ПК 04.04 Педагогические разработки
статья по теме

Жуланова Екатерина Николаевна

Предварительный просмотр:

Е. Жуланова

Челябинский педагогический колледж №1

Научный руководитель М.В. Дрокина

 «Формирование интереса к урокам математики у младших школьников посредством проблемного обучения»

Проблема интереса и его роли в учебной деятельности с давних пор интересовала педагогов.

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считают великого чешского педагога Я.А.Коменского. Он полагал, что одна из основных задач учителя «всеми средствами воспламенять жажду знания и пылкое усердие в учении… Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой…Мало того, - писал Коменский, - что он не будет избегать труда, он будет искать его и не бояться напряжений и усилий».

Немецкий педагог – демократ А. Дистервег призывал «сделать обучение увлекательным».

Наблюдая за поведением детей на уроках в начальной школе, можно сделать вывод, что у них нет интереса к обучению, и, то есть познавательной активности и самостоятельности. Они не могут осознать собственную систему взглядов (хотя познавательная потребность проявляется в раннем детстве в виде любопытства и любознательности), потому что в школьная программа постепенно суживает круг интересующих ребенка вопросов, перенаправляя на то, что заложено в программе. Сейчас для учеников главная цель обучения – это получение хорошей оценки, это важнее и интереснее, чем активизирующие мысль, поиски ответов на вопросы.

Именно поэтому сейчас стоит обращать внимание на природную любознательность всех детей и всеми средствами стараться поддерживать ее на протяжении всего курса обучения, воспитывать устойчивые познавательные потребности.

В концепции модернизации российского образования сказано, что основной задачей как универсального средства достижения качественного и доступного образования является соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Ученик, окончивший школу должен владеть не только суммой знаний и навыков, но и уметь их применять в практических ситуациях.

Однако, успех в решении учебных и воспитательных на уроках в значительной мере определяется интересом к предмету. Если учащимся нравятся уроки математики, то учебный процесс идет легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна.

Между тем известно, что математика как школьный предмет не всегда пользуется популярностью среди учеников. Так, количество учащихся, называющих математику в числе любимых предметов, нередко составляет лишь 7-10%, а количество высказываний о безразличии к математике как к предмету возрастает от класса к классу.

Эти факты лишний раз свидетельствуют о том, что проблема пробуждения и развития интереса к изучению математики является одной из наиболее серьезных в современной методике.

Самым эффективным методом поддерживать или пробудить в детях познавательный интерес является опора на прежний опыт детей, систему прежних знаний, то есть подготовленная активность находить, решать и осознавать связанные с его деятельностью интеллектуальные задачи, то есть учителям нужно применять на уроках деятельностные формы обучения. К таким деятельностным формам обучения, относится проблемное обучение, которые являются неотъемлемой частью системно – деятельностного подхода. Значимость этого обучения в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией, а благодаря ему ученик учится думать не по алгоритму, а самостоятельно ищут выходы из учебных затруднений.

Вопросами проблемного обучения занимались такие отечественные ученые и педагоги как: Махмутов М.И., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Железовская Г.И.. По их мнению, проблемное обучение - это начало и источник творческого. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний. Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.

        Цель исследования - На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы разработать конспекты уроков по математике с элементами проблемного обучения и обосновать эффективность его использования в формировании интереса к предмету у учеников начальной школы.

Предмет исследования  – методика формирования интереса к урокам математики в 3 классе через проблемное обучение.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу и интернет ресурсы по теме исследования;
  2. Раскрыть сущность понятия «интерес», «проблемное обучение», «проблемное задание»;
  3. Подобрать методический материал для начальной школы с элементами проблемного обучения;
  4. Обобщить материал исследования;
  5. Сделать выводы о проделанной работе.

Практическая значимость моей выпускной квалификационной работы заключается в разработке конспектов уроков с элементами проблемного обучения для 3 класса УМК «Школа России»

При составлении теоретической части дипломной работы были разобраны понятия: «интерес», «проблемное обучение», «проблемное задание».

Существует множество понятий слова «интерес». Особое внимание этому понятию уделено в трудах советских (российских) социологов. А.Г. Здравомыслов, признает, что интерес является непосредственным побудительным мотивом деятельности человека, но также обращает внимание на другую его сторону — интерес есть также нечто объективное, не зависящее от воли и сознания человека.

Выделяют несколько уровней интереса:

Первым уровнем интереса является любопытство. Любопытство даже может быть чертой характера. Такой интерес поверхностный и не устойчивый.

Следующим уровнем интереса является любознательность. Она проявляется в более глубоком видении события, в анализе и поиске его причин и последствий. Проявлять любознательность - значит проявлять исследовательский интерес.

 Следующим уровнем является интерес, который можно назвать деловым. Под его воздействием человек предпринимает практические действия, он погружается в само дело.

Если говорить об особенностях интереса младшего школьника, то одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. И познавательные интерес к темам, изучаемым школьником, должен возбуждаться различными приемами, умелой постановкой вопроса, который создает проблемную ситуацию.

Проблемное задание имеет поисковый характер, иногда — оригинальное решение, для которого нет образцов или алгоритмов.

Проблемные задания вводят учащихся в предстоящую частично поисковую или исследовательскую работу, создавая психологически благоприятную атмосферу для дальнейших занятий.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. 

В проблемном обучении выделяют три метода:

  • Проблемное изложение. Учащиеся оказываются в роли участников (или, точнее, соучастников) поиска истины, первооткрывателей.
  • Частично-поисковый метод. Проблему формулирует преподаватель, но в процессе изложения темы он постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту. Учащихся осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами ее решают.
  • Исследовательский метод. Поиск входит в него как ядро, а в исследовании, кроме того, есть и другие методы, в частности практический, исполнительский.

Проблемные задания можно применять на различных типах урока, но в основном они используются на уроках:

  • - изучения нового материала и первичного закрепления;
  • - комбинированных;
  • - блоковых проблемных занятиях - тренингах.

Структурными элементами современного проблемного урока являются:

  • актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя);
  • усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»);
  • формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, и заключение).

Процесс решения этих задач одновременно ведет к формированию научного мировоззрения, эстетических взглядов и нравственных привычек.

При использовании проблемного задания на уроке изучения нового материалы нужно, прежде всего, разобраться в возможных приемах создания проблемных ситуаций. Остановимся на описании некоторых из них, конкретизируя их примерам.

Прием 1. Побуждение учащихся к проведению наблюдения, анализа, сопоставления, противопоставления с целью выявления общего и различного в наблюдаемых предметах и явлениях.

Прием 2. Постановка перед учениками таких практических задач, которые требуют поиска новых способов решения, новых подходов к решению знакомой задачи.

Прием 3. Использование жизненных ситуаций, возникающих при самостоятельном выполнении учениками практических задач, и их анализ с целью формулировки проблемы.

        Прием 4. Столкновение учеников с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний. В этом случае они должны осознать возможность переноса действий с известной ситуации на новую.        

Прием 5. Привлечение ряда фактов, относящихся к изучаемому материалу, с целью нахождения рационального способа вычисления или решения новой проблемной задачи.

Прием 6. Составление задач по вопросу, для чего необходимо найти недостающие данные. Так возникает проблемная ситуация, разрешить которую можно при условии, если ученики поняли новый материал.

Прием 7. Проблемную ситуацию может создать и вопрос, поставленный к условию конкретной задачи.

Изучив подробнее методику проблемного обучения, как, когда и при помощи чего можно использовать данную методику на уроках математики в начальных классах, мы пришли к выводу, что оно необходимо для младшего школьника на уроках. Когда дети сами находят новые знания, правила и составляют себе задания, это поддерживает мотивацию к обучению.

Мы представили разнообразные методы и приемы создания проблемных ситуации, которые впоследствии могут облегчить работу учителя.

Основываясь на результатах исследований и обобщения опыта, можно определить следующие цели создания проблемного задания:

Помочь ученику определить в учебно-познавательной задаче основную проблему и сформулировать её;

Возбудить у учащегося познавательный интерес и сформулировать основную задачу поиска путей решения проблемы;

Помочь ученику привлечь имеющиеся у него знания для решения проблемы;

Поставить ученика перед такими посильными затруднениями, сложность преодоления которого заставила бы его напрячь мысль;

Раскрыть проблемы, показать противоречие между возникшим интересом и невозможностью его удовлетворения имеющимся у ученика запасом знаний, умений и навыков.

Список использованных источников:

  1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975.
  2. Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1985.
  3.  Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2002.
  4. Мингазов Э.Г. Поиски рациональных способов преподавания математики. М.: Просвещение, 1968.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие – М.: Народное образование, 2001 г.
  6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 
  7. Щукина Г.И.Педагогические проблемы формирования познавательных интересовучащихся. М.: Педагогика, 1971 г.
  8. http://olgadubnova.ru/interes-samyj-vazhnyj-prioritet-postroeniya-otnoshenij/  (понятие интерес и виды интереса)
  9. http://psibook.com/posts/vidy-interesov-i-ih-harakteristika-v-sovremennoj-psihologii.html  (особенности интереса младшего школьника и виды интереса)
  10. http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2015/50-nomer-8-04-2015/933-osobennosti-poznavatelnogo-interesa-mladshikh-shkolnikov   (проблемное обучение)
  11. http://2dip.su/%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/6759/ ( сущность проблемного обучения и проблемного задания)
  12. http://paidagogos.com/?p=108#  (трактовки проблемного задания)
  13. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/04/22/problemnoe-obuchenie-na-uroakh (классификация проблемного обучения)



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

курс «Вместе больше»

Челябинск, 2017

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности. Вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности.

Актуальность программы. Необходимость разработки программы внеурочной деятельности начальной школы связана с введением государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Начальная школа выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, бытовой, досуговой деятельности человека. Навыки, формируемые на данной ступени, обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, и осмысление повседневной жизни.

Программа курса внеурочной деятельности «Вместе больше» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5) и направлена на обеспечение развития коммуникативных качеств ребенка через социальную сферу общества. 

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

а)овладению учащимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

б)формированию у учащихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

в)формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков работы в коллективе,  контроля, самооценки и оценке других.

Жизнь ребёнка, который  работает в коллективе,  пронизанная многообразными видами деятельности, и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.

Вследствие реализации данной программы эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена, а также может быть создан особый уклад школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:

а)принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, и деятельность в коллективе, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

б)использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)

в)реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

Учебно-тематический план

Темы содержание

Количество часов

Формы организации деятельности учащихся на занятии

всего

теория

практика

Раздел 1

Я в коллективе

10

3

7

Беседа, просмотр мультфильма с обсуждением,  игры на командообразование,

психологические упражнения, КТД

Тема 1

Что такое коллектив?

2

2

Беседа, просмотр мультфильма с обсуждением, игры на командообразование

Тема 2

Становимся коллективом

3

Психологические упражнения, игры на командообразование

Тема 3

Правила нашего коллектива

1

2

КТД, беседа

Раздел 2

ПДД и театр

14

1

13

Круглый стол,  КТД,  создание спектаклей

Тема 4

ПДД легко и просто

1

2

Круглый стол,  КТД

Тема 5

Театральные ПДД

9

Подготовка спектаклей

Тема 6

ППД всем

2

Спектакли

Раздел 3

Здоровым быть модно

14

2

12

Беседа, КТД, викторина, поисковые исследования

Тема 7

Вредные привычки

1

4

Беседа, КТД, викторина

Тема 8

Правильное питание

1

4

Беседа, КТД

Тема 9

Спорт

4

КТД, поисковые исследования

Раздел 4

Помогая другим помогать себе

19

3

16

Беседа, КТД, интеллектуальная игра, экскурсионная прогулка

Тема 10

Книга лучший друг

1

5

Беседа, КТД, интеллектуальная игра

Тема 11

Экология для нас

1

6

Экскурсионная прогулка,  КТД

Тема 12

Мы и животные

1

5

Беседа,  КТД

Раздел 5

Проектная деятельность

11

1

10

Беседа, проектная деятельность

Тема 13

Проект нашего коллектива

1

10

Беседа, проектная деятельность

Итого:

68

10

58

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

РАЗДЕЛ 1. Я В КОЛЛЕКТИВЕ

Тема 1. Что такое коллектив? (4 часа)

Вводное занятие. Знакомство учащихся друг с другом и учителем, посредством стандартного диалога, игр на знакомство. Знакомство учащихся с программой, содержанием курса. Проведение игр на командообразование. Просмотр мультфильма про дружбу с обсуждением. Определение индекса групповой сплоченности.

Тема 2. Становимся коллективом (3 часа)

Мотивация учащихся на дальнейшую деятельность. Игры на командообразование. Психологическое упражнение «коллаж».

Тема 3. Правила нашего коллектива (3 часа)

 Обсуждение и принятие правил в коллективе. Изучение понятия «устав» составление устава в коллективе. Распределение обязанностей между учащимися. Создание паспорта коллектива по средствам КТД. Проведение теста креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. Анализ проделанной работы в группе.

РАЗДЕЛ 2. ППД И ТЕАТР

Тема 4. ППД легко и просто (3 часа)

Проведение круглого стола на тему «Соблюдение правил дорожного движения». Разработка и создание уголка юного пешехода.

Тема 5. Театральные ППД (9 часов)

Выбор сценария для проведения мероприятия для учеников 1 класса на тему правил дорожного движения. Распределение ролей и обязанностей среди учащихся. Постановка и репетиции спектаклей. Обсуждение костюмов для актеров. Создание декораций для спектакля.

Тема 6. ППД для всех (2 часа)

Театральное представление для 1 классов в два потока. Представление уголка юного пешехода.  Определение индекса групповой сплоченности. Анализ проделанной работы в группе.

РАЗДЕЛ 3. ЗДОРОВЫМ БЫТЬ МОДНО

Тема 7. Вредные привычки (5 часов)

Беседа о вредных привычках (разновидности, опасность, профилактика). Разработка и создание брошюр против вредных привычек. Презентация брошюр перед другими учащимися. Подготовка и проведение интеллектуальной игры (викторины) на тему «вредные привычки».

Тема 8. Правильное питание (5 часов)

Беседа о правильном питании. Основы съемки видеороликов. Практическое занятие о видеосъемке. Создание сценариев для видеоролика и снятие видеоролика на тему «правильное питание». Фестиваль видеороликов о правильном питании.

Тема 9. Спорт (4 часа)

Поиск информации и исследование различных видов спорта. Написание сказок и рассказов о различных видах спорта, с учетом найденной информации об истории и развитии конкретного вида спорта. Создание страниц с иллюстрациями. Презентация получившейся книги.

Определение индекса групповой сплоченности. Анализ проделанной работы в группе.

РАЗДЕЛ 4. ПОМОГАЯ ДРУГИМ, ПОМОГАЮ СЕБЕ

Тема 10. Книга лучший друг (6 часов)

Беседа о важности чтения книг. Создание серии закладок для книг и передача их в библиотеку. Интеллектуальная игра «Наши любимые книги» (Приложение 6). Введение понятия «буккроссинг» его история, особенности. Обмен любимыми книгами.

Тема 11. Экология для нас (7 часов)

Беседа об экологических проблемах, о необходимости раздельного сбора мусора, создание маркеров для сбора мусора, информирование о точках раздельного сбора мусора в нашем городе. Высаживание рассады многолетних и однолетних растений, наблюдение за ними.  Беседа о вреде выбросе батареек с общим мусором. Создание контейнеров для сбора батареек. Установление контейнеров в школе. Информирование учащихся школы о сборе батареек при помощи плакатов. Отслеживание наполняемости контейнеров.

Тема 12. Мы и животные (6 часов)

Беседа о важности животных, создание кормушек из расходных материалов. Поиск информации о приютах для животных в Челябинской области. Изготовление пледа для животных из приюта, с дальнейшей передачей его животным. Беседа о животных из красной книги животных Челябинской области. Просмотр фильма о животных с обсуждением. Создание макета заповедника.

Определение индекса групповой сплоченности. Анализ проделанной работы в группе.

РАЗДЕЛ 4. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 13. Проект нашего коллектива (11 часов)

Понятие «проектная деятельность», «проект». Изучение этапов создания проектов. Разработка и реализация проекта в установленные сроки.

Определение индекса групповой сплоченности. Анализ проделанной работы в группе.

Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Вместе больше»

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Срок проведения

Личностные

1. Формирование уважительного отношения к иному мнению

2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

3.Формирование наличия мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материалам и духовным ценностям.

Планируемый воспитательный результат:

-умение работать в группах;

-умение творчески преподнести свои знания;

Планируемый воспитательный эффект:

-формирование и развитие умения воспринимать конструктивную критику;

 - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- трудолюбие, упорство в достижении цели;

- проявлять интерес к новым способам самовыражения;

 Определение индекса групповой сплоченности

(Приложение)

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

(Приложение)

В конце изучения каждого раздела

3 занятие

Метапредметные

1. Освоение способов решения проблем интеллектуального и поискового характера.

2. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

3. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; 

5. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Планируемый воспитательный результат:

- умеют решать проблему;

-умеют принимать ситуацию успеха и неуспеха;

-умеют анализировать свои поступки;

-умеют использовать различные средства информации для получения нужной информации;

-умеют выходить из ситуации конфликта;

-умеют критически оценивать как собственные работы ,так и работы своих товарищей;

Планируемый воспитательный эффект:

-формирование и развитие умения воспринимать конструктивную критику;

-способность к адекватной самооценке;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- трудолюбие, упорство в достижении цели;

Педагогическое наблюдение

Анализ своей работы и работы сверстников

Каждое занятие

В конце изучения каждого раздела

Предметные

1. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

        

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Техническое оснащение
  • Интернет
  • Колонки
  • Компьютер 1 шт.
  • Мультимедийный проектор 1 шт.
  • Принтер 1 шт.
  • Фотоаппараты (видеокамеры) 4 шт.
  1. Материальное оснащение
  • Горшки для растений
  • Земля для рассады
  • Контейнеры 3 шт.
  • Парты
  • Семена многолетних и однолетних растений
  • Стулья
  • Хлопковая ткань 3м
  1. Канцелярия
  • Бумага формата А4  4 пачки
  • Ватман формата А2  20 шт.
  • Ватман формата А3 20 шт.
  • Ватманы формата А1 20 шт.
  • Клей-карандаш
  • Клей ПВА
  • Ножницы
  • Плотный картон 50 шт.
  • Самоклеющаяся цветная бумага 20 шт.
  • Цветная бумага 2 пачки по 250 листов
  • Цветной картон 15 пачек
  • Цветные карандаши 7 пачек
  • Цветные фломастеры 7 пачек

Учебно-методическое обеспечение

        Для учителя:

1. Елизарова, Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня.  / Е.М. Елизарова – М.: «Учитель», 2008. – 137с.

2. Ладыженская, Т.А.  Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская  – М.: «Просвещение», 1990. – 194с.

3. Введенская, Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: «Просвещение», 1971.–143с

4. Панов, Г.А. Занимательные задания по русскому языку. / Г.А. Панов – М.: Издательство «Просвещение», 2008. – 253с.

        Для учеников:

1. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет / C.И. Львова. - М: Дрофа, 2007. – 153с.

2. Шустикова Т.В., Кулакова В.А.  Русский язык - мой друг / Т.В. Шустикова, В.А. Кулакова. – Москва: Издатель «РУДН», 2011. – 212с.

Электронные ресурсы:

1.https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/testi?class=3 

2. http://pedsovet.org/publikatsii/azbuka-pismo/skazka-o-parnyh-soglasnyh 

3.http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/didakticheskaja_igra_tipa_labirint_pravopisanie_suffiksov_ik_ek/382-1-0-48291 

4. http://onlinetestpad.com 

5. http://morefactov.ru/fact/chto-by-eto-znachilo-udivitelnye-fakty-o-proisxozhdenii-izvestnyx-frazeologizmov-chast-2 

6. http://kid-mama.ru/category/russkij-yazyk/page/3/ 


Определение индекса групповой сплоченности.                  Приложение 4.

Назначение и инструкция к тесту

Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

  1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
  • Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
  • Участвую в большинстве видов деятельности (4).
  • Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
  • Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
  • Живу и существую отдельно от нее (1).
  • Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
  1. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
  •        Да, очень хотел бы перейти (1).
  • Скорее перешел бы, чем остался (2).
  • Не вижу никакой разницы (3).
  • Скорее всего остался бы в своей группе (4).
  • Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
  • Не знаю, трудно сказать (1).
  1.    Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
  1.    Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • Хуже, чем в большинстве классов (1).
  • Не знаю, трудно сказать (1).
  1. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
  1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
  4. Не знаю. (1)
  1. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
  1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
  4. Не знаю (1).

Уровни групповой сплоченности

  • 15,1 баллов и выше – высокая;
  • 11,6 – 15 балла – выше средней;
  • 7- 11,5 – средняя;
  • 4 – 6,9 – ниже средней;
  • 4 и ниже – низкая.

                 

Приложение 5

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:    

 

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

стимульный материал к тесту торенса на креативность              стимульный материал к тесту торенса на креативность

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Интеллектуальная игра «Наши любимые книги».               Приложение 6.

Ход игры:

Ведущий: 
Здравствуйте, ребята!
На одной из египетских надгробных плит высечена замечательная мысль: «Обрати своё сердце к книгам…Право, нет ничего выше книг». В нашей стране издано много интереснейших детских книг. Некоторые из них вы уже прочитали, а о других даже не слышали. Ответив на вопросы литературной викторины «Книжкины тайны», вы сможете определить – насколько хорошо знаете детскую литературу.
Вы разделились на команды. Представьте их и своих капитанов. (Идёт представление команд)
Проведём жеребьёвку, кто начнёт игру. (В жеребьёвке участвуют капитаны).
За правильный ответ команды будут получать фишки. Если команды ответить не может, то имеет право ответить другая команда. В конце мы подсчитаем фишки и подведем итоги. Итак, желаю успехов!
1. Друзья.
Кто был друзьями литературных персонажей:
1. Врунгеля (Лом, Фукс)
2. Чиполлино (Вишенка, Редиска)
3. Нильса (Мартин)
4. Герды (Кай)
5. Маркиза де Карабаса (Кот в сапогах)
6. Муми – тролля (Снусмумрик, фрекен Снорк)
7. Юры Баранкина (Костя Малинин)
8. Пиноккио (Фитиль)
9. Маугли (Багира, Балу, Каа)
10. Маленькой Бабы – Яги (Ворон Абрахас)
11.Малыша (Карлсон)
12.Соломинки (Уголёк, боб)
2. Кто это?
1. Мойдодыр (Умывальник)
2. Господин Нильсон (Обезьянка )
3. Рики- Тики – Тави (Мангуст)
4. Каа (Удав)
5. Матроскин (кот)
6.Страшила (Соломенное чучело)
7. Людвиг Четырнадцатый (Цыплёнок)
8. Куинбус Флестрин – Человек – Гора (Гулливер)
9.Ослиная шкура (Принцесса)
10.Гена (Крокодил)
11.Дядя Фёдор (Мальчик)
12. Заплаткин(Гусёнок)
3. Русские народные сказки.
Из каких литературных произведений взяты эти строки.
1.«Иван – Царевич говорит ей: - Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.» ( «Царевна – лягушка»)
2.«Сел на коня и полетел, что твой сокол, прямо к палатам Елены – царевны». 
( «Сивка – бурка»)
3. «Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться. Очень вкусная вода в ямке от копытца» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
4.« Пришла девочка, глядь – нету братца! Ахнула, кинулась туда – сюда – нету! Кликала, кликала, заливалась слезами - братец не откликается. («Гуси – лебеди»)
5. «Обрадовалась старуха, содрала с медвежьей лапы кожу, мясо поставила в печь варится, а сама села и стала шерсть щипать». ( «Липовая нога»)
6. Только успел вымолвить – вёдра сами зачерпнулись и зашагали в горку. Идут, как утки, вперевалочку. ( «По щучьему веленью»)
7. «Средней дочери старик тоже велел одеться хорошенько и выйти на крылечко. Она оделась и вышла. Месяц подхватил её и унёс. ( «Солнце, месяц и Ворон Воронович»)
8. «Ушёл кот, а Петя – петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку – сидит, песни поёт, кота ждёт.» ( « Кот, петух и лиса»)
Ведущий:
 
Подведем итоги встречи. Посчитаем количество фишек и определим победителей. Награждение участников и победителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введенская, Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: «Просвещение», 1971.–143с

3. Ладыженская, Т.А.  Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская  – М.: «Просвещение», 1990. – 194с.

4. Панов, Г.А. Занимательные задания по русскому языку. / Г.А. Панов – М.: Издательство «Просвещение», 2008. – 253с.

5. Программа «Тайны родного языка», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012г.

6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821-10 от 06.12.2015 г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2016 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2016. – 19 с.

7. URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-tayni-russkogo-yazika-1204146.html - (дата обращения: 10.04.2017 )

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...