ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Сыровацкий Дмитрий Александрович

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabotaya_programma.doc210 КБ
Файл tezis_k_vystupleniyu_po_itogam_obobshcheniya.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано

Зам. директора по ВР

_______________

Утверждено

директором ГБПОУ «ЧПК№1»

_____________________________

Рабочая программа внеурочной деятельности

начального общего образования

«Я - патриот России»

Направление: духовно- нравственное

Вид: познавательный

Возрастная группа: 10-11 лет

Срок реализации: 1 года

Составитель:  Сыровацкий Д.

Шумакова Н.

Челябинск, 2018

ОГАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………...….3

Учебный план………………………………………………………………………….……..7

Содержание изучаемого курса……………………………………………………………...8

Материально-техническое обеспечение…………………………………………………..11

Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Я – патриот России»…………………………………………………………………………..12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы заключается в том, что в последние годы в российской системе начального образования происходят определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.

Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Современное общество ставит перед школой задачу воспитания гражданина, способного принимать активное участие в развитии своего Отечества. В связи с этим проблеме обществоведческого образования учащихся уделяется большое внимание на всех ступенях образования, в том числе и в начальной школе, где предлагаемые обществоведческие курсы носят пропедевтический характер, т. е. вводный, первоначальный.

Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – патриот России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; формирование политической культуры школьника; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к семье, Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе

Целью данной программы является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения и формирование политической культуры у учащихся.

Задачи:

1) формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

2) воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, Родине, окружающей природе;

3) воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

4) формировать основы политической культуры личности школьника.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – патриот России» предназначена для обучающихся 4 класса. Программой предусматривается годовая нагрузка 31 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

В основе программы «Я – патриот России» лежит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, которая сегодня одна из наиболее актуальных. Гражданско-правовое воспитание должно начинаться с детского сада и начальной школы, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Основным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности,  которые должны быть освоены личностью обучающегося в процессе воспитания, в том числе,  и в рамках программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России».

Ценность патриотизма — любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Ценность социальной солидарности — личной и национальной свободы, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердия, чести, достоинства.

Ценность гражданственности — служения Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Ценность семьи — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Ценность труда и творчества — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность человечества — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Я - гражданин России»:

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; осознано строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные: усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; иметь представление о понятиях: правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, родословная; умение пользоваться картой; рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края.

Планируемые результаты программы внеурочной деятельности:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

В процессе занятий используются различные формы их организации: беседы, встречи с интересными людьми; просмотр и обсуждение видеоматериала;  творческие конкурсы; викторины; творческие проекты; игра «Счастливый случай»; тренинги;  диспуты; заочные экскурсии; круглый стол; деловая игра и др.


Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

В том числе

Формы организации дея-ти учащихся при проведении занятий

теоретических

практических

Раздел 1. Я и моя семья. (7 ч)

1

Кто я? Какой я?

1

-

1

Тренинг

2

Моя семья – моя радость. Наши имена.

1

-

1

Игра-тренинг

3

Поведение дома и в семье.

1

1

-

Беседа

4

Наша дружная семья.

1

-

1

Творческий рисунок

5

Семейные традиции.

1

-

1

Индивидуальный проект

6

Семейные праздники.

1

-

1

Индивидуальный    фотопроект

7

Моя родословная.

1

-

1

Индивидуальный проект

Раздел 2. Россия – Родина моя! (9 ч)

8

За что я Родину люблю?

1

1

-

Конкурс сочинений

9

С чего начинается Родина?

1

-

1

Диспут

10

Моя малая Родина.

1

1

-

Заочная экскурсия

11

Достопримечательности родного края.

1

-

1

Экскурсия

12

Знаменитые люди нашего края.

1

-

1

Встреча с писателями

13

Золотое кольцо России.

1

-

1

Заочная экскурсия

14

Мой любимый город России.

1

1

-

Проект

15

Народы России

1

-

1

Проект

Раздел 3. Что мы Родиной зовём? (12 ч)

16

Наша страна – Россия

1

1

-

Викторина

17

Символика государства. История флага.

1

1

-

Беседа

18

Москва – столица Родины.

1

1

-

Классный час

12

Конституция - основной закон страны.

1

1

-

Беседа

20

Ребенок тоже человек. Права и обязанности детей.

1

-

1

Игра «Счастливый случай»

21

Президент РФ.

1

1

-

Беседа

22

Если бы я был президентом.

1

-

1

Ролевая игра - выборы

23

Государственное устройство России.

1

1

-

Беседа

24

Политические партии Российской Федерации.

1

1

-

Беседа

25

Моя политическая партия.

1

-

1

Деловая игра

26

Такие разные праздники у нас в стране.

1

-

1

Проекты

Раздел 4. Кто за Родину горой, тот истинный герой. (6 ч)

27

Уроки мужества.

1

-

1

Классный час

28

Есть такая профессия -  Родину защищать.

1

-

1

Презентация

29

Маленькие герои большой страны!

1

1

-

Классный час

30

Герой нашей семьи!

1

-

1

Защита сочинений

31

Русская военная доблесть.

1

1

-

Встреча с ветеранами ВОВ и труда.

Итого: 31 часа

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Я и моя семья.

Занятие 1. Кто я? Какой я? Вводное занятие. Проводиться в виде тренинга. На этом занятии дети проходят тест «Познай себя».

Занятие 2. Моя семья – моя радость. Наши имена. Занятие проводиться в виде игры-тренинга. Дети рассказывают о своей семье. Также рассказывают о том, что значат их имена и откуда оно произошло.

Занятие 3. Поведение дома и семье. Беседа о том, как дети должны вести себя дома, с родителями, со старшими, какие обязанности выполняют члены семьи.

Занятие 4. Наша дружная семья. Дети на уроке представляют свою семью в  виде рисунка и пишут мини-сочинение в 3-5 предложений.

Занятие 5. Семейные традиции. Дети создают проект о том, какие традиции у них существуют в семье.

Занятие 6. Семейные праздники. Дети создают фотопроект о том, какие семейные праздники у них существуют и как они их празднуют.

Занятие 7. Моя родословная. Итоговое занятие по разделу. Подводим итоги. Создаем родословную.

Раздел 2. Россия – Родина моя!

Занятие 8.  За что я Родину люблю? Просмотр видеофрагментов о Родине, после чего учащиеся пишут сочинения на тему «Люблю ли я свою Родину?», тем самым показывают свое отношение к Родине.

Занятие 9.  С чего начинается Родина?

Занятие 10. Моя малая Родина. Заочная экскурсия, в которых дети рассказывают об истории происхождения родного края и об его достопримечательностях. Подготовка к экскурсии. Инструктаж.

Занятие 11. Достопримечательности родного края.  Экскурсия по родному краю, сообщения учащихся о его достопримечательностях.

Занятие 12. Знаменитые люди нашего края. Встреча с писателями родного края. 

Занятие 13. Золотое кольцо России. Заочная экскурсия по Золотому кольцу России, парные сообщения о городах Золотого кольца.

Занятие 14. Мой любимый город России. Проект о любимом городе, в котором указано фото, местоположение, отличительные особенности, достопримечательности.

Занятие 15. Народы России. Дети выполняют проект, в котором рассказывают о своей национальности, традициях, обычаях. В конце занятия чаепитие с национальными блюдами.

Раздел 3. Что мы Родиной зовём?

Занятие 16. Наша страна – Россия.  Дети делятся на группы и участвуют в викторине.

Занятие 17. Символика государства. История флага. Беседа о символике государства, истории флага.

Занятие 18. Москва – столица Родины. Классный час о Москве как главном городе страны, ее истории и достопримечательностях.

Занятие 19. Конституция – основной закон страны. Знакомство с Конституцией как главным законом РФ, работа с Конституцией РФ, сравнение Конституций разных стран.

Занятие 20. Ребенок тоже человек. Права и обязанности детей. Групповая работа в которых дети с помощью Конституции РФ узнают о своих правах и обязанностях в игровой форме.

Занятие 21. Президент РФ. Беседа о президенте страны, его правах и обязанностях, функциях.

Занятие 22. Если бы я был президентом. Ролевая игра выборов президента.

Занятие 23. Государственное устройство России. Беседа о том, как устроено наше государство, какие формы власти действуют, какая форма правления.

Занятие 24. Политические партии Российской Федерации. Беседа о действующих партиях РФ, их функциях и особенностях.

Занятие 25. Моя политическая партия.  Групповая работа по созданию своей партии, деловая игра.

Занятие 26. Такие разные праздники у нас в стране.

Раздел 4. Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Занятие 27. Уроки мужества. Классный час на тему Великой Отечественной войны и победе в ней, о войнах в Афганистане и Чечне.

Занятие 28. Маленькие герои большой войны. Классный час о героях страны во время Великой Отечественной войны, войн в Афганистане и Чечне.

Занятие 29. Есть такая профессия Родину защищать. Викторина на знание Вооруженных сил России. Выставка фотографий членов семьи, которые служили или служат в армии.

Занятие 30. Герой нашей семьи! Сочинение о члене семьи, который участвовал в Великой Отечественной войне или войнах в Афганистане или Чечне.

Занятие 31. Русская военная доблесть. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками военных событий в Афганистане и Чечне.

Обеспечение программы

1) Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения программы

Техническое оснащение:

1

Доска

2

Проектор

4

Компьютер

5

Презентации

6

Видео

Оборудование для учащихся:

1

Белые листы формата А4

2

Ватманы формата А2

3

Цветные карандаши, фломастеры, краски.

Оборудование класса:

1

Учительский стол, стул

2

Ученические столы, стулья

3

Доска

4

Компьютер


Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Я – патриот России»

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Срок проведения

Личностные

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности.

2. Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению.

- нравственная воспитанность;

Тест «Познай себя»

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Сентябрь,  май

Сентябрь

Метапредметные

1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 2. Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- осознано строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

Педагогическое наблюдение

Каждое занятие

Предметные

1. Усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем.

2. Формирование умения рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края.

 - иметь представление о понятиях: правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, родословная.

Тест к разделу «Мы граждане России»

Педагогическое наблюдение

1 занятие по разделу

Каждое занятие

2) Учебно-методический комплект

        Для учителя:

  1. Бурлакова И.И. Б 91 Патриотическое воспитание: от теории к практике: методическое пособие. – М.: Центр «Перспектива», 2015. – 174 с.
  2. Великая Россия. Все города от Калининграда до Владивостока
  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 23 с.
  4. Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг. С изменениями на 2017 год. – Москва : Издательство «Э», 2017. – 64 с.
  5. Шмундяк В. Л., Торопцев А. П., Фролов А. С. Герб и флаг Москвы. Методическое пособие – М. : Издательство: Герои Отечества, 2005. -96 стр.

Для учеников:

  1. Великие города России. Головоломки, лабиринты (+многоразовые наклейки)
  2. Дмитриева В. Большая книга Российских праздников. – М. : Астрель
  3. Клиентов Алексей: Города России
  4. Конституция для детей/Ася Серебенко. – Москва : Эксмо, 2015. – 112 с.
  5. Путешествия по России. Народы России. Узнаём, играем (+многоразовые наклейки)
  6. Ульева Елена: Беседы о войне. Энциклопедия для малышей

Электронные ресурсы:

  1. Диагностика - URL

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/23/diagnostika-urovnya-vospitannosti

  1. Закон образования от 29 декабря 2012 года – URL

http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

  1. Тесты - URL

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/12/07/testy-po-okruzhayushchemu-miru-4-klass-umk

  1. Тест «Мы граждане России» - URL

http://store.temocenter.ru/storage/unzip/6440/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Познай себя»

С помощью следующего теста мы попробуем определить, на сколько сильная у вас воля. Ведь от силы воли напрямую зависит, (сколько плодотворна работа или учеба человека. Постарайтесь ответить на вопросы с предельной откровенностью. Используются три варианта ответов: «да», «иногда случается», «нет»,

  1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?
  2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда вам нужно сделать что-то неприятное?
  3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию (в быту, на учебе), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
  4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
  5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
  6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
  8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
  9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?
  10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?
  11. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
  12. Относитесь ли вы с неодобрением к библиотечным задолжникам?
  13. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?
  14. Смогли бы вы прекратить ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова оппонента?

Результаты

За ответ «да» начисляется 2 балла; за ответ «иногда случается» - 1 балл; «нет» - 0 баллов.

0-12 баллов. С силой воли дела у вас обстоят неважно. Вы про- о делаете то, что легче и интереснее, даже если это может в чем-то повредить вам. К своим обязанностям вы нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известной фразой: «Что, мне больше всех надо?» Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки, Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что изменить в своем характере. Если удастся - вы от этого только выиграете.

13-21 балл. Сила воли у вас средняя. Если вы сталкиваетесь с препятствием, то начинаете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Вы не переусердствуете, но и данное слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите при этом. По доброй воле лишнюю обязанность на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам преподавателей, не с лучший стороны характеризует вас и в глазах окружающих. Если вы хотите достичь в жизни больших успехов, тренируйте волю.

22-30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Однако иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это, конечно, очень хорошо, но необходимо еще обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность и доброта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм
  • Отношение к умственному труду
  • Отношение к физическому труду
  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
  • Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист (см. файл "Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников.doc"). Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

 

Таким образом формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест «Мы граждане России»

  1. Что должен делать каждый гражданин?

А) иметь семью;

Б) исполнять законы государства;

В) иметь образование;

Г) жить на территории государства.

2. Что относится к правам граждан РФ?

А) сохранение природы;

Б) исполнение законов;

В) забота о своём ребенке;

Г) защита чести и достоинства

3. Что относится к обязанностям гражданина РФ?

А) отдых;

Б) забота о сохранении природы;

В) свободный труд и образование;

Г) личная неприкосновенность.

4.  Кто определяет направление внутренней и внешней политики государства?

А) президент страны;

Б) премьер-министр;

В) любой гражданин страны;

Депутаты Государственной Думы.

5. С какого возраста гражданин РФ имеет право участвовать в выборах органов государственной власти?

А) с 25 лет;

Б) с 18 лет

В) с 21 года;

С 14 лет.

6. Каких обязанностей нет у гражданина России?

А) заботиться о сохранении природы;

Б) участвовать в управлении страной;

В) соблюдать законы совей страны;

Заботиться о своём ребенке.




Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное МОУ «Рассветинская СОШ» Челябинской области.

 Методическая служба в школе представлена методическим объединением учителей предметников и методическим советом.

Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы школы ,осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных и родственных дисциплин. В состав методического объединения классных руководителей входят все классные руководители.

Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных задач, и утверждается приказом директора Школы. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором по представлению методического совета Школы. Методические объединения подчиняются непосредственно заместителю директора по учебно-методической работе.

Членами Методического совета являются учителя из числа наиболее опытных и творчески работающих педагогов, которые избираются на Педагогическом совете. В состав Методического совета входят руководители методических объединений, заместители директора образовательного учреждения. Состав Методического совета утверждается приказом директора образовательного учреждения. Руководителем Методического совета является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который назначается приказом директора школы.

Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе – на улучшение образовательного процесса.

Методическое объединение:

  1. Изучает нормативную и методическую документацию по вопросам образования;
  2. Осуществляет отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости; утверждает индивидуальные планы работы по предмету;
  3. Анализирует программы элективных курсов, авторские программы и методики;
  4. анализирует учебные возможности учеников, результаты образовательного процесса, в том числе внеучебной работы по предмету;
  5. обеспечивает образовательный процесс необходимыми программно-методическими комплексами;
  6. планирует оказание конкретной методической помощи учителям-предметникам;
  7. организует работу методических семинаров и других форм методической работы;
  8. анализирует и планирует оснащение предметных кабинетов;
  9. согласовывает материалы для промежуточной аттестации учащихся;
  10. согласовывает (в случае необходимости) требования к содержанию и минимальному объему учебных курсов, предметов к результатам обученности учащихся;
  11. проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы;
  12. изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин;
  13. организует внеклассную деятельность учащихся по предмету;
  14. принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям;
  15. организует разработку методических рекомендаций для учащихся и их родителей в целях наилучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда;
  16. рекомендует учителям различные формы повышения квалификации;
  17. организует работу наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями;
  18. разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение.

Методический совет призван координировать и стимулировать деятельность школьных методических объединений учителей, творчески работающих педагогов, направленную на разработку и совершенствование методического объединения, образовательного процесса и инновационной деятельности.

Основными формами работы методической службы являются:

  1. Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
  2. «Круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;
  3. Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
  4. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
  5. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
  6. Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, передового педагогического опыта;
  7. Проведение предметных недель и методических дней;
  8. Взаимопосещение уроков.

Самым надежным способом преодоления профессиональных затруднений и повышения квалификации учителя является организация научно-методической работы в школе, направленная на профессиональный рост учителя и совершенствование организации образовательного процесса.

Для оказания действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического и практического уровня и педагогической квалификации научно-методическая работа осуществляется в двух направлениях:

- обучение учителя: консультации, теоретические семинары, семинары-практикумы, участие в работе творческих групп;

- распространение опыта работы учителя: районные, школьные семинары, конкурсы, открытые уроки, научно-методический совет, педсовет, издание методических разработок, выпуск методических бюллетеней, разработка личных Интернет-сайтов учителей.

Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

Анализ методической работы ведется по плану: статистика педкадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям; обеспеченность школы педкадрами; анализ работы методсовета, предметных методических объединений, творческих лабораторий и других форм, направленных на повышение квалификации педкадров; актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагогических чтений и других форм работы; итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...