ПК 4.4. Педагогические разработки.
методическая разработка на тему

Горнеева Дарья Александровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Горнеева Дарья Александровна

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Реферат

Реферат защищен

«   » _______________ 2016  года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.                         Преподавание в начальных классах                    Курс 2, группа 21                                   Научный руководитель:                    Галиуллина Н.К.,преподаватель русского языка с методикой преподавания                                  высшей квалификационной категории.

Челябинск, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В информационном обществе чтение становится занятием для интеллектуалов. С одной стороны возникает потребность в высокообразованных профессионалах, а с другой стремительно увеличивается количество масс – медийных технологических новшеств, помогающих обходиться без чтения.

Уже в начальной школе происходит расслоение на умников – умниц и рьяных потребителей массовой аудиовизуальной продукции. Склонность ребенка к тому или иному типу работы с информацией проявляется быстро. Как только ребенок начинает читать самостоятельно, он демонстрирует либо устойчивый интерес к книге, либо желание поскорее избавиться от читательского труда.

Включение в обучающий процесс развивающих заданий и упражнений помогает удерживать внимание таких разных по внутренней установке учеников. Чтобы организовать «зажигательные» уроки литературного чтения, надо рассматривать каждый урок не только в рамках начальной школы, но и в контексте культурных реалий сегодняшнего дня. Этими проблемами сегодня озабочены педагоги и родители, библиотекари и ученые {2, c. 15}.

Анализ художественного произведения учит мыслить метафорически. Язык масс – медиа (слоганы, клише, цитаты) забивает каналы восприятия и стирает способность мыслить самостоятельно {5, c. 132}. Метаморфическое мышление позволяет находить смысловые связи  там, где плоский взгляд не найдет ничего общего. Умение развернуть метафору и понять ядро художественного образа обязательно должно дополняться навыком подбора синонимичных высказываний, позволяющих свернуть фразу в словосочетание или слово (рассыпать золотые лучи, светить) мы то сворачиваем мысль до формулы, тезиса, то расширяем ее с помощью аналогий и ассоциаций. Уроки литературного чтения образуют духовную базу личности ребенка, пробуждают интерес к общечеловеческим ценностям, развивается эмоциональная сфера ребенка.

Принцип центробежного вращения некого тела вокруг ядра лежит как  в основе жизни атома, так и в основе существования галактик. И этот же принцип служит стержнем художественного произведения: мысль автора как бы вращается вокруг некой значимой идеи, которую нельзя до конца исчерпать словами и можно выразить с помощью образа, намека, символа {2, c. 13}. Слов всегда меньше, чем выражаемых смыслов, это ключевое правило организации художественного целого. Наша задача научиться самим и научить детей считывать скрытые за словом смыслы.

«Чтение – это «окошко», через которое дети видят мир и познают сами себя» - В.А. Сухомлинский. {4, c. 2}.

На основании актуальности исследования, нами сформулирована тема исследования: «Литературоведческие основы анализа художественных произведений в начальной школе».

Цель исследования – изучить литературоведческие основы анализа литературных произведений в начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.поиск теоретического материала;

2.анализ выбранного материала;

3.классификация данного материала;

4.обощение;

5.систематизация.

        Методы исследования:

-поисковый метод;

-классификация;

-отбор источников информации.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1. Аркадьева А.В., Пронина О.В. Методические рекомендации к урокам чтения во 2 классе по книге «Маленькая дверь в большой мир» //А.В. Аркадьева  М., изд «Баллас. С-Инфо»,-  2003. -  с. 111.
  2. Воюшина, М.П. «Анализ художесвнного произведения», - СПБ, изд. «Образование», 19988. – с. 448.
  3. Дмитриева, Н.Я., Аргинская И.И. и др. «обучаем по системе Занкова», - М., изд. «Просвящение», 1995. – с. 191.
  4. Бакулина Г.А. проверка первичного восприятия художественного произведения: от формализма к обучению и развитию / Г.А. Бакулина// Начальная школа. – 2009. - №8. – с.1-3.
  5. Джежелей О.В., Емец А.А. Литературное чтение. Материалы к урокам. 1-4 классы. Справочное пособие для учителей и родителей. – Х., 2013. – с.192.
  6. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М., 2006. – с. 96.
  7. http://periodika.websib.ru/node/27929 -педагогическая переодика



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Горнеева Дарья Александровна

 ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ        В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Курсовая защищена

«   » _______________ 2017  года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.                         Преподавание в начальных классах                    Курс 3, группа 31                                   Научный руководитель:                    Галиуллина Н.К.,преподаватель русского языка с методикой преподавания                                  высшей квалификационной категории.

КУРСОВАЯ

Челябинск, 2017

ВВЕДЕНИЕ

Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала. Поэтому данная тема работы является актуальной. Важно, чтобы программы и методические пособия по литературному чтению отражали основные требования ФГОС НОО.

Литературоведение - это наука, изучающая художественную литературу: её сущность, общественную функцию и закономерности литературного процесса. Литературоведение для младших школьников в целом, в качестве раздела обучения не разработано, то есть не произведена адаптация научных знаний о литературе для усвоения начинающим читателям. Однако, этот литературный опыт в этой области накоплен и достаточно ярко представлен с современных вариативных учебниках и системах обучения конца XX - XXI в.в. С самого 1 класса дети уже знакомятся с жанрами устного народного творчества, художественной литературы и научно-познавательной литературы (пословицы, поговорки, загадки, колыбельные, былины, народные и авторские сказки, стихотворения, рассказы, повести, также статьи и очерки).  Жанровое многообразие детского чтения поражает воображение.

Проблема заключается в том, что на уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниям, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом. Но чтобы это произошло, учитель прежде всего сам должен понимать, что литература – это вид искусства, что на уроке литературного чтения «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами», а главное – он сам должен уметь анализировать художественный текст. Все это – на уровне возможностей ученика начальной школы и в соответствии с требованиями стандартов начального литературного образования.

Исходя из актуальности, мы определили тему курсовой работы: "Литературоведческая пропедевтика при изучении произведений разных жанров в начальных классах".

Цель: на основе анализа программ и методических источников определить: особенности литературоведческой пропедевтики в курсе начальной школы и наиболее эффективные методы и приемы ее реализации.

Задачи:

1) на основе анализа программ по литературному чтению («Школа России») выявить основные литературоведческие понятия;

 2) на основе анализа учебников по литературному чтению («Школа России) выявить методы и приемы реализации литературоведческой пропедевтики в обучении младших школьников;

3) на основе изученной литературы выявить: современные подходы к литературоведческой подготовке младших школьников.

Методы:

  1. Анализ методических пособий (программ по литературному чтению);
  2. Создание словаря литературоведческих терминов;
  3. Нахождение эффективных методов изучения литературоведческих понятий в начальной школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаркова Ю.А. Авторская программа по обучению грамоте Программы по учебным предметам М Академкнига 2011 г 240
  2. Аркадьева АВ Пронина ОВ Методические рекомендации к урокам чтения во 2 классе по книге Маленькая дверь в большой мирАВ Аркадьева  М изд Баллас СИнфо  2003  111с
  3. Бакулина ГА Проверка первичного восприятия художественного произведения  от формализма к обучению и развитиюГА Бакулина  Начальная школа  2009     № 8 13с
  4. Воюшина МП Анализ художественного произведения  СПб изд Образование 1998 с 448
  5. ДжежелейОВ Емец АА Литературное чтение Материалы к урокам 14 классы Справочное пособие для учителей и родителей  Х 2013 с 192
  6. Дмитриева НЯ Аргинская ИИ и др Обучаем по системе Занкова  М изд Просвещение 1995 с 191
  7. Климанова ЛФ Горецкий ВГ Голованова МВ и др Литературное чтение 2 класс В 2 частях 2012г  244с
  8. Книгин ИА Словарь литературоведческих терминов 2006г  272 с
  9. Лазарева ВА Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе  М 2006 с 96
  10. Ожегов СИ Словарь русского языка под ред НЮШведовой М Русский Язык 2000 г 846с
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  М Просвещение 201г 31с
  12. http://periodikawebsibrunode 27929 - педагогическая периодика
  13. http://www.textologiaruslovariliteraturovedcheskieterminyliteraturovedcheskiyanalizq=458n=274    -литературоведческий анализ
  14. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=885437  -литературоведческая пропедевтика в начальных классах
  15. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2015/10/19/planiruemye-rezultaty - планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования школы


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано

Зам. директора по ВР

Утверждено директором

ГБПОУ «ЧПК №1»

___________________

___________________

Рабочая программа внеурочной деятельности

начального общего образования

«Великие люди и их достижения»

Направление: общекультурное

Вид: познавательная деятельность

Возрастная группа: 10-11 лет

Срок реализации: 1 год

Составители: студенты 31 группы Воронина К., Горнеева Д.

Челябинск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность

1.2. Цели и задачи программы

1.3. Планируемые результаты

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Раздел «Искусство»

2.2. Раздел «Музыка»

2.3. Раздел «Наука»

2.4. Раздел «Архитектура»

 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4. МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

5. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Великие люди и их достижения» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, разработанная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Актуальность программы: Мы живем в прогрессивном мире, который развивается стремительными темпами. Этот прогресс — результат науки, многочисленных исследований и экспериментов. Все, чем мы пользуемся, включая автомобили, электричество, здравоохранение и науку — достижение великих людей. Нельзя обойтись и без живописного, скульптурного и  архитектурного наследия человечества, которое формирует духовную составляющую нашей жизни.

Педагогическая целесообразность программы в том, что именно в младшем возрасте  в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему миру, осуществляется развитие наблюдательности, любознательности, фантазии и воображения через познание окружающей действительности. Особенность программы заключается в том, что она не замыкается в рамках уроков, а за счет интеллектуального и эмоционально- волевого компонентов помогает учащимся самостоятельно приобретать знания.

Программа учитывает учебно-педагогические принципы, связанные с возрастом учащихся, что влияет на распределение учебного времени по отдельным темам. Программа рассчитана на 68 часов (при 2 часах в неделю), продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Основными направлениями программы «Великие люди и их достижения» являются:

  1. воспитание сознательного отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, выбор профессии);
  2. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности)

Цель программы: создание у учащихся познавательной перспективы на основе постижения духовно-нравственных и научно-культурных ценностей.

Задачи программы:

  1. Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания в сфере науки и искусства.
  2. Мотивировать детей к самопознанию;
  3. Расширять активный и пассивный словарный запас обучающихся;
  4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений с учителем и друг с другом;

Формы работы:

  • тестовые материалы
  • проекты
  • анализ значения научных достижений
  • творческие работы
  • наблюдение
  • прослушивание музыкальных композиций
  • доклады
  • сообщения
  • беседа
  •  игры
  •  просмотр и обсуждение картин и памятников архитектуры  

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Личностные:

  1. внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  2. положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Великие люди и их достижения»;
  3. осознание ценностей других людей, ценности человеческой жизни;
  4. способность к самооценке;
  5. приобретение навыков сотрудничества в различных ситуациях

Познавательные: 

  1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  2. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке и отобранную самостоятельно;
  3. перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
  4. вырабатывать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  5. привлечь учащихся к научно-исследовательской деятельности

Регулятивные:

  1. учиться работать по предложенному плану;
  2. учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  3. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  4. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Коммуникативные:

  1. работать в группе, учитывать мнения партнеров;
  2. ставить вопросы;
  3. обращаться за помощью;
  4. проговаривать вслух свои затруднения;
  5. предлагать помощь и сотрудничество;
  6. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  7. слушать собеседника;
  8. договариваться и приходить к общему решению;
  9. формулировать собственное мнение и позицию;
  10.  осуществлять взаимный контроль;
  11.  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 10-11 лет

Сроки реализации программы — 1 год

Кол-во часов в неделю: 2 часа

Способы проверки: в программе используются различные способы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, викторины, конкурсы и т.д.

Форма подведения итогов: групповые (творческие мастерские; итоговое занятие; защита проектов; школьная конференция.); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра; участие в конкурсных мероприятиях).

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Занятие 1.  Теоретическое. Вводный урок. Беседа с учащимися о том, чем они будут заниматься на протяжении года. Объяснение важности и целесообразности прохождения данного курса. Определение целей и задач, которые бы хотели приобрести учащиеся на момент окончания курса. Практическое. Тестирование, направленное на выявление фактических знаний учащихся и их представлений о науке, искусстве, музыке, архитектуре.

Занятие 2. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Поход в картинную галерею, для обогащения внутреннего мира учащихся, их чувственного восприятия.

Занятие 3. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа.  Практическое. 3D экскурсия – ознакомление с работами великого художника-мариниста. Обогащение внутреннего мира учащихся, их чувственного восприятия.

Занятие 4. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Творческое задание.

Занятие 5. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Учащиеся подготавливают сообщения на одну из наиболее понравившихся картин художника.

Занятие 6. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа.  Практическое. Викторина.

Занятие 7. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Выставка творческих работ, выполненных/изготовленных под влиянием стиля письма изучаемого деятеля/художника.

Занятие 8. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Творческое задание.

Занятие 9. Теоретическое. Фронтальная беседа по темам изученного материала. Повторение. Тестирование. Практическое. Организация «Круглого стола».

Занятие 10. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Олимпиада.

Занятие 11. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа.  Практическое. Создание сценария мюзикла по мотивам творчества изучаемого деятеля.  

Занятие 12. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Поход в музыкальную школу на концерт, посвященный изучаемому деятелю.

Занятие 13. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Создание сценария сказки по мотивам творчества изучаемого деятеля.

Занятие 14. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Мини-проект.

Занятие 15. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Творческое задание.

Занятие 16. Практическое. Фронтальная беседа по темам изученного материала. Повторение. Олимпиада по музыке. Практическое. Игра «Угадай мелодию».

Занятие 17. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Поисковое исследование. Работа с энциклопедиями.

Занятие 18. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Лабораторная работа.

Занятие 19. Практическое. Мини-проект.

Занятие 20. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Творческая работа.

Занятие 21. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Просмотр документального фильма.

Занятие 22. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Просмотр документально фильма о жизни и научном достижении.

Занятие 23. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Лабораторная работа.

Занятие 24. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Поход в Челябинскую областную библиотеку.

Занятие 25. Теоретическое. Изучение биографии научного деятеля. Беседа. Практическое. Поход в Челябинскую Юношескую библиотеку.

Занятие 26. Практическое. Организация «Круглого стола».

Занятие 27. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Конференция.

Занятие 28. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Составление плана здания.

Занятие 29. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Изготовление макета здания по шаблону. Творческая работа.

Занятие 30. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Просмотр документального фильма.

Занятие 31. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Семинар.

Занятие 32. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Поход в Челябинскую Юношескую библиотеку.

Занятие 33. Теоретическое. Изучение биографии деятеля культуры и искусства. Беседа. Практическое. Изготовление макета здания по шаблону. Творческая работа.

Занятие 34. Теоретическое. Составление плана/сценария «Круглого стола». Практическое. Организация «Круглого стола».

Занятие 35. Практическое. Создание творческих проектов. Подготовительная работа к защите творческих проектов. Работа с педагогом в малых группах или индивидуальная работа.

Занятие 36. Практическое. Защита проектов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание программы

Количество часов

Формы организации деятельности учащихся при проведении занятия

Всего

Теорет.

Практич.

1.

Вводное занятие.

2

1

1

Беседа, тестирование

Раздел 1. Искусство.

2.

Художники Южного Урала.

2

1

1

Рассказ, поход в картинную галерею

3.

Иван Айвазовский «Девятый вал»

2

1

1

Рассказ, 3D экскурсия

4.

Репин «Мишки с лесу»

2

1

1

Беседа, творческое задание

5.

Анри Матисс «Женщина в шляпе»

2

1

1

Рассказ, сообщения детей

6.

 Клод Монэ «Charing Cross Bridge»

2

1

1

Беседа, викторина

7.

Пабло Пикассо «Летящий голубь мира»

2

1

1

Беседа, выставка

8.

Винсент Ван Гог «Звездная ночь»

2

1

1

Рассказ, творческое задание

9.

Повторение

2

1

1

Тестирование, круглый стол

Раздел 2. Музыка.

10.

Людвиг ван Бетховен

«Лунная соната»

2

1

1

Конференция, олимпиада

11.

Иоганн Себастьян Бах

«Концерт для двух скрипок»

2

1

1

Беседа, постановка мюзикла

12.

Вольфганг Амадей Моцарт

«Реквием»

2

1

1

Рассказ, концерт в музыкальной школе

13.

Пётр Ильич Чайковский

«Лебединое озеро»

2

1

1

Поисковое исследование, постановка сказки

14.

Иоганн Штраус

«Сказки Венского леса»

2

1

1

Рассказ, мини проект

15.

Сергей Васильевич Рахманинов

«Симфония №2»

2

1

1

Конференция, творческое задание

16.

Повторение

2

-

2

Олимпиада по музыке

Раздел 3. Наука.

17.

Д.И. Менделеев «Таблица химических элементов»

2

1

1

Беседа, поисковое исследование

18.

С.П. Королев «Конструктор ракетно-космических систем»

2

1

1

Конференция, лабораторная работа

19.

П.Л. Чебышев «Теория вероятности»

2

-

2

Мини-проект

20.

А.С. Попов «Радиоприемник»

2

1

1

Рассказ, творческая работа

21.

Н.Е. Жуковский «Аэродинамика»

2

1

1

Конференция, просмотр фильма

22.

К.Э. Циолковский «Изобретение ракеты»

1

1

-

Просмотр фильма

23.

В.И. Вернадский «Взаимоотношения животных существ с окружающей средой»

2

1

1

Рассказ, лабораторная работа

24.

Н.М. Прежевальский «Южно-Уссурийский край»

2

1

1

Семинар, поход в Челябинскую областную библиотеку

25.

С.О. Макаров «Ледокол»

2

1

1

Беседа ,поход в Челябинскую Юношескую библиотеку

26.

Повторение

2

-

2

Круглый стол

Раздел 4. Архитектура

27.

Федор Конь «Смоленск. Крепость. Башня»

1

1

-

Конференция

28.

Дмитрий Ухтомский «Колокольня Троице-Сергиевой Лавры»

2

1

1

Составление плана здания

29.

Василий Баженов «Дом Пашкова»

2

1

1

Рассказ, изготовление макета здания

30.

Матвей Казаков «Петровский путевой дворец»

1

1

-

Беседа

31.

Осип Бове «Московские триумфальные ворота»

1

1

-

Рассказ

32.

Федор Шехтель «Памятник московского модерна»

2

1

1

Рассказ, поход в Юношескую библиотеку

33.

Алексей Щусев «Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители»

2

1

1

Беседа, изготовление макета здания

34.

Повторение

2

1

1

Круглый стол

35.

Проекты

2

-

2

Изготовление проекта

36.

Защита проектов

2

-

2

Защита проектов

Итого

68

31

37

МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Критерии

Показатели

Инструментарий.

Диагностические средства.

Сроки реализации

Личностные результаты:

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

-формирование уважительного отношения к иному мнению окружающих людей;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- развитие умения объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

Метапредметные результаты:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

- осваивать первичные навыки публичного выступления

Предметные результаты:

-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

- составлять план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;

-понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать своё

предположение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

-способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

-способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;

- обобщать, делать несложные выводы;

- видеть проблемы;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

- находить ответы на вопросы, используя источники интернета, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя;

Тестирование по теоретическому материалу: раздел искусство

Поход в картинную галерею на выставку художников Южного Урала

3D экскурсия «Девятый вал»

Выполнение индивидуальных заданий.

 

Олимпиада «Людвиг ванн Бетховен – Лунная соната»

Постановка мюзикла на музыку Иоганна Себастьяна Баха

Посещение концерта в музыкальной школе «композиции Моцарта»

Постановка отрывка из «Лебединого озера» Чайковский

Тестирование по теоретическому материалу: раздел музыка

Выполнение лабораторной работы на тему: «Ракетно-космические системы»

Творческая работа на тему: «Радиоприемник»

Просмотр фильма по аэродинамике

Поход в Челябинскую областную библиотеку для изучения темы: «Южно – Усурийский край»

Тестирование по теоретическому материалу: раздел наука

Составление плана здания по примеру: «Колокольня Троице-Сергиевой Лавры»

Составление макета здания по примеру : «Дом Пашкова»

поход в Юношескую библиотеку:

«Памятник московского модерна»

Тестирование по теоретическому материалу: раздел архитектура

Изготовление проектов

Защита проектов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Техническое оснащение

- компьютер,

- проектор;

- экскурсионный автобус;

- доступ к сети интернет;

2.Оборудование

- класс,

- парты,

- доска;

- Государственный исторический музей Южного Урала;

- Картинная галерея Челябинского государственного музея изобразительных искусств;

3. Канцелярия

 - ватман 20 шт.,

-  карандаши 10 уп.,

- фломастеры 10 уп.,

- клей 10 шт.,

- ножницы 10 шт.,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся: репродукции картин (https://www.hermitageshop.ru/reproductions/)

изображения памятников архитектуры (http://architime.ru/index.htm)

Naked Science – научно-популярный портал (https://naked-science.ru/)

музыкальный портал (https://www.realmusic.ru/)

Для учителя:

1. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Содержание и организация воспитания и дополнительного образования в школе. – М.:ВЛАДОС 320 с. – пер. – 60.90 1/16.

2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с. – обл. – 60.90 1/16.

3. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры. – М.: ВЛАДОС. – 160 с.: ил. – обл. – 60х88 1/16.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.

5. Главный редактор: д. т. н., проф., заслуженный деятель науки РФ Алексей Геннадьевич Вострецов; Зам. главного редактора: д. т. н., проф. Василий Николаевич Васюков «Доклады академии наук высшей школы Российской Федерации» - М. 2010 г.

6. Главный редактор – Дмитрий Анатольевич Курляндский; Директор – Наталья Захаровна Курляндская «ТСМ – журнал «Трибуна современной музыки» - М. 2002 г.

7. Елена Игоревна Кириченко «Архитектурные теории XIX века в России». – М. 1986 г.

8. Петр Ирланович Гнедич «История искусств. Живопись. Европа и Россия: мастера живописи» - М., 2014 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест по разделу «Живопись»

1. Каких художников Южного Урала вы знаете? Подробнее опишите произведение одного из художников (на выбор).

2. Кто был автором картины «Девятый вал»? Как называют художников, изображающих море? Почему?

3.  Какую знаменитую картину И.Я. Репина вы знаете? Какое время суток описывается на картине «Утро в сосновом лесу»? Почему?

4. Кто являлся прототипом изображенного человека на картине Анри Матисса «Женщина в шляпе»?

5. В каком художественном стиле исполнена картина Клода Моне «Сharing cross bridge»?

6. Каковым был замысел картины Пабло Пикассо «Летящий голубь мира»?

7. Какие чувства вызывает у вас картина Винсента Ван Гога «Звёздная ночь»?

8. Определите индивидуальное смысловое значение слова «Живопись».

Тест по разделу «Музыка»

1. Проанализируйте отрывок произведение, Людвига Ван-а Бетховена «Лунная Соната».

2. Кратко распишите биографию Иоганна Себастьяна Баха.

3. Передайте в нескольких предложениях ваши чувства при прослушивании композиции Вольфганга Амадея Моцарта «Реквием».

4. В каком году была написана композиция Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро»? В каком году была поставлена одноимённая пьеса?

5. В каком произведении была использована композиция «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса?

6. Изобразите на листе бумаги ваши эмоции при прослушивании композиции Сергея Васильевича Рахманинова «Симфония №2».

7. Определите индивидуальное смысловое значение слова «Музыка».

Тест по разделу «Наука»

1. При каких обстоятельствах была создана периодическая таблица химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева?

2. Какое значение для отечественной космонавтики имеет личность С.П. Королёва?

3. В каком году П.Л. Чебышев ввёл понятие «Теория вероятности»?

4. Какую роль радиоприёмник играл в бытовой жизни советских людей?

5. Что такое «аэродинамика»?

6. Какое значение для человечества имеет изобретение ракеты?

7. Объясните значение фразы: «Взаимоотношения животных существ с окружающей средой».

8. Какие функции несло в себе Южно-Уссурийское пограничное комиссарство?

9. Для каких целей был изобретён ледокол?

10. Определите индивидуальное смысловое значение слова «Наука».

Тест по разделу «Архитектура»

1. Кто является архитектором Смоленской крепостной башни?

2. Какое значение имеет сооружение Колокольни Троице-Сергиевой Лавры?

3. Какой организации принадлежит «Дом Пашкова» Василия Баженова сегодня?

4. Кто являлся заказчиком построения «Петровский путевой дворец»?

5. В каком году были сооружены «Московские триумфальные ворота»?

6. Кто является архитектором «Памятника московского модерна»?

7. Где расположена «Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители»?

8. Определите индивидуальное смысловое значение слова «Архитектура».



Предварительный просмотр:

Разработка учебно- методического пособия по введению  литературоведческих понятий на уроках литературного чтения в 3 классе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования поставил перед школой задачу воспитания грамотного читателя, что  является составляющей общей задачи формирования ребёнка как  высококультурной и высокоразвитой личности. Именно поэтому одна из актуальнейших проблем современной начальной школы является совершенствование методики воспитания из ученика настоящего читателя, умеющего работать с книгой.

Проблема терминологической безграмотности учащихся, затруднения в  определении тех или иных понятий и терминов, а так же понимание сущности терминологии это онаиболее актуальные проблемы современной начальной школы.Учащиеся заинтересованы понимании того или иного термина, иначе, например,  поиски в тексте метафоры или эпитета, темы или идеи будут безрезультатными.  Дети часто путают понятия, не зная значения терминов. Путают антоним с амонимом, жаргон и диалект. Для того чтобы восстановить в памяти обучающихся  языковую картину мира, приходится постоянно расшифровывать такие ключевые  понятия, как «сказка», «рассказ» и т.д..Знать литературоведческую терминологию , уметь пользоваться ею, нуждаться в ней при объяснении простых и сложных  вопросов и анализе произведений-именно то, чему мы должны научить детей,  прежде чем углубляться в текст. Проблема заключается в том, что на уроках  литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно  воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу.

Исходя из анализа практики, можно сказать , что учащиеся недостаточно  ориентируются в вопросах литературной теории, затрудняются в объяснении  терминов и понятий, не имеют чёткого представления о целостном анализе  художественного произведения. Многим школьникам непонятна сущность  литературоведческого анализа произведения, или он объясняется ими узко. Анализ художественного произведения в школе требует от ученика серьёзной  самостоятельности, творчества, смелости, находок. Поэтому задача учителя:  обеспечить всестороннюю готовность к восприятию произведения, а значит, и  воспитанию в ребенке читателя.

Именно поэтому содержание литературоведческой подготовки ученика предполагает наличие знаний основных теоретико-литературных понятий и понимание сущности литературоведческого анализа  художественного произведения как произведения искусства.

Даже если урок посвящён отработке практических навыков, то начинать  сразу с практикой работы нецелесообразно. В таком случае ученик приспособится к чужому алгоритму и будет надеяться на так называемый, очень популярный в егосреде «метод тыка» и на «авось попаду».

Тема исследования: Разработка учебно- методического пособия по введению  литературоведческих понятий на уроках литературного чтения в 3 классе.

Цель исследования: на основе анализа психолого- педагогической и методической литературы разработать учебно- методическое пособие по изучению литературоведческих понятий.

Объект исследования : образовательный процесс на уроках литературного чтения в 3 классе.

Предмет исследования: методика изучения литературоведческих понятий на уроках литературного чтения в 3м классе с помощью познавательного учебно-методического пособия.

Гипотеза : если разработать учебно- методическое пособие для изучения  литературоведческих понятий- это будет способствовать более глубокому их  усвоению и анализу произведений на уроках литературного чтения в 3 классе.

Ссылка на статью по выпускному исследованию: https://solncesvet.ru/razrabotka-uchebno-metodicheskogo-posobi.230340 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...