ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Овчинникова Виктория Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого – педагогических дисциплин

Овчинникова Виктория Сергеевна

НЕТРАДИЦИОННОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

с оценкой______________  

«   » декабря 2016 года                                            

Специальность:44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 3, группа: 32

Руководитель: Соколкина О.С.,

Преподаватель ПМ 03.

Классное руководство

Iквалификационной категории

Челябинск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ        

1.1. Понятие «родительское собрание» в начальной школе        6

1.2. Виды родительских собраний        7

1.3. Роль родительского собрания во взаимодействии классного руководителя с родителями        13

Выводы по I главе        16

ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ        

2.1. Роль и функции классного руководителя        17

2.2. Взаимодействие семьи и школы в воспитании младшего школьника 22

2.3.Методика работы классного руководителя по организации родительских
собраний
        23

Выводы по II главе        28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        30


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. [15, с. 280]

Доступными и корректными средствами классный руководитель согласовывает учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует коллектив учащихся и направляет его работу; координирует совместную деятельность учителей и коллектива учащихся; собственными силами, привлекая всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.

Важной ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его педагогический долг – заботиться также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.

Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель выступает и как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся. Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Одним из таких взаимодействий является – родительское собрание, которое позволяет учителю общаться и взаимодействовать с родителями учеников. [1,с. 304]

Классный руководитель – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Данной проблемой занимались: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Е. В. Советова, В. А. Сластенин, Н. И. Дереклеева, О. В. Перекатьева, Е. В. Тишина, В. П. Сергеева и многие другие.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.

Тема исследования: «Нетрадиционное родительское собрание как форма взаимодействия семьи и школы».

Цель работы: изучить теоретические и методические основы организации нетрадиционных родительских собраний в начальной школе и выявить их возможности во взаимодействии семьи и школы.

Задачи исследования:

  1. Провести отбор и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучить особенности взаимодействия семьи и школы.
  3. На основе анализа современных источников литературы изучить виды и роль родительского собрания
  4. Освоить методику работы классного руководителя по организации родительских собраний.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования: изучение и анализ литературы, классификация и систематизация материала, обобщение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ВНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Понятие «родительское собрание» в начальной школе

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.[4, с. 336]

Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придется рассказать каждой семье об их ребенке и выслушать каждого родителя; поставить проблему для совместного решения и ответить на все возникшие вопросы; создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи.

Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

Классный руководитель имеет право:

• получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

• контролировать успеваемость каждого ученика;

• контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

• координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

• организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

• выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

• приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;

• получать помощь от педагогического коллектива школы;

• определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);

• отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.[17, с. 352]

        Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрание всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.[3,с.105]

 

1.2. Виды родительских собраний

Можно выделить следующие виды родительских собраний:

1.Собрание – беседа.

Один из вариантов толкования слова «беседа» - это «официальный разговор». Именно так и следует воспринимать родительское собрание в форме беседы. Происходит официальный разговор учителя и родителей на данную тему.

Беседа – это традиционная форма проведения родительских собраний. Беседа имеет огромное значение в воспитательном плане. Беседу лучше всего использовать в профилактических целях, предупреждая возможные конфликтные ситуации.Хороша беседа для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми и между родителями и педагогами. Собрание – беседа помогает создать доверительную атмосферу, выявить проблемные точки взаимоотношений. Структура такого собрания, как правило, состоит из краткого выступления учителя, диалога учителя и родителей и подведение итогов.

2.Собрание дискуссия.

Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе. Таким образом, дискуссия – это часть беседы.

Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрание, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

Собрание – дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова учителя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.

  1. Круглый стол.

Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

4.Собрание – конференция.

Собрание – конференция – это расширенное родительское собрание.

Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская поликлиника, комиссия по делам несовершеннолетних, консультативные психологические центры, госавтоинспекция и т.п.), интересующих родителей, администрации школы, психологов, социальных педагогов. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов. Особенностью собрания-конференции является то, что она принимает определённые решения и может определять комплекс мероприятий по выполнению решений. На родительских собраниях-конференциях чаще всего обсуждаются проблемы общества, активными членами которого станут учащиеся. Это могут быть проблемы пьянства и наркотиков, сексуального воспитания в семье, проблемы религии в обществе и её роли в воспитании подрастающего поколения и другие. Родительские конференции должны готовиться основательно, с обязательным привлечением участников конференции. Предварительно можно провести социологические или психологические исследования по проблеме конференции и их анализ, а затем использовать результаты исследований при проведении конференции. Родители, как активные участники конференций, могут тоже подготовить анализ проблемы с позиций собственного опыта.

5.Пресс-конференция.

Пресс-конференция – это официально созываемое собрание представителей прессы: печати, радио, телевидения для сообщения какой-либо информации или ответов на вопросы. Почему бы не организовать встречу редколлегии школьной газеты, школьного радио- альбома с участием в присутствии родителей для подготовки выпусков школьных новостей? Или не взять интервью силами школьной «прессы» у специалистов, интересующих родителей?

6.Собрание-семинар (семинар-практикум)

Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической» работы с родителями. Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике.

7. Собрание-тренинг.

Тренинг – это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Для того чтобы эффективность тренинга была высокой, в нём должны активно участвовать оба родителя. Кроме того, тренинги должны быть регулярными и включать в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом.

8. Собрание организационно –деятельностная игра.

Организационно – деятельностная, или деловая, игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты». Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

9. Педагогическая мастерская.

Мастерская – это, всем известно, место, где работают мастера своего дела. Учитель может организовать родительское собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»- родители, «мастера» - учителя поделятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка. Участники мастерской могут примерить на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их творческих способностей.

10.Собрание-конкурс.

Название такого родительского собрания говорит, что на нём будет организованно соревнование кого или чего-либо, например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Конечно, при проведении конкурса работает жюри и выбирает победителей. Например, можно провести конкурс «Папа, мама, я –читающая семья», в процессе которого родители познакомятся с опытом семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению. [18, с. 6]

11.Собрание-презентация.

Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

12.Устный журнал.

Журнал – это, всем известно, периодическое издание в виде книжки, содержащее произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое другое. На родительском собрании можно «перелистывать» странички устного журнала, который готовится заранее или непосредственно в процессе собрания. Здесь у учителя, родителей и учащихся есть поле для творчества.

13.Вечер вопросов и ответов.

Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

14.Родительский ринг.

Ринг – площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга – своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.

15.Интеллектуальный марафон.

Марафон подразумевает какую-либо продолжительную деятельность.

Учитывая это, родительское собрание в форме интеллектуального марафона можно планировать в том случае, если проблема, обсуждаемая на родительское собрание, требует достаточно длительного обсуждения, и если у учителя есть достаточный запас информации для этого обсуждения. Интеллектуальный марафон требует серьёзной подготовки.

16.Ток-шоу.

Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу – это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.

17.Гостиная

Родительское собрание в форме гостиной – достаточно интересная форма работы с родительским коллективом, которые хорошо сплачивает родителей. Это собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит и собственный ребёнок. Гостиные могут проводиться 2-3 раза в год.

18.Кафе.

Родительское собрание, проводимое в форме кафе, очень близко по форме к гостиной. Только в оформлении такого собрания, помимо звучащей музыки, будут дымящийся чай в чашках, конфеты, фрукты в вазах, может быть, блюда, предложенные родителями на дегустацию.

19.Собрание в письменной форме.

Родительское собрание в письменной форме проводится всё чаще и чаще. Это очень удобная форма проведения собрания. Учитель направляет родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают её и вносят свои предложения.

20.Родительское собрание на дому.

Форма родительского собрания, когда учитель посещает семьи на дому и обсуждает накопившиеся вопросы о данном ученике. Это может общая тема, но касается она только одной семьи.[5, с. 121]

1.3. Роль родительского собрания во взаимодействии классного руководителя с родителями

В 1934 г. Выходят Устав и Положение о единой трудовой школе, где отмечается, что обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в первичных коллективах школы — классах — возлагаются на классного руководителя.

Процесс послевоенного развития системы народного образования СССР был сложным. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.[9, с. 9]

Для более эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо тесное сотрудничество учителя с родителями учащихся.Об этом мечтает любой классный руководитель. Но многолетний опыт работы показывает, что родители не хотят посещать родительские собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Если начинаем привлекать родителей к помощи в кабинете, то в лучшем случае предлагают материальную помощь. Хотя не скажешь, что родители не занимаются воспитанием детей, некоторые не могут прийти в школу из-за нехватки времени, другие считают, что уделяют своему ребенку достаточно времени дома, не отдавая должное школе, третьи – чтобы не слышать плохое о ребенке. Но какая бы не была причина нам необходимо работать с родителями вместе.

Авторитетный В. А. Сухомлинский считает: «Учитель – ученик – родитель. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»

Взаимодействие школы и родителей имеет разные формы и проявления. Важную роль в углублении семейного воспитания играет создание системы педагогического все обучения родителей. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. [16, с. 91]

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимо поддержка и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентированные на построение разумного образа жизни.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители учеников – единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. [2,с.496]

Существуют разнообразные формы и методы социально – педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание.

В классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания. Темы собраний, как правило, подбираются согласно возрасту детей и в соответствии с их актуальностью для данного класса. Однако, в течение года не всегда проводятся все запланированные собрания. В этом случае классный руководитель напрасно лишает себя лишней возможности пообщаться с родителями, обсудить различные вопросы жизнедеятельности класса.

Родительское собрание дело тонкое. Однозначно на родительском собрание не должно быть случаев публичного осуждения за неудачи в учебе и нарушения дисциплины. Для таких вопросов лучше использовать индивидуальные беседы.

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.[20]

Выводы по I главе

Мы провели работу по теоретическим основам организации родительского собрания в начальной школе.

В первом параграфе мы изучили понятие «родительское собрание» в начальной школе, и для чего необходимо родительское собрание. Родительские собрания проводятся для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей. Задача учителя не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей. Главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Во втором параграфе мы изучили какие виды родительских собраний существуют в начальной школе, которые позволят общаться классному руководителю с родителями учеников. Разные виды родительских собраний, дают свои плоды: в классе формируется не только дружный коллектив учащихся, но и дружный коллектив родителей. Это во многом облегчает проведение воспитательной работы и делает классного руководителя и родителей союзниками.

В последнем, третьем параграфе мы изучили роль родительского собрания, во взаимодействии классного руководителя, непосредственно с родителями учеников. Существуют разнообразные формы и методы социально – педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание. И выявили, что важную роль в углублении семейного воспитания играет создание педагогического все обучения родителей.

ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ МАЛДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮНЕТРАДИЦИОННЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ.

2.1. Роль и функции классного руководителя

В настоящее время институт классного руководства существенно изменился, поскольку имеется несколько типов классного руководства: а) учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

б) освобожденный классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции;

 в) классный куратор (попечитель), которому поручено наблюдение за какой-либо работой;

 г) тьютор (защитник, покровитель, опекун), осуществляющий контроль в условиях, когда учащиеся берут на себя ряд организаторских функций педагога.

Знаменитый А.С. Макаренко считает: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего-люди. Из них на первом месте родители и педагоги».[3, с. 512]

  Именно поэтому классный руководитель выполняет, такие функций, как:

•        аналитико-прогностическую;

•        организаторскую;

•        координирующую;

•        коммуникативную;

•        контрольную;

•        социальную;

•        проектно-организаторскую;

•        управленческую.

Аналитико-прогностическая функция включает в себя:

-изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

-изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов – с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);

-анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;

-анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

-Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе – в конце каждой четверти, в старшей – через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность – личную и учителей класса – надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.

Организаторская функция:

Главное назначение организаторской функции – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга. Важна на этом уровне функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения во внутренний мир детей, понимания их переживаний и мотивов поведения. В этих целях он изучает школьников не только на уроке, но и во внеурочное время, при посещении семей учеников, во время экскурсий и походов

Координирующая функция:

Координирующая функция классного руководителя проявляется прежде всего в том, что он осуществляет воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса (микро педколлективом класса). С одной стороны, он использует информацию, которую получает о детях от учителей, а с другой – обогащает представления педагогов о ребенке, предлагая им свою информацию, которая поможет отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Классный руководитель является связующим звеном между учителями и родителями ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками. Особое внимание классный руководитель должен уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива и отдельных учеников, а также с требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающей единство действий и способствующей выработке единых подходов к воспитанию, является педагогический консилиум, на котором формируется всесторонний взгляд на ребенка.

Коммуникативная функция заключается:

 - в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;

- в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;

- в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;

 - в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

  - в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.  

Контрольные функции предполагают:

- контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;

- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;

контроль психологического и психического здоровья учащихся;

- контроль за уровнем сформированности классного коллектива;

- контроль за рейтингами активности классного коллектива.

Социальная функция заключается:

- организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности;

- создание классного коллектива, как воспитательной среды;

- выявление и учет категории социально незащищенных детей;

- обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий учащихся.

Проектно- организаторская функция:

- Уметь проектировать и организовывать с учащимися и их родителями, разные виды деятельности;

- консультировать и разрабатывать совместно с родителями учащихся проекты;

- разрабатывать совместно с учащимися правил жизни-деятельности класса;

-обучать проектированию.

В рамках управленческой функции классный руководитель должен:

-осуществляет диагностику, целеполагание, планирование, контроль и коррекцию воспитательной деятельности;  

-исследование и анализ индивидуальности ребенка, поиск причин неэффективности результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

        Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя. В воспитательной системе школы классный руководитель выступает как административное лицо, наделенное соответствующими правами и обязанностями, а именно:

– получать информацию о психическом и физическом здоровье каждого ребенка;

– контролировать успеваемость каждого ученика;

– контролировать посещаемость детьми учебных занятий;

– координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога, социального педагога);

– организовывать воспитательную работу с учащимися класса: проводить «малые педсоветы», педагогические консилиумы, тематические мероприятия и т. П.;

– выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

– приглашать в школу родителей (или лиц, их заменяющих), для решения вопросов, связанных с воспитанием и обучением учащихся, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях;

– получать помощь от педагогического коллектива школы;

– определять индивидуальный режим работы с детьми исходя из конкретной ситуации;

– отказываться от поручений, лежащих за границами содержания его работы;

– вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности;

– организовывать учебно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

– оказывать помощь ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

– устанавливать контакт с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).[9, с. 9]

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.[11, с. 18]

2.2. Взаимодействие семьи и школы в воспитании младшего школьника

Воспитание ребенка – одна из главных задач общеобразовательной школы. Но основы воспитания закладываются именно в семье. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. Некоторые родители считают своей обязанностью одеть и накормить ребенка, а все остальное за них сделает школа. К сожалению, в современном мире, когда родители «слишком заняты», это не такая редкость. Попав в среду между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться. Принимая детей в 1 класс, учитель должен провести работу с родителями, объяснив им необходимость плодотворного сотрудничества со школой. Возможно, что учителю придется в первую очередь «воспитывать» родителей. Чем серьезнее они будут подходить ко всем вопросам школьной жизни своего ребенка, тем больших результатов достигнет каждый ученик и весь класс в целом. Учитель должен не только давать советы и рекомендации по воспитанию, но и предупреждать возможные ошибки. [8, с. 57]

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение в школе. Учителю проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса. Однако, и на плечи учителя ложится важная задача – таким образом организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. В планировании воспитательной работы, классный руководитель должен уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях. Родителей младших школьников легче привлечь к совместному посещению театров, выставок, музеев и т.д. [12, с. 512]

Двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.

Родители могут являться непосредственными участниками любого мероприятия. Они могут выступать в роли актеров, членов жюри, конкурсантов и т.д. Наибольшую активность проявляют родители, у которых в школу пошел первый ребенок. Задача учителя подержать эту активность, убедить родителей в том, что их помощь необходима в образовательном и воспитательном процессе класса. Родительский коллектив класса должен стать надежной опорой для учителя, его правой рукой, универсальным средством для решения любых проблемных ситуаций.[19]

Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

2.3. Методика работы классного руководителя по организации родительских собраний

Чтобы родительское собрание прошло удачно, необходимо придерживаться следующих рекомендации по его проведению:

-собрание следует проводить в удобное для родителей время;

-заранее сообщать тему собрания родителям, она должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей;

-родительское собрание должно быть хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении;

-начинать и заканчивать родительское собрание вовремя;

-классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями;

-нужно просвещать родителей на собрание, обсуждать с ними актуальные проблемы, а не констатировать ошибки и неудачи детей    в учебе;

-cобрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. П.                                

-активно использовать информационные технологии

-организовывать обмен мнениями и идеями.

 -стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

 -проводить рефлексию.

        Родительское собрание будет эффективным, если ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные.  Приходить на родительское собрание с удовольствием – это не так мало.[6, с.104]

      Удовлетворять принципам:

 -активности (следовать желаниям родителей);

 -оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);

 -значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);

 -результативности;

-сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы – школа). Проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.

Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.[14, с. 315]

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.[20]

        Этапы организации и проведения родительского собрания:

1этап. Организация родительского собрания:

-определение повестки дня, приглашение участников;

-собеседование классного руководителя с учителями-предметниками, подготовка сводных листов (сводной ведомости) успеваемости учащихся;

-организация явки родителей, создание благоприятной атмосферы для будущего взаимодействия.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания:

-анализ учебных достижений учащихся;

-ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе;

-психолого-педагогическое просвещение;

-обсуждение организационных вопросов;

-личные беседы с родителями.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания:

-анализ явки родителей;

-анализ хода обсуждения проблем, анализ выводов, решений собрания;

-анализ личных бесед с родителями;

-планирование следующего собрания с учетом решений, выводов и пожеланий проведенного.

        Правила подготовки классного родительского собрания:

•        Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

•        Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

•        Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.

•        Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

•        Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

•        Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

-перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;

-отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

-поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);

-самый приятный звук для человека – его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

-перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

-не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, а затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

 предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

-дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

-в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

-доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;

-родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

-осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;

-сравнивать успехи отдельных учащихся;

-давать негативную оценку всему классу;

-переоценивать значение отдельных предметов;

-использовать в общении с родителями назидательный тон;

Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:

-к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;

-общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

-изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

-изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:

-общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

-жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

-образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

-уровень педагогической культуры родителей;

-авторитетность семьи в глазах ребенка;

-степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

-семейные традиции, обычаи и ритуалы;

-положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

-воспитательные возможности семьи. [7, с. 15]

Выводы по II главе

Во второй главе мы рассмотрели взаимодействие семьи и школы в воспитании младшего школьника через организацию нетрадиционных родительских собраний.

В первом параграфе мы изучили роль и функцию классного руководителя в начальной школе. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Во втором параграфе мы изучили взаимодействие семьи и школы в воспитании младшего школьника. Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

Также мы рассмотрели методику, технологии и приемы работы классного руководителя по организации родительских собраний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует отметить о том, что родительское собрание является одной из важных форм установления контакта педагогов с семьями учащихся. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся. Как говорил известный советский педагог В.А. Сухомлинский: "Детство -  важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.  И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -  от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш."[3, с. 512]. Таким образом, процесс изучения родительского собрания является важным компонентом, как для преподавателя, так и для родителей. Потому что именно в это время ребёнку нужно большое внимание и влияние на его развитие. С помощью родительского собрания, родители и классный руководитель могут решить основные проблемы детей и класса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Советова,Е.В. Родительское собрание в начальной школе, - М.:Феникс:библиотека учителя,2014.-304с.
  2. Сластенин, В.А. Педагогика: взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, - М.: Академия, 2015. -496с.
  3. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов и др, –М.: Академия,2000. –512с.
  4. Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания:1-4 классы. –М.:ВАКО, 2006.-336с.
  5. Перекатьева, О.В. Современная работа с родителями в начальной школе / О. Перекатьева // Начальная школа. - 2004 –№8. –121 с.
  6. Чистякова С.Н. Основы проведения родительского, - М.: Просвещение,2012. – 104 с.
  7. Лунина, Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний // Воспитание школьников, 2014. - № 9. – 15 с.
  8. Метенова, Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования // Начальная школа, 2011. - № 8. – 57 с.
  9.  Сергеева, В.П. Классное руководство. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 9 с.
  10.  Метенова, Н.М. Родительские собрания.  Методика проведения. – М.: Издательский центр «Академия»,2011. – 64 с.
  11. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова, - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 18 с.
  12. Смирнов С. А. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания / С. А. Смирнов, - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 512 с.
  13. Терлеева, А.М. Новые родительские собрания: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2012. – 32 с.
  14. Саляхова, Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. – М.: Глобус, 2011. – 315 с.
  15. Рожкова, М.И. Классному руководителю. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 280 с.
  16. Цыбанин, С.А. Взаимодействие школы и семьи. – Волгоград.: Издательство «Учитель», 2010. – 91 с.
  17. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. - М.: Издательство «Вако», 2014. - 352 с.
  18. Касаткина, Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. – Волгоград.: Издательство «Учитель», 2010. – 6 с.
  19. Газета «Первое сентября» Родительское собрание в начальной школе

URL:http://psy.1september.ru/article.php?ID=200404507 – (дата обращения:18.04.2016)

  1. Газета «Начальная школа» Как организовать работу с родителями URL: http://n-shkola.ru/archive/viewarticle/2316 - (дата обращения: 28.04.2016)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«НЕТРАДИЦИОННОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ» Овчинникова Виктория 32 группа Руководитель: Соколкина О.С.

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования Заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Проблемой исследования занимались: А. С. Макаренко, Ш. А. Амоношвили, Н. И. Дереклеева и др.

Слайд 3

Цель исследования - изучить теоретические и методические основы организации нетрадиционных родительских собраний в начальной школе и выявить их возможности во взаимодействии семьи и школы.

Слайд 4

Задачи исследования: п ровести отбор и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования ; и зучить особенности взаимодействия семьи и школы; н а основе анализа современных источников литературы изучить виды и роль родительского собрания ; о своить методику работы классного руководителя по организации родительских собраний .

Слайд 5

Методы исследования: анализ; классификация; систематизация; обобщение.

Слайд 6

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1.Понятие«родительское собрание» в начальной школе 1.2. Виды родительских собраний 1.3. Роль родительского собрания во взаимодействии классного руководителя с родителями

Слайд 7

Основные понятия главы I Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Рассмотрены точки зрения: Сергеева В.П., Сластенин В.А.

Слайд 8

Виды родительских собраний 1. Собрание - беседа 11. Собрание - презентация 2. Собрание - дискуссия 12. Устный журнал 3. Круглый стол 13. Вечер вопросов и ответов 4. Собрание – конференция 14. Родительский ринг 5. Пресс - конференция 15. Интеллектуальный марафон 6. Собрание – семинар 16. Ток - шоу 7. Собрание - тренинг 17. Гостиная 8. Собрание организационно – деятельностная игра 18. Кафе 9. Педагогическая мастерская 19. Собрание в письменной форме 10. Собрание - конкурс 20. Родительское собрание на дому

Слайд 9

Роль родительского собрания Взаимодействие школы и родителей имеет разные формы и проявления. Важную роль в углублении семейного воспитания играет создание системы педагогического все обучения родителей.

Слайд 10

ГЛАВА II . ВЗАИМОДЕЙТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ МАЛДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ. 2.1. Роль и функции классного руководителя 2.2. Взаимодействие семьи и школы в воспитании младшего школьника 2.3. Методика работы классного руководителя по организации родительских собраний

Слайд 11

Функции классного руководителя Аналитико – прогностическая Организаторская Координирующая Коммуникативная Контрольная Социальная Проектно - организаторская Управленческая

Слайд 12

Взаимодействие семьи и школы Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

Слайд 13

Успешное родительское собрание = 1.Правильная поэтапность родительского собрания 2.Правильная подготовка родительского собрания 3.Советы психологов 4.Рекомендации, что не стоит делать 5. Знание информации о семье

Слайд 14

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» В. А. Сухомлинский

Слайд 15

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы



Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

В качестве подготовки к заседанию участники объединения отбирали материал для доклада самостоятельно.

Тема заседания: ««Формирование ключевых компетентностей обучающихся в процессе обучения.»

        На повестке заседания выдвинули следующие вопросы.

1. Проектная технология и технология исследовательской деятельности.

2. Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования.

3. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста ( «круглый стол»).

4. Работаем по ФГОС НОО.

Обсуждаемые вопросы:

По первому вопросу слушали: Погорельскую Н.П., Клещеву Н.В., Полякову Н.М.,      Черничкину Г.В. - учителей начальных классов. Учителя осветили теоретические основы проектной технологии и исследовательской деятельности, их отличия от других похожих методов и приемов. Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы.

По второму вопросу выступили Шарапова М.В., и Пискунова И.В.- учителя начальных классов. Так как ведущей формой учебного процесса остаётся урок, были приведены примеры, на каких этапах урока могут быть использованы мультимедийные средства. Это: 1) для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса ; 2)как сопровождение объяснения учителя; 3) как информационно-обучающее пособие; 4) как интерактивная лаборатория; 5) для контроля знаний; 6) для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации; 7) для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия; 8) для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт); 9) для сопровождения интерактивных игр . Затем прошёл обмен опытом по использованию информационных технологий в образовательном процессе.

Для того чтобы повысить эффективность развития познавательной самостоятельной деятельности и дать новые возможности для творческого роста учащихся на уроках используются современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии, открывающие учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации электронным гипертекстам учебника, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения.

По третьему вопросу выступила Новикова Е.А., которая познакомила учителей с проектированием  и системой в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста. Она рассказала, какие приемы использует в обучении для развития учащихся.

По четвертому вопросу выступила руководитель МО Талапова С.Г.

В конце заседания  руководителем МО были выдвинуты следующие рекомендации.

1. Использовать в своей работе новшества в области проектной исследовательской деятельности младших школьников

2. Использовать на уроках методы и приемы для развития одаренных детей.

3. Активно использовать на уроках современные образовательные технологии.

4. Использовать методические находки учителей МБОУ НОШ №95  в работе над проектами и исследованиями.

        Содержание заседания соответствует заявленным целям и охватывает дополнительные вопросы.

        На протяжении всего заседания сохранялась деловая атмосфера, педагоги были готовы делиться новой информацией со своими коллегами и обсуждать предложенную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...