ПК 4.4. Педагогические разработки.
методическая разработка по теме

Воронина Ксения Александровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Воронина Ксения Александровна

РАБОТА С ТКАНЬЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

«     » _______________ 2016 года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 2, группа 21

Научный руководитель: Подгорская Т.А.

Преподаватель МДК 01.06.                                    высшей квалификационной категории

Челябинск, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования определена необходимостью формирования у детей в младшем школьном возрасте трудолюбия, аккуратности, хорошего эстетического вкуса. Досуговая деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Мы живем в непростое время технического прогресса и огромного информационного потока, которое порой так и накрывает нас с головой. Многие люди игнорируют свои способности и творческий потенциал, забывая, что большинство вещей из нашего привычного обихода можно сделать самостоятельно своими руками.   Работа с тканью сегодня — это увлекательный, творческий процесс, позволяющий не только отвлечься от насущных проблем, но и создать своими руками прекрасные изделия и предметы интерьера. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. [3, с. 19]. Работа с тканью позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук, творческие задатки школьников; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Происходит ориентация школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. [5, с. 10]

Этому виду искусства и методике трудового обучения младших школьников многие годы посвятили Н.М. Конышева, А.М Гусакова, Т.М. Геронимус,      Н.А. Цирулик, Г.И. Перевертень и др.

Несмотря на разработанность программ и методик по предмету «технология» в отечественной науке, в практике учителей школы отмечается недостаточное внимание к вопросам грамотной организации урока технологии, которое выражается в упрощении задач, недооценке творческого потенциала урока и т.п.

На основании актуальности проблемы исследования нами определена тема исследования «Работа с тканью в начальной школе».

Цель исследования: изучить технологию и методику работы с тканью в начальной школе и систематизировать материалы исследования.

Для работы над рефератом были определены задачи исследования:

  • изучить теоретическую литературу по теме «Работа с тканью в начальной школе»;
  • отобразить в реферате теоретические основы и технологию работы с тканью в начальной школе;
  • обобщить результаты исследования и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

Мы использовали такие методы исследования как:

  • изучение и анализ литературы по теме: «Работа с тканью в начальной школе»;
  • систематизирование материала по работе с тканью в начальной школе;
  • обобщение материалов исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая советская энциклопедия / сост. Прохоров, А.М., ─ Москва: Большая Российская энциклопедия, 1977. ─ 1632 с.

2. Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов / Г.И. Перевертень – М.:  Просвещение, 1990. ─ 159 с.

3. Гусакова, А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах /

А.М. Гусакова – М.: изд. Просвещение, 1970. ─ 174 с.

4. Савельева, Л.П. Примерные программы по учебным предметам; часть 1. /

Л.П. Савельева ─ М.: Просвещение, 2011. — 265 с.

5. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования / Н.М. Конышева ─ М.: Академия, 1999. ─ 189с.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкально-эстетического образования

Воронина Ксения Александровна

СПОСОБЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ТКАНЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Курсовой проект защищен

«     » _______________ 201_ года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 3, группа 31

Научный руководитель: Подгорская Т.А.

Преподаватель МДК 01.06.                                    высшей квалификационной категории

Челябинск, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования определена необходимостью формирования у детей в младшем школьном возрасте трудолюбия, аккуратности, хорошего эстетического вкуса. Досуговая деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Работа с тканью сегодня — это увлекательный, творческий процесс, позволяющий не только отвлечься от насущных проблем, но и создать своими руками прекрасные изделия и предметы интерьера. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. [3, с. 19]. Работа с тканью позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук, творческие задатки школьников; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Происходит ориентация школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. [5, с. 10]

Всем известно, что обработка текстильных материалов требует более кропотливого и упорного труда, чем обработка других материалов, с которыми имеют дело учащиеся на уроках труда. Выполняя практические работы по ручному вышиванию, учащиеся развивают художественный вкус, совершенствуют наклонности к изобразительной деятельности, приобретают начатки сведений об основных законах художественной композиции, сочетании разных цветов спектра, о цветовых оттенках, светотени и т.д. Дети знакомятся с образцами произведений художественно-прикладного искусства в натуре и в репродукциях, с особенностями труда народных умельцев. Учащиеся пытаются сами создавать свои собственные узоры для оформления небольших изделий, выбирать ткань и цветные нитки нужных расцветок, выполнять украшающие швы. Работы по шитью привлекают детей результатами своего труда. В работах с тканями развивается и совершенствуется трудовая культура, умение планировать и организовывать свою работу. Дети становятся более упорными, настойчивыми, стремятся доводить начатое дело до конца. Формируются необходимые волевые качества.

Этому виду искусства и методике трудового обучения младших школьниковпосвятили свои исследования ведущие методисты: Т.Н. Проснякова, Н.М. Конышева, А.М Гукасова, Т.М. Геронимус, Н.А. Церулик, Г.И. Перевертень и др.

Несмотря на разработанность программ и методик по предмету «технология» в отечественной науке, в практике учителей школы отмечается недостаточное внимание к вопросам грамотной организации урока технологии, которое выражается в упрощении задач, недооценке творческого потенциала урока и т.п.

На основании актуальности проблемы исследования нами определена тема исследования «Способы художественной обработки тканей на уроках технологии в начальной школе».

Цель исследования: изучить технологию и методику работы с тканью в начальной школе и приступить к разработке блока уроков и методических пособий.

Для работы над курсовым проектом были определены задачи исследования:

1) изучить и описать теоретические основы и технологию работы с тканью в начальной школе;

2) отобразить наиболее приемлемые способы художественной обработки тканей для младших школьников;

3) начать разработку блока уроков с использованием новых заданий и способов работы с тканью

Мы использовали следующие методы исследования:

1. Методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ литературы по проблеме: «Способы художественной обработки тканей на уроках технологии в начальной школе»;
  • систематизация материалов по работе с тканью в начальной школе;
  • обобщение материалов исследования.

2. Методы эмпирического исследования

  • практическая творческая деятельность

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Геронимус, Т.М. Уроки труда 1-4 классы. Работаем с удовольствием. / Геронимус, Т.М.  ─ М.: изд. АСТ-пресс Школа, 2003. — 144 с.

2. Гусакова, А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах. / Гукасова, А.М.   – М.: изд. Просвещение, 2000. ─ 174 с.

3. Дзанагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей учащихся. /Дзанагова, Р.М., 2008. ─ 36 с.

4. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнообразования./ Конышева, Н.М.  ─ Москва: изд. Академия, 2001. ─ 189с.

5. Лутцева, Е.А. Урок технологии в начальной школе. – М.: изд. АПК и ТПРО, 2006. – 72 с.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано

Зам. директора по ВР

Утверждено директором

ГБПОУ «ЧПК №1»

___________________

___________________

Рабочая программа внеурочной деятельности

начального общего образования

«Великие люди и их достижения»

Направление: общекультурное

Вид: познавательная деятельность

Возрастная группа: 10-11 лет

Срок реализации: 1 год

Составители: студенты 31 группы Воронина К., Горнеева Д.

Челябинск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность

1.2. Цели и задачи программы

1.3. Планируемые результаты

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Раздел «Искусство»

2.2. Раздел «Музыка»

2.3. Раздел «Наука»

2.4. Раздел «Архитектура»

 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4. МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

5. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Великие люди и их достижения» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, разработанная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Актуальность программы: Мы живем в прогрессивном мире, который развивается стремительными темпами. Этот прогресс — результат науки, многочисленных исследований и экспериментов. Все, чем мы пользуемся, включая автомобили, электричество, здравоохранение и науку — достижение великих людей. Нельзя обойтись и без живописного, скульптурного и  архитектурного наследия человечества, которое формирует духовную составляющую нашей жизни.

Педагогическая целесообразность программы в том, что именно в младшем возрасте  в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему миру, осуществляется развитие наблюдательности, любознательности, фантазии и воображения через познание окружающей действительности. Особенность программы заключается в том, что она не замыкается в рамках уроков, а за счет интеллектуального и эмоционально- волевого компонентов помогает учащимся самостоятельно приобретать знания.

Программа учитывает учебно-педагогические принципы, связанные с возрастом учащихся, что влияет на распределение учебного времени по отдельным темам. Программа рассчитана на 68 часов (при 2 часах в неделю), продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Основными направлениями программы «Великие люди и их достижения» являются:

  1. воспитание сознательного отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, выбор профессии);
  2. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности)

Цель программы: создание у учащихся познавательной перспективы на основе постижения духовно-нравственных и научно-культурных ценностей.

Задачи программы:

  1. Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания в сфере науки и искусства.
  2. Мотивировать детей к самопознанию;
  3. Расширять активный и пассивный словарный запас обучающихся;
  4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений с учителем и друг с другом;

Формы работы:

  • тестовые материалы
  • проекты
  • анализ значения научных достижений
  • творческие работы
  • наблюдение
  • прослушивание музыкальных композиций
  • доклады
  • сообщения
  • беседа
  •  игры
  •  просмотр и обсуждение картин и памятников архитектуры  

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Личностные:

  1. внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  2. положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Великие люди и их достижения»;
  3. осознание ценностей других людей, ценности человеческой жизни;
  4. способность к самооценке;
  5. приобретение навыков сотрудничества в различных ситуациях

Познавательные: 

  1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  2. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке и отобранную самостоятельно;
  3. перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
  4. вырабатывать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  5. привлечь учащихся к научно-исследовательской деятельности

Регулятивные:

  1. учиться работать по предложенному плану;
  2. учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  3. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  4. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Коммуникативные:

  1. работать в группе, учитывать мнения партнеров;
  2. ставить вопросы;
  3. обращаться за помощью;
  4. проговаривать вслух свои затруднения;
  5. предлагать помощь и сотрудничество;
  6. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  7. слушать собеседника;
  8. договариваться и приходить к общему решению;
  9. формулировать собственное мнение и позицию;
  10.  осуществлять взаимный контроль;
  11.  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 10-11 лет

Сроки реализации программы — 1 год

Кол-во часов в неделю: 2 часа

Способы проверки: в программе используются различные способы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, викторины, конкурсы и т.д.

Форма подведения итогов: групповые (творческие мастерские; итоговое занятие; защита проектов; школьная конференция.); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра; участие в конкурсных мероприятиях).

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Занятие 1.  Теоретическое. Вводный урок. Беседа с учащимися о том, чем они будут заниматься на протяжении года. Объяснение важности и целесообразности прохождения данного курса. Определение целей и задач, которые бы хотели приобрести учащиеся на момент окончания курса. Практическое. Тестирование, направленное на выявление фактических знаний учащихся и их представлений о науке, искусстве, музыке, архитектуре.

Занятие 2. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Поход в картинную галерею, для обогащения внутреннего мира учащихся, их чувственного восприятия.

Занятие 3. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа.  Практическое. 3D экскурсия – ознакомление с работами великого художника-мариниста. Обогащение внутреннего мира учащихся, их чувственного восприятия.

Занятие 4. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Творческое задание.

Занятие 5. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Учащиеся подготавливают сообщения на одну из наиболее понравившихся картин художника.

Занятие 6. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа.  Практическое. Викторина.

Занятие 7. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Выставка творческих работ, выполненных/изготовленных под влиянием стиля письма изучаемого деятеля/художника.

Занятие 8. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Творческое задание.

Занятие 9. Теоретическое. Фронтальная беседа по темам изученного материала. Повторение. Тестирование. Практическое. Организация «Круглого стола».

Занятие 10. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Олимпиада.

Занятие 11. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа.  Практическое. Создание сценария мюзикла по мотивам творчества изучаемого деятеля.  

Занятие 12. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Поход в музыкальную школу на концерт, посвященный изучаемому деятелю.

Занятие 13. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Создание сценария сказки по мотивам творчества изучаемого деятеля.

Занятие 14. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Мини-проект.

Занятие 15. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Творческое задание.

Занятие 16. Практическое. Фронтальная беседа по темам изученного материала. Повторение. Олимпиада по музыке. Практическое. Игра «Угадай мелодию».

Занятие 17. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Поисковое исследование. Работа с энциклопедиями.

Занятие 18. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Лабораторная работа.

Занятие 19. Практическое. Мини-проект.

Занятие 20. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Творческая работа.

Занятие 21. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Просмотр документального фильма.

Занятие 22. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Просмотр документально фильма о жизни и научном достижении.

Занятие 23. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Лабораторная работа.

Занятие 24. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Поход в Челябинскую областную библиотеку.

Занятие 25. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Поход в Челябинскую Юношескую библиотеку.

Занятие 26. Практическое. Организация «Круглого стола».

Занятие 27. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Конференция.

Занятие 28. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Составление плана здания.

Занятие 29. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Изготовление макета здания по шаблону. Творческая работа.

Занятие 30. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Просмотр документального фильма.

Занятие 31. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Семинар.

Занятие 32. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Поход в Челябинскую Юношескую библиотеку.

Занятие 33. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Изготовление макета здания по шаблону. Творческая работа.

Занятие 34. Теоретическое. Составление плана/сценария «Круглого стола». Практическое. Организация «Круглого стола».

Занятие 35. Практическое. Создание творческих проектов. Подготовительная работа к защите творческих проектов. Работа с педагогом в малых группах или индивидуальная работа.

Занятие 36. Практическое. Защита проектов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание программы

Количество часов

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятия

Всего

Теорет.

Практич.

1.

Вводное занятие.

2

1

1

Беседа, тестирование

Раздел 1. Искусство.

2.

Художники Южного Урала.

2

1

1

Рассказ, поход в картинную галерею

3.

Иван Айвазовский «Девятый вал»

2

1

1

Рассказ, 3D экскурсия

4.

Репин «Мишки с лесу»

2

1

1

Беседа, творческое задание

5.

Анри Матисс «Женщина в шляпе»

2

1

1

Рассказ, сообщения детей

6.

 Клод Монэ «Charing Cross Bridge»

2

1

1

Беседа, викторина

7.

Пабло Пикассо «Летящий голубь мира»

2

1

1

Беседа, выставка

8.

Винсент Ван Гог «Звездная ночь»

2

1

1

Рассказ, творческое задание

9.

Повторение

2

1

1

Тестирование, круглый стол

Раздел 2. Музыка.

10.

Людвиг ван Бетховен

«Лунная соната»

2

1

1

Конференция, олимпиада

11.

Иоганн Себастьян Бах

«Концерт для двух скрипок»

2

1

1

Беседа, постановка мюзикла

12.

Вольфганг Амадей Моцарт

«Реквием»

2

1

1

Рассказ, концерт в музыкальной школе

13.

Пётр Ильич Чайковский

«Лебединое озеро»

2

1

1

Поисковое исследование, постановка сказки

14.

Иоганн Штраус

«Сказки Венского леса»

2

1

1

Рассказ, мини проект

15.

Сергей Васильевич Рахманинов

«Симфония №2»

2

1

1

Конференция, творческое задание

16.

Повторение

2

-

2

Олимпиада по музыке

Раздел 3. Наука.

17.

Д.И. Менделеев «Таблица химических элементов»

2

1

1

Беседа, поисковое исследование

18.

С.П. Королев «Конструктор ракетно-космических систем»

2

1

1

Конференция, лабораторная работа

19.

П.Л. Чебышев «Теория вероятности»

2

-

2

Мини-проект

20.

А.С. Попов «Радиоприемник»

2

1

1

Рассказ, творческая работа

21.

Н.Е. Жуковский «Аэродинамика»

2

1

1

Конференция, просмотр фильма

22.

К.Э. Циолковский «Изобретение ракеты»

1

1

-

Просмотр фильма

23.

В.И. Вернадский «Взаимоотношения животных существ с окружающей средой»

2

1

1

Рассказ, лабораторная работа

24.

Н.М. Прежевальский «Южно-Уссурийский край»

2

1

1

Семинар, поход в Челябинскую областную библиотеку

25.

С.О. Макаров «Ледокол»

2

1

1

Беседа ,поход в Челябинскую Юношескую библиотеку

26.

Повторение

2

-

2

Круглый стол

Раздел 4. Архитектура

27.

Федор Конь «Смоленск. Крепость. Башня»

1

1

-

Конференция

28.

Дмитрий Ухтомский «Колокольня Троице-Сергиевой Лавры»

2

1

1

Составление плана здания

29.

Василий Баженов «Дом Пашкова»

2

1

1

Рассказ, изготовление макета здания

30.

Матвей Казаков «Петровский путевой дворец»

1

1

-

Беседа

31.

Осип Бове «Московские триумфальные ворота»

1

1

-

Рассказ

32.

Федор Шехтель «Памятник московского модерна»

2

1

1

Рассказ, поход в Юношескую библиотеку

33.

Алексей Щусев «Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители»

2

1

1

Беседа, изготовление макета здания

34.

Повторение

2

1

1

Круглый стол

35.

Проекты

2

-

2

Изготовление проекта

36.

Защита проектов

2

-

2

Защита проектов

Итого

68

31

37

МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Критерии

Показатели

Инструментарий.

Диагностические средства.

Сроки реализации

Личностные результаты:

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

-формирование уважительного отношения к иному мнению окружающих людей;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- развитие умения объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

Метапредметные результаты:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

- осваивать первичные навыки публичного выступления

Предметные результаты:

-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

- составлять план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;

-понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать своё

предположение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

-способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

-способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;

- обобщать, делать несложные выводы;

- видеть проблемы;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

- находить ответы на вопросы, используя источники интернета, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя;

Тестирование по теоретическому материалу: раздел искусство

Поход в картинную галерею на выставку художников Южного Урала

3D экскурсия «Девятый вал»

Выполнение индивидуальных заданий.

 

Олимпиада «Людвиг ванн Бетховен – Лунная соната»

Постановка мюзикла на музыку Иоганна Себастьяна Баха

Посещение концерта в музыкальной школе «композиции Моцарта»

Постановка отрывка из «Лебединого озера» Чайковский

Тестирование по теоретическому материалу: раздел музыка

Выполнение лабораторной работы на тему: «Ракетно-космические системы»

Творческая работа на тему: «Радиоприемник»

Просмотр фильма по аэродинамике

Поход в Челябинскую областную библиотеку для изучения темы: «Южно – Усурийский край»

Тестирование по теоретическому материалу: раздел наука

Составление плана здания по примеру: «Колокольня Троице-Сергиевой Лавры»

Составление макета здания по примеру : «Дом Пашкова»

поход в Юношескую библиотеку:

«Памятник московского модерна»

Тестирование по теоретическому материалу: раздел архитектура

Изготовление проектов

Защита проектов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Техническое оснащение

- компьютер,

- проектор;

- экскурсионный автобус;

- доступ к сети интернет;

2.Оборудование

- класс,

- парты,

- доска;

- Государственный исторический музей Южного Урала;

- Картинная галерея Челябинского государственного музея изобразительных искусств;

3. Канцелярия

 - ватман 20 шт.,

-  карандаши 10 уп.,

- фломастеры 10 уп.,

- клей 10 шт.,

- ножницы 10 шт.,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся: репродукции картин (https://www.hermitageshop.ru/reproductions/)

изображения памятников архитектуры (http://architime.ru/index.htm)

Naked Science – научно-популярный портал (https://naked-science.ru/)

музыкальный портал (https://www.realmusic.ru/)

Для учителя:

1. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Содержание и организация воспитания и дополнительного образования в школе. – М.:ВЛАДОС 320 с. – пер. – 60.90 1/16.

2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с. – обл. – 60.90 1/16.

3. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры. – М.: ВЛАДОС. – 160 с.: ил. – обл. – 60х88 1/16.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.

5. Главный редактор: д. т. н., проф., заслуженный деятель науки РФ Алексей Геннадьевич Вострецов; Зам. главного редактора: д. т. н., проф. Василий Николаевич Васюков «Доклады академии наук высшей школы Российской Федерации» - М. 2010 г.

6. Главный редактор – Дмитрий Анатольевич Курляндский; Директор – Наталья Захаровна Курляндская «ТСМ – журнал «Трибуна современной музыки» - М. 2002 г.

7. Елена Игоревна Кириченко «Архитектурные теории XIX века в России». – М. 1986 г.

8. Петр Ирланович Гнедич «История искусств. Живопись. Европа и Россия: мастера живописи» - М., 2014 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест по разделу «Живопись»

1. Каких художников Южного Урала вы знаете? Подробнее опишите произведение одного из художников (на выбор).

2. Кто был автором картины «Девятый вал»? Как называют художников, изображающих море? Почему?

3.  Какую знаменитую картину И.Я. Репина вы знаете? Какое время суток описывается на картине «Утро в сосновом лесу»? Почему?

4. Кто являлся прототипом изображенного человека на картине Анри Матисса «Женщина в шляпе»?

5. В каком художественном стиле исполнена картина Клода Моне «Сharing cross bridge»?

6. Каковым был замысел картины Пабло Пикассо «Летящий голубь мира»?

7. Какие чувства вызывает у вас картина Винсента Ван Гога «Звёздная ночь»?

8. Определите индивидуальное смысловое значение слова «Живопись».

Тест по разделу «Музыка»

1. Проанализируйте отрывок произведение, Людвига Ван-а Бетховена «Лунная Соната».

2. Кратко распишите биографию Иоганна Себастьяна Баха.

3. Передайте в нескольких предложениях ваши чувства при прослушивании композиции Вольфганга Амадея Моцарта «Реквием».

4. В каком году была написана композиция Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро»? В каком году была поставлена одноимённая пьеса?

5. В каком произведении была использована композиция «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса?

6. Изобразите на листе бумаги ваши эмоции при прослушивании композиции Сергея Васильевича Рахманинова «Симфония №2».

7. Определите индивидуальное смысловое значение слова «Музыка».

Тест по разделу «Наука»

1. При каких обстоятельствах была создана периодическая таблица химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева?

2. Какое значение для отечественной космонавтики имеет личность С.П. Королёва?

3. В каком году П.Л. Чебышев ввёл понятие «Теория вероятности»?

4. Какую роль радиоприёмник играл в бытовой жизни советских людей?

5. Что такое «аэродинамика»?

6. Какое значение для человечества имеет изобретение ракеты?

7. Объясните значение фразы: «Взаимоотношения животных существ с окружающей средой».

8. Какие функции несло в себе Южно-Уссурийское пограничное комиссарство?

9. Для каких целей был изобретён ледокол?

10. Определите индивидуальное смысловое значение слова «Наука».

Тест по разделу «Архитектура»

1. Кто является архитектором Смоленской крепостной башни?

2. Какое значение имеет сооружение Колокольни Троице-Сергиевой Лавры?

3. Какой организации принадлежит «Дом Пашкова» Василия Баженова сегодня?

4. Кто являлся заказчиком построения «Петровский путевой дворец»?

5. В каком году были сооружены «Московские триумфальные ворота»?

6. Кто является архитектором «Памятника московского модерна»?

7. Где расположена «Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители»?

8. Определите индивидуальное смысловое значение слова «Архитектура».



Предварительный просмотр:

Создание блока внеурочных занятий для развития творческих способностей младших школьников при работе с тканью

Досуговая деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Работа с тканью сегодня — это увлекательный, творческий процесс, позволяющий не только отвлечься от насущных проблем, но и создать своими руками прекрасные изделия и предметы интерьера. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Работа с тканью позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук, творческие задатки школьников; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Происходит ориентация школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Обработка текстильных материалов требует более кропотливого и упорного технологии, чем обработка других материалов, с которыми имеют дело учащиеся на уроках труда. Выполняя практические работы по ручному вышиванию, учащиеся развивают художественный вкус, совершенствуют наклонности к изобразительной деятельности, приобретают начатки сведений об основных законах художественной композиции, сочетании разных цветов спектра, о цветовых оттенках, светотени и т.д. Дети знакомятся с образцами произведений художественно-прикладного искусства и пытаются сами создавать свои собственные узоры для оформления небольших изделий, выбирать ткань и цветные нитки нужных расцветок, выполнять украшающие швы. Работы по шитью привлекают детей результатами своего труда. В работах с тканями развивается и совершенствуется трудовая культура, умение планировать и организовывать свою работу. Дети становятся более упорными, настойчивыми, стремятся доводить начатое дело до конца, формируются необходимые волевые качества, развиваются творческие способности.

Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Внеурочная деятельность направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. В первую очередь - достижение личностных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению тех образовательных задач, которые не удается решить в формате урока. Это определяет специфику внеурочной деятельности по предмету «технология», в ходе которой обучающийся должен не столько узнать, сколько научиться практическим умениям и навыкам.

Художественное творчество – вид внеурочной деятельности, который мы относим к работе с тканью.

Теорию и методику трудового обучения младших школьников глубоко исследовали ведущие методисты: Т.Н. Проснякова, Н.М. Конышева, А.М. Гукасова, Т.М. Геронимус, Н.А. Церулик, Г.И. Перевертень и др.

Рассмотрению вопроса об организации внеурочной деятельности свои труды посвятили такие известные личности, как: А.С. Звягин, Е.Б. Евладова, А.А. Казакова и т.д.

Актуальность проблемы исследования определена необходимостью формирования у детей в младшем школьном возрасте трудолюбия, аккуратности, хорошего эстетического вкуса.

Противоречие настоящего времени состоит в том, что несмотря на разработанность программ и методик по предмету «технология» в отечественной науке, в практике учителей школы отмечается недостаточное внимание к вопросам грамотной организации внеурочной деятельности по данному направлению, которое выражается в упрощении задач, недооценке творческого потенциала занятий и т.п.

На основании актуальности проблемы исследования и выявленного противоречия, нами определена тема исследования: «Создание блока внеурочных занятий для развития творческих способностей младших школьников при работе с тканью».

Цель исследования: на основе анализа современных методических подходов и технологий разработать блок внеурочных занятий для развития творческих способностей младших школьников при работе с тканью.

Гипотеза исследования: творческие способности младших школьников в создании изделий из ткани, будут формироваться более успешно, если:
- изучить современные положения внеурочной работы;
- отобрать новые интересные техники и изделия;
- разработать учебно-методический комплект внеурочных занятий «Real dream» и систематически использовать все средства методического комплекта при проведении занятий.

Объект исследования: процесс внеурочной деятельности в начальной школе.

Предмет исследования: методика проведения внеурочной деятельности по развитию художественного творчества при работе с тканью у младших школьников.

Для работы над дипломным проектом были определены задачи исследования:

  1. На основе анализа научной методической литературы отобрать новые техники и изделия для внеурочных занятий
  2. Выполнить планирование блока занятий и разработать учебно-методический комплект по внеурочной деятельности
  3. Изучить особенности 8-9 летнего возраста, с целью подбора эффективных методик для развития творческих способностей учащихся
  4. Сделать выводы о целесообразности апробации и разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по организации внеурочной деятельности в направлении: «технология работы с тканью для развития творческих способностей младших школьников»

 В работе над данным проектом мы использовали следующие методы исследования:

- методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ литературы по проблеме: «Создание блока внеурочных занятий для развития творческих способностей младших школьников при работе с тканью»;
  • систематизация материалов по работе с тканью в начальной школе;
  • обобщение материалов исследования.

- методы эмпирического исследования

  • практическая творческая деятельность
  • конструирование учебно-методического комплекта
  • анализ детских работ
  • анкетирование учащихся

Практическая значимость исследования заключается в разработке методического комплекта, включающего собственные творческие работы учителя для развития творческих способностей младших школьников, что способствует их дальнейшему продвижению и самореализации.

Структура дипломного проекта включает: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, глоссарий, список использованной литературы, приложение.

По истечении апробации данного исследования на учащихся 3-8 класса МАОУ «Образовательный центр №2 г. Челябинска» можно сделать следующие выводы: 

- навыки учащихся в овладении способами обработки текстильных материалов на конец периода апробации приобрели устойчивое положительное значение. С имеющегося уровня в 34%, посредством включения во внеурочную деятельность образовательного учреждения наших разработок, претерпел качественные изменения и приобрёл значение – 89%;

- разработанный блок внеурочных занятий для развития творческих способностей младших школьников при работе с тканью успешно апробирован. Качественные образцы творческих работы учащихся являются подтверждением вышеизложенной информации;

- по результатам исследования данные разработки можно рекомендовать для использования в средних общеобразовательных учреждениях.

Ссылка на статью по выпускному исследованию: https://solncesvet.ru/sozdanie-bloka-vneurochnyh-zanyatiy-dlya.228831/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...