ПК 4.4. Педагогические разработки.
статья по теме

Лапина Екатерина Фёдоровна

Педагогические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx20.07 КБ
Файл kursovaya.docx21.42 КБ
Файл diplom.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ « Челябинский педагогический колледж №1»

Лапина Екатерина Федоровна

ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИИ НА УРОКАХ ИССКУСТВА

РЕФЕРАТ

Реферат защищен                               Специальность: 44.02.02 Преподавание в

«   «__________2016 года                  начальных классах  

С оценкой_____________                   Курс 2, группа 21

                                                                 Научный руководитель: Подгорская, Т.А.

Челябинск, 2016

Введение

Актуальность проблемы исследования. В современное время одной из несущих проблем в России является изучение культурных традиций нашей страны.  Объективно в годы перестройки, смены общественно-экономического строя в нашей стране снижалась крайне неблагоприятная обстановка в патриотическом воспитании школьников. Сегодня этот период в России принято считать переломным, разрушительным для идеалов Отечества.

В 90 – 2000 годы в воспитании школьников надломились негативные явления, также как неверие в силу России, утрата величия подвигов русских  людей, недоверие к подлинной русской литературе, музыке, литературе, в целом. Преклонение перед Западом, Америкой привели к серьёзным сменам идеалов. Все русское – плохо, всё заграничное – хорошо. С 2000х годов идет процесс восстановления идеалов культуры России. Но процесс этот  не прост, остается ещё много проблемных пятен.

Особенно важной работой по привитию любви к своей Родине, и культурным традициям является в начальной школе. Развитие творческих начал в человеке является движущей силой перестройки, но развитие творческих сил и способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравственности. Урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков изобразительного искусства. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в единстве восприятия и осмысленной художественно – творческой деятельности – это первые шаги в мире искусства. Это всего лишь начальный этап вхождения в храм искусства. Несмотря на разработанность программ и методик по методу изучения  изобразительного искусства в отечественной науке в практике учителей школы отмечается недостаточное внимание к вопросам грамотной организации урока изобразительного искусства, которое выражается в упрощении задач, недооценки творческого потенциала урока и т.п. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса.  Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (просмотра, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

«Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. « изобразительное искусство  как познание и утверждение человеческих ценностей», считает теоретик искусства Горяева Н.А. [3,с15].

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные  на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

Традиции касаются и основных выразительных средств, технологии и т.п. народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему.

На основании обозначенной проблемы нами определена тема исследования « Изучение культурных традиций России на уроках изобразительного искусства».

Для работы над рефератом мы определи задачи исследования:

1 отобрать и проанализировать педагогическую и методическую литературу по теории культуры и культурных традиций;

2 осветить в реферате теоретические основы изучения традиций  России;

3 определить место обучения знакомства с культурой России на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время в начальной школе.

При выполнении реферата мы использовали следующие методы теоретического исследования:

- отбор, анализ литературы; по культуре России;

- сравнение и сопоставление точек зрения искусствоведов, теоретиков;

-обобщение.

Список использованной  литературы:

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. Изд. 18 е, стереотипное. под редакцией члена-корреспондента АН СССР. Н.Ю. Шведовой. М.: " РУССКИЙ ЯЗЫК"1994. - С.812.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьника/Д.В.Григорьев, Т.В.Степанов,

3. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства книга для учителя. / Н.А. Горяева. - М.: Просвящение,1991. - 159 с.

4. Данилов, А.Я. Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников/М.:  А.Я.Данилов, 2012 год 2 части 41-46 с

5.Киреева, Е.В. История костюма/ Е.В. Киреева. Учеб. пособие для сред. театр. учеб. заведений. Изд. 2 - е, испр. М., " Просвящение", 1976. - 174 с.

6.Михайлова, О.А.Коммуникативный русский язык/ О.А. Михайлова. Учебное пособие. — Екатеринбург:  1995. — 115 с

7.Плаксинина, Э.Б. История костюма стили и направления/ Э.Б. Плаксинина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов. Учеб. пособие для студ. учережд. сред. проф. образования. - М.: Издательский центр " Академия", 2003.  - 224 с.

 8.Ожегов, С.И. Толковый словарь живого великорусского языка/  С.И. Ожегов. Изд. Изд. 6 е, стереотипное. под редакцией члена-корреспондента АН СССР. Н.Ю. Шведовой. М.: " РУССКИЙ ЯЗЫК"1994. с 900.

 9.Шмаков, С.А. Нетрадиционные праздники в школе/ С.А. Шмаков. М.:  Новая школа,1997. - 336 с.

10. Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка./Н.Ю.  Шмакова. Изд. 11 - е, стереотип. Под ред, д-ра филолог. Наука проф. М.: " Русский язык". 846 с.

__________________________________________________________________

11.www.aster-rita.ru?p=57 

12.www.vehi.netasion/leskov.html



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ « Челябинский педагогический колледж №1»

Лапина Екатерина Федоровна

ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая защищена                            Специальность: 44.02.02

«   «__________2016 года                   Курс 3, группа 31

С оценкой_____________                   Научный руководитель:

                                                     Подгорская Т.А. Преподаватель  МДК

                                                               01.06. Высшей категории        

Челябинск, 2016

Введение

Актуальность проблемы исследования. В современное время одной из несущих проблем в России является изучение культурных традиций нашей страны.  Объективно в годы перестройки, смены общественно-экономического строя в нашей стране сложилось крайне неблагоприятная обстановка в патриотическом воспитании школьников. Сегодня этот период в России принято считать переломным, разрушительным для идеалов Отечества.

В 90 – 2000 годы в воспитании школьников проявились негативные явления, такие как неверие в силу России, утрата величия подвигов русских  людей, недоверие к подлинной русской литературе, музыке, литературе, в целом. Преклонение перед Западом, Америкой привели к серьёзным сменам идеалов. Все русское – плохо, всё заграничное – хорошо. С 2000х годов идет процесс восстановления идеалов культуры России. Но процесс этот  не прост, остается ещё много проблемных пятен.

Особенно важной работой по привитию любви к своей Родине, и культурным традициям является в начальной школе. Развитие творческих начал в человеке является движущей силой, но развитие творческих сил и способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравственности. «Урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков изобразительного искусства», считает теоретик искусства Горяева Н.А. [3,с1].

«Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в единстве восприятия и осмысленной художественно – творческой деятельности – это первые шаги в мире искусства. Это всего лишь начальный этап вхождения в храм искусства. Несмотря на разработанность программ и методик по методу изучения  изобразительного искусства в отечественной науке в практике учителей школы отмечается недостаточное внимание к вопросам грамотной организации урока изобразительного искусства, которое выражается в упрощении задач, недооценки творческого потенциала урока и т.п. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса.  Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (просмотра, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему».

«Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории,« изобразительное искусство  как познание и утверждение человеческих ценностей», считает теоретик искусства Горяева Н.А. [3,с15].

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные  на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

Традиции касаются и основных выразительных средств, технологии и т.п. народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему.

Следует подчеркнуть, что несмотря на достаточное наполнение учебников иллюстрациями по культуре России , у учителей – практиков ощущается дефицит учебного- наглядных пособий, раскрывающих «тонкости» и секреты народного костюма.

  На основании обозначенной проблемы нами определена тема исследования

« Изучение традиций русского народного костюма на уроках изобразительного искусства в начальной школе».

Цель исследования:

На основе глубокого изучения традиций русского народного костюма разработать блок внеурочных занятий «Родная культура» и начать создание учебного – методического комплекта.

Для работы мы определи задачи исследования:

1 отобрать и проанализировать педагогическую и методическую литературу по теории культуры и культурных традиций;

2 осветить теоретические основы народных традиций  России;

3 определить место обучения знакомства с культурой России на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время в начальной школе.

4 начать комплектацию  блока наглядных пособий по изучению народного костюма

При выполнении курсовой мы использовали следующие методы исследования:

  • теоретические методы:

- отбор, анализ литературы по культуре России;

- сравнение и сопоставление точек зрения искусствоведов, теоретиков;

-обобщение материалов исследования;

  • Эмпирические методы:

- практическая творческая деятельность;

- конструирование блока занятий.

Список использованной  литературы:

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. Изд. 18 е, стереотипное. под редакцией члена-корреспондента АН СССР. Н.Ю. Шведовой. М.: " РУССКИЙ ЯЗЫК"1994. - С.812.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьника/Д.В.Григорьев, Т.В.Степанов,

3. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства/ Н.А. Горяева. книга для учителя. - М.: Просвящение,1991. - 159 с.

4. Данилов, А.Я. Духовно - нравственное развитие воспитания младших школьников/ , А.Я.Данилов, 2012 год 2 части 41-46 с

5.Киреева, Е.В. История костюма/ Е.В. Киреева. Учеб. пособие для сред. театр. учеб. заведений. Изд. 2 - е, испр. М., " Просвящение", 1976. - 174 с.

6.Михайлова, О.А.Коммуникативный русский язык/ О.А. Михайлова. Учебное пособие. — Екатеринбург:  1995. — 115 с

7.Плаксинина, Э.Б. История костюма стили и направления/ Э.Б. Плаксинина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов. Учеб. пособие для студ. учережд. сред. проф. образования. - М.: Издательский центр " Академия", 2003.  - 224 с.

 8.Ожегов, С.И. Толковый словарь живого великорусского языка/  С.И. Ожегов. Изд. Изд. 6 е, стереотипное. под редакцией члена-корреспондента АН СССР. Н.Ю. Шведовой. М.: " РУССКИЙ ЯЗЫК"1994. с 900.

 9.Шмаков, С.А. Нетрадиционные праздники в школе/ С.А. Шмаков. М.:  Новая школа,1997. - 336 с.

10. Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка./Н.Ю.  Шмакова. Изд. 11 - е, стереотип. Под ред, д-ра филолог. Наука проф. М.: " Русский язык". 846 с.

__________________________________________________________________

11.www.aster-rita.ru?p=57 

12.www.vehi.netasion/leskov.html



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

                   Кафедра художественно – эстетического воспитания

Лапина Екатерина Федоровна

«СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ «РОДНАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ТРАДИЦИЙ РОССИИ».

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

ВКР допущена к защите

«    » ___________ 201__ года

ВКР защищена с оценкой _________

«    » ___________ 201__ года

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс 4, группа 41

Руководитель: Подгорская Т.А.

Преподаватель МДК 01.07 высшей квалификационной категории

Рецензент: Мотовилова Н.В преподаватель МДК 01.10 высшей квалификационной категории

Челябинск 2018

Введение

Актуальность проблемы исследования. В современное время одной из несущих проблем в России является изучение культурных традиций нашей страны.  Объективно в годы перестройки, смены общественно-экономического строя в нашей стране сложилось крайне неблагоприятная обстановка в патриотическом воспитании школьников. Сегодня этот период в России принято считать переломным, разрушительным для идеалов Отечества. Горяева Н.А. [3, с 6].

Особенно важной работой по привитию любви к своей Родине, и культурным традициям является в начальной школе, развитие творческих начал в человеке является движущей силой, но развитие творческих сил и способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравственности.

«Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории, «изобразительное искусство как познание и утверждение человеческих ценностей», считает теоретик искусства Горяева Н.А. [3, с15].

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

Опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка, как личности, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания школьниками окружающей их социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

На основании обозначенной проблемы нами определена тема исследования:

«Создание методического комплекта внеурочных занятий «Родная культура» для приобщения младших школьников к изучению традиций России».

    Цель исследования: На основе глубокого изучения традиций России разработан блок внеурочных занятий «Родная культура» и начать создание учебного – методического комплекта.

Объект исследования: образовательный процесс внеурочных занятий «Родная культура» по изобразительному искусству в 3 классе.

Предмет исследования: развитие творческих способностей посредством методического комплекта «Родная культура» по изобразительному искусству в 3 класса.

Гипотеза исследования: Развитие творческих способностей учащихся третьего класса будет происходить более успешно, если:

- отобрать тематику коллективных заданий по изобразительному искусству;

- скомплектовать методический комплект для уроков в 3 классе;

- систематически проводить коллективные работы на уроках изобразительного искусства.

Задачи исследования:

1 отобрать и проанализировать педагогическую и методическую литературу по теории культуры и культурных традиций;

2 осветить теоретические основы народных традиций России;

3 определить место обучения знакомства с культурой России на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время в начальной школе.

4 начать комплектацию методического комплекта по изучению традиций России

В работе над данным проектом мы использовали следующие

методы исследования:

  • теоретические методы:

- отбор, анализ литературы по культуре России;

- сравнение и сопоставление точек зрения искусствоведов, теоретиков;

обобщение материалов исследования;

  • эмпирические методы:

- практическая творческая деятельность;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...