ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность
учебно-методический материал на тему

Федосевич Татьяна Александровна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

І этап.

  • Подготовка к исследовательской работе (проекту)
  •  Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать
  •  Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
  • Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
  • Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
  •  Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
  • Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап.

  • Планирование исследовательской работы
  • Определись, где планируешь искать и найти информацию;
  • Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
  • Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
  • Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
  • Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап.

  • Исследование (процесс исследования, эксперимента)
  • Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
  • Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап.

  • Выводы
  • Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
  • Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
  • Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап.

  • Отчет и защита работы
  • Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
    защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
  •  Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап.

  • Оценка процесса и результатов работы
  • Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  • 1 класс

Режим дня первоклассника

Бабочки и их роль в жизни человека.

Секреты слов с большой буквы

История лампочки

Витаминный калейдоскоп

Прощание с Азбукой

Секреты сложения чисел

Книги, которые мы читаем

Числа в загадках

Моя малая Родина

  • 2 класс

Кто красит листья в зеленый цвет?

Кулинарные пристрастия белочки

Сезонные игры народов разных регионов России

Обитатели пресных водоемов

Каким воздухом мы дышим

О чем может рассказать школьная библиотека

Её величество запятая

Спортивная жизнь семьи

Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками»

Потешки и прибаутки как малые жанры устного народного творчества

  • 3 класс

Что мы знаем о древесной коре?

Почему высохла лужа?

Образ Родины в картинах художников

Что подсказали изобретателю животные

Профессии, требующие хорошей математической подготовки

Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?

Падежи в нашей жизни

Применение навыков сложения и вычитания в нашей жизни.

Приспособления для шифрования

Героический эпос народов моего края

  • 4 класс

Отличие в поведении больших и маленьких собак

 "Тайны муравейника"

Существуют ли в наше время родственники динозавров?

Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?

Мои ровесники в литературных произведениях

Может ли вода течь вверх

Приемы быстрого счета

Шоколад – вред или польза

О дюймах, вершках и сантиметрах

Приставки, которые ходят парами



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ

 младших школьников

  • Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. 

Задачи конкурса:

  • развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
  • предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
  • выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

  • «Блестящая идея» - научно-исследовательский проект

Цели конкурса:

  • популяризировать науку;
  • воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям
  • вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.
  • «Моя исследовательская работа – 2018»

Цель конкурса: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников.

Задачи конкурса:

  • формирование у детей исследовательских умений и навыков;
  • развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
  • поддержка творческой активности детей;
  • предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.

  • «Я познаю природу»

 Цель: совершить виртуальное путешествие по удивительным разнообразным в природном отношении уголкам нашей страны.

В нашем крае немало примечательных природных объектов, и чтобы их сохранить для будущего, мы должны владеть экологическими знаниями и навыками научного познания природы.

Задачи:

  • способность понять ценность природы для здоровья и самочувствия человека
  • осознать человека как часть природы, определить положительные и отрицательные воздействия на окружающую среду.

  • «Аленький цветочек»

Цель: создание условий для развития творческого потенциала, научного мышления личности ребенка младшего школьного возраста

Задачи:

  • стимулирование у младших школьников интереса к исследовательской деятельности
  • содействие формированию умения самостоятельно добывать знания.
  • содействие развитию читательской активности учащихся.
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками и повышению квалификации педагога.



Предварительный просмотр:

С чего начинается проектная деятельность?

  • Выбор темы проектной работы.

Работа над проектом начинается с выбора темы. Здесь возможны варианты: либо учитель предлагает тему и находит детей, которым это интересно, либо ученик, интересующийся каким-то вопросом, начинает консультироваться с педагогом и фактически избирает его руководителем своего проекта. В обоих случаях возникает ситуация сотрудничества, обусловленная высоким уровнем мотивации учащихся. В этот период очень важным моментом является бережное отношение куратора к ведомому. Формулировка концепций, выдвижение гипотез - это должно быть прерогативой разработчика проекта. Неосторожное навязывание идей педагогом может остудить желание учащегося самому разобраться в интересном для него вопросе.

  • Составление плана действий.

Далее составляется план действий по реализации идей проекта. На этом этапе важно направить ученика на собственный поиск необходимой ему информации. Количество подсказок учителя должно быть адекватно возрастным и психологическим особенностям каждого ребенка. Дополнительное образование, в рамках которого осуществляется работа над проектом, позволяет учителю лучше узнать индивидуальные особенности его подопечного и обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса.

Одна из важнейших задач, которые решает проектная технология обучения, - формирование умений и навыков отбора необходимой информации.

Творческое переосмысление собранных материалов, выстраивание их в систему в зависимости от принятых гипотез, оформление, наглядность иллюстративного материала - все это в итоге приводит к созданию оригинального "конечного продукта".

  • Презентация проекта.

Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, внеклассной работы, научно-практической конференции. Подготовка к презентации - процесс творческий. Ребята должны уметь коротко и лаконично объяснить суть своей работы, продемонстрировать ее достоинства, проанализировать возникшие в ходе работы затруднения, наметить возможные направления совершенствования "конечного продукта". Немаловажную роль играет эмоциональная окраска выступления учащегося на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов и пр.

Алгоритм проектной деятельности.

  • Этап 1. Представление темы проекта. 

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

  • Этап 2. Выбор проблемы. 

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

  • Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем).

 Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

  • Этап 4. Планирование работы. 

В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

  • Этап 5. Осуществление проекта.

 Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

  • Этап 6. Представление проекта (защита). 

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

  • Этап 7. Оценка проекта. 

Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.


 

 



Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

  • Социальные:

1. Как вести себя в обществе?

2. Спасём лес от грязи!

3. Что нужно, чтобы помочь бездомным животным?

4. Акция  «спасём дом от сноса».

  • Творческие:

1.Создание домиков для птиц.

2. Создание сборника стихотворений.

3.Создание игрушек для детей детского дома.

4. Сказка моей семьи.

  • Учебные:

1. Учеба и игра: две различные области или две стороны одной медали.

2. Как самостоятельно настроить себя на учёбу?

3. Креативный подход к учёбе.

4.  Подарим школе радость.

  • Исследовательские:

1. Профессии, о которых мечтает каждый школьник.

2. Выращивание бобов в домашних условиях.

3. Агрегатные состояния вещества.

4. Достопримечательность Крыма "Ласточкино гнездо"

  • Информационные:

1. Роботы будущего.

2. Автомобили прежних времен и современные.

3. Как правильно заваривать чай?

4. Каким был первый фотоаппарат?



Предварительный просмотр:

Конкурсы исследовательских работ младших школьников

  • Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «ОТКРЫТИЕ»

Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников. 

Задачи конкурса:  

  • повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников;  
  • развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;   
  • ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов;
  • обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран. 

Ссылка: http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html - Казанский федеральный УНИВЕРСИТЕТ.

  • Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»

Цель конкурса: активизация творческой деятельности учащихся.

Задачи конкурса:

  • развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
  • предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
  • выявление и поддержка мотивированных, способных и одаренных детей.

Ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=120 – Академия педагогики. Центр дистанционной поддержки учителей.

  • Международный конкурс детских исследовательских проектов «Ступени знаний»

«Главной задачей нашего конкурса является организация открытого пространства для публикации работ всех желающих. Мы не ставим перед собой цель отобрать лучших из лучших, мы даем возможность познакомить детей, родителей и педагогов с разнообразными, интересными и трудоемкими исследовательскими работами наших талантливых участников»

Ссылка: https://www.art-talant.org/polozhenija-konkursov/769-vserossijskij-tvorcheskij-konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov-lstupeni-znanijr.html - Академия развития творчества.

  • Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия»

Конкурс проводится в целях развития интеллектуально-творческого потенциала детей путем приобщения к исследовательской деятельности, вовлечения детей и взрослых в совместную исследовательскую деятельность.

Ссылка: http://portalzd.ru/konkursy-dlya-detej-i-pedagogov/distancionnye-konkursy-dlya-detej/konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov/ - Сетевое издание «Информационно- методический портал «Звёздная дорожка».

  • Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ педагогов, социальных педагогов и психологов сферы  дошкольного и начального образования,  дошкольников и учащихся начальных классов «Творческий педагог – творческий ребенок»

Направления: русский язык; литературное чтение; математика; история; социология; окружающий мир; экология; валеология; краеведение; техника и технология.

Ссылка:http://www.imc-eduekb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3267:2018-01-30-06-04-35&catid=1:2010-02-17-12-12-09 - Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина (г. Бийск, Алтайский край). 



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

по организации исследовательской и

проектной деятельности в начальной школе.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников».
  2. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
  3. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб.пособие. – 2-е изд.,стер. – М. :ФЛИНТА, 2014.-144с.
  4. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
  5. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 5-6. 
  6. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...