ПК 4.4. Педагогические разработки
учебно-методический материал по теме

Сырвачева Дарья Евгеньевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано с заместителем

директора по ВР Мирзоян Р.В.

«   »_____ 2017  года

Утверждено директором ГБОУ «ЧГПК №1»

«   »_____ 2017  года

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Дорогою добра»

Направление: духовно-нравственное.

Вид: проблемно-ценностное общение.

Возраст: 10 - 11 лет.

Срок реализации: 1 год.

Составители: Сарапулова Мария Валерьевна , Сырвачева Дарья Евгеньевна, студентки 32 группы.

Челябинск, 2017

Оглавление

  1. Пояснительная записка

3

  1. Календарно-тематическое планирование
  2. Содержание курса

  1. Материально-техническая база программы

  1. Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Мониторная карта результатов освоения программы внеурочной деятельности

  1. Используемая литература  

  1. Дополнительный материал

Пояснительная записка

Необходимость нравственного воспитания детей с самого раннего возраста становится очевидной. Более того, по мнению социальных аналитиков, именно воспитание нравственности в сочетании с развивающим обучением в ближайшие годы должно стать приоритетным направлением в педагогической деятельности.

Повсюду на планете Земля живут люди, обеспокоенные тем, что происходит в сердцах, душах и сознании детей, вопреки насаждаемым практицизму и бездушию пробиться и сберечь то доброе и светлое, что живет в детской природе и спасает мир от гибели.

 Не  подвергая  сомнению,  значимость знаний  в  становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

  1. Цель:

Гармоничное развитие личности, личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Программа и курс ориентированы на 31 учебных часов в 4 классе.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

  1. Формами организации внеурочной деятельности по программе являются:
  • ролевые игры;
  • диспуты
  • конкурсы;
  • беседы,
  • сюжетные игры;
  • практические занятия.

 Используется материал состоящий из жизненных ситуаций, притч, рассказов, смысле и толковании отдельных слов, а также — упражнения и задания познавательных, занимательных книг. Программа формирует целостное представление о жизни, культуре, добре и правилам поведения, общения.

3. Планируемые результаты:

 Учащиеся научатся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

Личностные:

- готовность и способность учащихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к окружающим;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- осознание ответственности человека за общее благополучие.

Метапредметные:

Регулятивные.

- ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- составить план и последовательность действий;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- предвидеть возможности получения конкретного результата;

- осуществлять контроль по результату действия;

- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Познавательные.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого характера;

- оценка информации;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

Коммуникативные.

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Содержание программы

Количество часов

Формирование организационной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1

Познай себя

1

1

Психологический тренинг

2

Царство доброты – в сердце человека.

1

1

Групповое занятие с элементами психологического тренинга

3

Спеши делать добро.

1

1

Игра

4

Счастье – творить добро

1

1

Заседание круглого стола

5

Прощение – любовь сердца

(« Белый платок» быль)

1

1

Диспут

6

Всегда иди, мой друг, дорогою добра

(«Как мы нашли в лесу гнездо» В.А. Сухомлинский)

1

1

Беседа - рассуждение

7

Люди созданы для добрых дел

( «Белая цапля» Н. Телешов)

1

1

Работа творческих групп

8

Сказка ложь… (Видеозанятие)

1

1

Заседание круглого стола

9

Зачем творить добро?

(Притча  «Труба доброты», сказка «Снежная королева» )

1

1

Диспут

10

«Мамины руки»

( Рассказ «Мамины руки», поделка для мамы)

1

1

Работа творческих групп

11

Твоя красота – в твоем сердце

(Притча о розе сердца)

1

1

Групповое занятие

12

Если добрый ты…

(Мультфильм «Приключения кота Леопольда»)

1

1

Игра

13

Жемчуга мудрости

( О. Безымянная «Жемчуга радости», притча «Про желтые груши и красные уши»)

1

1

Игра - драматизация

14

Добро и зло

1

1

Клуб юных художников

15

«Лесная семья» М. Скребцова

1

1

Работа в группах

16

Доброе сердце

(Создание «Сердца доброты»)

1

1

Клуб юных художников

17

«Забота»

1

1

Клуб мастеров

18

Что такое хорошо, что такое плохо

(В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»  мультфильм)

1

1

Разыгрывание сценок

19

«Почему светит луна?» притча

1

1

Урок - размышление

20

«Сердце подскажет»

1

1

Заседание круглого стола

21

Даром ни одно доброе дело не пропадет

1

1

Клуб мастеров

22

Добро и толерантность

( Рассказ «Друзья Кати»)

1

1

Разыгрывание сценок

23

Доброта чисел  в математике

(Игровые, логические упражнения)

1

1

Клуб юных математиков

24

«Добрые слова»

1

1

Игра

25

Если радость на всех одна

1

1

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

26

«Рыцарь Вася» Ю. Я. Яковлев

1

1

Диспут

27

«Лес доброты» притча

1

1

Клуб юных художников

28

«Доброта, что солнце»

1

1

Клуб мастеров

29

Берегите друг друга

1

1

Заседание творческих групп

30

Легкость как принцип жизни

1

1

Заседание круглого стола

31

Добролюбие

( « Великан- Эгоист» О. Уайльд сказка)

1

1

Клуб юных художников

32

Свет дружбы

1

1

Беседа за чаем

33

Жизнь человека

1

1

Заседание мудрецов

34

Дружить – весело жить

1

1

Развлечение

35

Весы добра и зла в моей душе

1

1

Клуб юных художников

Итого:

35

7

28

Содержание программы

  1.  Самый лучший подарок.

- анализ старинного слова «скале»;

- анализ слов: предвкушение, дар, подарок;

- слушание и анализ притчи  «Самый большой подарок».

2. Царство доброты в сердце человека.

- ритуал зажигание свечи;

- упражнение на релаксацию «Мой огонек»;

- понятие «обида», упражнение «Замок обид».

3. Добро творящий, творит Жизнь.

        - знакомство с произведением «Град» Г. Цыферова;

        - придумывание продолжения сказки;

        - размышление, обсуждение о добре.

4. Счастье – творить добро.

        - игра «Добрый дождик»;

        - размышление над вопросами;

        - слушание сказки «Цветок кактуса».

5. Прощение  - любовь сердца.

        - чтение были «Белый платок»;

        - рассуждение по прочитанному.

6. Всегда иди, мой друг, дорогою добра.

        - слушание рассказа «Как мы нашли в лесу гнездо» Сухомлинского;

        - рассуждение по прочитанному;

        - сочинение гимна «О добре».

7. Люди созданы для добрых дел.

        - Н. Телешов «Белая цапля»;

        - размышления, рассуждения детей о назначении человека.

8. Сказка ложь….

        - просмотр мультфильмов  «Кошкин дом», «Лунтик»;

        - анализ, выводы.

9. Зачем творить добро?

        - рассуждения детей о необходимости творить добро, анализ притчи «Труба доброты», сказки «снежная королева»;

        - формулирование вывода.

10. «Мамины руки».

        - чтение рассказа «Мамины руки»;

        - анализ, рассуждение о мамах, вывод.

        - изготовление подарка для мамы.

11. Твоя красота – в твоем сердце.

        - анализ пословиц;

        - разгадывание кроссвордов;

        - упражнение «Волшебный огонек»;

        - чтение притчи;

        - рисование Розы Сердца.

12. Если добрый ты…

        - просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»;

        - игровые упражнения по мультфильму.

13. Жемчуга мудрости.

        - О. Безымянная «Жемчуга радости» чтение ;

        - анализ прочитанного;

        - разыгрывание сценок.

14. Добро и зло.

        - чтение индийской сказки «Награда»;

        - рассуждение, высказывание мнений;

        - составление свода правил.

15. «Лесная семья»  М. Скребцовой

- чтение, анализ;

- работа в группах  « Дары семье» - с группой слов;

- подведение итогов.

16. Доброе сердце.

- игра «Кто больше»;

- создание «Сердца доброты»;

- релаксация.

17. «Забота»

- беседа о том, что такое – забота?;

- изготовление поделок для малышей, кормушек;

- итог занятия.

18. Что такое хорошо, что такое плохо?

- просмотр  мультфильма;

- анализ, дискуссия, вывод.

19. «Почему светит луна?»

- размышление над темой;

- слушание притчи, анализ;

- игра «Цветущие пословицы».

20. «Сердце  подскажет»

- чтение рассказа, анализ;

- впечатление  от прочитанного изображается в рисунках « Сад цветов справедливости».

21. Даром ни одно доброе дело не пропадет.

- беседа о добре в сказках;

- чтение сказки «Даром ни одно доброе дело не пропадет» А. Нееловой;

- творческая работа «колос доброты»;

- итог, вывод.

22. Добро и толерантность.

- чтение рассказа;

- выбор сценок, анализ;

- распределение ролей, текста;

- разыгрывание сценок.

23. Доброта чисел в математике

        - упражнения на догадливость;

        - «три минуты поэзии»;

        - математические упражнения на логику;

        - сюрпризный момент.

24. Добрые слова.

        - беседа по вопросам;

        - игра «Свод законов доброты»;

        - «научи свое сердце доброте»;

        - разгадывание ребусов;

        - итог, вывод.

25. Народное творчество.

        - прочтение народных изречений: пословиц, поговорок, примет;

        - анализ, сравнение, вывод.

26. «Рыцарь Вася» Ю. Яковлев

        - чтение рассказа;

        - задания в группах;

        - обсуждение.

27. Лес доброты.

        - чтение притчи;

        - рассуждение над притчей;

        - выражение своих эмоций, чувств после прочитанного в рисунке;

        - высказывания.

28. Доброта, что солнце.

        - беседа;

        - разгадывание кроссворда;

        - творческая работа, изготовление панно;

        - мудрость « Все в твоих руках»;

        - подведение итогов.

29. Берегите друг друга.

        - беседа о том, как доброта  помогает всем жить мирно и хорошо;

        - басня Эзопа «Солнце и ветер»;

        - создание «Солнца доброты»;

        - игра «Будьте вежливы»;

        - игровое упражнение «Цветик – семицветик»;

        - подведение итог

30. Легкость как принцип жизни.

        - рассматривание ситуаций из жизни детей произошедших недавно;

        - рассуждения, выводы;

        - предложения по разрешению проблем.

31. Добролюбие.

        - упражнение  «Гроздь»;

        - работа над понятием «добро»;

        - чтение сказки «Великан-эгоист»;

        - рассуждение по сказке, вывод.

32. Свет дружбы.

        - открытие темы;

        - беседа о дружбе;

        - анализ проведенной заранее игры «Тайный друг».

33. Жизнь человека.

        - обсуждение поведения людей в обществе;

        - просматривание видеороликов из жизни (взяты из интернета);

        - рассуждение о поведении, высказывания детей;

        - выводы.

34. Дружить – весело жить.

        - игры: поздоровайся с соседом ласково;

            подари улыбку;

        - танец «Настоящий друг» и др.

35. Весы добра и зла в моей душе.

        - размышления о внутреннем мире человека;

        - найди лучик солнца внутри себя;

        - «Добрый глаз» эссе;

        - программа самовоспитания.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий учитель должен иметь:

  • площадки для проведения мероприятий,
  • материалы для оформления и творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютер,
  • проектор,
  • доска,
  • дидактические материалы.

Для посещения занятий и выполнения работ каждый ребёнок должен иметь:

  • Различные дополнительные материалы для творческих работ,
  • Канцелярские принадлежности,
  • Книги.

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты. – М.: Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012.
  2. Русские пословицы и поговорки. Составитель Е.Ю. Нещименко. – М.: Рипол – классик, 2002.
  3.  Притчи. Под редакцией  Якушева  А.В., М.: Медиа – Полис, 2011.
  4. Золотая книга лучших сказок мира.  Галина Шалаева. М.: Терра. 1993.
  5. Л. Н. Толстой. Рассказы о детях. М.: Детская литература. 1990.

Приложение

Анкета «Необитаемый остров»

Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности.

1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?

2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?

3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?

4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?

5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?

6. Хотели бы вы вернуться домой?

7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?

8. Ваши любимые предметы в школе и почему?

9. Ваши нелюбимые предметы и почему?

10. Что вы прочитали за последние два месяца?

11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?

12. На кого хотели бы быть похожим?

13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях?

14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях?

15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?

16. Чем вы занимаетесь в свободное время?

17. Чем бы вы хотели заниматься?

Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача – выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально-психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу.

Приложение 2

Изучение самооценки личности младшего школьника.

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".

Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть. 

    "Идеал"                              "Антиидеал"

Смелость 

Хвастовство

доброта

грубость

любознательность

лень

трудолюбие

трусость

вежливость

зависть

усидчивость

лживость

честность

жадность

правдивость

драчливость

настойчивость 

жестокость

активность

обидчивость

Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.

Приложение №3

Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.



Предварительный просмотр:

Аннотация к дипломной работе на тему «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики с помощью наглядных средств.»

Изменения, происходящие в современном российском обществе – необходимость в саморазвитии и непрерывном образовании, увеличение объема передаваемой информации, актуализирующее развитие новых (визуальных, наглядных) способов ее представления, естественным образом касаются и системы образования, что находит отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, в частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). На первый план выходят идеи развивающего обучения, стимулирующие формирование личности, осознающей важность образования для жизни и будущей профессиональной деятельности, способной самостоятельно учиться, творчески мыслить и применять полученные знания на практике.

Анализ процесса обучения математике в основной школе, нормативных документов, психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия между потенциальными возможностями математики в развитии УУД с помощью наглядных средств результатов образования и недостаточной разработанностью теоретических основ развития ПУУД при обучении математике. Это и обусловливает актуальность исследования и определяет его проблему: как организовать обучение учащихся основной школы предмету математики с опорой на средства наглядности, обеспечивающее эффективное развитие у них ПУУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...