ПК 4.4. Педагогические разработки
рабочая программа (2 класс) на тему

Саднова Екатерина Игоревна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

 (ГБПОУ) «Челябинский педагогический колледж №1»

          Согласовано

    Зам. директора по ВР

Утверждено директором

ГБПОУ «ЧПК №1»

________________________

«__»______________2017 г.

        _________________________
       «__»_________________2017 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

начального общего образования

«Мир вокруг нас»

Направление: общекультурное

Вид: туристко- краеведческая

Возрастная группа: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год

Составители: Охапкина Е.И.

Челябинск, 2017

Оглавление

Пояснительная записка

3

Учебно - тематическое планирование

5

Содержание изучаемого курса

8

Мониторинговая карта

9

Материально-техническое обеспечение

10

Учебно-методическое обеспечение

11

Список литературы

12

Приложение

13


Пояснительная записка

Для школьников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, что является актуальным вопросом в современной школе.
        Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной культурно- ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре  стран мира, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Цель: формирование творческой личности через изучение разных культур, особенностей взаимодействия человека с природой в разных культурах и становление зачатков толерантности, уважения к чужой культуре.

Сроки реализации программы: 1 учебный год, 1ч в неделю

Объем нагрузки: 34ч

Участники: учащиеся 3 класса
        Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих
ведущих идей:
1. Идея культурного многообразия мира.
2. Идея экологической целостности мира.
3. Идея толератности.

Учебный материал представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса является:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;  
  • приобретет способность к самооценке;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле         поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД: осваивать технологию проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.  

 Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач, делать предварительный отбор источников информации для решения задачи, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других людей, вступать в беседу во внеурочной деятельности; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  Предметными  результатами изучения курса является:        

-Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален;

- Знать основные памятники мировой истории и культуры ;

- Иметь представление о традициях и культуре различных стран и народов мира.

Предполагаемые итоги реализации:

–сформировались зачатки толерантности и уважения к чужой культуре;
–сложился устойчивый интерес к изучению культур разных стран;
–развились творческие, речевые, музыкальные способности;
– сформировалось позитивное уважение к представителям других национальностей;
– сформировалось умение ориентироваться в информационном пространстве;

Учебно-тематическое планирование

№п\п

Содержание программы (Темы занятий)

Количество часов

Формы организации деятельности уч-ся при проведении занятий

Всего

Теория

Практика

Раздел №1

Природа нашей планеты.

10

1

9

1

Вводное занятие

1

презентация

2

Растения южных стран

1

лаборатория

3

Растения северного и умеренных поясов

1

лаборатория

4

Проекты о флоре

1

Защита проекта

5

 Такие разные животные

1

Игры

6

О чем говорят звери и птицы?

1

Конверт вопросов

7

Почему не летают лягушки?

1

Онлайн-экскурсия

8

Адреса животных, кто где живет

1

выставка

9

Экскурсия в зоопарк

1

экскурсия

10

Проекты о фауне

1

Защита проекта

Раздел №2

Мелодии зарубежья

10

1

9

11

Кто наши соседи

1

презентация

12

Различия народностей

1

Дискуссия, работа в группах

13

Кто как живет

1

Интерактивный стол

14

Собираемся в гости

1

занятие-спектакль

15

Культура стран Востока

1

социодрама

16

Культура стран Европы

1

социодрама

17

Культура Японии и Китая

1

социодрама

18

Культура далеких народов

1

Социодрама

19

Мир во всем мире

1

День добрых сюрпризов

20

Как сохранить наследие потомкам

1

Капсула времени

Раздел №3

О чем молчат взрослые

10

1

9

21

Качества человека

1

Занятие-интервью

22

Самопознание

1

Тренинг

23

Как добиться успеха

1

Мозговой штурм

24

Друг в беде не бросит

1

Занятие праздник

25

Что значит любить?

1

Конверты добра

26

Оптимист и пессимист

1

КТД

27

Ответственность- что это такое

1

Конференция

28

Зачем я учусь в школе

1

Мозговой штурм

29

Этикет

1

Социодрама

30

Праздник вежливости и доброты

1

Праздник, чаепитие

Раздел №4

Я найду себя

4

0

4

31

Профориентация на начальном этапе

1

дискуссия

32

Экскурсия в чадо-град

1

экскурсия

33

Мои знания- система

1

КТД

34

Оцени свои достижения

1

Игра-турнир

Итого

34

3

31

Содержание курса

Темы, включенные в 1 раздел: Растения южных стран; растения северного и умеренных поясов; такие разные животные, о чем говорят звери и птицы?; почему не летают лягушки?; адреса животных; кто где живет.

Практические занятия:  рассматривание и анализ природных материалов в лаборатории с растениями южного, умеренного и северного климатов ; проекты о фауне и флоре; выставка творческих работ по теме; игры, позволяющие закрепить знания об особенностях поведения в природе (приложение 3); виртуальная экскурсия по зонам обитания.

Темы, включенные во 2 раздел: Кто наши соседи; Различия народностей; Кто как живет; Собираемся в гости; Культура стран Востока; Культура стран Европы; Культура Японии и Китая; Культура далеких народов; Мир во всем мире; Как сохранить наследие потомкам.

Практические занятия: активно используется форма социодрама, занятие-спектакль о культурах разных народов; интерактивный стол и «капсула времени» для будущих поколений.

Темы, включенные в 3 раздел: Качества человека; Самопознание; Как добиться успеха; Друг в беде не бросит; Что значит любить?; Оптимист и пессимист; Ответственность-  что это такое;  Зачем я учусь в школе; Этикет.

Практические занятия: интервью о человеческих качествах готовят и проводят сами дети; КТД о пессимистах и оптимистах; тренинг на самопознание; конференцию проводят дети.

Темы, включенные в 4 раздел: Профориентация на начальном этапе; Мои знания- система.

Практические занятия: КТД о системе знаний; экскурсия в мир профессий; дискуссия о профессиях с приглашенным гостем.

Мониторинговая карта

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки

Личностные результаты:

-проявление позитивных качеств личности;

-понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру;

Метапредметные результаты:

-решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога;

-смыслообразование;

Предметные результаты:

-знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды;

-наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;

-способность к самооценке;

-ориентирование в нравственном содержании и смысле         поступков;

 -умение вести проблемный диалог;

-умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы;

-осознание, что каждый человек по-своему интересен и уникален;

-сформированное  представление о традициях и культуре различных стран и народов мира.

Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)

Приложение 1

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Приложение 2

Игра-турнир «Мир вокруг нас»

Октябрь

Февраль

Май

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Технические средства обучения

Компьютер, принтер, интерактивная доска, колонки, микроскоп

1

Оборудование кабинета

Парты, стулья

Театральные костюмы народов мира

Экспонаты растений и животных

Глобус

Магнитная доска

15,30

1 набор

15 комплектов

1

1

Канцелярия

Бумага белая офисная А4

Бумага цветная офисная А4

Клей-карандаш

Бумага белая А3

Цветные карандаши 12 цветов

Папка- скоросшиватель

Ножницы

3 пачки

3 пачки

30 шт.

2 пачки

30 пачек

30 шт.

30 шт.

Учебно-методическое обеспечение

Для педагога

Для учащихся

Обязательная

-Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

- Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир". 1-4 классы- Брыкина Н.Т. , Барылкина Л. П., Жиренко О.Е. - Вако, 2008 г.

Не требуется

Дополнительная

-Магомедова Л. П. "Экскурсия в зоопарк" : внеклассное занятие для 3-4 классов - Образование в современной школе. - 2008.

-Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

-Вагнер Б.Б. Энциклопедии для любознательных. \ Москва 2010.

-Плешаков А.А.Зеленые страницы .М. Просвещение , 1997.

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/501719/ 

http://festival.1september.ru/articles/593258/

http://festival.1september.ru/articles/644470/ 

https://www.youtube.com/watch?v=W7YiWrT9Q7w

https://uchi.ru/

http://kid-mama.ru/ 


Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

2. Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками /Т.А. Бабанова - Начальная школа. – 2007. - №9. – С. 16-17.

3.  Климцова Т.А. Экология в начальной школе./Начальная школа,- 2000. - №6.

    4. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская-- Начальная школа. – 2006. - №2. – С.32-33.

    5.Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников/ Л.Д. Бобылева. – Владимир, 2006. – С.77-83.

6. Сайдакова, Л.А. Мир вокруг нас / Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40-42.

    7. Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников /    Н.Г.               Аверина / Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71


Приложение

Приложение 1

Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1.        Дифференцированность — количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

  1. Обобщенность — степень обобщенности суждений-характеристик «Я».
  2. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

Уровни оценивания:

•        Дифференцированность

  1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.
  2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко 2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).
  3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

•        Обобщенность

  1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.
  1. Совмещение категорий 1-й и 3-й.
  2. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

•        Самоотношение

  1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).
  2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).
  3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Приложение 2

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.

Возраст: 8-9 лет.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Критерии оценивания:

  1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.
  2. Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.
  2. Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.
  3. Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

Приложение 3

Занятие «Как вести себя в природе»

Педагогические задачи. Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

Делю ребят на две команды и предлагаю разным ученикам, поочередно то из одной, то из другой команды, оценить конкретную ситуацию, сказать, что в ней сделано так, а что нет. Товарищи по команде дополняют и исправляют его ответы, если в этом есть необходимость. Команда соперника внимательно следит за обсуждением. Она заинтересована дополнить или исправить отвечающего, чтобы получить дополнительное очко.

Ниже приведены короткие сюжеты, в которых дети должны разобраться.

1. Ребята поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес за лапником.

– Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, – предложил Алик.

– Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее, – возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц (соловей). Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.

Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Неожиданно прямо перед ними появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл её шапкой. «Теперь моя будешь», – довольно сказал он.

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который появился после их отдыха.

Дети горячо принялись обсуждать данные ситуации, однако, с целью систематизации их знаний, я предложила оформить плакат: «Правила поведения в лесу» и нарисовать детям картинки-символы, обозначающие требования к туристам.

1. Те, кто собираются в поход с ночлегом, должны иметь с собой надувной матрац, спальный мешок и всё необходимое, чтобы не причинять урон лесу.

2. Костры без крайней необходимости не разводят, но если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костёр всегда тщательно тушат.

3. Диких животных, их детёнышей и птенцов нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же, птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные оказываются не приспособленными к свободной жизни.

4. Всё меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из «темницы», в которой оказалась, и очень скоро её великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало своей красотой. Ловить красивых насекомых нельзя.

5. Рвать цветы в природе не следует, тем более если они очень красивые и придают местности особую живописность. Кувшинки стали очень редки, поэтому рвать их недопустимо даже ради очень светлых намерений. Эти цветы внесены в Красную книгу Беларуси. Вне воды они теряют свою привлекательность, их венчик быстро поникнет.

6. Природные сообщества – леса, луга, берега водоёмов – не место для захоронения мусора. Все отходы после отдыха нужно увозить с собой в город, особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали. Копать ямы для мусора – значит усиливать на природу своё воздействие.

Использовались в ходе обсуждения проблемных ситуаций и народные изречения. Учитель говорит детям о том, что издавна народ берег природы для своих потомков, а теперь и наша очередь хранить и беречь ее…

Земля // заботу любит.

Без хозяина земля – // круглая сирота.

Возвращай земле долг – // будет толк.

Много снега – // много хлеба, много воды – // много травы.

Землю красит // солнце, а человека – // труд.

Растение – // земли украшение.

Сломать дерево // недолго, вырастить – // годы.

Много леса – // не губи, мало леса – // береги, нет леса – // посади.

Искру туши // до пожара, отводи беду до удара.

Подкорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.

Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // зелёная ветка.

Срубили кусты – // прощай птицы.

Больше птиц – // выше урожай.

Рощи да леса – // родного края краса.

Судьба природы – // судьба Родины.

Игру проводит ведущий, то могут играть несколько команд, и они отвечают по очереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...