ПК 4.4 Педагогические разработки
статья по теме

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya.doc187.5 КБ
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ «РАЗРАБОТКА СБОРНИКА УПРАЖНЕНИЙ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Тема исследования является актуальной, поскольку при обучении детей орфоэпическим нормам прежде всего необходимо переосмыслить стратегию современного обучения русскому языку – его направленность не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову. Произносительные нормы должны усваиваться параллельно с другими (фонетическими, грамматическими нормами) и восприниматься детьми как единственно правильные, образцовые. Соответствующее орфoэпическим нормам произношение облегчает процесс общeния и делает его более эффективным.

Объектом исследования является образовательный процесс на уроках русского языка.

Предметом исследования является методика формирования произносительной культуры учащихся 3Б класса школы №154 г.Челябинска.

Целью исследования стало: на основе анализа нормативных документов и изучения педагогического опыта разработать сборник упражнений «Учимся говорить правильно» для формирования произносительной культуры младшего школьника на уроках русского языка.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. рассмотреть теоретические основы орфоэпических норм;
  3. проанализировать программу и учебники УМК «Школа России»;
  4. определить методические особенности работы по формированию орфоэпической нормы;
  5. разработать сборник упражнений по формированию орфоэпической нормы;
  6. апробировать сборник на уроках русского языка в 3 классе.

Гипотеза: формирование орфоэпических норм произношения младших школьников будет проходить успешно, если разработать и использовать на уроках русского языка сборник упражнений, направленный на формирование произносительной культуры младшего школьника.

В результате исследования было выявлено, что язык как важнейшее средство человеческого общения нуждается в единообразии письменного и устного офopмления. Неправильное произношение отвлекает внимание на внешнюю сторону речи и поэтому является помехой при языкoвом общении. Орфоэпия наряду с орфографией, минуя особенности местных говopoв, делает язык средством наиболее широкого общения. Как одна из сторон культypы речи орфоэпия должна способствовать поднятию произносительной культуры русского языка.

Необходимым условием для подтверждения нашей гипотезы явилось проведение нами апробации по заявленной проблеме. Соответственно, цель дальнейшей – доказать эффективность сборника упражнений «Учимся говорить правильно» как средства формирования произносительной культуры младших школьников. 

Апробация проходила в период преддипломной практики  с 19 февраля  по  24 марта 2018 года в 3 классе. В апробации участвовали обучающиеся 3 класса 20 человек.

Констатирующий этап был проведен 19 февраля, обучающимся был представлен диагностический срез на выявление уровня развития произносительной культуры.

Рис. 1. Показатели констатирующего этапа  формирования произносительной культуры учащихся 3 класса.

На основе результатов констатирующего среза можно сказать, что из 20 человек в 3 «Б» классе 10 человек с низкими показателями уровня сформированности произносительной нормы, 8 человек со средними показателями уровня сформированности и 2 человека с высокими показателями уровня сформированности произносительной культуры в области русского языка.

Показатели дают основания утверждать о необходимости работы по повышению уровня развития произносительной культуры младших школьников.

Для решения выявленных проблем было предложено апробировать сборник упражнений «Учимся говорить правильно» с целью повышения уровня развития произносительной культуры младших школьников.

На основе результатов контрольного среза выявлено, что из 20 человек в 3 «Б» классе 8 человек с высокими показателями уровня сформированности произносительной культуры в области русского языка, 12 человек со средними показателями уровня сформированности произносительной культуры. Учащиеся с низкими показателями уровня сформированности произносительной культуры в области русского языка отсутствуют.

Рис. 2. Показатели контрольного этапа формирования произносительной культуры учащихся 3 класса.

Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста повысился уровень развития произносительной культуры. Мы сравнили данные констатирующего и контрольного этапов и увидели динамику (см. рис. 3).

Рис. 3. Сравнительные показатели сформированности произносительной культуры учащихся 3 класса.

Таким образом, представленные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамики у детей младшего школьного возраста с формированием произносительной культуры. Исходя из данных, зафиксированных в графике, мы заметили, что у детей улучшились показатели уровня развития произносительной культуры, а это значит, что сборник упражнений «Учимся говорить правильно» можно считать эффективным средством повышения произносительной культуры у детей младшего школьного возраста.

В заключение вышесказанного можно сказать, что поставленная цель работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены. Их выполнение в итоге подтвердило и нашу гипотезу.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано:                                         Утверждено:

Зам. директора по ВР                                Директором ГБПОУ «ЧПК №1»

___________________                                                        __________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Азбука журналистики от А до Я»

Направление: общеинтеллектуальное

Составители:

Вид: познавательная деятельность

студенки 36 группы

Возрастная группа: 7-11 лет

Вахитова Алина,

Срок реализации: 1 год

Коновалова Александра

Челябинск, 2017

Пояснительная записка

           С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и с взрослыми в разных социальных ситуациях. Формирует готовность слышать и слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

        В  настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов, а именно 1-ых, 2-ых 3-х и 4-ых классов.

Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной  деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие  навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника,  как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Программа опирается на коллективные формы обучения. Младшие школьники учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать.

Программа ориентирована на личностный подход, способствует самоопределению младшего школьника. Развитие происходит в сфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний. Программа не только позволяет познакомить с процессом создания газеты. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

         Занятия организуются так, чтобы ребёнок оказался в ситуации, где он должен добывать необходимые ему знания и активно их применять. Такая работа содействует расширению лингвистического кругозора, развивает стилистическое чутьё, развивает и совершенствует способности создавать и оценивать тексты различной стилевой направленности.

Новизна рабочей программы состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности младших школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка, литературного чтения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного журналиста, имеющим активную  жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

      Курс разработан на основе требований новых ФГОСов и предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 1 – 4 классов.

Он рассчитан на  1 час в неделю.   (8 часов в четверти)

Цель программы - развитие социальных умений младших школьников в процессе усвоения ими основ журналисткой деятельности, воспитание ответственности  за реализацию гражданской позиции, имеющей общественную значимость, создание   пространства для социальных практик младших школьников и приобщение  их к общественно значимым делам.

Задачи:

  • сформировать информационную компетентность учащихся - научить их использовать различные способы работы с источниками информации.
  • создавать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учётом индивидуальных;
  • формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
  • способствовать формированию  коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве,  создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • способствовать освоению ИКТ-средств как одного из основных инструментов учебной деятельности.

Основные принципы, подходы, реализуемые в программе

  • Принцип сотрудничества
  • Принцип индивидуализации
  • Коммуникативно-деятельностный подход
  • Личностно-ориентированный подход.

Формы проведения занятий:

В ходе реализации программы, используются следующие формы организации занятий

- игра;

- проблемная ситуация;

- групповая и парная работа;

- практическая деятельность;

- тренировочные упражнения;

- ситуативные тренинги;

- чтение и обсуждение статей из газет;

-просмотр и обсуждение городских новостей;

- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;

- выпуск  школьных газет;

- подготовка статей для публикации в  общешкольной газете.

Продолжительность занятий – 40-45 минут.

Контроль за усвоением знаний:

Контроль знаний осуществляется педагогом  через постоянное повторение важнейших понятий и правил, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях учащиеся демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний учащихся осуществляется также при подготовке материалов и выпуске школьных газет.

Требования к знаниям и умениям:

Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие

 познавательные учебные действия

  • самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные универсальные учебные действия

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные учебные действия

  • установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  •  оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ожидаемые результаты.

К концу  года обучения  учащиеся должны

  • Овладеть такими социальными умениями, как правилами вежливого общения со сверстниками и взрослыми.
  • Знаниями этикета публичных выступлений и общения
  • Умением работать с информацией, сравнивать её.
  • Умением различать основные газетные жанры: статья, интервью, фоторепортаж
  • Знанием о структуре создания газет и журналов
  • Создавать школьную газету
  • Опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми

К концу года обучения  учащиеся должны знать:

 - основные цели и задачи средств массовой     информации;

 - иметь представление о профессии журналист;

 - основные жанры журналистики;

 - особенности основных компьютерных программ.                     

     должны уметь:

- строить устное и письменное сообщение;

- работать в различных жанрах публицистического стиля;

- оценивать события с точки зрения нравственных позиций,

- общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- иметь  навык работы на персональном компьютере;

-презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

- готовить  и публиковать материалы в прессе        под руководством педагога.

Результатом деятельности школьников в рамках программы «Азбука журналистики от А до Я» станет выпуск школьных газет. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...