ПК 4.4 Педагогические разработки
план-конспект по теме

Муллахметова Татьяна Александровна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya_po_vypusknomu_issledovaniyu.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Т.А. Согрина, руководитель М.Г. Рахимова

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Аннотация: «Данная статья полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Статья содержит теоретический материал, который необходим учителям для развития коммуникативных умений в процессе создания и проведения серий групповых дискуссий.»

В современном мире практически ежедневно приходится отстаивать собственную точку зрения. Актуальность данной работы обусловлена недостаточным использованием в школе метода дискуссий с целью развития коммуникативных умений, а также возможностью использования результатов данной работы на практике.

Групповая дискуссия в игровой форме позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость. Этот метод даёт уверенность в себе и своих поступках.  

«Во внеклассной деятельности, — подчеркивает В.Д. Шадриков, — учащимся дается возможность вступать в определенные общественные отношения и отмечать те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл. Участие младших школьников во внеклассной деятельности является методом включения ребенка в общественную жизнь» [2, с 88].

Одни из продуктивных и успешных дискуссий в школе – это тематические дискуссии. На тематических дискуссиях рассматриваются или обсуждаются актуальные для школьников вопросы, касающиеся их нравственного, этического, эстетического воспитания, а также охватывающие психологические проблемы, присущие школьникам их . На таких  мероприятиях часто  реальные примеры  жизни [1, с.44].

Исходя  таких бесед  начальной школы  возможность научиться  решать проблемы,  встречаются в их .

Апробация проводилась на базе МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска» в 3 классе во внеклассной работе. В апробации из класса участвовало 11 человек. Для диагностирования мы выбрали разных детей: трудных в общении с одноклассниками, буйных и неусидчивых на уроках, а также замкнутых и скромных, которые боятся выходить к доске и общаться с ребятами.  

Цель практической деятельности – развить коммуникативные умения у младших школьников в ходе проведения групповых дискуссий.

Практическая значимость нашего исследования заключалась в создании серии групповых дискуссий и проведении этих занятий, которые могут быть использованы учителями начальной школы для развития коммуникативных умений младших школьников.

Нами были разработаны такие групповые дискуссии, как «Подарок для младшей сестры или брата: Какую игрушку выбрать?», «Что лучше: научные книги или художественная литература?», «Видеоигры делают людей жестокими», «Мультфильмы для детей» и «Что такое счастье?». Данные занятия применялись во внеклассной работе на учащихся 3 класса.

Занятия были составлены в игровой форме. В конспектах описаны проведения занятий, правила работы в группах, вопросы по определённой теме, которые раскрываются в ходе общения с учащимися и методы поощрения. Мы сделали акцент на дисциплине и придумали к занятиям «карточки-высказывалки» – они говорят о том, что ребёнок может высказать свои мысли. «Карточки-перебивалки» – это штрафные карточки, они показываются команде тогда, когда ребята не следят за дисциплиной в своей группе или перебивают другую. Если показана штрафная карточка – снимается балл. Это мотивирует детей относиться уважительно не только к другим, но и к самому себе, понимая, что если участник начнёт перебивать, не дождавшись ответа, то он подведёт свою команду. Для ребят на каждое занятие были приготовлены тематические жетоны, например, если это была тема «Подарок для младшей сестры или брата: Какую игрушку выбрать?», то жетон был с изображениями (персонажами самой темы) Тани, Вани и Ани, если тема «Мультфильмы для детей», то выдавались жетоны с персонажами мультфильмов и так далее. В серию дискуссионных занятий мы добавили работу с песочными часами. Ребёнок заранее формулировал свой вопрос в голове и отвечал на него, пока не закончится минута. Во-первых, присутствует возможность дать высказаться и другим по данной теме, а во-вторых, если много высказываний, значит много и мнений, тогда мнения интересно обобщать и выбирать среди них достойные.

Апробируя нашу работу на практике, мы понимали, что с первого занятия дети не смогут  быть заинтересованы в дискуссиях. Поначалу детям было тяжело, многие даже не знали, как правильно работать в группах. Дети повторяли фразы, которые уже были озвучены. Им хотелось набрать больше жетонов, чтобы выиграть. Поначалу встречались такие реплики на занятиях от детей: «Я хочу высказаться, почему мне нужно ждать?», «Я понимаю это только так», «Твоё мнение неправильное!» и многие дети не принимали другое мнение одноклассников, но постепенно занятия детям стали идти на пользу и на 3-4 занятии ребята начали решать вопрос уже сообща, а не по одному. Они совещались, выслушивали мнения других, некоторые даже поддерживали другую команду и только после этого предлагали свой вариант ответа.

Как-то раз после 4 занятия на перемене была замечена одна ситуация, после неё было понятно, что ребята научились уступать друг другу с помощью групповых дискуссий.

Ребята поссорились. Оказалось, что два мальчика смотрели книгу, взятую из библиотеки про роботов и стали спорить, какой робот лучше, спустя некоторое время они начали ругаться. Услышав крики, половина класса подошли к мальчикам, которые уже держали книгу вместе. Только классный руководитель хотел к ним подойти, как кто-то из класса неожиданно сказал этим двум мальчикам, чтобы они не ругались, а нашли плюсы каждого из роботов, которого они считают лучшим. После того, как ребята стали дискутировать, они согласились друг с другом, что в чём-то один робот лучше другого и наоборот. Даже без помощи классного руководителя ребята разобрались в ситуации сами и стали спокойно объяснять друг другу своё мнение, причину и слушать другого человека, а потом сделали вывод вместе.

Со стороны было приятно видеть, что старания прошли не зря. Можно сделать вывод, что ребята полностью погрузились в занятия и узнали, как важно учитывать позиции своих одноклассников, рассматривать различные точки зрения и обобщать материал, приходить к общему решению. По каждой теме мы разбирали определённые дискуссионные вопросы и в итоге шли к общему выводу, учились уступать в высказываниях и аргументировать свои.

В итоге по серии разработанных для детей групповых дискуссионных занятий ребята:

  • поняли, как правильно выбирать подарки на конкретный возраст ребёнка;
  • пришли к выводу, что каждый жанр по-своему хорош;
  • определили, как жестокие игры негативно влияют на людей;
  • исследовали мнения разных сказочных героев;
  • определили, какое бывает счастье.

Применение такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить виды уроков (и внеурочных занятий), сделать их более интересными и запоминающимися [3, с.15].

В завершении серии дискуссионных занятий некоторые школьники стали принимать себя в современном мире через общение со своими сверстниками. Ребята поняли, что нужно принимать ситуацию такой, какая она есть и разбираться в ней легче вместе.


Список литературы

1. Бурякова, В. В. Дискуссия на современном уроке: Метод, рекомендации / В. В. Бурякова.- М.: МГИУУ, 2011. - 160 с.

2. Дьячкова, С.А Дискуссионные методы/ С. А Дьячкова // Читаем, учимся, играем.- 2015.- №2.- 108 с.

3. Песняева, Н.А. Учебный диалог как средство развития речевой деятельности младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.А. Песняева. - М.: Наука, 2014.- 16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...