ПК 4.4. Педагогические разработки
учебно-методическое пособие по теме

Важенина Ирина Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра естественнонаучных дисциплин и физического воспитания

Важенина Ирина Сергеевна

ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ  В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

с оценкой _______________

«   »____________________2016 года

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 3, группа 32

Научный руководитель: Горячёва С.Л.,

преподаватель естествознания высшей квалификационной категории

Челябинск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА  I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

1.1 История создания экологической тропы.

1.2 Сущность понятий ,цели и задачи экологических троп.

1.3 Типы экологических троп

1.4 Организация экологической тропы

Вывод по I главе

Стр

5

6

9

11

14

 

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАБЛЮДЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ   ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

2.1. Особенности экологического образования младших школьников                  

16

2.2. Наблюдение как метод познания окружающего мира в начальной школе  

17

2.3.Возможности экологической тропы при организации наблюдений для познания окружающего мира младшими школьниками

21

Выводы по II главе 

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ      

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

26

ВВЕДЕНИЕ

        Актуальностью проблемы исследования стало то, что в настоящее время экологическая проблема человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала актуальной и приняла огромные масштабы [2, ст.36].

        Использование разнообразных методов предусматривает и различные виды деятельности учащихся и учителя, требующих большой самостоятельности учащихся в обучении. К ним относятся упражнения, а также лабораторные, практические, географические, исследовательские работы. Остановимся на характеристике метода наблюдение, который в настоящее время недооценивается в учебном процессе начальной школы.

        В учебниках можно встретить множество заданий на наблюдение в природе. Учителям рекомендуется организовывать систематические наблюдения учащихся за сезонными изменениями в жизни природы и человека  [8, ст.58].

         Большую роль играет сам процесс организации и оборудования экологических троп. Учебные тропы рассчитаны на организацию силами общественности, в первую очередь молодежи. Инициаторами создания учебных экологических троп выступают взрослые: ученые, педагоги, общественные деятели, студенты. Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. В итоге создается единый документ- паспорт на экологическую тропу.

          Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле  [2, ст.53].  

         Формирование экологического сознания- важнейшая задача школьного  учреждения проблем. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Экологическое образование детей начальных классов имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит духовный и интеллектуальный путь развития. Огромную роль в экологическом образовании детей начальных классов играет исследовательская, практическая деятельность в природных условиях. Экологическая тропа- специально оборудованная в образовательных целях территория, для выполнения учебных заданий, организующих деятельность в природном окружении.

Цель: изучить методику организации наблюдений посредством экологической тропы в начальных классах

Задачи:

1)раскрыть особенности экологического образования младших школьников;

2)изучить наблюдение как метод познания окружающего мира в начальной школе;

3)рассмотреть методику организации наблюдений в предметном курсе «Окружающего мира»;

4) проанализировать возможности экологической тропы при организации наблюдений для познания окружающего мира младших школьников.

Основные понятия: экологическая тропа, наблюдение, методика, образование, окружающий мир.

Авторы исследования: Бентон Маккей, Л.П.Симонова, Р.А.Петросова

Методы:

1)анализ литературных источников по проблеме исследования;

2)отбор и обобщение необходимой информации;

3)развитие познавательной  и общественной активности школьников в ходе эколого-краеведческой деятельности;

4)формирование и развитие исследовательских навыков.

ГЛАВА  I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

1.1История создания экологической тропы

        Впервые понятие природная и экологическая тропа появилась в США. Лесничий Бентон Маккей предложил учредить вроде «заповедника для пешеходов»-  проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная  тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова,  ее длина составила 3300 км. Сразу же она стала любимым  местом отдыха для американцев.

        Подобные тропа стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые, длинные и короткие. Наиболее известные из больших троп Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихоокеанская на западном побережье США. Такие же тропы начали создавать в других странах мира: в Канаде, Франции, Великобритании, Швейцарии, Кении, Индии, Японии.

        В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской , потому что строительство проводилось  по указанию  князя Л.С. Голицына. Посетитель может ознакомиться с многими природными объектами исключительной красоты и своеобразия: вершиной горы Караул- Аба, откуда открывается вид на разноцветные черноморские бухты; склонами горы Сокол; местом археологических раскопок. Голицынская тропа предназначена для общения с природой, активного отдыха [5, ст.28]

        Широкое распространение учебных и учебно- позновательных троп на территории СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартурский кружок охраны природы, который был организован 13 марта 1958 года под руководством Я.Х. Эйларта советского специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп. Широко известны тропы Лахемаа первого национального парка в СССР, организованного в 1971 году. Здесь поситители могут ознакомиться с валунными полями ледникового времени и 200-летними борами,  ледниковыми озерами  и камовым рельефом(тропа Вийтна), растительностью бывших дюн и современных болот.

        Парк культуры и отдыха города Южно- Уральска, включившись во Всероссийский смотр- конкурс парков, организовал экологическую тропу в естественном бору, занимающем 15 га. Информационные щиты, установленные на тропе, имеют вид развернутой книги: на одной стороне –плакат по охране природы, на другой- текст о природных объектах. Тропа предназначена для детей младшего возраста, но может быть интересна для все посетителей парка.

        Создание экологических троп для нашей страны достаточно новое, но набирающие быстрые темпы. Разнообразие форм и методов их создания позволяет приобщить в деятельность довольно большой круг заинтересованных организаций и широкую общественность [16, ст.24]

        Челябинский городской бор относится к ботаническим памятникам природы и располагается на территории города Челябинска. Это сосновый бор, который имеет особое значение для всей области в целом Отдых в лесу укрепляет здоровье человека, помогает снять физическую и эмоциональную  усталость, возвращает работоспособность. Однако неконтролируемая и чрезмерная рекреационная нагрузка может привести к заметному ухудшению состояния лесной экосистемы: болезнями и исчезновению отдельных видов, снижению продуктивности и защитных свойств леса, а нередко и к полной деградации лесных насаждений. Поэтому изучение, сохранение и возобновление городского бора- важнейшая задача и учёных, и природоохранных структур, администрации, жителей города. С этой точки зрения любые мероприятия, организуемые для школьников и горожан направленные на знакомство с удивительным миром живой природы, его изучение и сохранение, ценны сами по себе. Сейчас в обиход педагогов прочно вошли такие термины, как экологическая тропа, экологический туризм и т.д. Именно такая форма просветительской, учебной, исследовательской, оздоровительной и природоохранной деятельности с посетителями всех возрастов является наиболее эффективной в особо охраняемых природных территориях, к которым относится и наш Городской бор.

1.2 Сущность понятий ,цели и задачи экологических троп.

        Экологическая тропа- это демострационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей.

        Экологическое воспитание- это ознакомление детей с природой, в онову которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

        Экологическое образование- непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системных научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

        Важнейшая цель троп является непрерывность. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития в духе экологической ответственности на протяжении всей жизни .

        Общепризнанно, что начальная школа- важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, многогранных отношений школьника к природному и социальному окружению. Психолог В.С. Мухина считает, что в период от 6 до 10 лет ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии, такое расстояние,  с которым не сравним ни один последующий возраст [2, ст.14].

        Забытая народная мудрость, о которой не раз говорил В. А. Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» [2, ст.16].

        Задачи экологических троп позволяют формировать понятия на основе непосредственного изучения предметов и явлений, способствуют развитию наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из окружающей среды. Также задачи связаны с экологическим направлением и природоохранным воспитанием учащихся. Основное внимание должно быть направлено на создание условий для непосредственного участия детей в природоохранных мероприятиях, для понимания необходимости и важности такой работы. Учащиеся:

- получают представления о взаимосвязи и зависимости живых организмов и неживой природой;

- знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые способствуют формированию навыков правильного поведения в природе.

        Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой.

        Экологические тропы позволяют развернуть экологическое образование и воспитание детей. Не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь, иметь чувство ответственности за природу. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах состоит на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природе. На природе можно показать ее красоту, ранимость, беззащитность перед натиском человека, убеди в том, что природа по выражению Е. Евтушенко «природа сама просит нашей помощи, защиты и любви». Любовь к природе у детей не приходит сама собой- ее нужно пробудить. Исследования показываю, что дети дошкольного возраста , проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в их поведении проявляется нейтрально- безразличное отношение, часто отрицательное. В основе этого лежит непонимание подростка состава нарушения в своем поведении в окружающей среде  [16, ст.14].

        Экологическая тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, контроль за посещаемостью и выполнением установленных правил. Отдельные учебные тропы можно объединять в системы, главная задача которых состоит во временном и  пространственном регулировании потока посетителей, распределении их по территории отдыха во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков. Создание таких троп помогает отвлечь туристов и отдыхающих, показав им интересные по природным качествам и вполне доступные места.  

        Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг заповедников, зонам организованного туризма национальных парков, ландшафтным заказникам. Обычно рядом с тропами выделяют защитную, переходную полосу. Ширина ее бывает разной: если тропа переходит через густой лес, достаточно отвести под переходную зону несколько метров с обеих сторон от нее, если вокруг открытое пространство, зону увеличивают до десятков метров. Для создания учебных троп подходят городские леса, лесопарки, зоны отдыха, леса промышленного использования, территории не относящиеся к особо охраняемым  [6, ст.48].

        Процесс создания и последующего использования учебных троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт.  Во- первых, процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в образовании и воспитании школьников. Во- вторых, оборудованная тропа помогает организовать учебно – воспитательную деятельность учителей и учащихся. В- третьих, она несет информацию для тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно без экскурсоводов.

        Учебная тропа становится своеобразным учебным кабинетом в природе. Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания школьников. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей среды. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках.

        В итоге рождается важнейшее свойство школьников- необходимость беречь природу, опираясь не только на знания, но и на личный опыт. В процессе общения с природой у школьников вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.  [4, ст.14].

1.3 Типы экологических троп

        Учебная экологическая тропа- разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской экологической культуры учащихся.

Учебные экологические тропы можно классифицировать по разным критериям: по длине маршрута или его продолжительности.

        Учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности происхождения и по сложности предпалагаемой информации.

        Учебные экологические тропы. Протяженность редко превышает двух километров, проведение учебных экскурсий до трех часов. Такие тропы рассчитаны для посещения учащихся типов учебных заведений: школ, техникумов, вузов. Движение по маршруту организуется педагогом или экскурсоводом. Можно самостоятельно посетить учебную тропу, ориентируясь по указательным знакам и информационным щитам. Чаще всего такие маршруты прокладываются в зонах около школ: в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов.

        Время движения по тропе колеблется от 30-40 минут до трех часов. В целях пропаганды экологических знаний у4чащиеся могут организовать временные группы посетителей из числа родителей или отдыхающих в зоне тропы. Совершенный вариант учебной экологической тропы является ее сочетание с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение вначале или конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную информацию. Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки и его результатов, воспитание у посетителей экологической этики  [9, ст. 53].

        Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради из обучения и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрыть свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

        Организация тропы силами младших школьников даёт педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждает детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождаетмся важнейшее качество личности- убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатывается навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

        Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучат детей к общественному полезному труду и бережному отношению к общественному достоянию. Таким образом, учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда, и для выступлений.

        Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников.

        От формы организации зависит способ оборудование тропы. Тропы бывают оборудованы информационными щитами на каждой точке- остановке, столбиками- указателями. По экологическим тропам со столбиками- указателями могут идти организованные групы или самостоятельные группы, но также им необходимо раздать буклеты- путеводители.

        Наиболее совершенным вариантом учебной экологической тропы является ее сочетание с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения могут получить дополнительную экологическую информацию [8, ст.39].

        Происхождение учебной экологической         тропы направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, также воспитание у учащихся экологической этики.

1.4  Организация экологической тропы

        Большую роль играет сам процесс организации и оборудования экологических троп. Учебные тропы рассчитаны на организацию силами общественности, в первую очередь молодежи. Инициаторами создания учебных экологических троп выступают взрослые: ученые, педагоги, общественные деятели, студенты. Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. В итоге создается единый документ- паспорт на экологическую тропу.

        Тропа не должна быть монотонной, необходимо добиваться смены закрытого пространства открытым, что разнообразит восприятие пейзажей. Познавательными сведениями географического и биологического плана внимание уделяется сезонной смене аспектов, форм, красок, акустическим явлениям  [12, ст.26].

        Критерием выбора трассы могут быть памятники архитектуры и исторические места. Объекты соединяющие в себе природную и историческую ценность: вековые деревья, вулканические «бомбы», пещеры, целебные источники.

        Маршрут следует планировать, чтобы он по возможности обходил стороной места обитания редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу или охраняемых специальными постановлениями. Необходимо, чтобы экологическая тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные пути. Тропа не должна представлять большой опасности или сложности для прохождения. Прокладывая тропу, выбирать маршрут и места остановок, как можно тесно связывать их с существующей системой наиболее привлекательных объектов для туристов. Большая часть имеет биологическую направленность, но не менее важно создавать такие тропы, которые раскрывают географические проблемы, характер взаимодействия человека с природой.

        Познание природы на экологической тропе осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсовода, правильной планировки тропы. Экологическая тропа помогает лучше и всесторонне ознакомиться с привычными ландшафтами и их элементами там, где нет большого количества уникальных объектов. Минимальная экологическая тропа должна быть спланирована так, чтобы дать достаточное представление  всей посещаемой территории  [1, ст.18].

        Оборудование начинается с прокладки на местности маршрута и составления крупномасштабной картосхемы. Руководить этим лучше всего должен учитель географии, консультанты этой рабочей группы были учителя биологии, истории, труда, художественного воспитания. После изготовления картосхемы на один экземпляр наносится обозначения всех объектов на местности экскурсий, на другом обозначаются объекты, которые планируют создать в ходе оборудования экологической тропы. Группа совместно с руководителями обследует маршруты тропы, выявляет места установки информационных досок, экологических знаков и указателей, мостиков, мест отдыха в соответствии с конкретными условиями. Где расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую цифру и обводят кружком. Все натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные- красным, информационные- черным. На оборотной стороне карты пишутся пояснения к цифровым обозначениям.

         На школьников посещающих экологическую тропу, положительный воспитывающий эффект оказывают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окружения. Вдоль маршрута учащиеся могут выполнять   полезные дела природоохранительного характера.
        Подготовка педагогов. Педагогу следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям -заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Учителю очень важно осмыслить положение маленького школьника на экскурсии по экологической тропе. Именно здесь он может проявить себя исследователем, открывателем природных тайн и закономерностей.
        Опыт учителей в этом направлении развивается по пути создания и разработки исследовательских заданий, задач, упражнений для учащихся. Учитель предлагает внимательно выслушать их, запомнить и во время экскурсии выполнить.

        Перед проведением экскурсий учитель определяет маршрут движения, проводит предварительную разведку местности, выделяет объекты для изучения места выполнения исследовательской работы учащихся. Перед началом экскурсии учитель проводит короткую вводную беседу, обычно в классе, подробный инструктаж.
        Полноценная по информативности экскурсия по природной тропе требует от педагога постоянной готовности, широкой эрудиции и наблюдательности, отличного знания местных условий  [14, ст.59].
        Необходимо помнить, что изучение кем-то раннее составленной методики, даже очень подробно, дает только канву экскурсионного сценария, который воспороизвести в точности практически невозможно.
        Посещение познавательно-туристической тропы представляет собой комплексную рекреационную программу, выполнение которой требует от экскурсовода не только знания материалов экскурсии, но и таланта педагога. Экскурсовод на тропе такого типа обязан владеть навыками жизнеобеспечения в туристическом походе и техникой преодоления препятствий, приемами управления туристской группой, умением оказать доврачебную помощь.
        Экологическая тропа для младших школьников. Деятельность школьников в природе, является результатом проявлений к ней истинных отношений, критерием развивающего сознания, выразительным показателем из социальной активности. Не допущения действий, приносящих вред природной среде и ее обитателям, посильное участие в преодолении негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда природоохранительных законов. Последовательное развитие следующих умений:
- соблюдение культуры поведения в природе;
- изучение и оценка состояния окружающей природной среды;
- планирование деятельности по ее улучшению;
- выполнение посильных трудовых операций по защите и улучшению природной среды  [16, ст.29].
        Экологическое образование помогает решать проблему расширения сферы деятельности учащихся более полного вовлечения их не только в учебу, но и в такие виды деятельности, как игра, труд, общение. Практическое участие школьника в улучшении окружающей среды является показателем эффективности экологического образования-воспитания, обучения и развития личности школьника.
В целом экологическая подготовка младших школьников должна предусматривать решение нескольких задач:
- формирование определенного уровня экологической культуры;
- применение экологичечких знаний в конкретной трудовой деятельности;
- формирование умений и навыков общественно полезной деятельности, связанной с охраной и преобразованием окружающей среды;
- выработка у школьников норм поведения, адекватных задачам рационального природопользования  [16, ст.46].
        Организация трудовой деятельности младших школьников в природном окружении имеет целый ряд особенностей. Одна из них связанна с развитием чувственно-эмоциональной сферы личности и с необходимостью обучать практическим действиям. Эти действия могут быть правильно организованы при педагогически организованных ситуациях взаимодействия школьников как с природной средой, так и с природопользованием.

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ

        Первоначально экологические тропы были созданы, как тропы для пешеходов. Но со временем тропы стали усложнять и делать более интересными, добавляя в них природные объекты красоты. Для экологических троп делают специальные картосхемы, буклеты, что помогает самостоятельно пройти по экологической тропе.

Учащиеся сами могут создавать объекты для экологической тропы, что позволяет воспитать трудолюбие и уважение к своей работе. Учебные экологические тропы различающиеся по длине и сложности, содержанию и назначению, помогают педагогам донести знания о природе и провести исследовательские работы. Также они помогают развить чувство уважения и бережности по отношению к природе.

        В настоящее время экологические тропы являются одним из важных звеньев в работе по экологическому воспитанию детей. Особенно это касается детей школьного возраста, где нравственные позиции только формируются.

        Проведение экскурсии по экологической тропе обязательно проводится педагогом или экскурсоводом. Привлечение детей к организации экологической тропы, помогает педагогам заложить основы чувства ответственности и сохранение природы. Учащиеся сами могут создавать объекты для экологической тропы, что позволяет воспитать трудолюбие и уважение к своей работе.

        Учебная экологическая тропа специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, направляющих деятельность учащихся в природном окружении.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАБЛЮДЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ   ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

2.1 Особенности экологического образования младших школьников

В современных условиях особую актуальность представляет экологическое образование. Содержание экологического образования влияет на развитие многих качеств у ребенка. Именно младший школьный возраст в психолого-педагогичсекой литературе рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире и отношениях к нему человека. Практическая ориентация знаний создает основу для формирования ответственного отношения к окружающей среде, как среде обитания и жизнедеятельности человека. В основу изучения младшими школьниками природных систем разного уровня положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания. Это отвечает познавательным возможностям ребенка [8, ст.14].

Младший школьник должен знать: разнообразие организмов в экосистемах, своей местности; основные среды обитания живых организмов; значение тепла, света. Воздуха, почвы для живых существ; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; о необходимости сохранения благоприятной окружающей среды.

Младший школьник должен уметь: выполнять правила поведения в природе; применять знания при общении с живыми организмами; применять теоретические знания в практической деятельности по улучшению природного окружения; оценивать поведение людей в природе; улучшать окружающую среду.

В  младшем школьном возрасте преобладающую роль в становлении и развитии отношений играют эмоциональные процессы. Важнейшей составной частью отношений детей к окружающей среде является выражение ими определенных чувств к многообразным проявлениям жизни  [6, ст.47].

Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой.  

        Экологическое образование имеет несколько аспектов:

• Знание экологических проблем и способов их разрешения;

• Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

• Воспитание ценностных ориентаций экологического характера;

• Формирование мотивов, потребностей, привычек и целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

• Стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды. [5, ст.12].

2 .2 Наблюдение как метод познания окружающего мира в начальной школе

Изучение окружающего мира имеет решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования. Изучение курса «Окружающий мир» способствует достижению следующих предметных результатов:

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве цели освоения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование, которое учителями не всегда осознается. Речь идет об овладении младшими школьниками доступными способами изучения окружающего мира. Это требование во ФГОС НОО сформулировано следующим образом: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Раньше эти способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас этими методами (способами) должны овладеть сами учащиеся.

Понятие метод (греч. metodos), обозначающее в широком смысле путь, способ исследования или познания, наполнено разным содержанием.

Методы бывают: словесные, наглядные и практические.

        Словесные методы обучения – это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.

Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами. Особое значение наглядные методы имеют при изучении окружающего мира  [5, ст.26].

Использование практических методов обучения направлено на познание действительности с целью формирования навыков и умений, углубления имеющихся знаний. В процессе их использования применяют приемы планирования выполнения задания, постановки задания, оперативного стимулирования, контроля и регулирования, анализа результатов, определения причин недостатков.

Использование разнообразных методов предусматривает и различные виды деятельности учащихся и учителя, требующих большой самостоятельности учащихся в обучении. К ним относятся упражнения, а также лабораторные, практические, географические, исследовательские работы. Остановимся на характеристике метода наблюдение, который в настоящее время недооценивается в учебном процессе начальной школы.

 – это один из основных естественнонаучных методов познания мира в начальной школе. В учебниках можно встретить множество заданий на наблюдение в природе. Учителям рекомендуется организовывать систематические наблюдения учащихся за сезонными изменениями в жизни природы и человека.

Наблюдение – это метод обучения, представляющий собой активную форму чувственного познания. Наиболее часто этот метод используют при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла. Наблюдения различного характера могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение  [5, ст.82].

Виды наблюдений: в классе или на природе; за объектами неживой природы; за явлениями неживой природы; за объектами живой природы; фронтальный, групповые или индивидуальные. Дети наблюдают самостоятельно или под непосредственным контролем учителя. Основные требования к проведению наблюдений: конкретность и систематичность.

Наблюдение – важный источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которую в дальнейшем строятся мыслительные операции. Наблюдение является средством развития мышления. Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта. Важным условием наблюдения является разумный отбор объектов [5, ст.74].

Еще одним важным условием является соблюдение этапов наблюдения:

1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).

2) Работа по рассмотрению частей объекта.

3) Обобщение увиденного.

После проведения наблюдения необходимо закрепить полученные данные. К приемам закрепления наблюдения можно отнести следующие:

1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.

2) Иммитация.

3) Сравнение.

4) Работа с иллюстрацией.

5) Самостоятельное проведение наблюдения.

Младшие школьники в ходе освоения данного метода обнаруживают, что, наблюдая, человек пользуется зрением, обонянием, осязанием, слухом и вкусом; что восприятие у животных устроено иначе, чем у человека. Одним из условий эффективности этого метода является предварительное составление программы наблюдения. Обыкновенно такая программа задается учителем. Однако овладение наблюдением как способом познания окружающей действительности предполагает формирование соответствующего умения и у младших школьников  [1, ст.56].

Наблюдения за предметами и явлениями природы помогают младшим школьникам накопить фактический материал, необходимый для установления закономерностей в природе. Этот метод преподавания естествознания развивает наблюдательность детей.

Ведущим методом знакомства детей с окружающим миром является наблюдение. Приобщение учащихся к природе, окружающему миру следует осуществлять путем целенаправленных наблюдений, а также организации посильной практической деятельности детей в природе: сбора листьев, сухих веток, семян для подкормки птиц [8, ст.46].

Кроме наблюдений, используются и другие методы, приемы ознакомления с окружающим миром: беседа, рассказ, объяснение и описание с демонстрацией наглядных пособий, дидактические игры.

Методы и приемы формирования знаний. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с текстами книг. Наглядные методы: наблюдения, демонстрации. Опыты. Проблемно-поисковые методы.

Учитывая возрастные особенности школьников, на уроках необходимо использовать такие виды учебной деятельности, которые имеют практическую направленность и способствуют развитию у детей объективных представлений об окружающем мире.

При ознакомлении с окружающей природой среди организационных форм работы, помимо урока, значительное место отводится экскурсиям в лес, поле, на луг, к пруду.

Содержание таких прогулок учитель предварительно обсуждает с администрацией предприятий. Перед проведением таких прогулок необходимо провести беседу, напомнить о правилах поведения на улице. В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий. Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов и объяснять принципы их действия [ 4, ст.28].

 Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать.  Наблюдению можно и нужно учиться. В этой связи уместно вспомнить слова известного голландского астронома М. Минарта: «От вас самих зависит прозрение - вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием “знай, на что смотреть».Действительно, успех в наблюдениях в значительной степени определяется четкой постановкой задачи.

2.3 Возможности экологической тропы при организации наблюдений для познания окружающего мира младшими школьниками

Согласно существующим рекомендациям, тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например, холм, выровненный участок луга, берег реки. В условиях начальной школы такое разнообразие конечно же должно создаваться искусственно. Можно и нужно сформировать на тропе фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для местности школы. Это будут лесной, луговой и водный ландшафты, где дети могут познакомиться с растительностью своей местности. Чем больше разнообразия на тропе, тем больше и разнообразие животных, так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

Перед тем как выделить место для посадки растений различных сообществ, обследуйте территорию пришкольного участка, выделив наиболее затененные и открытые участки, более влажные и более сухие. Тем самым мы определяем, где лучше всего условия и подходят для степных растений (открытые сухие участки), для лесных растений (затененные, влажные участки) и так далее  [2, ст.35].

При необходимости необходимо создать небольшой водоем с водными растениями. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

На тропе должны быть разного возраста деревья, в том числе хотя бы одно усыхающее дерево. Это позволит нам познакомить учащихся начальной школы с рядом насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые обычно поселяются на таких деревьях, и объяснить круговорот веществ в неживой и живой природе. Для этих целей необходимо включить в состав точек на тропе пень и уже лежачее старое дерево, обросшее мхами и лишайниками. Такое дерево можно привезти из ближайшего леса или парка [7, ст.67].

На тропе должны быть небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволит организовать более интересные наблюдения за снежным покровом, дождевым потоком, сформированным атмосферными осадками – дождем. Отдельные большие камни также украсят нашу тропу и в тоже время послужат убежищем для многих мелких животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц.

Особое место необходимо отвести растениям лекарственным. По возможности необходимо создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории государства. Тем самым создадим свою «Живую Красную книгу». На экологической тропе должны быть представлены разнообразные жизненные формы растений: деревья, кустарники и кустарнички, травы, грибы, мхи и лишайники. Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течении года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад «непрерывного цветения».

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Различные задания и задачи  направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии,  способствующие проявлению  личного отношения учащихся к проблемам и к знакомству с реальными местными экологическими условиями, а также поиску возможностей их решения. На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и  природы  учитель  обращается  к рассказу,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального и локального уровней [3, ст.34].

Познавательная деятельность учащихся стимулирует моделирование экологических  ситуаций и нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Также активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими. Искусство в некоторой степени позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания, поскольку ребенку свойственны эмоциональный и чувственный подход к действительности.  

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ

        В первом параграфе, мы рассмотрели особенности  экологического образования младших школьников и выяснили, что в современных условиях особую актуальность представляет экологическое образование.

        Во втором параграфе, мы изучили наблюдение как метод познания окружающего мира в начальной школе, и поняли, что изучение окружающего мира имеет решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования.

        В третьем параграфе, мы проанализировали  возможности экологической тропы при организации наблюдений для познания окружающего мира младшими школьниками, и узнали то, что , тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Со временем тропы стали усложнять и делать более интересными, добавляя в них природные объекты красоты. Для экологических троп делают специальные картосхемы, буклеты, что помогает самостоятельно пройти по экологической тропе.

Учащиеся сами могут создавать объекты для экологической тропы, что позволяет воспитать трудолюбие и уважение к своей работе. Учебные экологические тропы различающиеся по длине и сложности, содержанию и назначению, помогают педагогам донести знания о природе и провести исследовательские работы. Также они помогают развить чувство уважения и бережности по отношению к природе.

        В настоящее время экологические тропы являются одним из важных звеньев в работе по экологическому воспитанию детей. Особенно это касается детей школьного возраста, где нравственные позиции только формируются.

         Привлечение детей к организации экологической тропы, помогает педагогам заложить основы чувства ответственности и сохранение природы. Учащиеся сами могут создавать объекты для экологической тропы, что позволяет воспитать трудолюбие и уважение к своей работе.

 Особенности  экологического образования младших школьников это:выполнять правила поведения в природе; применять знания при общении с живыми организмами; применять теоретические знания в практической деятельности по улучшению природного окружения; оценивать поведение людей в природе; улучшать окружающую среду.

        Изучение окружающего мира имеет  решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования.                 Согласно существующим рекомендациям, тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например, холм, выровненный участок луга, берег реки. В условиях начальной школы такое разнообразие конечно же должно создаваться искусственно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.

Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. Образования пед. Профиля.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-240 с.

2. Бровкина Е.Т. и др.

Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Е. Т. Бровкина, Т. А. Козлова, В.А. Герасимов.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-224с.

3. Буковская Г.В.

Игры, занятия по формированию экологической культуры малдших школьников.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.-192 с.

4. Воробьева А.Н.

Экологическое образование младших школьников. // НШ. - 2004. № 6. С. 63-64.

5. Григорьева Е.В.

Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности»Педагогика и методика начального образования»/ Е.В.Григорьева.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-253с.

6. Захлебный А.Н.

На экологической тропе.-М.: Знание, 2003.-80 с.

7. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т.

Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя.-.- М.: Просвещение, 2003-160 с.

8. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 2006.-189 c.

9. Климцова Т. А. 

«Экология в начальной школе». - М., 2000.-75 с.

10. Николаева С.Н.

«Теория и методика экологического образования детей». - М., 2005.-33

11. Николаева С. Н.

Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-184с.

12. Николаева С. Н. 

Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - N 5. - С. 22-27.

13. Мариничева О.В., Елкина Н.В

Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов/-Ярославль: Академия развития, 2004.-224 с.

15. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И.

   Методика обучения  естествознанию и экологическое воспитание в начальной              школе: Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-176с.

16. Симонова Л.П.

Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: «Академия», 2000.-160с.

17. Смирнова М. К. 

Мир вокруг нас : программа экологического воспитания для дошкольников и учащихся 1-4 классов // Молодые в библиотечном деле. – 2005. - N 5 / 6. - С. 68-73.

18. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М.

Как учить экологии: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 2001.-96 с.

 19. Чижова В.П., Добров А. В., Захлебный А.Н.

Учебные тропы природы/ В. П. Чижова, А.В. Добров, А.Н. Захлебный.- М.: Агропромиздат, 2006.-159 с.



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

работы методического объединения учителей начальных классов

 МКОУ Каратабанская СОШ

Подготовкой к данному заседанию являлось то, что руководитель школьного методического объединения, взял тему у администрации школы, затем познакомился сам с данной проблемой, подобрал материал, затем составил план данного педсовета.

Деятельность МО учителей начальных классов МКОУ Каратабанской СОШ  строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы «Интерес учащихся к познанию - надежная основа обучения», т.е современные проблемы учебной мотивации на уроках. Хочется отметить, что данная проблема актуально на современных уроках, так как детей, в наше время, очень сложно замотивировать на учебу, но только при хорошей мотивации на уроках мы можем рассчитывать на хороший результат. Таким образом, мы вышли на цель данного МО. Целью данного МО  является помощь в осознание учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения, как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности, а также смотивировать педагогов на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьника.  В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

  • обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся;
  • обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях-«Мотивация ученика»;
  • использовать практический опыт учителей, познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения;
  • разработка дополнительных мер, направленных на повышение мотивации учащихся.

         Все поставленные задачи способствовали достижению цели: «Интерес учащихся к познанию - надежная основа обучения»

        Структура заседания МО:

  1. Выступление руководителя МО;
  2. обсуждение данной проблемы;
  3. текущие вопросы (приближающиеся мероприятия, успеваемость)
  4. решение  заседания.

Хочется отметить, что в МО учителей начальных классов работают 5 опытных и высококвалифицированных специалистов и 2 молодой специалист (табл. 1). Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню образования школы.

Педагогический коллектив МО учителей начальных классов

Ф. И. О.

Образование

Стаж (лет)

Категория

Рыжкова Татьяна Васильвна.

Высшее

28 лет

Высшая

Науменко Светлана Ивановна

Высшее

28 лет

I

Астанина Золфия Ямигельфлуновна

Среднее

19 лет

II

Кочнева Светлана Васильевна

Высшее

36 лет

Высшая

Из моих наблюдений я поняла, что учителя МО начальных классов имеют большой опыт работы и обладают высоким профессионализмом, а также хочется отметить, что данный коллектив достаточно дружный и сплоченный.

Администратор дал тему МО руководителю данного заседания, руководитель МО выступила с проблемой, затем все педагоги стали выступать по очереди. Все это перелилось в обсуждение. Хочется сказать, что в данном заседание, также проходила подготовка к педсовету, который должен будет состояться в ближайшее время. Руководитель МО раздала каждому учителю вопрос, который он должен будет подготовить к педсовету.

Данное заседание полностью соответствует поставленным целям. Все обсуждения были по теме, все выслушивали друг друга, предлагали идеи, также распределение вопросов на педсовет было, достаточно, дружны.

Мне понравилось в данном заседание МО то, что коллектив сплоченный. У педагогов не смотря на различие опыта отличные взаимоотношения. Все педагоги прислушиваются к друг другу.

Первым делом, хотелось бы огласить решение данного  заседания, им стало:

  1. В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации;
  2. взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учителя;
  3. было дано задание каждому учителю для  подготовки к педсовету.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...