ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Кнутарева Анастасия Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ И ОСОЗНАННУЮ ИМИТАЦИЮ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(по материалам курсового исследования)

Научный руководитель - Учарова Н.М., преподаватель МДК 01.10. Теоретические и методические основы углубленного изучения дисциплин высшей квалификационной категории.

Актуальность проблемы исследования. Произношение является своеобразной визитной карточкой говорящего. Именно от произношения во многом зависит взаимопонимание при общении. Сегодня проблема обучения иноязычному произношению является особенно актуальной.

Для того чтобы общаться на языке должны сформированы слухопроизносительные навыки, которые являются непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции. Обучение произношению имеет важное значение, поскольку звуковая сторона является неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности человека.

В обучении произношению участвуют все анализаторы:

  • речедвигательный (исполнительная функция);
  • слуховой (контролирующая функция);
  • зрительный (опоры: жесты, мимика, движение губ).

Развитие правильного произношения зависит от знания, практического усвоения наиболее важных закономерностей произношения в изучаемом языке, особенно тех, которые отсутствуют в звуковой системе родного языка.

На основании актуальности проблемы нами была определена тема курсового исследования: «Использование тренировочных упражнений на активное слушание и осознанную имитацию для формирования слухопроизносительных навыков у учащихся на уроках языка в начальной школе».

Целью исследования было установлено, на основе изучения теории и методики формирования слухопроизносительных навыков, представить тренировочные упражнения на активное слушание и осознанную имитацию.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

  • отработать и изучить современную методическую литературу по проблеме   формирования слухо-произносительных навыков в начальной школе;
  • определить роль и место фонетической зарядки на уроках английского языка;
  • на основе анализа изученной литературы описать и систематизировать      наиболее приемлемые средства обучения фонетике;
  • обобщить результаты исследования;
  • сделать выводы по проведенному исследованию.

При выполнении курсового исследования мы использовали следующие теоретические методы  исследования, взаимообогащающие и дополняющие друг друга, а именно:

  • отбор и анализ методической литературы;
  • систематизация материала;
  • обобщение материала. 

В ходе курсового исследования мы выяснили, что корректное произношение предполагает сформированность навыков артикулирования звуков и звукосочетаний, владение интонацией, а также умение расставить ударение, соответствующее нормам изучаемого языка.

Сформированность слухопроизносительных навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции.

Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложении.

В условиях неязыковой среды, или, проще говоря, на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделить значительное внимание.

Успешность обучения произношению во многом зависит от учителя, его профессиональной и языковой подготовки.

Развитие правильного произношения зависит от знания и практического усвоения наиболее важных закономерностей произношения в изучаемом языке, особенно тех, которые отсутствуют в звуковой системе родного языка и являются источником межъязыковой интерференции.

На начальном этапе мы закладываем основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, паузацию, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию

По мнению Э.П. Шубина, «главное содержание обучения иностранного языка составляют учебные упражнения».

Упражнения представляют собой целенаправленные, взаимосвязанные действия, предлагаемые для выполнения в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых навыков и умений и характера реально существующих актов речи. Упражнения занимают важное место в обучении, так как лежат в основе овладения какой-либо деятельностью. Эффективность упражнений во многом зависит от методики их организации и проведения.

В упражнении всегда есть цель, ему присуща специальная организация, и упражнение всегда направленно на совершенствование способа выполнения действия. Для этого оно должно предусматривать, по крайне мере, многогранность повторного действия. Но одно упражнение при обучении никогда не дает конечного эффекта, даже по отношению к частной промежуточной цели. Поэтому упражнения объединяются в  системы, подсистемы, комплексы.

На начальном этапе обучения обычно используются упражнения двух типов:

1)        Упражнения на активное слушание. Например, услышав нужный звук в слове, дети хлопают в ладоши или поднимают руку и так далее. Слова могут быть как знакомыми, так и незнакомыми. Здесь тоже можно попросить определить звуки родного и иностранного языков. Такое упражнение развивает речевой слух и готовит почву для другого типа упражнений.

2)        Упражнения на осознанную имитацию. На начальном этапе ученики часто повторяют слова, словосочетания и речевые структуры за учителем или диктором. На уроке это может быть как хоровое проговаривание, так и индивидуальное. И то и другое очень важно.

Для осознанной имитации целесообразно давать учащимся материал, ценный в содержательном отношении: песни, рифмовки, стихи, пословицы и поговорки. На начальном этапе - это считалочки и рифмовки, на последующих - истинные образцы поэтического слова. Фонетическая сторона этого материала должна быть тщательно отработана. Также нужно обращать внимание на выразительную сторону речи.

Для того чтобы поддерживать сформированность фонетических навыков в рабочем состоянии и совершенствовать их, учителю следует работать над развитием слухопроизносительных навыков каждый урок.

В заключении можно сказать, что язык может служить важнейшим средством человеческого общения лишь при условии, что он существует в речи в материальной форме произносимых и воспринимаемых звуков, владение произношением абсолютно необходимо для использования языка во всех его функциях.

Начальная школа закладывает базовые знания, умения и навыки по всем школьным дисциплинам, в том числе и по иностранному языку.

Проблема формирования слухопроизносительных навыков речи не менее важна, чем другие проблемы методики обучения иностранным языкам, но по разным причинам ей уделялось меньше внимания, чем формированию других навыков. Поэтому в данной работе мы более подробно познакомились с методикой формирования слухопроизносительных навыков, а также познакомились с мнениями известных методистов, рассматривающих проблему формирования слухопроизносительных навыков. Нами было выявлено, что ученые-лингвисты и методисты сходятся во мнении, что обучению фонетическим навыкам на начальном этапе должна отводиться особая роль.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, образовательный потенциал упражнений на активное слушание и осознанную имитацию может эффективно использоваться на уроке иностранного языка для формирования слухопроизносительных навыков учащихся.

Правильно подобранная учителем система упражнений позволит ученику успешно овладеть всеми необходимыми  фонетическими навыками.

Необходимо постоянно осуществлять контроль слухопроизносительных навыков при выполнении речевых упражнений в аудировании, в говорении или в чтении. Только в этом случае можно объективно судить о степени практического владения фонетической стороной иноязычной речи.

Подводя итоги проведенного исследования, можно утверждать, что представленные выше подходы к обучению произношению являются эффективными, так как позволяют  формировать, совершенствовать и корректировать   слухопроизносительные навыки на начальном этапе обучения учащихся  английскому произношению.

Список литературы:

1.   Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов у факультетов иностранного языка высших педагогических учебных заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

2. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М. : Просвещение, 2002. – 239 с.                                                                                                                                                                              



Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СБОРНИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ И ОСОЗНАННУЮ ИМИТАЦИЮ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

(по материалам дипломного проекта)

Научный руководитель - Учарова Н.М., преподаватель МДК 01.10. Теоретические и методические основы углубленного изучения дисциплин высшей квалификационной категории.

Произношение является своеобразной визитной карточкой говорящего. Именно от произношения во многом зависит взаимопонимание при общении. Сегодня проблема обучения иноязычному произношению является особенно актуальной.

Развитие правильного произношения зависит от знания, практического усвоения наиболее важных закономерностей произношения в изучаемом языке, особенно тех, которые отсутствуют в звуковой системе родного языка. В условиях неязыковой среды постановке слухопроизносительных навыков следует уделить значительное внимание.

На основании актуальности данной проблемы нами была сформулирована тема исследования: «Создание сборника тренировочных упражнений на активное слушание и осознанную имитацию для формирования слухопроизносительных навыков у учащихся 3 класса на уроках английского языка в начальной школе».

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы разработать сборник тренировочных упражнений на активное слушание и осознанную имитацию для формирования слухопроизносительных навыков у учащихся 3 класса на уроках английского языка к учебнику М.З. Биболетовой и обосновать эффективность его использования.

Гипотеза исследования: формирование слухопроизносительных навыков у учащихся 3 класса будет проходить более успешно, если разработать сборник тренировочных упражнений на активное слушание и сознанную имитацию и систематически применять его на уроках английского языка в начальной школе.

При выполнений дипломного проекта нами были использованы следующие методы исследования: 

Методы теоретического исследования:

•        отбор и анализ методической литературы;

•        сопоставление;

•        систематизация и обобщение;

•        классификация представленной информации.

Методы эмпирического исследования:

•        апробация;

•        наблюдение.

В первой главе мы описали теорию и методику формирования слухопроизносительных навыков у учащихся начальной школы.

По мнению Э.П. Шубина, «главное содержание обучения иностранного языка составляют учебные упражнения».

Авторы «Нового словаря методических терминов и понятий» Э.Г, Азимов и А.Н. Щукин дают такое определение: «Упражнение – это структурная единица методической организации учебного материала, используемого в учебном процессе. С помощью упражнений обеспечивается выполнение действий с материалом и формирование на их основе умственных действий»

Упражнения занимают важное место в обучении, так как лежат в основе овладения какой-либо деятельностью. Эффективность упражнений во многом зависит от методики их организации и проведения.

На начальном этапе обучения обычно используются упражнения двух типов: на активное слушание и осознанную имитацию.

Предметом упражнений являются звуки и звукосочетания, помещенные во все более крупные единицы: от слога – через слово – к словосочетанию и к тексту.

Для осознанной имитации целесообразно давать учащимся материал, ценный в содержательном отношении: песни, рифмовки, стихи, пословицы и поговорки.

Изучив теорию и методику, мы разработали «Сборник тренировочных упражнений на активное слушание и осознанную имитацию для формирования слухопроизносительных навыков у учащихся 3 класса на уроках английского языка».

Сборник содержит фонетический материал, направленный на формирование слухопроизносительных навыков. В сборник включены разнообразные тренировочные упражнения активное слушание и осознанную имитацию для формирования слухопроизносительных навыков. Из большого количества рифмованного материала и упражнений учитель может выбрать то, что ему необходимо на данном уроке.

При использовании данного сборника можно использовать следующие формы организации работы: хоровую, индивидуальную и парную.

Во второй главе описаны ход и результаты апробации.

Апробация разработанного нами сборника проводилась в 3 классе МКОУ «Костыгинской средней общеобразовательной школы», Целинного района, Курганской области. Сроки апробации: 19.02.2018г. – 24.03.2018г.

Класс занимается по учебнику Ольги Васильевны Афанасьевой "Rainbow English". Класс достаточно организован и собран, половина учеников имеет желание изучать английский язык.

В основном, ребята в классе проявляют интерес к изучению английского языка, ответственно готовятся к урокам, но есть 3 ученика, у которых этот интерес отсутствует.

Учитель английского языка каждый урок уделяет внимание постановке правильного произношения у учащихся и систематически использует фонетическую зарядку на своих уроках.

Во время апробации сборника особое внимание уделялось звукам [a:], [ʌ], [ai], [ɔi], [ei], [θ], [ð], [t], [d]. Выбор этих звуков сделан не случайно: в русском языке нет звуков [θ], [ð] и произношение данных звуков вызывают трудности у учащихся; альвеолярные звуки [t] и [d] учащиеся произносят как русские звуки [т] и [д]; ещё в русском языке нет долготы и краткости гласных звуков, а также нет дифтонгов (уч-ся могут произносить эти звуки как сочетание русских звуков [ай], [ой], [эй], в то время как в английском языке дифтонг представляет собой один звук, состоящий из 2х элементов).

Констатирующий срез показал, что большинство уч-ся испытывают данные трудности.

Последующие уроки начинались с рифмованного материала, который подбирался по теме урока. Учащиеся с удовольствием отрабатывали звуки и отчитывали рифмовки. Также учащиеся выполняли упражнения на активное слушание и сознанную имитацию.

На наш взгляд, самыми удачными были следующие упражнения:

  • Англичанам очень нравятся русские скороговорки. Послушайте, как они их произносят: «Во дворе трава, на траве дрова». Попробуйте произнести скороговорку, как англичане!
  • Угадайте, в каком ящике сидят пчелы, а в каком – змеи:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9f9caedd2a70f0d6ad105abc114ef556-l&n=13   

  http://whiteinform.ru/wp-content/uploads/2012/10/zmey2013_7.jpg

Пчелы и змеи очень вежливые и приветствуют друг друга. Поиграем в пчел и змей. 1-й ряд – пчелы, 2-й ряд – змеи. Поприветствуйте друг друга. Молодцы! Теперь поменяемся ролями.

  • «Для того чтобы правильно по-английски поздороваться утром, необходимо научиться подражать звону колокола [diŋ – diŋ – diŋ] и звону звучащей струны [iŋ – iŋ – iŋ].» После отработки звука [ŋ] учащиеся приветствовали фразой «Good morning» сказочных персонажей.

В конце апробации был проведен контрольный срез, который показал, что уровень сформированности слухопроизносительных навыков у некоторых учащихся повысился. Большинство учащихся стали допускать меньше ошибок в заданиях.

Мы сравнили результаты констатирующего и контрольного срезов.

Уровень

Констатирующий этап

Контрольный этап

Результат

Высокий

16%

33%

Повысился на 17%

Средний

41%

33%

Изменился на 8%

Низкий

41%

33%

Понизился на 8%

Исходя из данной таблицы, мы можем увидеть, что результаты констатирующего и контрольного этапов отличаются. Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование слухопроизносительных навыков у младших школьников будет происходить более успешно, если систематически применять сборник тренировочных упражнений на активное слушание и сознанную имитацию на уроках английского языка в начальной школе.

Список литературы:

  1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика:  учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов  и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений /  Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 336 с.
  2. Пассов, Е.И. Формирование произносительных навыков: учебное пособие / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Ворнеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  3. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...