ПК 4.4. Педагогические разработки
статья на тему

Клявлина Татьяна Владимировна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СБОРНИКА ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Т. В Клявлина, руководитель Т. А. Сачкова

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Формирование критического мышления является одной из главных задач образования в современной школе. Известно, что способность мыслить критически, обладание развитыми интелектуальными качествами помогает человеку свободно адаптироваться в новой среде, обрести независимость, проявлять активность в познании окружающего мира, анализировать процессы и явления действительности.

Формировать критическое мышление у учащихся начальной школы можно через использование художественной литературы.

Художественный образ воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях

Проблемой исследования занимаются: Сергей Измаилович Заир – Бек, Ирина Валентиновна Муштавинская и другие.

Цель: разработать сборник заданий с фрагментами художественной литературы по формированию критического мышления у младших школьников и выявить возможность его использования в образовательном процессе в начальной школе.

В теории нами рассмотрены сущность понятия «критическое мышление», цель формирования критического мышления.

При всём разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести чёткую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

Цель формирования критического мышления состоит в совершенствовании мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Изучив теоретический аспект по проблеме формирования критического мышления  у младших школьников, мы перешли к составлению сборника и организации апробации.

При составлении сборника мы пользовались особенностями и правилами технологии развития критического мышления, которые  выделяет Надежда  Ивановна Шевченко:

- акцент на самостоятельность учащегося в образовательном процессе;

- поиск аргументов для решения проблемы, учебной ситуации для обоснованного суждения, формулирования позици;

   - поиск аргументов в пользу собственного мнения в рамках требований учебной программы;

- на основе рефлексии, самоконтроля выявление неизвестного, формулирование вопросов и поиск аргументированных ответов на них;

- независимость, самостоятельность мышления, действий и оценок;

- создание условий для взаимодействия, сотрудничества и партнерствасв процессе целенаправленной деятельности;

- является основой для освоения новых видов деятельности;

- формирует умения преодолевать, разрешать неоднозначные ситуации

и проблемы, уверенность в собственных силах

Нами был составлен сборник заданий по формированию критического мышления при работе с художественными произведениями, сборник представляет собой практическое пособие для учителей начальных классов общеобразовательных школ и используется на уроках окружающего мира как дополнительный материал к изучаемой теме. Данный сборник состоит из отрывков художественных произведений, отрывки подобраны с учетом изучаемых исторических тем по учебнику «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, УМК «Школа России». Дополнительно к отрывкам из художественной литературы подобраны приемы формирования критического мышления.

На преддипломной практике мной был апробирован данный сборник на уроках окружающего мира в 4 классе.

Фрагмент технологической карты практической деятельности в педагогической апробации:

Тема урока

Задачи урока по практической части

Методическое средство практической деятельности на уроке

Этап апробации.

Средство выявления показателей апробации

«Жизнь древних славян»

1.Определять  и  выявлять уровень сформированности критического мышления.

2.Структурировать и  анализировать умения.

1. Диагностика №1

2. Диагностика №2

Констатирующий этап.

Анализ результатов диагностик.

«Во времена Древней Руси»

Формирование критического мышления при работе с художественными произведениями.

Задание № 2

Формирующий этап.

Наблюдение, анализ деятельности учащихся 

«Трудные времена на Русской земле»

Формирование критического мышления при работе с художественными произведениями.

Задание № 3

Формирующий этап.

Наблюдение, анализ деятельности учащихся

«Михаил Васильевич Ломоносов»

1.Определять  и  выявлять уровень сформированности критического мышления.

2.Структурировать и  анализировать умения.

1. Диагностика №1

2. Диагностика №2

Контрольный этап.

Анализ результатов диагностик.

Описание фрагмента из сборника: «Работа с вопросником» Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

По результатам психологических диагностик, использование материалов сборника привел к небольшой динамике по показателям уровня сформированности критического мышления у обучающихся из-за короткого периода проведения апробации.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что применение данного сборника с целью формирования критического мышления у обучающихся будет оправдано только в том случае, если вводить его систематически в педагогическом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...