ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка на тему

Полякова Ксения Евгеньевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

К.Е. Полякова, руководитель Я.А. Колотухина

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В условиях реализации ФГОС начального общего образования наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применять полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Стандарт диктует, что нужно научить ребенка пользоваться и добывать самому информацию – это формирует его интеллектуальные качества, гражданскую позицию, миропонимание и также научить ставить перед собой цели и задачи. [3, с.8]

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов:  А.Г. Асмоловым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным,  В.В. Давыдовым.

Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [2, с.542] С психологической точки зрения, УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [1, с.185]

Познавательные УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. [2, с.544] Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние на эффективность самой деятельности и коммуникации обучающихся. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Развитию таких действий помогает внеклассная работа.

Внеклассная работа в рамках предмета «Окружающий мир» представляет собой один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с обучающимися начальных классов. Целью внеклассной работы является усвоение младшими школьниками необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у них системы нравственных ценностей. [2, с.203]

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеклассная работа организуется по направлениям развития личности, которые являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности. Основными направлениями являются: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное,  направление социальной деятельности, взаимодействие  с родителями. [3, c.27]

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется её содержание. Мы предлагаем следующие формы внеклассной работы в рамках предмета «Окружающий мир»: олимпиада, проект, интеллектуальная игра, квест, классный час, конкурс, викторина. Данные формы были апробированы в период преддипломной практики.

Изучив теоретический аспект по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, мы перешли к организации апробации. 

Преддипломная практика осуществлялась в МОУ «Бродокалмакская СОШ» Красноармейского района Челябинской области. В исследовании приняли участие 21 обучающийся младшего школьного возраста 2 класса (с 26 февраля по 21 марта 2018 года).

Апробация была проведена в три этапа:

Первый этап – констатирующий  – выявление исходного уровня формирования познавательных универсальных учебных действий у испытуемых.

Второй этап – формирующий – апробация серии внеклассных мероприятий с целью формирования познавательных универсальных учебных действий в рамках предмета «Окружающий мир».

Третий этап – контрольный – повторная диагностика на выявление сформированности познавательных УУД младших школьников, сравнительный анализ исходных и итоговых диагностических данных.                  

На практике нами был проанализирован опыт учителя начальных классов – Неволиной Людмилы Андреевны по проблеме дипломной работы. По формированию познавательных УУД учитель направлял обучающихся на участие в дистанционных олимпиадах, таких как: «Законы математики», «По литературной тропе», «Добрые книги».  Также мы изучили план воспитательной работы 2 класса и выявили, что на формирование познавательных УУД в общеинтеллектуальном направлении очень мало запланировано мероприятий и добавили изменения по проблеме дипломной работы, что является актуальной на данный момент.

Для первичного обследования детей нами были использованы 2 методики:  анкета «Познавательные интересы школьника» и Диагностика «ЭМУ – 2018». Полученные эмпирическим путем данные обрабатывались на основании критериев, качественных и количественных показателей.

На констатирующем этапе по данным анкетирования были выявлены следующие результаты: большинство обучающихся 2 класса интересуются информацией из видео-роликов, добывать ее они считают лучше из Интернет-ресурсов. В тоже время они не умеют находить нужное и выделять главное, обучающиеся считают, что книга для них скучная и ненужная вещь.

По данным диагностической методики «Диагностика ЭМУ – 2017» было выявлено: из 21 обучающегося 7 обучающихся показали высокий уровень, которые  включались в процесс решения задачи, пытались самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца. У 11 человек – средний уровень, обучающиеся пытались найти решения с помощью учителя, но допускали незначительные ошибки при выполнении заданий. 3 обучающихся показали низкий уровень сформированности познавательных УУД, эти дети не понимали цели задания, допускали большое количество ошибок. 

Показатели дали основания утверждать о необходимости работы по повышению уровня формирования познавательных УУД у младших школьников.

На формирующем этапе мы разработали и апробировали серию внеклассных мероприятий в рамках предмета «Окружающий мир» с целью формирования познавательных УУД. Внеклассные мероприятия были связаны общим сценарием и проводились в рамках декады окружающего мира: открытие декады «Путешествие к острову «Окружалия» с капитаном Врунгелем» (форма: игра), «Полуостров явлений природы» (конкурс стенгазет «Явления природы»), «Остров друзей окружающего мира» (классный час «Берегите природу!»), «Мыс защитников природы» (проект «Друзья природы»), «Пролив Викторинкин» (викторина «Знатоки природы»), «Остров «Звездный» (игра «В мире созвездий»), «Море здравоохранения» (квест «По следам украденного здоровья»), «Океан обобщения» (групповой проект «Небо, растения и животные острова «Окружалия» (подготовка)), «Залив «Итоговый» (закрытие декады «Спустить якоря» (защита проектов). Перед каждым мероприятием проводилась большая работа: подготовка костюмов, разучивание слов, стихотворений, подбор видеоматериалов и материалов для проектов. Сначала обучающимся сложно удавалось воспринимать материал, выделять главное, подбирать нужную информацию, но с каждым занятием задания усложнялись, дети стали работать в группах, научились слушать друг друга, принимать единое решение. Ребята стали проявлять себя не только с творческой стороны, но и с познавательной. (видео)

На контрольном этапе по результатам данной диагностики были выявлены следующие результаты: из 21 ученика 1 человек из низкого уровня перешел на средний, из среднего на высокий перешли 3 человека, у 17 обучающихся изменились некоторые показатели в лучшую сторону, но они остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе.

Таким образом, данная работа привела к небольшой динамике по показателям уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся из-за короткого периода проведения апробации.

Мы можем сделать вывод, что применение серии внеклассных мероприятий в рамках предмета «Окружающий мир» с целью формирования познавательных УУД у обучающихся будет оправдано только в том случае, если вводить их систематически в педагогический процесс.

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. –  536 с.
  2. Педагогический словарь. / под ред. И.А. Каирова. – М., 2005. – 766 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009. – 47 с.