ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСВТИЙ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

И.Г. Калимуллина, руководитель А.И. Леонидовна

Челябинский педагогический колледж №1

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира в частности, а в целом в учебном процессе является одной из важных проблем образования. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. А в настоящее время интерес детей к обучению, угас. Поэтому проблеме формирования познавательных учебных действий уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день.

 Но  нужно отметить, что, познавательные  универсальные учебные действия лучше  формируются  на практических занятиях, на уроках окружающего мира с  применением регламентируемого ФГОС НОО  оборудования.

А также не следует забывать об игре, так как в жизни младших школьников, которым 6-10 лет игра занимает важное место на уроках и в повседневной жизни. Игра для детей не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребёнок не может нормально расти, обучаться, воспитываться. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни.

В руках педагога игра становится инструментом воспитания, приобщения ребёнка к жизни природы общества, развития его физических, интеллектуальных качеств. Этому и отвечают и возрастные особенности младших школьников – их эмоциональность и лёгкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к фантазии, творчеству, переключаемость внимания.

        Объектом исследования является образовательный процесс на уроках окружающего мира во 2 классе.

         Предмет исследования – формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроках окружающего мира с помощью дидактической игры.

        Цель исследования – на основе анализа современных методических подходов разработать блок конспектов по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроках окружающего мира с помощью дидактической игры и выявить возможность его использования в образовательном процессе в начальной школе.

Традиции использования дидактических игр в воспитательно-образовательных целях сложившиеся в народной педагогике получили свое развитие и в трудах ученых. Так Фребель разработал систему дидактических игр, игру он считал основой всего воспитания [3].

Родоначальником описания теорий этических основ  игры в российской науке является К.Д. Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности, идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.

В отечественной педагогике и психологии пристальное внимание проблеме описания теории игры уделяли ведущие ученые: М.М. Бахтин, П.П. Блонский,  Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновенияигры являются теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру.

Ученые выделили такие определения исследуемой нами понятий:

Игра – это осмысленная непродуктивная деятельность, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.

Дидактическая игра – это  игра, специально предназначенная  для реализации целей обучения.

В современном психолого-педагогической литературе дается следующее определение   понятия «дидактическая игра». Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [4].

Термин понятия «универсальные учебные действия» был введен относительно недавно, в контексте федеральных государственных образовательных стандартов. И наиболее в широком значении термин «универсальные учебные действия» раскрыто в трудах российского психолога А.Г. Асмолова. Он определяет «универсальные учебные действия» как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Кандидат педагогических наук Г.К. Селевко выделил такую классификацию дидактических игр [5].

математические        словесные        игры-путешествия   интеллектуальные

        сенсорные              настольные          игры-беседы          эмоциональные

      музыкальные           предметные         игры-загадки            творческие

Рис. 1.1. Схема «Классификация  дидактических игр» (по Г.К. Селевко)

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

Наличие познавательных интересов к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Поэтому дидактические игры достаточно широко используются учителями начальных классов коррекционных школ.

 И благодаря использованию дидактических игр на уроках окружающего мира в младших классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Во время дидактической игры у учащихся развивается произвольное внимание, память, ассоциативной деятельности и формирование способностей сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Игра позволяет индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка [1].

Правильно построенная дидактическая игра обеспечивает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребёнка.

Вследствие чего, на уроках окружающего мира применяли дидактические игры и достигли положительных результатов.

Сравнительные показатели сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся  2в класса

Таблица 2.1.

Критерии

Работа с различ-ными источни-ками ин-форма-ции

Знаково-символи-ческие модели-рование

Анализ и синтез

Установ-ление причин-но-след-ствен-ных

связей

Созда-ние спо-собов реше-ния проб-лем твор-ческого и поис-кового

Харак-

тера

Выражение в уровнях

Учащиеся

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

1.

Даниэль Ю.

низкий

низкий

2.

Султан С.

средний

средний

3.

Валерия С.

высокий

высокий

4.

Динар М.

низкий

средний

5.

Ангелина Ч.

высокий

высокий

6.

Самира Ш.

средний

средний

7.

Арсен И.

низкий

средний

8.

Ангелина И.

средний

высокий

9.

Диана Б.

средний

средний

10.

Георгий М.

средний

средний

Высокий -     , средний -      , низкий -    .

К1 – констатирующий срез
К2 – контрольный срез

На основе сравнительной таблицы констатирующего и контрольного среза нами выстроена гистограмма.

Рис. 2.2. Гистограмма «Результаты сформированности познавательных универсальных учебных действий на контрольном этапе»

Вывод: сравнив результаты констатирующего и контрольного срезов, можно заметить положительную динамику, переход 2 учеников со среднего уровня на высокий, а также произошёл переход 3 учеников с низкого уровня на средний; у 5 учащихся не произошло перехода, так как у 2 был высокий уровень сформированности познавательных универсальных  учебных действий, 2 ученика остались на среднем уровне и один ученик на низком.

        В результате проведения опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что применение на уроках окружающего мира дидактические игры положительно влияют на формирование познавательных универсальных учебных действий.

        Следовательно, выдвинутая нами гипотеза: формирование познавательных универсальных учебных действий будет происходить более успешно, если применять дидактические игры на уроках окружающего мира.

Список используемой литературы

  1. Асмолов. А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бруменская, И.А. Володарская. -  М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
  2. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / Лесгафт П.Ф. – М. 1952. – с 158.
  3. Мухина Светлана. Роль дидактических игр / С.С Мухина // - URL: http://www.i=po.ru/shpory/gosy_po_pedagogike/gosy_po_pedagogike23.html  (дата обращения 29.04.16).
  4. Спицына, Г.В.  Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков  у старших дошкольников / Г.В. Спицына // - URI: http://nsportal/ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/05/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-kommunikativnykh-navykov-u (дата обращения 03.05.2016).
  5. Оралбекова, Т.Ш. Методическое руководство / Т.Ш. Оралбекова //  Пособие для учителей. -  1998.  С 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...