ПК 4.4. Педагогические разработки
статья по теме

Красникова Арина Игоревна

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ

« ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

А.И. Красникова, руководитель И.Л. Анищенко

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Аннотация: Данная статья актуальна на сегодняшний день, так как проблема развития познавательного интереса младших школьников является одной из главных задач современной школы. Как известно, устойчивый, заинтересованный познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

С этой целью учителя начальных классов хотят, как можно лучше разнообразить свою деятельность приемами, пробуждающими познавательный интерес школьников.

Статья содержит теоретический материал, который необходим учителям для формирования познавательных интереса у младших школьников в процессе внеклассных занятий.

Важность произведенного исследования обусловлена тем, что познавательный интерес среди младших школьников к обучению является детерминирующим фактором в образовательном процессе. Интерес к приобретению знаний, в свою очередь, формируется при условии определенной организации процесса обучения, в основе которого должна лежать цель развития познавательного интереса.

В ходе исследования по заявленной теме нами была выявлена проблематика развития познавательного интереса, которая заключается, по нашему мнению, в том, что на сегодняшний день у большинства учащихся наблюдается недостаток личной мотивации к обучению, что приводит к отсутствию познавательного интереса, как в рамках отдельных учебных дисциплин, так и образовательного процесса в целом. Поэтому нами обосновывается необходимость систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотивационный аспект образовательного процесса, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитательного воздействия в духе интереса к познанию и приобретению новых знаний. Эффективность предложенных методов и подходов подтверждается результатами проведенной на практике апробации комплекса внеклассных мероприятий.

Рассматриваемый вопрос имеет высокую научную разработанность. Научно-теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых, как: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский, Л.Н. Божович, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского А.Г, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, Ш.А. Амоношвили, В.А. Сластенин и многие другие.

Впервые научно описал понятие «интерес» с точки зрения теории и практики известный чешский педагог-гуманист, писатель Ян Амос Коменский (1592-1670 гг).

В настоящее время в психолого-педагогической литературе существует множество подходов к определению понятия «познавательный интерес». Несмотря на разное понимание учеными сущности понятия «интерес» и «познавательный интерес» по нашему мнению наиболее полное понятие дают ученые Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, которые под интересом понимают форму проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на основании целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности»[2. с. 131].

Среди организационных форм обучения окружающему миру особое место занимает внеклассная работа.

Под внеклассной работой в педагогической доктрине понимается форма разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя [1. с. 17].

Своими увлекательными формами внеклассная работа вызывает определенный эмоциональный настрой, является мощным рычагом мотивации учеников к получению новых знаний.

Внеклассная работа позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями. Как известно, стойкий познавательный интерес и повышение уровня знаний формируются при сочетании эмоционального и рационального обучения. [3. с. 3]

Вот почему включение внеклассных мероприятий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Из анализа данных теоретических положений применительно к цели и задачам проводимого исследования можно сделать вывод, что разрабатываемые внеклассные мероприятия должны включать в себя два аспекта:

  1. результатом проведения мероприятий должно выступать возникновение у обучающихся определенного интереса (эмоциональный аспект);
  2. возникший интерес должен быть направлен на получение знаний по заданному предмету (рациональный аспект).

Изучив доктринальные положения по проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников, мы перешли к организации эмпирической части. Анализ результатов апробации мероприятий проводился нами через призму двух указанных аспектов: эмоционального и рационального.

Значимость эмпирической части проведенного исследования заключается в создании комплекса внеклассных мероприятий, предназначенного для учащихся начальной школы. В нем представлены внеклассные мероприятия, разработанные в различных формах: игровой, проектной, исследовательской и квестовой.

В частности, проект «Ученые будущего», в рамках которого дети выполняли задания различного характера по окружающему миру с целью найти «волшебный» ключ от «Лаборатории будущего», где им предлагалось задание изобразить на листе бумаги то чего еще нет в нашем мире, но они хотели бы это видеть в будущем. Применительно к теме исследования данный проект интересен тем, что позволяет обучающимся не только приобретать знания, но и систематизировать их в результате выполнения финального задания, поскольку предлагаемые «идеи будущего» априори базируются на тех знаниях, которые уже были получены обучающимися.  

Мероприятие «Битва умов» представляло собой викторину совмещающую познавательный процесс с соревновательной составляющей. Как показала практика, указанное мероприятие, помимо закрепления имеющихся знаний и восполнению пробелов в них, крайне активно стимулирует познавательную активность за счет соревновательной составляющей. Более того, указанное мероприятие позволяет развивать как лидерские качества учеников, так и коллективизм, умение работать в команде.

В рамках мероприятия «Тайны воды», учащиеся в занимательной форме знакомились со свойствами воды при проведении различных экспериментов. У учащихся можно было заметить высокий интерес к данному мероприятию, вызванный тем, что в рамках данного мероприятия основной упор был сделан именно на эмоциональный аспект, следствием которого явилось повышение общего интереса к изучаемому предмету.

Так же учащиеся принимали участие в квесте «Люби и знай свой родной край», где через игровую и занимательную форму учащиеся с опорой на имеющиеся уже знания по предмету окружающий мир получали новую информацию, выполняя разноплановые задания.

В рамках экологического КВН учащиеся обогащались знаниями об окружающей среде через конкурсы, шуточные вопросы, экологические кроссворды познавательного характера.

Как видно из описания мероприятий все они были разработаны на основе сочетания эмоционального и рационального аспекта. Присутствуя в различных пропорциях в отдельных мероприятиях, указанное сочетание нашло крайне положительное отражение в комплексе мероприятий как таковом.

В ходе апробации указанных мероприятий было отмечено, что большинство детей предмет «Окружающий мир» заинтересовал в большей степени, учащиеся проявляли желание глубже и больше изучать данный предмет, участвовать в разных мероприятиях, связанных с его изучением. Содержание внеклассных мероприятий дополняло и углубляло программные знания учащихся, а также расширяло их кругозор и формировало практические умения и навыки.

Включение учащихся во внеклассные мероприятия сделало процесс обучения более интересным, а также в дальнейшем способствовало преодолению трудностей в усвоении материала на уроках «Окружающего мира».

Резюмируя вышеизложенное представляется возможным сформулировать следующие выводы:

  1. Разработанные мероприятия имеют занимательную важность для учебного процесса.
  2. Мероприятия апробированы комплексно, в них усматривается логика и соответствующая ей структура проведения.
  3. Данный методический комплект может быть востребован в рамках педагогической практики, поскольку он направлен на развитие у детей исследовательских навыков, что положительно сказывается на учебном процессе в целом.

Таким образом, в ходе исследования нами был не только теоретически постулирована, но и доказана эмпирическим путем важность познавательного интереса, как одного из средств мотивации школьников к обучению. Было отмечено, что под его влиянием учебная работа даже у «слабых» учеников протекала более продуктивно.

Разработав комплекс мероприятий на основе сочетания эмоционального и рационального аспекта при его апробации нами было отмечено, что проведенные мероприятия были восприняты обучающимися с энтузиазмом и интересом, они принимали в них активное участие, что позволяет прийти к выводу о достижении поставленной цели и задач исследования.

Считаем, что данный комплект внеклассных мероприятий может быть использован учителями начальной школы при их организации и проведении для целей формирования познавательного интереса у младших школьников.        

Список использованных источников:

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Внеклассная работа в начальных классах / С.Г. Алтарева, М.А. Храмова, Н.А. Орлова, Н.К. Жогло. – М.: Научная кгинга, 2009 – 265 с.
  2. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000 – 176 с.

Статьи в журналах, газетах

  1. Андриянова, Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 1-4



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Красникова Арина Игоревна

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

«   » _______________ 2016 года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 2, группа 24

Научный руководитель: Анищенко.И.Л.,

Преподаватель МДК01.05 Естествознание с методикой преподавания

высшей квалификационной категории

Челябинск 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Историческая справка о развитии понятия «интерес»

5

1.2. Характеристика понятия «интерес», «познавательный интерес» в современной психолого-педагогической литературе

6

1.3. Пути формирования познавательного интереса у младших школьников

10

1.4. Необходимость формирования познавательного интереса у младшего школьника

14

Выводы по I главе

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17

ГЛОССАРИЙ

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

22

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Проблема познавательного интереса  является актуальной проблемой психологии и педагогики. Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что формирования познавательного интереса связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В процессе обучения для формирования познавательного интереса учащихся необходимо три основных принципа, это принцип самодеятельности, принцип самоорганизации, принцип развития. Развитие современного общества и уровень производственных сил настоятельно требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания.

Работая над данной проблемой, развития познавательных интересов младших школьников в процессе обучения мы опирались на идеи и опытных педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: К.Д. Л.Н. Божович, Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.

Проблема развития познавательного интереса младших школьников является одной из главных задач современной школы. Как известно, устойчивый, заинтересованный познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов хотят как можно лучше разнообразить свою деятельность приемами, пробуждающими познавательный интерес школьников. [19]

 Познавательный интерес является сильным средством обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя – это быть скучным. Если ребенок будет заниматься из-под палки, то естественно он будет доставлять учителю много хлопот, разочарований, Но когда дети занимаются с большим желанием, «диким» интересом, то дело идет совсем иначе.» Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.

Вот почему в процессе обучения нужно, даже необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

На основе актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Современные подходы к формированию познавательного интереса младших школьников».        

Цель исследования: изучение теоретических основ понятия «познавательный интерес».

Задачи исследования: 

  1. Изучить психолого - педагогическую литературу, электронные ресурсы по теме исследования;
  2. Раскрыть сущность понятия «интерес», «познавательный интерес»;
  3. Рассмотреть пути и необходимость формирования познавательного интереса у младших школьников;
  4. Обобщить, материалы исследования, сделать выводы.

Методы исследования:

  1. Отбор и анализ психолого-педагогической литературы, электронных ресурсов и периодической печати по проблеме исследования;
  2. Сравнение;
  3. Обобщение;
  4. Систематизация.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...