.

3) Отсчитывайте от двухсот по 10 до ста.

4) Отсчитывайте от девятисот по 100 до нуля.

-отвечают на вопросы

-решают примеры

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

5

Физкультминутка

Физкультминутка в игровой форме

Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – рук шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

-повторяют за учителем

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6    Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Работа по учебнику стр.42. №4,5

А теперь порешаем задачи. Кто любит решать задачи? Честно говоря, не один урок не обходится без решения задачи. И мы этим сейчас и займёмся. Найдите 4 задачу. Кто может её прочитать? О чём она? Каков главный вопрос задачи? Можем ли мы на него ответить? Что на известно? Что нужно найти, чтобы ответить на главный вопрос?

Составим схему. Решим.

1) 30:6=5 (кг) — масла, получают из одного кг подсолнечника.

2) 25:5=5 (кг) — масла, получим из 25 кг подсолнечника.

5 задание выполняем самостоятельно. + задание под ?

-работают задачи

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;  определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

7

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

(фронтальная работа

Скажите, какие задания для вас были наиболее трудными? Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали.

-подводят итоги

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Домашнее задание

(фронтальная работа

Осталось поработать и дома. Запишите домашнее задание: рабочая тетардь: стр 39, № 1,2.

-записывают домашнее задание

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата:20 марта 2018г., вторник

Школа:

Класс: 3

Урок:

Кабинет:

Учитель: Абдрахманова М.Н.

Студент: Шнайдер Е.А ., 41гр.

Тема урока: Единицы массы. Грамм.

Цель: познакомить с новой единицей массы — граммом и соотношением между граммом и килограммом; познакомить с римскими цифрами; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов; прививать познавательный интерес к предмету.

.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- уметь взвешивать предметы и сравнивать их по массе;

- решать задачи изученных видов;

-анализировать и делать выводы.

Личностные:

-сформировать учебную мотивацию;

-оценивать результаты своей работы.

 

Тип урока: комбинированные

Методы и формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник «Школы России» Математика 3 класс 2 часть.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Здравствуйте,

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

-приветствуют учителя

-проверка собственной готовности

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Вопросы:
1.    Геометрическая фигура, у которой равны противоположные стороны.
2.    Знак, используемый для записи числа.
3.    Единица длины, равная10 миллиметров.
4.    Операция, обратная умножению.
5.    Единица измерения расстояний.
6.    Результат вычитания.
7.    Часть прямой, ограниченная с двух сторон.
8.    Некоторое количество единиц.
9.    Геометрическая фигура, у которой все стороны равны.
10.  Основная единица массы.
Ответы:
1. Прямоугольник. 2. Цифра. 3. Сантиметр.4. Деление. 5. Километр. 6. Разность. 7. Отрезок. 8. Число. 9.Квадрат. 10. Килограмм.

-отвечают на вопросы

-вспоминают прошлую тему

прописывают цифры

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

3

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

  -  Сравните эти два предмета. (Они разного цвета.) (Учитель показывает два предмета, разных по форме и одинаковых по цвету.

-  Чем отличаются эти предметы?(Ониразной формы.) (Учитель показывает два пакета, одинаковых по цвету и форме, но разных по размеру.)

-  Чем отличаются эти предметы? (Они разного размера.)

(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету, но разных по массе (массу взять точную, например 3 кг и 4 кг).)

—  Чем отличаются эти предметы?

(Учащиеся затрудняются с ответом. Учитель вызывает одного ученика к доске и просит взять предметы в разные руки. Ученик говорит, что один предмет тяжелее, а другой — легче.)

—  Как называется величина, которая позволяет сравнить, какой предмет тяжелее, а какой легче? (Масса.)

—  В чем измеряется масса? (В килограммах.)

(Учитель взвешивает предметы и записывает их массу. Затем он показывает два предмета, например два яблока, которые трудно сравнить по массе, взяв их в руки. Несколько учеников по очереди выходят к доске и пытаются определить, какое яблоко легче, а какое тяжелее.)

—  Как определить массу каждого яблока? (Нужно взвесить их.)

—  Могу ли я использовать для этого гирю в 1 кг? (Нет, так как яблоки весят меньше J кг.)

—  Что же делать? (Нужно использовать гири меньше 1 кг.)

—  А кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма? (Ответы детей.)

—  Сформулируйте тему и задачи урока.

—  Прочитайте теоретический материал на с. 54.

—  Какие единицы измерения массы вы теперь знаете? (Гр и килограмм.)

—  Сколько граммов в 1 кг? (/ кг = 1000г.)

—  Что можно измерять в килограммах?

—  Массу каких предметов можно измерить с помощью гирь меньше килограмма?

(Можно провести практическую работу по взвешиванию мелких предметов: ручки, книги, пенала и т. д.) №1(с.54). (Устное выполнение.)

№2 (с. 54).

—  Прочитайте условие задачи.

—  Какие вопросы можно поставить к этому условию? (Учащиеся ставят вопросы по типам задач: на нахождение

суммы двух произведений, на разностное сравнение, на кратное сравнение. Далее каждый ученик самостоятельно решает своюзадачу. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 5 (с. 54).)

1. Работа по учебнику

№3(с. 54).

-  Что неизвестно в уравнениях? Как вы будете искать?

-  Решите уравнения самостоятельно.

(Три ученика работают у доски. Взаимопроверка.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

№23 (с. 45).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

№24 (с. 46).(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 54). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

-  Оцените свою работу на уроке.

- слушают учителя

-отвечают на вопросы

-выполняют контрольную работу

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

4

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

С какой единицей измерения мы познакомились на уроке?-  Кто хорошо понял тему?-  Чем вам запомнился сегодняшний урок?-  Какое задание было самым интересным?

-подводят итоги

-записывают

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата:21 марта 2018г., среда

Школа:

Класс: 3

Урок:

Кабинет:

Учитель: Абдрахманова М.Н.

Студент: Шнайдер Е.А ., 41гр.

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного материала.

Цель: закреплять умения читать, записывать и сравнивать трехзначные числа, решать задачи изученных видов, вычислительные навыки.

.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- уметь классифицировать изученные вычислительные приемы и применять их;

-решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы;

-работать в парах.

Личностные:

-сформировать учебную мотивацию;

-оценивать результаты своей работы.

 

Тип урока: комбинированные

Методы и формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник «Школы России» Математика 3 класс 2 часть.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1

Организационный момент

Организационный настрой на урок

-приветствуют учителя

-проверка собственной готовности

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Математический ребус.

-отвечают на вопросы

-вспоминают прошлую тему

прописывают цифры

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

3

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

 1. Минутка для любознательных (работа по учебнику)

№1 (с. 56).

(Работа в парах. Проверка.)

—  Кто нарисовал пейзаж? (Костя.) №2 (с. 57). (Самостоятельное выполнение.)

Ответ: у Алеши 16 машинок, у Коли — 5, у Вани — 7. (Проверка индивидуальной работы у доски.)

2. Работа по теме урока Работа по учебнику

№8 (с. 58).(Первые два столбика - коллективно, с комментированием, последний столбик — самостоятельно. Взаимопроверка.)

№9(с. 58).

—  Что нужно уметь делать, чтобы правильно решить эти примеры? (Выделять в числе разрядные слагаемые.)

(Работа в парах. Учащиеся решают примеры по очереди. Проверка.)

3. Работа по учебнику №19(с. 60).

-  Прочитайте задачу.

-  Как удобнее выполнить краткую запись? (С помощью таблицы.)

-  Как назовем столбики таблицы?

-  Заполните таблицу.

— Решите задачу самостоятельно.

(Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 60).)

4. Самостоятельная работа

(Текст самостоятельной работы каждый ученик получает на отдельном листе. На обратной стороне записаны ответы.) 1. Запиши числа в порядке возрастания и расшифруй слово.

Общая масса пакетов

570

350

294

705

750

249

530

Ч

Л

Т

Н

О

О

И

2. Выпиши только суммы разрядных слагаемых.

300 + 200 + 5               950 + 5                         500 +7

653 +10                      400 + 60 + 4                 500 +50

3. Вычисли.

400 + 70 + 6                 370-70+1                 543 -3-1

600 + 99+1                 500 + 23                       341 -300

4. Реши задачу.

Оля купила 250 см тесьмы, а Даша — на 50 см меньше. Сколько сантиметров тесьмы купили девочки вместе? Вырази ответ в метрах и сантиметрах.

(Для самостоятельной работы можно также предложить задания учебника: № 6 (с. 58), 20 (с. 60).)

- слушают учителя

-отвечают на вопросы

-выполняют контрольную работу

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

4

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

Ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями, спасибо за урок!

-подводят итоги

-записывают

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата:21 марта 2018г., среда

Школа:

Класс: 3

Урок:

Кабинет:

Учитель: Абдрахманова М.Н.

Студент: Шнайдер Е.А ., 41гр.

Тема урока: Самостоятельная работа.

Цель: закреплять умения читать, записывать и сравнивать трехзначные числа, решать задачи изученных видов, вычислительные навыки.

.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- уметь классифицировать изученные вычислительные приемы и применять их;

-решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы;

-работать в парах.

Личностные:

-сформировать учебную мотивацию;

-оценивать результаты своей работы.

 

Тип урока: комбинированные

Методы и формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник «Школы России» Математика 3 класс 2 часть.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Дорогие мои ребята, сегодня у нас с вами последний урок перед каникулами, поэтому я надеюсь ,  что вы пришли с хорошим настроем на урок.

-приветствуют учителя

-проверка собственной готовности

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Вариант 1

Поставь в свободное окошко домика один из знаков математических действий так, чтобы получить число на крыше.

Вариант 2

Поставь в свободные окошки домика один из знаков математических действий, чтобы в результате получить число на крыше. В этих заданиях возможно несколько решений.

-отвечают на вопросы

-вспоминают прошлую тему

Выполняют логическое задание

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

3

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

  Сегодня у нас самостоятельная работа. Можете приступать.

Самостоятельная работа

(Текст самостоятельной работы каждый ученик пол

на отдельном листе.)

Вариант 1

1. Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых. 670,501,333,974.

2. Вычисли.

200 + 70 + 2560-60+1435-5-1

200 + 99+1900 + 76654 - 600

  1. Длина комнаты 540 см, а ширина на 40 см меньше. Найди триметр комнаты. Вырази ответ в метрах и сантиметрах.

Вариант 2

1. Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых. 790, 302, 683, 999.

2. Вычисли.

500 + 60 + 2760-60+1685-5-1

400 + 99+1500 + 96854 - 800

3. Длина теплицы 750 см, а ширина на 100 см меньше. Найди периметр теплицы. Вырази ответ в метрах и сантиметрах.

- слушают учителя

-отвечают на вопросы

-выполняют контрольную работу

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

4

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

Ребята, спасибо за написание самостоятельной работы, после каникул узнаете результаты, удачи!

-подводят итоги

-записывают



Предварительный просмотр:

Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.

В век компьютерной грамотности значимость вычислительных навыков, несомненно, уменьшилась. Использование компьютера, калькулятора во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и микрокалькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными навыками необходимо. Научиться быстро и правильно выполнять вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Уже с первого класса использую один из приёмов организации работы по формированию вычислительных навыков – это магические квадраты.

Работа с магическими квадратами может быть использована на протяжении всего обучения в начальной школе.

Поэтому необходимость вооружения учащихся прочными вычислительными навыками обосновывает актуальность выбранной темы для изучения.

Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С.Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой и др. В.М. Тркина, О.П. Куличкова, Н. Уланова, М.И. Моро используют магические квадраты, как средство развития умения вычислять и рассуждать.

Цель исследования – на основе психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть магические квадраты как средство формирования вычислительных приёмов у младшего школьника на уроках математики.

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:

1. На основе психолого-педагогической и методической литературы изучить и охарактеризовать понятие «вычислительный навык» , описать этапы его формирования, а также рассмотреть понятие магический квадрат и его виды.

2. Путём изучения методической литературы систематизировать применение магических квадратов на уроках математики в начальной школе для формирования вычислительного навыка.

3. Разработать ряд презентаций к урокам математики  начальной школе с использованием магических квадратов для формирования вычислительных навыков

.В процессе работы я использовала следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.

2. Эмпирические: сравнение, описание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...