Урок - путешествие
методическая разработка (3 класс) на тему

Медведева Наталья Владимировна

Урок - путешествие по страницам Виталия Бианки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок - путешествие43.14 КБ
Файл urok.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного  чтения в 3 «Д» классе

УМК  «Школа России»

Тема  из раздела «Люби живое» :

В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК  ПИК»

Подготовила и провела                                                                                                                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                     

  Медведева Наталья Владимировна

Цель: создать условия для формирования умения кратко пересказывать  отдельные  части произведения «Мышонок Пик»,  развития навыки беглого,  выразительного чтения, умения  ориентироваться в тексте, инсценировать произведение, пересказывать от лица главного героя,  находить ответы на поставленные вопросы, умения анализировать  текст.

Планируемые результаты

Предметные:

Продолжат знакомиться с произведением  В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; научатся сжатому пересказу (раскрывать тему в главных чертах), научатся творческому пересказу (строить пересказ от имени главного героя), научатся инсценировать произведение (по составленному самостоятельно сценарию), научатся составлять синквейн данного произведения(в группах), модель данного произведения, научатся работать по картинному плану(в группах),

научатся читать данное произведение   бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения,

мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента

Личностные:

самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Образовательные ресурсы:  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2011г; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений.

Этап урока, цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация класса.

Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне (надо, могу, хочу).

Формируемые УУД: Личностные: самоопределение.

1.Дыхательная гимнастка (1 мин)

2.Самопроверка техники чтения

3.Работа в парах

4. Индивидуальная работа с интерактивной доской(самопроверка техники чтения по тренажеру «Проверка техники чтения»

5. Зрительная гимнастика.

Организует актуализацию требований к ученикам со стороны учебной деятельности.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

I Начинаем урок с пожелания  хорошего настроения. Повернитесь  друг к  другу, улыбнитесь.

 - Чем мы занимаемся на уроках чтения?

Для того, чтобы чётко, правильно произносить слова, быстро и выразительно читать, нужно уметь и дышать правильно. Выполним дыхательную гимнастику. У каждого из вас –изображения животных (змеи, лягушки, мышонка, чайки, щуки, сорокопут-жулана, рыболова-скопы. Сделаем вдох. На выдохе струю воздуха направим на рисунок и произнесём:

П-губы плотно сомкнуты, кончик языка- у нижних резцов.

И-кончик языка касается нижних зубов.

К-выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом.

Какое слово получилось?

Теперь мы можем приступить к самопроверке скорости техники чтения (по группам)

1 группа: самостоятельно проверяем технику чтения с помощью текста «Мышки» в папке. Напомню, что каждое выделенное слово-десятое. Так вам удобнее будет считать. В паре-пересказать прочитанное.

 1 уч-ся, Абдукаримова Мадина- индивидуальная работа с интерактивной доской(самопроверка техники чтения по тренажеру)

2 группа: читать текст В. Бианки, вставляя по смыслу пропущенные буквы. В паре-пересказать прочитанное.

Фокус маленьких крутиголовок (Бианки В.) Приложение №1

3 группа :читаем детские книги В. Бианки и в парах перескажем прочитанное.

Время выполнения- 1 минута.

Ответственных в  паре  прошу оценить работу в парах.

Посмотрите на доску: какие литературные герои появились? (мышонок)

Что вы можете сказать об этом герое?

Сообщают о готовности
к уроку (наличие папки по «Литературному чтению», тетради по «Развитию речи», книг В. Бианки, цветные карандаши, наличие индивидуальных заданий, задание для дыхательной гимнастики)

Определение самоготовности («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал  урока»)

Выполняют задание по дыхательной гимнастике

Отвечают на вопросы учителя

II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии».

Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий.

Регулятивные: умение  сохранять поставленную задачу.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

  1. Работа с ребусами
  2. Составление плана работы

Предлагаю работу в группах с ребусами. Это поможет нам чётко определить тему урока.

Внимание! Над этим произведением  мы работаем третий урок. Напомню: если произведение изучаем третий урок, то мы работаем в группах, парах, тройках. Каждому ученику даётся индивидуальная работа. Приложение№ 3

 Предлагаю составить план работы.

Учащиеся отгадывают ребусы: мышонок Пик, Виталий, Бианки, рассказ, сказка

Учащиеся составляют план работы:

  1. Работа в группе над творческим заданием.
  2. Жизнь и творчество писателя. Составление рифм (наработки к созданию творческого альбома «Юные таланты»
  3. Словарная работа
  4. Работа с картинным планом.
  5. Инсценирование произведения
  6. Сжатый пересказ
  7. Творческий пересказ
  8. Выборочный пересказ
  9. Краткий пересказ
  10. Составление синквейна
  11. Составление модели произведения
  12. Подведение итогов

III этап «Выявление места и причины затруднения».(определение границ знания и незнания)

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Посмотрите внимательно на план урока. Какие у нас возникли затруднения?

Учитель фиксирует затруднения на доске.

Я испытываю затруднения, когда даётся задание изменить рассказ  от лица главного героя.

Я испытываю трудности, когда начинаю пересказ.

Я испытываю трудности в умении подробно пересказать, по плану.

Я испытываю трудности в пересказе по иллюстрации.

Я испытываю трудности в кратком пересказе текста.

Я испытываю трудности в составлении синквейна , модели произведения.

Я стесняюсь работать в группе.

IV этап «Построение проекта выхода из затруднения».

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.  Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем. Выполнение учебных действий в громкоречевой форме Познавательные УУД: логические- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.(многозначное слово)

Какая перед нами цель?

Будет ли полезное новое знание?

При каких условиях сможем добиться нашей цели?

Наша цель - научиться находить рифмы в словах для создания классного альбома «Юные таланты»

Наша цель – составить модель к произведению

Наша цель – составить синквейн

Моя цель - научиться самостоятельно отвечать на вопросы по иллюстрации.

Моя цель- научиться работать в группе, парах, тройках.

Моя цель- научиться кратко пересказывать.

Моя цель- научиться инсценировать произведение.

Моя цель- научиться пересказывать от имени главного героя.

Внимательно слушать учителя

Слушать и слышать товарища.

Помогать друг другу.

V этап «Реализация построенного проекта».

Цель: построение и фиксация нового знания.

  1. Работа консультантов.

2.Работа в группах:  ГРУППА  

«СОРОКОПУТ – ЖУЛАН»,ГРУППА «МЫШКИ»,ГРУППА «ЧАЙКИ»,ГРУППА

«РЫБОЛОВ – СКОПА»,ГРУППА «ЩУКА»,ГРУППА «ЗМЕЯ»,ГРУППА «ЛЯГУШОНОК»

3.Оценка консультантами работу участников группы.

4. Временное ограничение.

5. Отчёт консультанта  о  наличии сообщениях о жизни и творчестве писателя, о составлении детьми рифм к данному стихотворению.

3. Отчёт консультанта  о проведенной словарной работе.

4. Отчет консультанта  о работе с картинным планом.

5. Работа в «тройках» по картинному плану.

6. Работа с текстом во время чтения

Давайте вспомним героев произведения «Мышонок Пик». В творческом домашнем задании вам было предложено выбрать одного из героев произведения, нарисовать его и подготовить об этом герое сообщение. Консультанты (ответственные за сообщения), собрали материал в папки.

Я очень благодарна консультантам за подготовку групп и оформление папок.

Превратимся сейчас  в героев произведения(змея, лягушка, мышонок, чайка, щука, сорокопут-жулан, рыболов-скопа). Попрыгаем, как лягушки, полетим, как птицы, поплывём, как рыбы к своим сообщениям.

Консультанты, просьба внимательно выслушать сообщения и выбрать самое интересное сообщение и самый красивый рисунок. Этим учащимся за выполнение творческого задания- консультанты  «поставят устно отметку».

Время выполнения  -2 минуты.

Консультанты, просьба доложить о готовности групп.

Подведём итог работы. Выполнили ли мы первый  пункт плана «Работа в группе над творческим заданием?»

Спасибо, эта работа помогает развивать устную и письменную речь, развивает умение работать в группе.

Следующий пункт нашего плана – приобретение знаний о жизни  и творчестве писателя. Составление рифм (наработки к созданию творческого альбома «Юные таланты»

Слово- ответственному за проверку сообщений о творчестве писателя и за наработки к сборнику стихотворений 3 «Д» класса « Юные поэты».

Выполнили ли мы  второй пункт плана?

Читая рассказ- сказку, вы нашли много незнакомых слов. Как же проходила словарная работа? Слово консультанту по работе над словами, значение которых  тяжело объяснить.

Одним из самых интересных видов работы, на мой взгляд, является работа с картинным планом. Слово – консультанту.

Предлагаю работу «в тройках»  Консультант – Саша. Взять учебник, папку с нарисованным картинным планом. Просьба выбрать и прочитать одно предложение из понравившейся части. «Защитить» свой картинный план. Время-одна минута.

Ответы учащихся: змея, лягушка, мышонок, чайка, щука, сорокопут-жулан, рыболов-скопа.

Работа в группах:  ГРУППА  

«СОРОКОПУТ – ЖУЛАН»,ГРУППА «МЫШКИ»,ГРУППА «ЧАЙКИ»,ГРУППА

«РЫБОЛОВ – СКОПА»,ГРУППА «ЩУКА»,ГРУППА «ЗМЕЯ»,ГРУППА «ЛЯГУШОНОК»

Консультанты оценивают работу каждого учащегося, предоставляют наработки групп- папки с рисунками и сообщениями.

Ответ учащихся:

Работа в группе над творческим заданием выполнена. Мы выполнили первый пункт плана.

Отчёт ответственного.

Мы выполнили  второй пункт плана

Отчёт ответственного: «Когда мы начали работать над рассказом- сказкой, мы выписали незнакомые слова. Распределили по группам. Дома из «Толкового словаря» Ожегова нашли значение слов. Нарисовали рисунки. Нам помогали в этой работе родители.

Мы выполнили   третий пункт плана.

Отчет консультанта:» Понять и запомнить произведение нам помогает картинный план. Все ученики нарисовали картинный план. Все готовы к работе в тройках

Мы выполнили    четвёртый пункт плана

Отчёт ответственного: «Все учащиеся нарисовали картинный план, прочитали предложение из понравившейся части»

VI этап «Первичное закрепление  с проговариванием».

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной форме,. Личностные: нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

  1. Составление плана к произведению.

2.Инсценирование первой части произведения первой группы по заранее составленному сценарию

3.Индивидуальная работа двух учеников возле доски.(взаимопроверка)

4.Отчёт консультанта.

5. Работа с картинным планом.

6. Работа с пословицей, фразеологизмом.

7Сжатый пересказ с помощью схематического отображения важнейшего второй группы.

8Индивидуальная работа двух учеников возле доски.(взаимопроверка)

9.Отчёт консультанта.

10. Работа с картинным планом второй группы.

 11 Работа с пословицей, фразеологизмом второй группы.

Предлагаю определить, сколько частей в рассказе-сказке «Мышонок Пик»? Давайте озаглавим части.

Ребята, проинсценируем первую часть произведения по заранее составленному сценарию. После инсценирования – выбрать картинный план к этой части, подобрать пословицу или фразеологизм к этой части. Приложение №4.  Объяснить, как можно фразеологизм объяснить на примере жизни нашего класса.  Консультант- Диана, оценивает работу учащихся. Саше и Каримжону предлагается индивидуальная работа возле доски. (1-Расставь картинки по порядку.

2-С помощью лучиков рассказать о чертах характера  мышонка.)

После выполнения индивидуальной работы мальчикам предлагается взаимопроверка.

Спасибо первой группе. Мы  выполнили пятый пункт плана- инсценирование произведения.

Второй группе было предложено раскрыть тему в главных чертах. Отобразить важнейшее схематично. Я, ребята, была приятно удивлена, когда узнала, что ваша группа решила , при помощи родителей, сделать поделки к каждому абзацу второй части. После представления своих наработок  – выбрать картинный план к этой части, подобрать пословицу или фразеологизм к этой части. Объяснить, как можно  эту пословицу или фразеологизм объяснить на примере жизни нашего класса.  

Консультант- Рашад,  оценивает работу учащихся.

 Мадине и Азизу предлагается индивидуальная работа возле доски. (1-Собрать из слов пословицу.

2-Найди то, что на рисунках не так, как в произведении.)

После выполнения индивидуальной работы Мадине и Азизу предлагается взаимопроверка.

Спасибо второй  группе. Мы  выполнили шестой  пункт плана- сжатый пересказ.

Ответы учеников: «В этом произведении 5 частей. План рассказа по главам
1. Как мышонок Пик попал в мореплаватели.
2. Кораблекрушение.
3. Страшная ночь.
4. Хвост-цеплялка и шерста-невидимка.
5. "Соловей-разбойник".

Инсценирование первой части.

Работа с фразеологизмом «У страха глаза велики».

Отчёт консультанта: « Группа справилась с заданием. Они сделали вывод с помощью фразеологизма. Я поняла, что мышонок смог преодолеть свой страх.»

Отчёт консультанта: «Мне понравилось, что ребята вместе с родителями сделали поделки. Это помогло им сжато пересказать вторую часть.

С помощью фразеологизма

« Родился в рубашке» группа сделала вывод.

 Правильно выбрали картинный план.

VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».Регулятивные УУД: свободно ориентируются в содержании и заданиях учебника.Познавательные УУД: осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

1.Работа  третьей группы над творческим пересказом.

2.Индивидуальная работа двух учеников возле доски.(взаимопроверка)

3.Отчёт консультанта.

4. Работа с картинным планом.

5. Работа с пословицей, фразеологизмом  третьей группы.

Третьей группе было предложено пересказать третью часть от первого лица, с точки зрения мышонка. Его глазами вы должны были посмотреть на людей, на события. Употребить вместо глаголов прошедшего времени глаголы настоящего времени. После представления своих наработок  – выбрать картинный план к этой части, подобрать пословицу или фразеологизм к этой части. Объяснить, как можно  эту пословицу или фразеологизм объяснить на примере жизни нашего класса.  

Консультант- Анвар,  оценивает работу учащихся.

 Валерии и Диане предлагается индивидуальная работа возле доски. (1-Собрать из слов пословицу.

2-Найди то, что на рисунках не так, как в произведении.)

После выполнения индивидуальной работы Валерии и Диане предлагается взаимопроверка.

(1-Выбрать  лишних персонажей, кто из них не встречается в произведении.

2-Найди отрывок, который по смыслу относится к этому рисунку.)

Спасибо третьей  группе. Мы  выполнили седьмой пункт плана- творческий пересказ.

Консультант Анвар : « Ребята смогли создать эффект присутствия главного героя. Они изменили грамматическое время глагола. Мне понравилось, что ребята смогли так пересказать, что мне захотелось помочь мышонку. Они выбрали пословицу «Голод - не тётка, в лес не убежит» и смогли объяснить ее»

VIII этап «Включение в систему знаний и повторение».

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Познавательные УУД: поэтапное формирование понятия «виды пересказа».

  1. Творческий(выборочный) пересказ с помощью «создания кинофильма» четвертой группы.
  2. Индивидуальная работа двух учеников возле доски.(взаимопроверка)

3.Отчёт консультанта.

4. Работа с картинным планом.

5. Работа с пословицей, фразеологизмом  четвёртой  группы.

6. Создание синквейна(девочки, в группе)

7.Создание модели произведения (мальчики, в группе)

Представьте, что вы смотрите кинофильм. Опишите картину одну  за другой. После представления своих наработок  – выбрать картинный план к этой части, подобрать пословицу или фразеологизм к этой части. Объяснить, как можно  эту пословицу или фразеологизм объяснить на примере жизни нашего класса.  

Консультант- Арина,  оценивает работу учащихся.

Нике и Анвару предлагается индивидуальная работа возле доски. (1-работа с кроссвордом, 2-с  помощью карточек  восстанови последовательность событий второй главы).Приложение

После выполнения индивидуальной работы Валерии и Диане предлагается взаимопроверка.

 Спасибо третьей  группе.

 Мы  выполнили седьмой пункт плана- выборочный пересказ.

Пятой группе было предложено подробно пересказать пятую  часть с помощью картинного плана. После представления своих наработок  – выбрать картинный план к этой части, подобрать пословицу или фразеологизм к этой части. Объяснить, как можно  эту пословицу или фразеологизм объяснить на примере жизни нашего класса.  

Консультант- Сагдиана,  оценивает работу учащихся. Арине и Рашаду  предлагается индивидуальная работа возле доски. (1-Собрать из слов пословицу. Объяснить смысл пословицы.

2-Найди то, что на рисунках не так, как в рассказе- сказке)

После выполнения индивидуальной работы Арине и Рашаду предлагается взаимопроверка.

Спасибо пятой   группе. Мы  выполнили восьмой пункт плана- творческий пересказ.

Предлагаю девочкам создать  синквейн( в группе), а мальчикам –создать  модель  произведения ( в группе)

Консультант Арина: «Считаю, что группа справилась с выборочным пересказом. Я словно побывала на съёмках. Ещё я поняла, что животным помогает спасаться от врагов хвост и шёрстка. Они выбрали пословицу «Один в поле не воин» и смогли объяснить ее.

Консультант Сагдиана: « Считаю, что группа подробно раскрыла тему с помощью картинного плана.»

 Они выбрали пословицу: «День дню рознь, нынче- тепло, а завтра – мороз» и смогли объяснить ее.

Показывают наработки в группе. (Девочки-синквейн, мальчики- модель произведения)

IX этап «Рефлексия учебной деятельности на уроке».

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения.

 Организует подведение итогов урока обучающимися.

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив  линию  самооценки.

Проводит беседу по вопросам.

Давайте вспомним тему урока. Какие трудности возникли у нас в начале урока? Какую цель мы ставили на урок? Как вы думаете, достигли ли мы этой цели?

Прошу оценить себя с помощью «Линии успешности».(Научился кратко пересказывать, инсценировать, пересказывать от лица героя, составлять синквейн, модель произведения- линия вверху. Было сложно- линия посередине. Не смог справиться, не доволен собой- линия внизу.) Продолжите предложения.

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

•  Мне больше всего удалось…

•  За что ты можешь себя похвалить?

•  За что ты можешь похвалить одноклассников?

•  Что приобрел?

Я хочу поставить «5»всем учащимся, кто работал в группе.

Домашнее задание- дифференцированное, в конвертах разного цвета.Приложение.

Урок закончен. Всем спасибо за работу.

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности



Предварительный просмотр:

Урок  литературного  чтения в 3 «Д» классе

УМК  «Школа России»

Тема  из раздела «Люби живое» :

В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК  ПИК»

Подготовила и провела                                                                                                                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                     

  Медведева Наталья Владимировна

Цель: создать условия для формирования умения кратко пересказывать  отдельные  части произведения «Мышонок Пик»,  развития навыки беглого,  выразительного чтения, умения  ориентироваться в тексте, инсценировать произведение, пересказывать от лица главного героя,  находить ответы на поставленные вопросы, умения анализировать  текст.

Планируемые результаты

Предметные:

Продолжат знакомиться с произведением  В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; научатся сжатому пересказу (раскрывать тему в главных чертах), научатся творческому пересказу (строить пересказ от имени главного героя), научатся инсценировать произведение (по составленному самостоятельно сценарию), научатся составлять синквейн данного произведения(в группах), модель данного произведения, научатся работать по картинному плану(в группах),

научатся читать данное произведение   бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения,

мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента

Личностные:

самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Образовательные ресурсы:  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2011г; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений.

Этап урока, цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация класса.

Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне (надо, могу, хочу).

Формируемые УУД: Личностные: самоопределение.

1.Дыхательная гимнастка (1 мин)

2.Самопроверка техники чтения

3.Работа в парах

4. Индивидуальная работа с интерактивной доской(самопроверка техники чтения по тренажеру «Проверка техники чтения»

5. Зрительная гимнастика.

Организует актуализацию требований к ученикам со стороны учебной деятельности.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

I Начинаем урок с пожелания  хорошего настроения. Повернитесь  друг к  другу, улыбнитесь.

 - Чем мы занимаемся на уроках чтения?

Для того, чтобы чётко, правильно произносить слова, быстро и выразительно читать, нужно уметь и дышать правильно. Выполним дыхательную гимнастику. У каждого из вас –изображения животных (змеи, лягушки, мышонка, чайки, щуки, сорокопут-жулана, рыболова-скопы. Сделаем вдох. На выдохе струю воздуха направим на рисунок и произнесём:

П-губы плотно сомкнуты, кончик языка- у нижних резцов.

И-кончик языка касается нижних зубов.

К-выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом.

Какое слово получилось?

Теперь мы можем приступить к самопроверке скорости техники чтения (по группам)

1 группа: самостоятельно проверяем технику чтения с помощью текста «Мышки» в папке. Напомню, что каждое выделенное слово-десятое. Так вам удобнее будет считать. В паре-пересказать прочитанное.

 1 уч-ся, Абдукаримова Мадина- индивидуальная работа с интерактивной доской(самопроверка техники чтения по тренажеру)

2 группа: читать текст В. Бианки, вставляя по смыслу пропущенные буквы. В паре-пересказать прочитанное.

Фокус маленьких крутиголовок (Бианки В.) Приложение №1

3 группа :читаем детские книги В. Бианки и в парах перескажем прочитанное.

Время выполнения- 1 минута.

Ответственных в  паре  прошу оценить работу в парах.

Посмотрите на доску: какие литературные герои появились? (мышонок)

Что вы можете сказать об этом герое?

Сообщают о готовности
к уроку (наличие папки по «Литературному чтению», тетради по «Развитию речи», книг В. Бианки, цветные карандаши, наличие индивидуальных заданий, задание для дыхательной гимнастики)

Определение самоготовности («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал  урока»)

Выполняют задание по дыхательной гимнастике

Отвечают на вопросы учителя

II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии».

Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий.

Регулятивные: умение  сохранять поставленную задачу.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

  1. Работа с ребусами
  2. Составление плана работы

Предлагаю работу в группах с ребусами. Это поможет нам чётко определить тему урока.

Внимание! Над этим произведением  мы работаем третий урок. Напомню: если произведение изучаем третий урок, то мы работаем в группах, парах, тройках. Каждому ученику даётся индивидуальная работа. Приложение№ 3

 Предлагаю составить план работы.

Учащиеся отгадывают ребусы: мышонок Пик, Виталий, Бианки, рассказ, сказка

Учащиеся составляют план работы:

  1. Работа в группе над творческим заданием.
  2. Жизнь и творчество писателя. Составление рифм (наработки к созданию творческого альбома «Юные таланты»
  3. Словарная работа
  4. Работа с картинным планом.
  5. Инсценирование произведения
  6. Сжатый пересказ
  7. Творческий пересказ
  8. Выборочный пересказ
  9. Краткий пересказ
  10. Составление синквейна
  11. Составление модели произведения
  12. Подведение итогов

III этап «Выявление места и причины затруднения».(определение границ знания и незнания)

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Посмотрите внимательно на план урока. Какие у нас возникли затруднения?

Учитель фиксирует затруднения на доске.

Я испытываю затруднения, когда даётся задание изменить рассказ  от лица главного героя.

Я испытываю трудности, когда начинаю пересказ.

Я испытываю трудности в умении подробно пересказать, по плану.

Я испытываю трудности в пересказе по иллюстрации.

Я испытываю трудности в кратком пересказе текста.

Я испытываю трудности в составлении синквейна , модели произведения.

Я стесняюсь работать в группе.

IV этап «Построение проекта выхода из затруднения».

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.  Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем. Выполнение учебных действий в громкоречевой форме Познавательные УУД: логические- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.(многозначное слово)

Какая перед нами цель?

Будет ли полезное новое знание?

При каких условиях сможем добиться нашей цели?

Наша цель - научиться находить рифмы в словах для создания классного альбома «Юные таланты»

Наша цель – составить модель к произведению

Наша цель – составить синквейн

Моя цель - научиться самостоятельно отвечать на вопросы по иллюстрации.

Моя цель- научиться работать в группе, парах, тройках.

Моя цель- научиться кратко пересказывать.

Моя цель- научиться инсценировать произведение.

Моя цель- научиться пересказывать от имени главного героя.

Внимательно слушать учителя

Слушать и слышать товарища.

Помогать друг другу.

V этап «Реализация построенного проекта».

Цель: построение и фиксация нового знания.

  1. Работа консультантов.

2.Работа в группах:  ГРУППА  

«СОРОКОПУТ – ЖУЛАН»,ГРУППА «МЫШКИ»,ГРУППА «ЧАЙКИ»,ГРУППА

«РЫБОЛОВ – СКОПА»,ГРУППА «ЩУКА»,ГРУППА «ЗМЕЯ»,ГРУППА «ЛЯГУШОНОК»

3.Оценка консультантами работу участников группы.

4. Временное ограничение.

5. Отчёт консультанта  о  наличии сообщениях о жизни и творчестве писателя, о составлении детьми рифм к данному стихотворению.

3. Отчёт консультанта  о проведенной словарной работе.

4. Отчет консультанта  о работе с картинным планом.

5. Работа в «тройках» по картинному плану.

6. Работа с текстом во время чтения

Давайте вспомним героев произведения «Мышонок Пик». В творческом домашнем задании вам было предложено выбрать одного из героев произведения, нарисовать его и подготовить об этом герое сообщение. Консультанты (ответственные за сообщения), собрали материал в папки.

Я очень благодарна консультантам за подготовку групп и оформление папок.

Превратимся сейчас  в героев произведения(змея, лягушка, мышонок, чайка, щука, сорокопут-жулан, рыболов-скопа). Попрыгаем, как лягушки, полетим, как птицы, поплывём, как рыбы к своим сообщениям.

Консультанты, просьба внимательно выслушать сообщения и выбрать самое интересное сообщение и самый красивый рисунок. Этим учащимся за выполнение творческого задания- консультанты  «поставят устно отметку».

Время выполнения  -2 минуты.

Консультанты, просьба доложить о готовности групп.

Подведём итог работы. Выполнили ли мы первый  пункт плана «Работа в группе над творческим заданием?»

Спасибо, эта работа помогает развивать устную и письменную речь, развивает умение работать в группе.

Следующий пункт нашего плана – приобретение знаний о жизни  и творчестве писателя. Составление рифм (наработки к созданию творческого альбома «Юные таланты»

Слово- ответственному за проверку сообщений о творчестве писателя и за наработки к сборнику стихотворений 3 «Д» класса « Юные поэты».

Выполнили ли мы  второй пункт плана?

Читая рассказ- сказку, вы нашли много незнакомых слов. Как же проходила словарная работа? Слово консультанту по работе над словами, значение которых  тяжело объяснить.

Одним из самых интересных видов работы, на мой взгляд, является работа с картинным планом. Слово – консультанту.

Предлагаю работу «в тройках»  Консультант – Саша. Взять учебник, папку с нарисованным картинным планом. Просьба выбрать и прочитать одно предложение из понравившейся части. «Защитить» свой картинный план. Время-одна минута.

Ответы учащихся: змея, лягушка, мышонок, чайка, щука, сорокопут-жулан, рыболов-скопа.

Работа в группах:  ГРУППА  

«СОРОКОПУТ – ЖУЛАН»,ГРУППА «МЫШКИ»,ГРУППА «ЧАЙКИ»,ГРУППА

«РЫБОЛОВ – СКОПА»,ГРУППА «ЩУКА»,ГРУППА «ЗМЕЯ»,ГРУППА «ЛЯГУШОНОК»

Консультанты оценивают работу каждого учащегося, предоставляют наработки групп- папки с рисунками и сообщениями.

Ответ учащихся:

Работа в группе над творческим заданием выполнена. Мы выполнили первый пункт плана.

Отчёт ответственного.

Мы выполнили  второй пункт плана

Отчёт ответственного: «Когда мы начали работать над рассказом- сказкой, мы выписали незнакомые слова. Распределили по группам. Дома из «Толкового словаря» Ожегова нашли значение слов. Нарисовали рисунки. Нам помогали в этой работе родители.

Мы выполнили   третий пункт плана.

Отчет консультанта:» Понять и запомнить произведение нам помогает картинный план. Все ученики нарисовали картинный план. Все готовы к работе в тройках

Мы выполнили    четвёртый пункт плана

Отчёт ответственного: «Все учащиеся нарисовали картинный план, прочитали предложение из понравившейся части»

VI этап «Первичное закрепление  с проговариванием».

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной форме,. Личностные: нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

  1. Составление плана к произведению.

2.Инсценирование первой части произведения первой группы по заранее составленному сценарию

3.Индивидуальная работа двух учеников возле доски.(взаимопроверка)

4.Отчёт консультанта.

5. Работа с картинным планом.

6. Работа с пословицей, фразеологизмом.

7Сжатый пересказ с помощью схематического отображения важнейшего второй группы.

8Индивидуальная работа двух учеников возле доски.(взаимопроверка)

9.Отчёт консультанта.

10. Работа с картинным планом второй группы.

 11 Работа с пословицей, фразеологизмом второй группы.

Предлагаю определить, сколько частей в рассказе-сказке «Мышонок Пик»? Давайте озаглавим части.

Ребята, проинсценируем первую часть произведения по заранее составленному сценарию. После инсценирования – выбрать картинный план к этой части, подобрать пословицу или фразеологизм к этой части. Приложение №4.  Объяснить, как можно фразеологизм объяснить на примере жизни нашего класса.  Консультант- Диана, оценивает работу учащихся. Саше и Каримжону предлагается индивидуальная работа возле доски. (1-Расставь картинки по порядку.

2-С помощью лучиков рассказать о чертах характера  мышонка.)

После выполнения индивидуальной работы мальчикам предлагается взаимопроверка.

Спасибо первой группе. Мы  выполнили пятый пункт плана- инсценирование произведения.

Второй группе было предложено раскрыть тему в главных чертах. Отобразить важнейшее схематично. Я, ребята, была приятно удивлена, когда узнала, что ваша группа решила , при помощи родителей, сделать поделки к каждому абзацу второй части. После представления своих наработок  – выбрать картинный план к этой части, подобрать пословицу или фразеологизм к этой части. Объяснить, как можно  эту пословицу или фразеологизм объяснить на примере жизни нашего класса.  

Консультант- Рашад,  оценивает работу учащихся.

 Мадине и Азизу предлагается индивидуальная работа возле доски. (1-Собрать из слов пословицу.

2-Найди то, что на рисунках не так, как в произведении.)

После выполнения индивидуальной работы Мадине и Азизу предлагается взаимопроверка.

Спасибо второй  группе. Мы  выполнили шестой  пункт плана- сжатый пересказ.

Ответы учеников: «В этом произведении 5 частей. План рассказа по главам
1. Как мышонок Пик попал в мореплаватели.
2. Кораблекрушение.
3. Страшная ночь.
4. Хвост-цеплялка и шерста-невидимка.
5. "Соловей-разбойник".

Инсценирование первой части.

Работа с фразеологизмом «У страха глаза велики».

Отчёт консультанта: « Группа справилась с заданием. Они сделали вывод с помощью фразеологизма. Я поняла, что мышонок смог преодолеть свой страх.»

Отчёт консультанта: «Мне понравилось, что ребята вместе с родителями сделали поделки. Это помогло им сжато пересказать вторую часть.

С помощью фразеологизма

« Родился в рубашке» группа сделала вывод.

 Правильно выбрали картинный план.

VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».Регулятивные УУД: свободно ориентируются в содержании и заданиях учебника.Познавательные УУД: осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

1.Работа  третьей группы над творческим пересказом.

2.Индивидуальная работа двух учеников возле доски.(взаимопроверка)

3.Отчёт консультанта.

4. Работа с картинным планом.

5. Работа с пословицей, фразеологизмом  третьей группы.

Третьей группе было предложено пересказать третью часть от первого лица, с точки зрения мышонка. Его глазами вы должны были посмотреть на людей, на события. Употребить вместо глаголов прошедшего времени глаголы настоящего времени. После представления своих наработок  – выбрать картинный план к этой части, подобрать пословицу или фразеологизм к этой части. Объяснить, как можно  эту пословицу или фразеологизм объяснить на примере жизни нашего класса.  

Консультант- Анвар,  оценивает работу учащихся.

 Валерии и Диане предлагается индивидуальная работа возле доски. (1-Собрать из слов пословицу.

2-Найди то, что на рисунках не так, как в произведении.)

После выполнения индивидуальной работы Валерии и Диане предлагается взаимопроверка.

(1-Выбрать  лишних персонажей, кто из них не встречается в произведении.

2-Найди отрывок, который по смыслу относится к этому рисунку.)

Спасибо третьей  группе. Мы  выполнили седьмой пункт плана- творческий пересказ.

Консультант Анвар : « Ребята смогли создать эффект присутствия главного героя. Они изменили грамматическое время глагола. Мне понравилось, что ребята смогли так пересказать, что мне захотелось помочь мышонку. Они выбрали пословицу «Голод - не тётка, в лес не убежит» и смогли объяснить ее»

VIII этап «Включение в систему знаний и повторение».

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Познавательные УУД: поэтапное формирование понятия «виды пересказа».

  1. Творческий(выборочный) пересказ с помощью «создания кинофильма» четвертой группы.
  2. Индивидуальная работа двух учеников возле доски.(взаимопроверка)

3.Отчёт консультанта.

4. Работа с картинным планом.

5. Работа с пословицей, фразеологизмом  четвёртой  группы.

6. Создание синквейна(девочки, в группе)

7.Создание модели произведения (мальчики, в группе)

Представьте, что вы смотрите кинофильм. Опишите картину одну  за другой. После представления своих наработок  – выбрать картинный план к этой части, подобрать пословицу или фразеологизм к этой части. Объяснить, как можно  эту пословицу или фразеологизм объяснить на примере жизни нашего класса.  

Консультант- Арина,  оценивает работу учащихся.

Нике и Анвару предлагается индивидуальная работа возле доски. (1-работа с кроссвордом, 2-с  помощью карточек  восстанови последовательность событий второй главы).Приложение

После выполнения индивидуальной работы Валерии и Диане предлагается взаимопроверка.

 Спасибо третьей  группе.

 Мы  выполнили седьмой пункт плана- выборочный пересказ.

Пятой группе было предложено подробно пересказать пятую  часть с помощью картинного плана. После представления своих наработок  – выбрать картинный план к этой части, подобрать пословицу или фразеологизм к этой части. Объяснить, как можно  эту пословицу или фразеологизм объяснить на примере жизни нашего класса.  

Консультант- Сагдиана,  оценивает работу учащихся. Арине и Рашаду  предлагается индивидуальная работа возле доски. (1-Собрать из слов пословицу. Объяснить смысл пословицы.

2-Найди то, что на рисунках не так, как в рассказе- сказке)

После выполнения индивидуальной работы Арине и Рашаду предлагается взаимопроверка.

Спасибо пятой   группе. Мы  выполнили восьмой пункт плана- творческий пересказ.

Предлагаю девочкам создать  синквейн( в группе), а мальчикам –создать  модель  произведения ( в группе)

Консультант Арина: «Считаю, что группа справилась с выборочным пересказом. Я словно побывала на съёмках. Ещё я поняла, что животным помогает спасаться от врагов хвост и шёрстка. Они выбрали пословицу «Один в поле не воин» и смогли объяснить ее.

Консультант Сагдиана: « Считаю, что группа подробно раскрыла тему с помощью картинного плана.»

 Они выбрали пословицу: «День дню рознь, нынче- тепло, а завтра – мороз» и смогли объяснить ее.

Показывают наработки в группе. (Девочки-синквейн, мальчики- модель произведения)

IX этап «Рефлексия учебной деятельности на уроке».

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения.

 Организует подведение итогов урока обучающимися.

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив  линию  самооценки.

Проводит беседу по вопросам.

Давайте вспомним тему урока. Какие трудности возникли у нас в начале урока? Какую цель мы ставили на урок? Как вы думаете, достигли ли мы этой цели?

Прошу оценить себя с помощью «Линии успешности».(Научился кратко пересказывать, инсценировать, пересказывать от лица героя, составлять синквейн, модель произведения- линия вверху. Было сложно- линия посередине. Не смог справиться, не доволен собой- линия внизу.) Продолжите предложения.

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

•  Мне больше всего удалось…

•  За что ты можешь себя похвалить?

•  За что ты можешь похвалить одноклассников?

•  Что приобрел?

Я хочу поставить «5»всем учащимся, кто работал в группе.

Домашнее задание- дифференцированное, в конвертах разного цвета.Приложение.

Урок закончен. Всем спасибо за работу.

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....

Урок-путешествие "Путешествие над республикой Хакасия"

Урок-путешествие. Ученики 4 класса проводят урок для учащихся 3 класса....

Открытый урок - путешествие "Путешествие по планете прилагательное" в рамках школьного методического объединения учителей начальных классов.

Данный урок представляет собой подробную разработку открытого урока в форме путешествия, который конкретно раскрыаает и описыаает реализацию системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Специфика...

Урок-путешествие "Путешествие по Санкт-Петербургу"

Закрепление изученного материала...